Цель: сегодня мы должны ответить на вопрос: почему в одних и тех же обстоятельствах один погибает как герой и остаётся в благодарной памяти людей, а другой идёт на предательство.
Приложение 1, слайд 1
Дети записывают тему урока в тетрадях.
I. Запись слов Левитана. Приложение 1, слайд 2.
II. Эти слова подвели черту под мирной жизнью советских людей, нарушив привычный уклад жизни, перечеркнув надежды, разлучив с близкими.
Василю Быкову было 19 лет, когда он отправился на фронт. Приложение 1, слайд 3.
Это писатель, неизменно верный одной теме - теме войны. В его повестях нет широких военных панорам и количество действующих лиц, как правило, невелико. Писатель утверждает, что его задача - «исследовать не самое войну, а возможности человеческого духа, проявляющегося на войне».
Василий Владимирович Быков родился в 1924 году в крестьянской семье на Витебщине. До войны учился в художественном училище. Когда началась война, обучался в Саратовском пехотном училище ускоренного выпуска. Он участвует во многих военных операциях, и пережить ему пришлось немало. Об этом свидетельствует следующий факт: на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в длинном списке погибших есть и его фамилия. Спасся он от смерти случайно: будучи тяжело раненным, выполз из избы, которую через несколько минут снесли прорвавшиеся фашистские танки. Воевал на территории Украины, Белоруссии, Румынии, Венгрии, Австрии. Был дважды ранен.
Первые рассказы Быкова не о войне, а о послевоенной жизни сельской молодёжи.
В середине 50-х годов обращается к теме войны.
Повести «Дожить до рассвета», «Обелиск», «Сотников» составляют своеобразную трилогию, посвященную проблеме нравственного выбора человека в трагических событиях войны.
Ill Жизненная основа повести.
В августе 1944 года, в разгар знаменитой Ясско-Кишинёвской операции, советские войска прорвали оборону, окружили большую группировку гитлеровцев. Среди сдавшихся в плен немцев будущий писатель увидел лицо человека, которое показалось ему знакомым. Быков узнал бывшего однополчанина, который давно считался погибшим. Он не погиб, а попал в плен. В ужасающих условиях плена не нашёл в себе сил для сопротивления и борьбы и, желая выжить во что бы то ни стало, сознательно пошёл на временную, как он думал, сделку с совестью, на предательство.
Вывод: этот эпизод лёг в основу повести.
Действие повести происходит в течение двух суток. Писатель ведёт повествование таким образом, что мы видим происходящее попеременно, то глазами Рыбака, то глазами Сотникова.
- Какие эпизоды повести вам запомнились больше всего? Чтение финальных сцен повести.
Итак, каждый из героев сделал свой выбор.
- С какой целью партизаны идут в деревню.
- Почему Сотников вызвался идти, ведь он мог отказаться, так как был болен.
(«Потому и не отказался, что другие отказались».)
- Каким предстаёт Сотников?
(Физически слабее Рыбака, но высокие нравственные принципы.)
- Рыбак в начале повести. Кто он?
(С самого начала вызывает симпатию: 1-практичностью; 2-умением быстро ориентироваться; 3-подбадривает больного товарища, даёт ему полотенце обмотать шею, первым прокладывает дорогу по снежной целине.)
- В чём главное различие героев? (Главное различие на духовном уровне.)
- Вспомним эпизод, когда партизаны в поисках продовольствия зашли к старосте Петру. Почему Сотникова не трогает сочувствие старостихи, заметившей, что он болен?
(От чрезмерной доверчивости отучила война.)
- Почему Рыбак не задумался над причинами службы старосты у немцев?
(«Факт службы у старосты определял для него всё».)
- Что побудило Рыбака вернуться к раненому Сотникову? (Рыбаку так просто было уйти - вряд ли догонят. Вся неприглядность его прежнего намерения стала столь очевидной, что он «опустился на край отважно»).
Не сила внутреннего убеждения, взаимовыручки в бою, а мысль об ответе, «страх за свою жизнь».)
- Тот ли это Рыбак, который не боялся пули в бою? Что с ним произошло?
(Страх поселился в нём, и первый шаг к растерянности уже сделан. Не о спасении Сотникова думал Рыбак, а только о себе. В это же время появляется первое недовольство товарищем.)
- Как же случилось, что Сотников и Рыбак попали в плен?
Давайте посмотрим, как ведут себя герои по мере усиления опасности. слайды 4,5. Для этого рассмотрим таблицу:
Эпизоды | Рыбак |
Сотников |
1 Встреча с полицаями на дороге. Как ведут себя Рыбак и Сотников |
«Как всегда в минуту наибольшей опасности каждый заботился о себе, брал свою судьбу в собственные руки» |
«... так просто он им не дастся» |
2 Преследование |
«... всё чаще стала напоминать о себе ... тревога за собственную жизнь» |
«Он чувствовал себя почти виноватым, оттого, что страдая сам, подвергал риску товарища» |
3 В избе у Дёмчихи |
«гибель как будто откладывалась, это было главное, а остальное для него уже не имело значения» |
«И он в отчаянии думал, что напрасно они отзывались, пусть бы полицаи стреляли - погибли бы, но только вдвоём» |
4 По дороге в полицию |
«Теперь уже Сотников не имел для него большого значения» |
«... только бы выгородить Дёмчиху» |
5 В фашистском плену |
«Появилась возможность жить - это главное. Всё остальное - потом» |
«Как в жизни, так и перед смертью у него на первом месте твердолобое упрямство, какие-то принципы» |
6 В последний час |
«... удирать некуда. После этой ликвидации - некуда. Из этого строя дороги к побегу уже не было» |
«... уйти из этого мира по совести, со свойственным человеку достоинством» |
Вывод по таблице.
- Какой выбор сделал каждый из героев?
(Рыбак одержим всепоглощающей идеей выжить. Для Сотникова главное умереть достойно, взяв всю вину на себя.)
- Зачем Быков вводит в повесть эпизоды детства? Давайте вспомним эти эпизоды.
(Он показывает прямую связь прошлого с настоящим. Рыбак совершает свой детский подвиг не задумываясь, полагаясь на физическую силу. Ложь Сотникова отцу стала для него уроком на всю жизнь. Он строго судит себя и держит ответ перед своей совестью. А Рыбак снова, как в детстве, оказался над пропастью. Только тогда он удержался на краю, а сейчас...)
- В чём же подвиг Сотникова?
(Он остаётся человеком в бесчеловечных условиях.)
Наверное, благодаря таким, как Сотников, была одержана победа. Как бы ни было тяжело, они до конца остались верны себе, Родине. Об этом стихотворение А.Ахматовой «Мужество».
- Как вы думаете, возможно ли нравственное возрождение Рыбака?
(Человек проверяется тогда, когда остаётся один на один с собой, со своей совестью. По Быкову: «после предательства не может быть и речи о моральном возрождении».)
- Как вы думаете, проблемы, поднятые Быковым в повести, злободневные сегодня?
(Это своеобразный урок всем, кто намеревается достичь корыстной цели любым способом. И при этом не задумывается над тем, как его выбор отразится на окружающих.)
Звучит песня Б.Окуджавы «Молитва». Приложение 1, слайд 6.
Домашнее задание.
Сочинение-миниатюра «О чём заставила меня задуматься повесть В.Быкова «Сотников»?