Литература
-
Литературная композиция "Юность Пушкина" 2025
Сценарий создавался на основе писем, критики, воспоминаний современников и произведений Пушкина. В нем много юмора, что заставляет вспомнить знаменитое высказывание Блока: «Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин». Он может быть использован и как основа для спектакля школьного театра, и как материал для построения цикла уроков по жизни и творчеству поэта, предполагающих активное участие детей. Первая часть, посвященная лицейскому периоду, была много лет проиллюстрирована пятью рисунками, выполненными в стиле рисунков самого поэта. Автор пожелал остаться неизвестным. Предлагаемый вашему вниманию сценарий школьного спектакля получил первое место в XIII Всероссийском конкурсе методических разработок «Сто друзей» в 2010–2011 учебном году.
-
Игра "О, счастливчик" для 7-го класса 2025
Представлены 11 вариантов вопросов к игре "О, счастливчик" для 7-го класса.
-
Использование нейросетей на уроках литературы 2025
С развитием технологий и искусственного интеллекта нейросети становятся важным инструментом в образовательном процессе. Особенно интересным является их использование на уроках литературы. В данной статье рассмотрим основные преимущества применения нейросетей в этой области.
-
Методическая разработка урока. Рассказ «Васюткино озеро» В.П.Астафьев. Образ главного героя 2025
В век научно-технического прогресса очень сложно заставить учащихся читать художественные произведения и анализировать их. Новые стандарты в обучении помогают уроки литературы сделать «уроками жизни», применять полученные знания на практике. Для этого важно создать атмосферу доверия, только в такой атмосфере возможно творческое самораскрытие личности. Исключительная роль здесь принадлежит учителю. Если он выберет правильную позицию, дети не только будут активными на занятиях, но и станут прекрасными помощниками на уроках литературы. Необходимо четко продумывать формы работы, которые помогают установить взаимопонимание между детьми, учат их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам одноклассников и адекватно оценивать свою работу, становиться успешными в жизни.
-
Особенности использования словесных методов обучения у младших школьников 2025
В работе рассмотрены словесные методы обучения на уроке чтения, развитие диалогической речи учащихся, представлены условия развития устной речи.
-
Древний мир в поэзии Нового времени 2025
Даны задания по литературе к теме "Древний мир в поэзии Нового времени".
-
Сценарий проведения конкурсно-игровой программы "Шить, вязать – уменье славное" 2025
Конкурсно-игровая программа «Шить, вязать – уменье славное» предназначена для учащихся 3–4-х классов. Данный материал адресован педагогам-организаторам детского досуга, педагогам дополнительного образования детей, учителям начальной школы и призван оказать помощь в подготовке и проведении внеклассных мероприятий. Предлагаемый сценарий носит познавательный и развивающий характер и направлен на воспитание у детей любви к книге и чтению, уважения к труду народных мастеров.
-
Контрольная работа по самостоятельно прочитанному произведению как необходимый этап литературного образования 2025
Представлены ряд контрольных работ по литературе по самостоятельно прочитанным произведениям.
-
Обобщение педагогического опыта "Применение элементов практико-ориентированного подхода на занятиях по литературе для студентов, обучающихся по специальности «Пожарная безопасность» 2025
Обращение к профессиональной этике пожарных позволяет студентам - будущим пожарным – спасателям задуматься над вопросами: «Какой вклад они могут внести в развитие нашего общества? Что значит быть ответственным членом сообщества? И, наконец, что важно для каждого из нас: выбрать путь пассивного созерцания или активный, творческий подход к жизни?». Это помогает молодому поколению лучше осознать критику Гончарова и извлечь уроки из романа, применяя их к современным реалиям. Ведь именно активные, ответственные граждане являются движущей силой прогресса и благополучия любого общества.
-
"И крестьянки любить умеют!" (по повести Н.М.Карамзина "Бедная Лиза") 2025
Цели и задачи урока: познакомить учащихся с повестью Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» как ярким образцом произведений сентиментализма; дать понятие сентиментализма как литературного направления; развивать навык выразительного чтения и анализа прозаического произведения.
-
На урок с удовольствием: мотивация обучающихся на уроке литературы при изучении художественного произведения 2025
Изучение художественной литературы в школе – это не просто знакомство с классиками и современной прозой, это формирование личности, развитие критического мышления, эмпатии и способности к образному мышлению. Однако часто учителя сталкиваются с проблемой недостаточной мотивации учащихся к чтению и анализу художественных текстов. В эпоху цифровых технологий чтение, требующее сосредоточенности и интеллектуальных усилий, проигрывает в конкуренции с более простыми и зрелищными формами развлечений. Поэтому вопрос мотивации становится ключевым для успешного преподавания литературы.
-
Житие Сергия Радонежского 2025
В древности были герои, о чьих делах можно говорить не как о подвиге, а как о подвижничестве, скромном и повседневном. Одним из таких произведений является "Житие Сергия Радонежского", созданное Епифанием Премудрым в 15 веке. Это произведение отличается от произведений этого жанра предшествующих веков тем, что жизнь героя дана в движении, в развитии.
-
Материалы для изучения романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?" 2025
Представлены материалы для изучения романа Н.Г.Чернышевского "Что делать?"
-
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы 2025
Использование электронных образовательных ресурсов на уроках русского языка и литературы в школе создает множество возможностей для улучшения качества образования. Они делают уроки более интересными, позволяют ученикам развивать необходимые навыки и способствуют глубокому пониманию изучаемого материала.
-
Викторина "Литературная маска" 2025
Представлены вопросы по литературным произведениям для проведения викторина "Литературная маска" для 7-го класса.
-
Развитие фонематического слуха у младших школьников. Авторское тестирование/ диагностика 2025
Представлены два варианта теста на проверку освоения темы "Фонетика" во 2-м классе.
-
Жанр пословицы (афоризма) в древнееврейской литературе. Книга притчей соломоновых 2025
Представлены 4 варианта заданий для закрепления темы по русскому языку "Жанр пословицы (афоризма) в древнееврейской литературе. Книга притчей соломоновых".
-
Приемы работы по обогащению словарного запаса младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения 2025
Одной из важнейших задач в начальных классах является развитие речи учащихся. Эта задача имеет широкое социальное значение: развитая речь ребенка позволит ему свободно общаться с окружающими его людьми, что немаловажно для успешного формирования социально активной языковой личности младшего школьника. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще. Актуальность исследования данной темы обусловлена и тем, что на уроках русского языка мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении, речь сегодняшних школьников невыразительна, однообразна, засорена нелитературными словами. Ответы детей на уроках, а также письменные творческие работы говорят о бедности лексического запаса, о неумении владеть словами, близкими и противоположными по значению, чувствовать и понимать переносные значения слов.
-
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы 2025
Формирование функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы является важным аспектом современного образовательного процесса, который способствует всестороннему развитию учащихся. Такой подход позволяет не только углубить знания учащихся о языке и литературе, но и развить практические навыки, необходимые в повседневной жизни.
-
Чья реплика? Тестовые работы по пьесам как форма контроля и как способ изучения природы драмы 2025
Тестовые задания, объединяемые названием «ЧЬЯ РЕПЛИКА?», кроме проверки знания теста пьесы, призваны наглядно показать учащимся все эти особенные свойства драматического диалога.
-
Наследственное имя семьи 2025
Когда же на Руси сложились фамилии? На этот вопрос ответить нелегко. Первые фамилии обнаружены в русских документах 15 века, существовать же они могли и ранее. В 19 веке почти каждый русский уже имел фамилию. Но юридически закреплёнными фамилии стали в 30-х годах 20 века. Подавляющее большинство русских фамилий образовано от христианских православных имён, содержащихся в церковном календаре – святцах. Христианская религия пришла из Византии, Византия заимствовала её у Римской империи, в Рим же она проникла с Ближнего Востока.
-
Тема Родины в лирике В.В.Маяковского. 11-й класс 2025
Идея урока: обобщающий урок-семинар по теме: «Россия в лирике А.Блока, С.Есенина, В.Маяковского в контексте художественной культуры в переломные революционные годы» с применением опорной схемы-конспекта. Цели урока: познакомить учащихся со своеобразием творческого метода Владимира Маяковского в развитии патриотической темы. Обобщить материал, полученный на предыдущих уроках; совершенствовать навыки работы с художественным текстом, опорной схемой-конспектом, планом сочинения. Развивать логическое мышление учащихся; пробудить у учащихся интерес к лирике Маяковского, отечественной художественной культуре рубежа веков. Помочь сформировать одиннадцатиклассникам собственный взгляд на творчество поэта.
-
Чья реплика? Тест на знание пьес Шекспира 2025
Представлены два варианта зачетной работы на знание драм Шекспира.
-
Тест. Система жанров древнерусской литературы 2025
В каждом отрывке есть фраза или несколько слов или даже одно слово, позволяющее отнести отрывок к конкретному произведению. Для внимательного ученика, уже знакомого с отечественной историей, этого достаточно, чтобы дать верный ответ. Обучающим смыслом задания является возможность даже на столь маленьком текстовом пространстве почувствовать особенности жанра и стиля каждого из произведений.
-
Тесты по произведению Ю.Олеша "Три толстяка" 2025
Представлены тесты по произведению Ю.Олеша "Три толстяка".
-
Рождество в русской литературе 2025
По мнению многих исследователей русской обрядовости, Святки и Рождество – любимые праздники русского народа. И потому, должно быть, так много в русской литературе произведений, связанных с этой темой.
-
Свет сострадания. Традиции средневековой дальневосточной прозы в рассказах Анатолия Кима ("Шиповник Меко","Улыбка лисицы","Бродяги Сахалина") 2025
"Рассказы об удивительном" – так можно в самых общих чертах охарактеризовать особенности повествовательной прозы средневекового Китая и Японии. Возникла она на пересечении нескольких жанровых традиций: миф, сказка, легенда, жизнеописание, любовная новелла. Сюжет строится, как правило, на одном-единственном эпизоде - встрече с потусторонней силой. Часто этой силой является призрак женщины. Семейно-бытовая тематика и утверждение простых жизненных ценностей наряду со стремлением к фактографической точности и отсутствием прямых авторских оценок – вот черты этих фольклорных по происхождению рассказов, которые, впрочем, уже в средние века характеризовались интересом к психологическим подробностям, мастерством детали, описания и развитым диалогом. Герой таких рассказов – обыкновенный человек, испытавший в своей жизни нечто особенное – заглянувший по ту сторону жизни.
-
Материалы для изучения романа И.А.Гончарова "Обломов" 2025
В данной разработке представлены материалы, которые помогут при изучении в 10-м классе романа И.А.Гончарова «Обломов»: вопросы контрольной работы по содержанию романа, которые помогут обратить внимание учащихся не только на сюжет романа, но и на художественные приемы, используемые писателем при создании образов; вопросы к статье А.Добролюбова «Что такое обломовщина?»; вопросы к статье А.Гениса и П.Вайля «Обломов и «другие». Сравнение двух критических статей, написанных в разное время (19 и 20 век) помогут вести разговор о актуальности романа для своего времени и для современного читателя.
-
Урок литературы в 9-м классе. Подготовка к итоговому собеседованию 2025
Данный урок-практикум позволит учащимся эффективно подготовиться к итоговому собеседованию по литературе. Практические задания помогут закрепить необходимые навыки, а работа в группах и индивидуальные выступления позволят преодолеть страх перед публичным выступлением. Учитель должен создать на уроке атмосферу поддержки и позитивного настроя, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно и комфортно. Важно! Урок можно адаптировать под конкретные условия и уровень подготовки класса. Также можно использовать другие фрагменты текстов и темы для дискуссии. Главное – создать условия для активной работы учащихся и закрепить основные навыки, необходимые для успешного прохождения итогового собеседования.
-
“Береги честь смолоду”: нравственные испытания и выбор героев в романе А.С.Пушкина “Капитанская дочка” 2025
Презентация для учащихся 8-х классов подготовлена к уроку по теме «“Береги честь смолоду”: нравственные испытания и выбор героев в романе А.С.Пушкина “Капитанская дочка”».