Пояснительная записка
Предмет: литература
Класс: 10.
Количество часов: Всего 34 часа, в неделю 1 час.
Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе:
- методического пособия для учителей общеобразовательных организаций «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». О.И.Щербакова, Москва, «Просвещение», 2015.
- методического пособия для учителей общеобразовательных организаций «Задания на понимание текста. 10 класс». О.Н.Зайцева, Москва, «Экзамен», 2013.
Цель программы: обучение итоговому сочинению на свободную тему с целью допуска к государственной итоговой аттестации.
Большинство старшеклассников испытывают затруднения в написании сочинения на свободную тему с целью подготовки к выпускному экзамену. Для написания сочинения необходимо понять проблемную сущность произведения, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы. Как то: рецензия, отзыв, очерк, тема и проблема произведения, основная мысль, художественные средства выразительности и т.п. Большой объем информации необходимо систематизировать. Помочь в этом поможет данный элективный курс.
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими художественными выразительными средствами русского литературного языка.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира подростков;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с лучшими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у школьников.
В 10 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, происходит знакомство с новыми писателями, темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.
Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны, но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее к тяжким периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, написание отзывов, рецензии, очерка, сочинений; подготовка докладов, презентаций, список произведений для самостоятельно чтения.
Эта работа дает возможность школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой.
Программный материал включает элементы следующих технологий:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).
Содержание тем учебного курса
Введение. Русская литература 20 века как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Темы любви, семьи, наркомании и пьянства; долга перед Отечеством (Вов).
Р.И.Фраерман. Творческий путь писателя. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» - замысел повести, основные персонажи, конфликт, проблематика.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». Нравственные уроки повести - любовь - пропуск в большую жизнь.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». Нравственные уроки повести - любовь открывает внутренние богатства человека.
Ч.Т.Айтматов. Жизненный и творческий путь писателя. Урок-монтаж.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Проблема пьянства и наркомании в современном обществе.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Проблема экологии в современном обществе. Художественное своеобразие романа.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Образ Авдия Каллистратова как человека небезразличного, в каких условиях живут окружающие его люди.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха» - уроки нравственности «К чему должны стремиться люди?»
Писатели-драматурги второй половины XX столетия.
В.С.Розов. Жизненный и творческий путь писателя.
В.С.Розов. Нравственная проблематика пьесы «В добрый час». Нахождение достойного места в жизни, сохраняя честь и совесть. Образы главных героев: Аркадия и Андрея.
Русская поэзия второй половины XX столетия. Новаторство, традиции (Б.А.Ахмадулина, Е.А.Евтушенко). Обзор.
А.Н.Рыбаков. Жизненный и творческий путь писателя. «Дети Арбата». Историческая основа романа.
А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата». Главные герои романа.
А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата». Судьба молодого поколения 30-х годов XX столетия, времени больших потерь и трагедий.
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XX века в восприятии современного читателя» (на основе 1-2 произведений).
Р.Р.Анализ сочинения.
Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей 2-й половины XX века. Обзор.
В.В.Быков. Творческий и жизненный путь.
В.В.Быков. «Альпийская баллада». Бессмертие любви, возникшей между русским солдатом и итальянской девушкой. Образы главных героев.
В.П.Астафьев. Жизненный и творческий путь писателя.
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка». Главная идея повести, жанровые особенности. «астафьевский символ». «Современная пастораль.
В.П.Астафьев. «Пастух и пастушка». Критик Валентин Курбатов: «Война есть стыд человечества, его горе, его проказа».
Писатели-драматурги о Великой Отечественной войне. Обзор. В.С.Розов о войне.
В.С.Розов. «Вечно живые». «Война-разлучница» - трагическая история любви Бориса и Вероники.
Обсуждение фильма «Летят журавли» - экранизации по пьесе В.С.Розова «Вечно живые».
Поэты о Великой Отечественной войне. М.И.Алигер, О.Ф.Берггольц, Р.И.Рождественский. Обзор.
М.И.Алигер поэма «Зоя» - судьба московской школьницы Зои Космодемьянской.
П.А.Лидов. Очерк «Таня» - судьба Зои Космодемьянской. История создания очерка, художественные особенности.
Сравнительный анализ произведений разных жанров - поэмы М.И.Алигер «Зоя» и очерка П.А.Лидова «Таня».
Теория литературы. Основные понятия: литература как искусство слова, тема, основная мысль, роман, повесть, очерк, рецензия, отзыв, жанр сочинения, поэзия, пастораль, художественное своеобразие.
Учебно-тематический план
№ |
Содержание |
Практические работы |
Кол-во часов |
1. |
Введение. Русская литература 20 века как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Темы любви, семьи, наркомании и пьянства; долга перед Отечеством (ВОв). |
1 |
|
2. |
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». |
1 |
3 |
3. |
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». |
3 |
5 |
4. |
В.С.Розов. «В добрый час». |
2 |
|
5. |
Русская поэзия второй половины XX столетия. (Б.А.Ахмадулина, Е.А.Евтушенко). |
1 |
|
6. |
А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата». |
1 |
3 |
7. |
Урок развития речи. |
1 |
2 |
8. |
Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей 2-й половины XX века. |
||
9. |
В.В.Быков «Альпийская баллада». |
1 |
3 |
10. |
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка». |
1 |
3 |
11. |
В.С.Розов. « Вечно живые». |
1 |
3 |
12. |
Поэты о Великой Отечественной войне. М.И.Алигер, О.Ф.Берггольц, Р.И.Рождественский. |
1 |
|
13. |
М.И.Алигер. Поэма «Зоя». |
1 |
1 |
14. |
П.А.Лидов. Очерк «Таня». |
1 |
2 |
15. |
Урок развития речи (сочинение) |
2 |
3 |
16. |
Итоговый урок. |
1 |
|
Итого: |
13 |
34 |
Количество часов: Всего - 34, в неделю -1 час.
Требования к уровню подготовки девятиклассников
В результате изучения литературы ученик должен
Знать:
- содержание литературных произведений;
- наизусть 2-4 стихотворения;
- основные факты жизненного и творческого пути писателей;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия.
Уметь:
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе, выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
- произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою, пользуясь аргументами из текста;
- писать сочинения, отзывы очерк, рецензию.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
Информационно-методическое обеспечение
- П.А. Николаева. Библиографический словарь в 2-х частях «Русские писатели», Москва, «Просвещение», 1990.
- Е.а. Самойлова. Сборник тренировочных тестов по литературе, Москва, «Экзамен», 2007.
- О.И.Щербакова. Методическое пособие «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2015.
- Л.А. Смирнова. Справочные материалы «Русская литература», Москва, «Просвещение», 1989.
- О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. 10 класс, Москва, «Экзамен», 2013.
- «Первое сентября» http://urok.1sept.ru
- http://pedsovet.su/
- http://www.zavuch.ru/
- http://kopilkaurokov.ru/
- http://planeta.tspu.ru/
- http://neuch.org/
- http://eor-np.ru/
- http://www.ege.edu.ru/
- http://school.edu.ru/
Список художественной литературы для чтения и изучения
- Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви»
- Ч.Т. Айтматов «Плаха» - роман
- В.С. РОЗОВ «В добрый час», «Вечно живые» - пьесы
- А.Н. Рыбаков «Дети Арбата» - роман
- В.В. Быков «Альпийская баллада» - повесть
- В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» - повесть
- М.И. Алигер «Зоя» - поэма
- П.А. Лидов «Таня» - очерк
- Поэзия Б.А. Ахмадулиной, Е.А. Евтушенко, О.Ф. Берггольц, Р.И. Рождественского