«Мы в ответе за всех, кого мы приручили» по рассказу Леонида Николаевича Андреева «Кусака»

Разделы: Литература, Профессия — педагог

Ключевые слова: Л.Н.Андреев «Кусака»


Цели:

  • образовательная: проанализировать рассказ (образ Кусаки); формировать умение определять тему, идею рассказа, характеризовать героев, кратко пересказывать эпизоды; учить создавать самостоятельные творческие тексты, анализировать проблемную ситуацию рассмотреть позицию автора и художественно-изобразительные средства, помогающие раскрыть образы героев; формирование познавательных УУД;
  • развивающая: развивать умение вслушиваться, всматриваться в слово художественного произведения, совершенствовать умение анализа литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием понятийного языка литературоведения; развивать навыки исследовательской работы, самостоятельной деятельности, критического мышления, работы с текстом; формирование регулятивных, коммуникативных УУД;
  • воспитательная: воспитывать сострадание к брошенным животным, показать связь отношений к людям и животным, дать ребятам понять, что «мы в ответе за всех, кого мы приручили»; формировать навыки воспитывать духовно развитую личность, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности, формировать гуманистическое мировоззрение гражданской позиции, любовь и уважение к литературе; формирование личностных УУД

Основные понятия: Литературный герой, метафора, сравнение, милосердие, сочувствие, сострадание, благодарность, гуманность, ответственность.

Ресурсы: Наглядный материал, учебник, презентация, портрет Л.Н.Андреева, иллюстрации к произведению, интернет-ресурсы, аудиозапись, раздаточный материал, тетради, карточки для рефлексии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Форма урока: урок-исследование.

Форма работы: групповая, коллективная.

Планируемые результаты:

  • Личностные:
    • самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
    • развитие познавательной активности учеников;
    • формирование нравственно-этического оценивания как понимания чувств животных и сопереживания им, а также живого интереса к изучаемому.

Метапредметные

  • Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • Регулятивные: умение работать по предложенному учителем плану, формулируя вопросы по учебному материалу, виду деятельности, в которых возникли затруднения; формирование способности принимать учебную цель и задачи, планировать их реализацию, прогнозировать.
  • Коммуникативные: продолжение работы по формированию умения выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание, уважать мнение высказывающего.
  • Предметные:
    • В познавательной (интеллектуальной) сфере: понимание ключевых проблем рассказа Л.Н.Андреев «Кусака», связанных с образами Кусаки и девочки, которая ее бросила; выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; формирование навыков составления рассказа о герое, лексической работы; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
    • В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской классической литературы; развитие умения выразить свои мысли, оценить поступок героя - обобщать, делать выводы.
    • В сфере физической деятельности: восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие; умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; умение вести диалог

Ход урока

Приветствие учителя:

Улыбки на лицах, и глазки горят -
Это ребята на урок спешат.
Давайте проверим, всё ли в порядке:
На месте учебник, ручка, тетрадка?
Друг другу улыбку пошлём
И урок наш начнём.

Учитель: предлагаю послушать стихотворение Э.Асадова «Глаза покинутой собаки».

Глаза покинутой собаки

Мне снятся ночью... как тут быть?
Ее обидеть может всякий
И даже попросту убить
Для комнатных нужна порода,
А для дворовых - злобный нрав
Ее обидела природа
Достоинств этих ей не дав
Хозяева прогнали прочь,
И я не в силах ей помочь!
В моей квартире коммунальной
Она помехой будет всем.
Но плач ее призывный, дальний
Мне душу вымотал совсем!

И вот, настойчиво и глупо
Я всех прошу, покой забыв
Плесните ей немного супу!
Погладьте ласковой рукой.
Хоть на часок пустите в сени!
Пускай погреется она!
Она поймет, она оценит,
До смерти будет вам верна!
О, одиночество огромность
И невозможно потерять
Собачью вечную готовность
Любить, служить и доверять
Пусть человек добрее будет!
Не прихоть это, не пустяк
Внимательно вглядитесь люди
В глаза покинутых собак.

Учитель: Понравилось стихотворение? - Любите ли вы своих собак? А за что? А смогли бы вы предать, обмануть, бросить своего четвероногого друга? Почему?

- Дома вы прочитали рассказ «Кусака». Понравился вам рассказ? Всё ли было понятно?

1. О чём мы сегодня будем говорить?

Ученики: Отвечают на поставленный вопрос. Много людей жестоких и равнодушных, в жизни часто видим жестокое отношение к животным.

Формулируют предполагаемую тему урока и цели (проблема взаимоотношения человека и животных, проблема добра и зла, проблема дружбы и предательства).

Учитель: Правильно. Самой главной является проблема ответственности за судьбу братьев наших меньших. Записываем дату и тему урока в тетрадь.

«Мы в ответе за всех, кого мы приручили» по рассказу Леонид Николаевич Андреев «Кусака».

К проблеме «Человек и животные» обращались многие русские писатели. Вспомните произведения, в которых рассказывается о собаках?

Ученики: А.П.Чехов «Каштанка», И.С.Тургенев «Муму».

Учитель: Почему, по- вашему, писатели обращались и обращаются к этой теме?

Ученики: Домашние животные дороги нам и близки.

Учитель: Интересно, а что подтолкнуло Л.Андреева заняться этой темой, каким человеком он был по жизни, почему он писал о животных? Для этого мы познакомимся с «Воспоминаниями К.И.Чуковского о писателе». (Приложение 1)

Учитель раздает распечатки на парту «Воспоминание К.И.Чуковского о писателе» и предлагает прочитать выразительно вслух по цепочке, соблюдая логические ударения, паузы, следя за произношением (корректирует при чтении возникающие ошибки в произношении, ударении).

Учитель: Какой вывод мы можем сделать о писателе? Каким же человеком был Л.Андреев?

Ученики: Добрым, милосердным, гуманным, ответственным

Учитель: Именно поэтому он и писал такие трогательные рассказы. Но для начала нам нужно провести небольшую словарную работу.

На уроке мы будем с вами употреблять слова: милосердие, сочувствие, сострадание, благодарность, гуманность, ответственность. Что они означают? Подберите определения, которые, по вашему мнению, подходят к этим словам (перед учениками лежат листы с определениями, к которым дети подбирают определяемые слова).

2. Словарная работа в тетрадях (Приложение 2)

  • Благодарность - чувство признательности за оказанное внимание, за бескорыстную помощь; готовность ответить взаимным благодеянием, «отплатить добром за добро».
  • Милосердие - деятельное соучастие в судьбе другого; готовность бескорыстно помогать нуждающимся.
  • Сочувствие - понимание чувств другого человека; способность относиться с участием, к чьему-либо переживанию, беде; разделять чужое горе
  • Ответственность - способность личности понимать соответствие результатов своих действий поставленным целям, принятым в обществе нормам.
  • Сострадание - чувство жалости, вызванное чьим-либо несчастьем, тяжелой судьбой.
  • Гума́нность - любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому; человечность, человеколюбие.

Дети подбирают определения, фиксируют в тетрадь и зачитывают. Эти слова нам понадобятся при анализе рассказа.

Учитель: Дома вы уже познакомились с текстом. Давайте попробуем разобраться в прочитанном.

3. Чтение 1 части рассказа учителем

Чтение с остановками.

Беседа по вопросам. - Какое настроение вызвала у вас эта часть рассказа?

- Зачитайте пейзаж этой части. Какие краски в нём преобладают? Как вы думаете, почему?

- Какой предстаёт перед читателями собака? Есть ли у неё кличка? Как её зовут?

- Как и каким появляется здесь человек? Почему о нём говорит писатель?

(пропойца-мужик)

Вывод: На протяжении года Кусака столько испытала: горе и побои, голод, счастье, любовь, сытость, гордость, потому что служит людям. Мы должны проследить, как менялась жизнь собаки в зависимости от того, чувствовала ли она любовь людей.

И сейчас вы поработаете в группах, каждая над своей главой, проанализируете и представите монологический ответ на поставленные в ваших листочках вопросы (Приложение 3):

  1. Обсудите и выберите название главы.
  2. Какое время года показано в этой главе, как природа связана с содержанием главы (зачитать)
  3. Найдите ключевые слова, передающие внешний вид, чувства и состояния Кусаки (прил., сущ., глаголы, наречия).
  4. Какую роль в передаче настроения Кусаки играют описания природы?
  5. Проследите, какие внешние и внутренние изменения происходят в Кусаке?
  6. Как ведут себя люди по отношению к Кусаке?

Ученики выступают каждый по своему отрывку.

4. Знакомство с 5 частью рассказа

Вопросы по отрывку:

- Найдите главное предложение этой части. Что чувствуется в этих словах? Почему она выла?

- Сможет ли Кусака когда-нибудь вновь поверить людям?

- Как вы думаете, кто нанёс собаке удар больнее - человек, который её пнул, или дачники? Почему?

Объясните, когда Кусака несчастнее - до или после дружбы и людьми?

- Чем закончился рассказ?

- Кого из героев можно считать неблагодарным? Почему? Вы когда-нибудь сталкивались с неблагодарностью? Какие чувства вы испытывали?

Работа с ключевыми образами, наблюдение над системой образов, комментированное чтение.

Да, мы все разные. Все имеем право на своё мнение. И выражать своё мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное - умение говорить, то, чем была обделёна Кусака.

5. Выразительное чтение отрывка

Учитель. Чтобы читать выразительно, надо иметь определённые знания. Отметим тон, паузы, логические ударения - знаки, ноты выразительного чтения. С каким чувством будем читать отрывок? Какой тон изберете? Вспоминаем «Экран настроения» (Приложение)

Учащиеся. С грустью, сожалением, печалью. Тон спокойный, ровный.

1) Самостоятельная работа

Учитель. Определите, на какие слова падает логическое ударение. Объясните, почему вы так думаете? Воспользуйтесь «Правилами постановки логического ударения» (Приложение 2).

Учащиеся. Работают на листочках, расставляя логические ударения в тексте рассказа.

Учитель. В чем особенность интонации текста? Используем «Словарь настроений». Объясните постановку знаков препинания. Определите, совпадают ли паузы со знаками препинания.

2) Корректировка партитуры отрывка

Учитель. Продолжаем работу на листочках с текстом рассказа. Найдите наиболее подходящий темп чтения. Обоснуйте свой выбор. Справа подпишите темп чтения. Слева - с каким чувством будем читать. Отмечаем логические паузы и логические ударения. Заканчиваем построение партитуры.

Учащиеся.

Кусака долго металась по следам уехавших людей, /добежала до станции // (П)(уточнение, вставная конструкция выделяется с обеих сторон тире) - (быстро) промокшая, грязная - /вернулась на дачу. //Там она проделала еще одну новую штуку, /которой никто, /однако, не видал: //(П) первый раз взошла на террасу и, (быстро) приподнявшись на задние лапы,/ заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. //Но в комнатах было пусто/, и(П)никто не ответил Кусаке///…

И когда уже не было сомнений,/ что она (ночь) наступила,/ собака жалобно и громко(М) завыла. //Звенящей, острой,/ как отчаяние, /нотой ворвался этот вой в монотонный,/ угрюмо покорный шум дождя,/ прорезал тьму и,/ замирая, /понесся над темным и обнаженным полем.//(П)

Собака выла(П) (уточнение) - ровно, /настойчиво и безнадежно спокойно//. И тому,/ кто слышал этот вой, казалось/ что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь,/ и хотелось в тепло, /к яркому огню,/ к любящему женскому сердцу.//(П)

Собака (М)выла./// - отрывок читается тихим, грустным голосом.

6. Выразительное чтение отрывка учащимися

Учитель. Сейчас, пользуясь нотами выразительного чтения, прочитаем 5 часть. Помним, что при чтении мы должны истолковать отрывок, раскрыть тему и идею, а поэтому используем средства речевой выразительности: усиливаем и ослабляем громкость, ускоряем и замедляем темп, повышаем и понижаем тон, пользуемся различными тембровыми красками.

Учащиеся. Читают текст по составленной партитуре.

Учитель. Рассказ в чтении звучит очень грустно.

2) Индивидуальное чтение и обсуждение

7. Рефлексия

Учитель. Когда вы более глубоко поняли этот рассказ: дома, при самостоятельном чтении или в конце нашего урока?

Учащийся. Конечно, в конце занятия, после подробного анализа передо мной открылась вся глубина горя собачки, я представила ее печальные глаза, вой.

Учитель. Какие чувства пробудила в вас работа над выразительным чтением отрывка? О чем заставила задуматься?

Учащиеся. Я задумалась об отношении к братьям нашим меньшим.

Попробуйте ответить на вопросы:

  1. Когда был написан рассказ по времени? (В начале XX века).
  2. Что изменилось с тех пор в отношении человека к животному?
  3. Почему этот рассказ актуален в наше время?

Вывод: "Мы в ответе за тех, кого приручили."

Ребята, мы сделали еще один шаг на пути знакомства с художественным произведением. Давайте вернемся к поставленным целям и задачам. Как вы считаете, мы справились с намеченным?

Чтобы узнать, что же вы узнали о Кусаке и девочке (а именно они находится в центре внимания автора), составьте синквейн на тему «Кусака» или «Девочка».

8. Домашнее задание

  1. Подготовить выразительное чтение 5 части по партитуре.
  2. Прочитать литературу по теме, создать электронную презентацию «Образы собак в русской литературе» на основе следующих произведений: «Каштанка» А.П.Чехова, «Белый пудель» А.И.Куприна, «Белый Бим Чёрное Ухо» Г.Н.Троепольского и др.