Программа элективного курса по литературе для учащихся 10-го класса "Нравственность есть правда"

Разделы: Литература

Класс: 10

Ключевые слова: ГИА по русскому языку


Пояснительная записка

Предмет: литература

Класс: 10.

Количество часов: Всего 34 часа, в неделю 1 час.

Рабочая программа по литературе для учащихся 10 класса составлена на основе:

  • методического пособия для учителей общеобразовательных организаций «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». О.И.Щербакова, Москва, «Просвещение», 2015.
  • методического пособия для учителей общеобразовательных организаций «Задания на понимание текста. 10 класс». О.Н.Зайцева, Москва, «Экзамен», 2013.

Цель программы: обучение итоговому сочинению на свободную тему с целью допуска к государственной итоговой аттестации.

Большинство старшеклассников испытывают затруднения в написании сочинения на свободную тему с целью подготовки к выпускному экзамену. Для написания сочинения необходимо понять проблемную сущность произведения, уметь анализировать его в неразрывном единстве формы и содержания и пользоваться для анализа необходимым минимумом сведений из теории литературы. Как то: рецензия, отзыв, очерк, тема и проблема произведения, основная мысль, художественные средства выразительности и т.п. Большой объем информации необходимо систематизировать. Помочь в этом поможет данный элективный курс.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими художественными выразительными средствами русского литературного языка.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературе и культуре других народов; обогащение духовного мира подростков;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве;
  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с лучшими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, воспитывающими высокие нравственные чувства у школьников.

В 10 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, происходит знакомство с новыми писателями, темами, проблемами, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Давно отгремела Великая Отечественная война. Уже выросли поколения, поутихла с годами боль утрат, зарубцевались раны, но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. Война по-прежнему живет в памяти нашего народа. Военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. Современная литература о войне обращается к наиболее к тяжким периодам в ходе Великой Отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, написание отзывов, рецензии, очерка, сочинений; подготовка докладов, презентаций, список произведений для самостоятельно чтения.

Эта работа дает возможность школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой.

Программный материал включает элементы следующих технологий:

  • уровневая дифференциация;
  • проблемное обучение;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

Содержание тем учебного курса

Введение. Русская литература 20 века как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Темы любви, семьи, наркомании и пьянства; долга перед Отечеством (Вов).

Р.И.Фраерман. Творческий путь писателя. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви» - замысел повести, основные персонажи, конфликт, проблематика.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». Нравственные уроки повести - любовь - пропуск в большую жизнь.
Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви». Нравственные уроки повести - любовь открывает внутренние богатства человека.
Ч.Т.Айтматов. Жизненный и творческий путь писателя. Урок-монтаж.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Проблема пьянства и наркомании в современном обществе.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Проблема экологии в современном обществе. Художественное своеобразие романа.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха». Образ Авдия Каллистратова как человека небезразличного, в каких условиях живут окружающие его люди.
Ч.Т.Айтматов. «Плаха» - уроки нравственности «К чему должны стремиться люди?»

Писатели-драматурги второй половины XX столетия.

В.С.Розов. Жизненный и творческий путь писателя.

В.С.Розов. Нравственная проблематика пьесы «В добрый час». Нахождение достойного места в жизни, сохраняя честь и совесть. Образы главных героев: Аркадия и Андрея.

Русская поэзия второй половины XX столетия. Новаторство, традиции (Б.А.Ахмадулина, Е.А.Евтушенко). Обзор.

А.Н.Рыбаков. Жизненный и творческий путь писателя. «Дети Арбата». Историческая основа романа.
А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата». Главные герои романа.
А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата». Судьба молодого поколения 30-х годов XX столетия, времени больших потерь и трагедий.
Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XX века в восприятии современного читателя» (на основе 1-2 произведений).
Р.Р.Анализ сочинения.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей 2-й половины XX века. Обзор.

В.В.Быков. Творческий и жизненный путь.
В.В.Быков. «Альпийская баллада». Бессмертие любви, возникшей между русским солдатом и итальянской девушкой. Образы главных героев.
В.П.Астафьев. Жизненный и творческий путь писателя.
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка». Главная идея повести, жанровые особенности. «астафьевский символ». «Современная пастораль.
В.П.Астафьев. «Пастух и пастушка». Критик Валентин Курбатов: «Война есть стыд человечества, его горе, его проказа».

Писатели-драматурги о Великой Отечественной войне. Обзор. В.С.Розов о войне.

В.С.Розов. «Вечно живые». «Война-разлучница» - трагическая история любви Бориса и Вероники.
Обсуждение фильма «Летят журавли» - экранизации по пьесе В.С.Розова «Вечно живые».

Поэты о Великой Отечественной войне. М.И.Алигер, О.Ф.Берггольц, Р.И.Рождественский. Обзор.

М.И.Алигер поэма «Зоя» - судьба московской школьницы Зои Космодемьянской.
П.А.Лидов. Очерк «Таня» - судьба Зои Космодемьянской. История создания очерка, художественные особенности.
Сравнительный анализ произведений разных жанров - поэмы М.И.Алигер «Зоя» и очерка П.А.Лидова «Таня».

Теория литературы. Основные понятия: литература как искусство слова, тема, основная мысль, роман, повесть, очерк, рецензия, отзыв, жанр сочинения, поэзия, пастораль, художественное своеобразие.

Учебно-тематический план

Содержание

Практические работы

Кол-во часов

1.

Введение. Русская литература 20 века как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Темы любви, семьи, наркомании и пьянства; долга перед Отечеством (ВОв).

1

2.

Р.И.Фраерман. «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви».

1

3

3.

Ч.Т.Айтматов. «Плаха».

3

5

4.

В.С.Розов. «В добрый час».

2

5.

Русская поэзия второй половины XX столетия. (Б.А.Ахмадулина, Е.А.Евтушенко).

1

6.

А.Н.Рыбаков. «Дети Арбата».

1

3

7.

Урок развития речи.

1

2

8.

Тема Великой Отечественной войны в произведениях русских писателей 2-й половины XX века.

9.

В.В.Быков «Альпийская баллада».

1

3

10.

В.П.Астафьев «Пастух и пастушка».

1

3

11.

В.С.Розов. « Вечно живые».

1

3

12.

Поэты о Великой Отечественной войне. М.И.Алигер, О.Ф.Берггольц, Р.И.Рождественский.

1

13.

М.И.Алигер. Поэма «Зоя».

1

1

14.

П.А.Лидов. Очерк «Таня».

1

2

15.

Урок развития речи (сочинение)

2

3

16.

Итоговый урок.

1

Итого:

13

34

Количество часов: Всего - 34, в неделю -1 час.

Требования к уровню подготовки девятиклассников

В результате изучения литературы ученик должен

Знать:

  • содержание литературных произведений;
  • наизусть 2-4 стихотворения;
  • основные факты жизненного и творческого пути писателей;
  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  • выявлять авторскую позицию;
  • выражать свое отношение к прочитанному;
  • сопоставлять литературные произведения;
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
  • характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе, выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным
  • произведением;
  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и отстаивать свою, пользуясь аргументами из текста;
  • писать сочинения, отзывы очерк, рецензию.

Календарно-тематическое планирование учебного материала

Информационно-методическое обеспечение

  1. П.А. Николаева. Библиографический словарь в 2-х частях «Русские писатели», Москва, «Просвещение», 1990.
  2. Е.а. Самойлова. Сборник тренировочных тестов по литературе, Москва, «Экзамен», 2007.
  3. О.И.Щербакова. Методическое пособие «Виды сочинений по литературе. 10-11 классы», Москва, «Просвещение», 2015.
  4. Л.А. Смирнова. Справочные материалы «Русская литература», Москва, «Просвещение», 1989.
  5. О.Н.Зайцева. Задания на понимание текста. 10 класс, Москва, «Экзамен», 2013.
  6. «Первое сентября» http://urok.1sept.ru
  7. http://pedsovet.su/
  8. http://www.zavuch.ru/
  9. http://kopilkaurokov.ru/
  10. http://planeta.tspu.ru/
  11. http://neuch.org/
  12. http://eor-np.ru/
  13. http://www.ege.edu.ru/
  14. http://school.edu.ru/

Список художественной литературы для чтения и изучения

  1. Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго или Повесть о первой любви»
  2. Ч.Т. Айтматов «Плаха» - роман
  3. В.С. РОЗОВ «В добрый час», «Вечно живые» - пьесы
  4. А.Н. Рыбаков «Дети Арбата» - роман
  5. В.В. Быков «Альпийская баллада» - повесть
  6. В.П. Астафьев «Пастух и пастушка» - повесть
  7. М.И. Алигер «Зоя» - поэма
  8. П.А. Лидов «Таня» - очерк
  9. Поэзия Б.А. Ахмадулиной, Е.А. Евтушенко, О.Ф. Берггольц, Р.И. Рождественского