Литература
-
Образ Айя-Софии в произведениях И.А.Бунина – скрещение эпох, культур, цивилизаций 2025
На протяжении многих веков на берегах Босфора сталкивалось множество культур и вероисповеданий. Собор Святой Софии является наглядным примером такой исторической многослойности, став культурным синтезом Византийской и Османской цивилизаций. Он был построен в VI веке при византийском императоре Юстиниане и являлся одной из главных святынь древнего христианского мира. В 1453 Храм был превращен в мечеть Айя-София, а в 1934 году Мустафа Кемаль Ататюрк, основатель современной Турции, объявил его музеем. 10 июля 2020 г. Государственным советом Турции было принято решение о смене музейного статуса Собора Святой Софии и спустя 86 лет, Айя-София снова стала действующей мечетью. Решение Турецких властей вызвало во всем мире неоднозначные оценки от осуждения до одобрения, в том числе и в нашей стране.
-
Проблема нравственного выбора в произведениях Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане» и Василя Быкова «Сотников» 2025
Исследование о нравственном выборе было проведено на двух произведениях: Василя Быкова «Сотников» и Георгия Миронова «Легенда-быль о Русском Капитане». Первая часть работы посвящена исследованию творческого наследия Георгия Миронова и Василя Быкова. Во 2-й части произведен сопоставительный анализ характеров и поступков героев в ситуации выбора (речевая характеристика героев, характер героев, портрет внешний и психологический, пейзаж, символ, изобразительно-выразительные средства языка).
-
Презентация к уроку "Образ человека в рассказе" по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека" 2025
Представлена презентация к уроку "Образ человека в рассказе" по рассказу М.А.Шолохова "Судьба человека".
-
«Единый урок добра» об ответственном отношении к животным. Тема: «Мы в ответе за тех, кого мы приручили» 2025
Цель: воспитывать эмоционально-положительное ответственное отношение к животным.
-
Урок литературы в 5-м классе. В.П.Астафьев «Васюткино озеро». Человек и природа в рассказе 2025
Цели урока: познакомить учащихся с биографией В.П.Астафьева, пробудить интерес к его личности; продолжить работу по обучению аналитическому пересказу и составлению аналитического комментария художественного текста.
-
Обобщающий урок чтения по произведениям русской литературы XIX–XX в. 2025
Цель урока: обобщить знания учащихся о прочитанных произведениях.
-
Патриотическое воспитание через рассказы о Дне Победы в начальной школе 2025
День Победы – это не просто праздник, это священная дата, олицетворяющая героизм, мужество и самоотверженность советского народа в борьбе с фашизмом. Именно в начальной школе, в период формирования мировоззрения и нравственных ценностей, крайне важно заложить фундамент патриотизма, используя рассказы о Великой Отечественной войне и, в частности, о Дне Победы. Почему важен День Победы для младших школьников?
-
Развитие навыков чтения младших школьников посредством использования читательского дневника в процессе обучения 2025
В статье рассматривается использование читательского дневника как эффективного педагогического инструмента развития читательской компетентности младших школьников. Обосновывается его роль в формировании смыслового чтения, аналитического мышления и письменной речи. Представлены формы ведения читательского дневника, примеры заданий, а также обозначена роль учителя в процессе его интеграции в образовательную практику. Подкреплено современными исследованиями в области педагогики и психологии чтения.
-
Формирование навыков смыслового чтения на уроках русского языка и литературы 2025
С помощью технологии смыслового чтения учитель формирует способность не просто пересказывать текст, но и выражать отношение к прочитанному, давать оценку той информации, которую он получил, оценивать героев произведения. Школьники получают возможность вступать в диалог с автором тексте, спорить с ним или соглашаться с его мнением. С этой целью учащимся можно предложить обучающимся участвовать в различного рода дискуссиях, составлять характеристику героев, делать аннотации к любимым произведениям, книгам. Через книгу ребенок воспринимает различные модели поведения (умение дружить, добиваться своей цели, решать конфликты), которые могут быть эффективными в различных жизненных ситуациях. Наибольший эффект может быть достигнут, если чтение дополняется также совместным обсуждением. Это может помочь ребенку увидеть аналогии прочитанного в собственной жизни.
-
Буккроссинг миф или реальность? Или идущая практика через века? 2025
Буккроссинг как современное продолжение древней традиции обмена книгами, прослеживая его исторические корни от книжных клубов 18 века до современных практик. Буккроссинг утверждается как важный элемент культурного обмена и развития, который остаётся актуальным в условиях цифровизации благодаря созданию общностей и социализации, особенно среди детей и их родителей. Обмен книгами способствует не только распространению знаний, но и развитие креативного мышления и творческого потенциала детей, что делает буккроссинг ценным инструментом в образовательных процессах.
-
Урок-диспут по теме «Вечные темы в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» 2025
Цель урока: формирование личностного отношения к проблемам романа И.С.Тургенева «Отцы и дети», дать нравственную оценку духовной и физической деятельности Базарова, его отношению к людям, миру.
-
Анализ произведения с использованием технологии критического мышления на уроках литературного чтения. Отрывок конспекта урока литературного чтения по теме "Средства художественной выразительности (эпитет, сравнение) в лирических произведениях поэтов на примере произведения Саши Чёрного «Воробей»". 3-й класс 2025
Задачи урока: учить воспринимать содержание поэтического произведения; учить видеть авторское отношение к герою произведения; расширять представление о средствах создания поэтической выразительности (эпитет, сравнение); продолжить развитие речи: развивать речевое чутьё, выясняя лексическое значение отдельных слов и выражений, обогащать словарный запас учащихся за счёт малоупотребительных слов; воспитывать доброту, любовь и бережное отношение ко всему живому.
-
Сценарий проведения вечера-встречи с ветеранами Великой Отечественной войны «Треугольники писем военной поры…» 2025
Война закончилась… Время всё больше отдаляет нас от трагической, славной и героической Великой Отечественной войны. Проходят годы, но интерес к ней не ослабевает, мы всё больше и глубже пытаемся познать её суть. Помогают нам в этом бесценные человеческие документы – письма с фронта. Письма с фронта – это кровавые страницы Великой Отечественной войны. Их строки, как ничто другое, передают нам атмосферу и горького сорок первого, и радостного сорок пятого… Фронтовые письма тех лет посылали не в конвертах, а сворачивали треугольником, и треугольник этот, весточку, всем сердцем ждали как на фронте, так и в тылу.
-
Применение современных педагогических технологий для планирования и реализации новых развивающих технологий 2025
Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности. Информационные технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск. Потенциал компьютера, как основного средства обучения, позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся. Необходимость использования информационных технологий в обучении неоспорима так как является перспективным направлением развития образования. Использование компьютерных технологий даёт положительный результат в обучении работе на компьютере, а также в закреплении полученных знаний. Применение данных технологий в целостной системе помогает увеличить результативность и эффективность учебной деятельности, о чем свидетельствует положительная динамика освоения программы.
-
Саванна. Читательская грамотность. 3-й класс 2025
Саванна похожа на степь, но здесь могут встречаться полноценные лесные массивы. В саванне обитает множество животных, таких как антилопа, бегемот, лев, гепард леопард и многие другие.
-
Сценарий праздника "Прощание с Азбукой" 2025
Цель праздника: развитие познавательной активности и творческих способностей детей; развитие умения работать сообща и дружно с одноклассниками; создавать условия для формирования доверительных отношений между родителями, учителями и детьми; развивать мыслительные операции в ходе игры; воспитание у учащихся интереса к учёбе, к чтению.
-
Методическая разработка. Анализ эпизода «Что нужно человеку для счастья?» (Урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон") 2025
Представлен урок по роману М.Шолохова "Тихий Дон". Анализ эпизода «Что нужно человеку для счастья?»
-
Стихотворный материал по теме "Масленица" 2025
Представлен стихотворный материал по теме "Масленица".
-
Выразительность речи как одно из средств развития коммуникативной культуры 2025
Выразительное чтение – это практическое овладение учащимися основными законами искусства чтения. При обучении выразительному чтению ведущим является понимание текста, отношение автора к действующим лицам, а также собственное отношение ребят к событиям, о которых рассказывается. В задачу учителя входит такая организация выразительного чтения, чтобы учащиеся учились на примере собственного чтения и чтения товарищей. А чтение учителя должно быть адресовано к внутренним чувствам ребенка, раскрывая глубинный смысл произведения. Поэтому учитель должен владеть техникой чтения и учить этому своих учеников.
-
Воспитание социализированной личности через реализацию проекта "В мире поэзии". “Шигърият дөньясында” проекты аша социальләшкән шәхес тәрбияләү 2025
Актуальность проблемы развития речи у детей дошкольного возраста на современном этапе развития образования очень высока, так как речевая функция – это одна из важнейших психических функций. Овладев речью, ребёнок осознаёт, планирует и регулирует своё поведение. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности и социализации в целом. В ФГОС ДО в образовательной области «Речевое развитие» прописаны направления развития, включающие в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной монологической и диалогической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонематического слуха. В ходе реализации данного проекта активизируется речь и социализация детей.
-
Фразеологизмы 2025
Презентация, подготовленная к уроку русского языка в начальной школе, знакомит учащихся с фразеологизмами.
-
Арт-проект: «Солдатами спасенная весна» 2025
Цель проекта: формирование патриотизма, гордости за народ, одержавший победу в Великой Отечественной войне.
-
Литературно-музыкальная композиция "Москва, я признаюсь тебе в любви!" 2025
Представленный материал подготовлен для проведения внеклассного мероприятия по литературе для обучающихся 5–7-х классах. Цели и задачи: формирование у детей уважительного отношения к родному городу его истории и культуре; побуждение детей к познавательной деятельности; продолжение формирования умений и навыков работы с различными литературными и дополнительными информационными источниками, развитие у обучающихся коммуникативных навыков.
-
Бинарный урок-игра "Биография Уильяма Шекспира" 2025
Данная презентация разработана с целью проведения бинарного/билингвального урока по биографии Уильяма Шекспира в 8–9-х классах. В рамках обсуждения ученики знакомятся с основными событиями из жизни Шекспира, а также в игровой форме обсуждают шекспировский вопрос в литературе (проблему авторства произведений, приписываемых Уильяму Шекспиру).
-
Владимир Высоцкий. Поэт и Время 2025
Поэт и Время. Проблема настолько сложная, настолько и вечная, неразрешимая. Это величины, не существующие друг без друга. Поэт открыта тайна прошлого, настоящего и будущего, но именно времени дано судить, станет ли он поэтом? Шок, вызванный смертью Высоцкого, заставил современников задуматься, кем он был: бардом, поэтом, композитором, актером. Попробуем разобраться, почему после смерти Высоцкого назвали камертоном эпохи.
-
Технологическая карта открытого урока по родной (осетинской) литературе 2025
Представлена технологическая карта открытого урока по родной (осетинской) литературе.
-
В помощь учителю «Бессмертный роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» 2025
Перейдя к изучению лирики Лермонтова в 9 классе после пушкинской, удивительным образом замечаешь, что ученики нехотя учат её. Настроить же учащихся на чтение прозаического романа Лермонтова оказалось для меня задачей, требующей креативного подхода. Однако не следует забывать, что некоторыми учащимися роман был прочитан летом. Вооружившись этим знанием и лирикой самого Лермонтова, я решила создать эту систему вопросов, которая интригующе убедила детей перечитать, глядя по-новому на произведение, или вновь прочитать его. Для этого было предложено отыскать в тексте первой главы романа момент, где «звезда с звездою говорит» и «сквозь туман кремнистый путь лежит»? (строки из философского стихотворения «Выхожу один я на дорогу…») Спросить: «какому герою из романа могли бы принадлежать строки «и не жаль мне прошлого ничуть...»? А строки «я ищу свободы и покоя», проходящие лейтмотивом по всему произведению, были предложены для размышления над сочинением. Таким образом можно начать историю знакомства с шедевром русской классики.
-
Опыт организации работы над проектом "Интервью о военной поэзии" на уроках литературы в 7-м классе 2025
Ежегодно на уроках литературы мы посвящаем несколько занятий теме Великой Отечественной войны. В учебнике для 7-го класса есть статья «Час мужества. Интервью с участником Великой Отечественной войны Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии». Эта статья и навела на мысль о проекте «Интервью о военной поэзии».
-
Конспект урока по литературе «Мы в ответе за тех, кого приручили» (по рассказу Л.Андреева «Кусака» ) с презентацией 2025
С рассказом Л.Андреева "Кусака" учащиеся знакомятся в 7-м классе. Изучению рассказа отводится 2 часа. Основное внимание на уроке уделяется воспитанию нравственных чувств и качеств.
-
Музейный урок: «Лев Николаевич Толстой. Жизнь и творчество». 10-й класс 2025
Цель урока: знать биографию писателя; знать аспекты творчества; уметь работать с текстами разных стилей и жанров.