Литература
-
Урок-викторина по повести Н.В. Гоголя "Майская ночь, или Утопленница" 2010
Цели предлагаемого урока-викторины: проверить знания учащихся по изученному произведению; развивать познавательный интерес к изучению произведений классической литературы; развивать речь учащихся; формировать навыки работы в группе.
-
Мифопоэтический анализ повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
Мифопоэтический подход к прочтению текста – это анализ по заданной формуле, изначальному образцу. Именно по такому образцу писались русские народные сказки. Композиция, сюжет, система образов – все выстраивалось в определенную схему.
-
Обучение анализу прозаического произведения на примере рассказа Ю.Буйды "Ванда Банда" 2010
Данную методическую разработку учитель может использовать при подготовке к урокам внеклассного чтения или к беседам о современной литературе в 9–11-х классах, а также при подготовке к традиционным урокам литературы, на которых учащиеся обучаются анализу прозаического произведения.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме "Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова "Ангел" 2010
В 7-м классе при анализе стихотворения М.Ю. Лермонтова «Ангел» ученики вспоминают страницы биографии поэта. При изучении лирики школьники анализируют каждую строфу, определяют стихотворный размер, рифму, выделяют тропы. Важно, чтобы ребята ни в коем случае не путали автора и лирического героя. Необходимо не просто выполнить литературоведческий анализ, но и услышать душу ребенка, его мысли, ассоциации.
-
Внешняя изобразительность как характерная черта писательской техники И.А. Бунина (на материале рассказа "Господин из Сан-Франциско") 2010
Данный интегрированный урок (литературы и изобразительного искусства) рассчитан на учащихся 11-го класса, предполагает глубокое изучение языка текста программного произведения И.А. Бунина, знакомство с шедеврами таких направлений живописи, как романтизм и импрессионизм, сопоставление литературных и живописных образов.
-
Научно-исследовательская работа по литературе на тему "Я живу на четвёртом этаже" 2010
В ходе урока учащиеся узнают о жизни Гоголя после его переезда в Петербург.
-
Конспект урока по литературе на тему "Иван Северьянович Флягин – один из правдоискателей земли русской. Черты русского национального характера в герое" 2010
Главный герой рассказа Н.С. Лескова «Очарованный странник» Иван Северьянович Флягин, прошедший через испытания, много раз находившийся на краю гибели, символизирует физическую и душевную стойкость русского народа. В лице Флягина – богатыря в рясе – Лесков стремится показать извечную и противоречивую борьбу христианского и языческого начал в человеке до конца жизни, в конце которой телесная мощь становится на службу мощи духовной, православной.
-
Урок литературы в 8-м классе по теме "Тургеневская девушка в повести. Образ Аси" 2010
Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви, закончившаяся разлукой не из-за каких-то внешних обстоятельств, а по внутренней несостоятельности героя, который не сумел взять на себя ответственность за судьбу и счастье полюбившей ему девушки. Главная мысль автора – в любви нельзя сомневаться, любовь нельзя откладывать на завтра.
-
Открытый урок в 7-м классе по теме "Степан Калашников — носитель лучших качеств русского национального характера" 2010
В поэме М.Ю. Лермонтова простой человек – купец Калашников – выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно православный уклад русской жизни укрепляет личность, делает ее твердой и сильной из-за ответственности перед семьей, родом. Калашников выступает носителем лучших качеств национального характера: твердости, мужества, решительности, благородства.
-
Сценарий литературно-музыкального спектакля по мотивам сказки Г.Х. Андерсена "Снежная королева" 2010
Спектакль состоит из 6 сцен. В ходе мероприятия возможны небольшие танцевальные композиции.
-
Урок литературы "Футуризм как литературное направление" 2010
При обзорном знакомстве с литературными направлениями Серебряного века учащиеся получили первоначальные сведения о футуризме и с удовольствием откликнулись на предложение о более глубоком изучении этого направления в искусстве и литературе. Для создания полной картины дети подбирали материал о живописи, музыке, поэзии той эпохи, готовили инсценированное выступление.
-
Программа элективного курса "Сочинение: законы и секреты мастерства. Основные правила написания сочинения" 2010
Программа элективного курса может быть реализована на любой ступени образования старшей школы: дополнить и обогатить уроки русского языка и литературы, подготовить учащихся к ЕГЭ (задание С) по русскому языку, стать основой для проведения уроков развития речи в старших классах, может быть использована как самостоятельный элективный курс или факультатив.
-
Проектный метод обучения на уроках литературы 2010
Проект предназначен для проведения классных часов, нестандартных уроков чувашского языка и литературы и ознакомления с жизнью и творчеством чувашского просветителя И.Я. Яковлева. В процессе работы ученики овладевают навыками исследовательской деятельности, умением работать с различными информационными источниками.
-
Урок литературы в 7-м классе по теме: "Наперсница волшебной старины" 2010
Урок помогает познакомить учащихся с жизнью Яковлевой Арины Родионовны, показать её значение в жизни и в творческой деятельности А.С. Пушкина.
-
Урок внеклассного чтения в 5-м классе по теме: "Мой четвероногий друг" 2010
Урок помогает воспитать чувство ответственности, искоренить черствость и равнодушие, показать счастье от общения человека с животным.
-
Методическая разработка вечера в литературной гостиной: "Играем свадьбу" 2010
Театрализованное действо "Играем свадьбу" воспитывает у учащихся интерес к национальным традициям, обычаям, ритуалам. По большому счёту, подобные мероприятия способствуют патриотическому и духовному воспитанию молодёжи.
-
Любовный идеал в лирике А.С. Пушкина 2010
Урок направлен на изучение любовной лирики А.С. Пушкина, развитие ассоциативного мышления и творческого воображения учащихся.
-
Урок-семинар по творчеству А.Ахматовой 2010
Урок знакомит старшеклассников с личностью и творчеством А.Ахматовой, с особенностями композиции ее стихов.
-
Урок литературы в 11-м классе «Два лица Тэффи – "смеющееся и плачущее"» 2010
Творчество Тэффи на уроках литературы в 11-м классе изучается обзорно. Пристальное внимание к слову этой удивительной писательницы начала XX века принесет юному читателю много наслаждения и открытий. Форма урока – литературный салон – оправдана тем, что сама Тэффи всегда и везде собирала салоны.
-
Урок-игра в 5-м классе по басням И.А. Крылова 2010
Новизна разработки заключается в выборе формы проведения урока: игра «Морской бой», компьютерных технологий. Учащимся предлагаются задания разного уровня: инсценировка басен либо чтение наизусть, знание текста и фактов биографии, восприятие и истолкование.
-
Урок литературы в 9-м классе по теме: "Мертвые души" – история создания, особенности сюжета, система образов. Чичиков и помещики" 2010
В представленном уроке использован метод проектов, который позволяет формировать исследовательские навыки учащихся, активизировать их деятельность, использовать полученные ими знания на практике. Очень интересные и самостоятельные работы представляют ученики. Работа с использованием программы PowerPoint приводит к целому ряду положительных эффектов.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Я сердцем никогда не лгу" (по биографии С.А. Есенина) 2010
На уроке учитель знакомит учащихся с личностью и жизнью Сергея Есенина. Разнообразные методы и приемы урока помогают изучить тему увлекательно и доступно. Урок предполагает просмотр видеофрагментов из кинофильма «Золотая голова на плахе» С. Рябикова. Урок построен так, что не только слово учителя, но и активное участие учащихся способствует глубокому проникновению в изучение личности поэта.
-
Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология) 2010
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте.
-
Интегрированный урок (ОБЖ + литература) о Полтавском сражении 2010
Интегрированный урок по ОБЖ и литературе расширяет кругозор учащихся, закрепляет знания учащихся о Полтавском сражении. Позволяет совершенствовать навыки самоанализа и самоконтроля, умения анализировать события и давать им оценку. Формирует чувство гордости и уважения к историческому прошлому своей Родины.
-
Урок литературы "Правда войны" (По рассказу В.П. Астафьева "Сибиряк") 2010
Урок посвящен творчеству известного сибирского писателя В.П. Астафьева. Для анализа взят его первый рассказ о войне «Сибиряк». Различные виды работы на уроке позволяют глубже понять гражданскую позицию писателя, увидеть правду войны, выявить нравственные качества ее главного героя - простого русского солдата.
-
Открытый урок: "Спешите стать терпимей и добрей" 2010
Урок-раздумье о сложности человеческих отношений. В процессе работы учащиеся постигают нравственные проблемы, проходят к мысли об ответственности каждого из нас за то, что происходит вокруг. Сопоставляя рассказы, дети приходят к выводу, что жестокость равно разрушительна и для тех, на кого она направлена, и для тех, кто ее совершил.
-
Конспект урока по литературе в 5-м классе "В поэтической мастерской" по теме "Ритм. Рифма. Стихотворная и прозаическая речь" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с понятиями стихотворная речь, прозаическая речь, ритм, рифма; учатся подбирать рифмы к словам. Цель урока достигается путем эффективного сочетания фронтальной, парной и индивидуальной форм работы на основе деятельностного подхода с применением элементов игровой, проблемной, развивающей и личностноориентированной технологий обучения.
-
Литературно-музыкальная композиция "А.В. Кольцов и его эпоха" 2010
200 лет тому назад в глубине России родился человек, удивительную судьбу которого не смогли бы предсказать никакие гороскопы. Сын воронежского прасола стал выдающимся поэтом, гордостью всего отечества. Подлинная, "немгновенная" слава нашла его сама. И вот уже почти два века звучит звонко и чисто его лирика, даруя людям высокое эстетическое наслаждение.
-
Урок обобщающего повторения по роману Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" (10-й класс) 2010
В статье представлен опыт групповой формы организации учебно-познавательной деятельности. Обобщающий урок, проводимый в виде презентации, поможет проверить знание текста, понимание основных идей романа, продемонстрировать творческие и компетентностные способности учащихся.
-
Об интеграции уроков русского языка и литературы 2010
Развитие потребности учащихся в чтении – это цель уроков литературы в первую очередь, но и уроки русского языка могут помочь активизировать читательский интерес. Основная задача, стоящая перед учителем, – овладение учащимися языковыми единицами, необходимыми для коммуникативных целей; для выражения разнообразных мыслей.