Литература
-
Урок по теме "Братья наши меньшие" 2008
Экологическое воспитание и экологическое просвещение должны стать приоритетными, начиная с детства, со школьной скамьи. Школа уже сегодня несёт ответственность за воспитание людей, готовых держать в своих руках экологическое будущее страны.
-
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы по теме: «Любовная лирика А.С. Пушкина».На уроке ребята учатся анализировать поэтический текст, развивать умение выразительно читать. Хотя цели и задачи нашего урока ограничены, ученики вольны высказать вслух все, что они думают о стихах Пушкина.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 10–11-х классах. Литературно-музыкальная композиция "Гекатомба – 41" 2008
Данное мероприятие может быть проведено после изучения произведений о Великой отчественной войне 1941–1945 гг.; во внеурочное время, на большую аудиторию, в рамках торжественных мероприятий, посвященных Дню Победы или другим дням памяти о страшных событиях тех лет.
-
Открытый урок для родителей по новелле О.Генри "Дары волхвов" 2008
Сценарий открытого урока для родителей по новелле О’Генри «Дары волхвов». Родители, приглашенные на урок, наблюдают за тем, как изучение литературы влияет на развитие личности ребенка, на формирование нравственных ценностей. Совместное обсуждение актуальных вопросов сближает взрослых и детей. Урок полезен в тех классах, где остро стоит проблема «деления на бедных и богатых».
-
Исследовательская работа на уроках литературы "Тема Родины в творчестве А.Блока", 11-й класс 2008
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной исследовательскую работу. В статье показано, каким образом ученики развивают у себя исследовательские умения и навыки, учатся самостоятельно приобретать дополнительные знания.
-
Урок литературы в 6-м классе. В.А. Жуковский "Светлана" – первая русская баллада 2008
На уроке литературы в 6-м классе учащиеся продолжают знакомиться с литературной балладой, определяют тип баллады В.А. Жуковского "Светлана" и ее художественное своеобразие, разговор идет о национальном колорите произведения, о гуманистической и нравственной направленности баллады.
-
Урок развития речи в 6-м классе "Как создается мир сказочных великанов" 2008
Представленный урок в системе уроков по роману Ф.Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль" завершающий. Используемые на уроке приемы и методы помогут учителю и учащимся творчески подвести итоги изучения произведения.
-
Хронотоп в романе М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" 2008
Цель данной работы – сопоставление пространственно-временной структуры романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» и взаимодействие с сюжетом и композицией.
-
Интегрированный урок (география + литература) "Народные промыслы Центральной России" 2008
Интегрированный урок расширяет знания об обычаях, традициях русского народа. В сочетании с лиричными стихами раскрывается сущность народных художественных промыслов Центральной России. Урок можно провести в виде ярмарки, на которую съезжаются купцы со своим товаром из различных сел. Данная тема способствует воспитанию патриотического отношения к Родине, повышению интереса учащихся к своеобразию образа жизни и формированию бытовых традиций русского народа.
-
Встреча в литературной гостиной, посвященная жизни и творчеству Леонида Филатова 2008
Встречи в "Литературной гостиной" проводятся в течение 15 лет - это продолжение уроков, углубление и дополнение содержания программы. Урок-встреча в "Литературной гостиной", посвященная жизни и литературному творчеству Леонида Филатова, помогает учащимся воссоздать глубину личности актера на основе его авторских стихотворений; углубить читательский интерес учащихся; воспитать чувство любви к поэзии; расширить литературный кругозор. Материалы урока-встречи подобраны в помощь учителям-словесникам для работы со старшеклассниками, увлеченными литературой.
-
Урок (литературная композиция) по творчеству В.В. Маяковского в 11-м классе "Я сам расскажу о времени и о себе" 2008
Уроки, посвященные изучению творчества В.В. Маяковского, являются, на мой взгляд, одними из самых сложных уроков литературы в курсе 11-го класса. Сложность представляет и желание отойти от штампов, глубже проникнуть в суть стихотворений, которые одиннадцатиклассникам чаще всего бывают непонятны. Конечно, таких неординарных, самобытных мастеров слова в русской литературе достаточно, однако, почему-то именно имя Владимира Маяковского вызывает в сознании детей в первую очередь протест. Поэтому задача уроков - не просто познакомиться с удивительным поэтом, а попытаться полюбить его, понять его самого, а через понимание личности понять его стихотворения.
-
"Кто же он? Стало быть, подлец?" (образ Чичикова в произведении "Мертвые души" Н.В. Гоголя) 2008
Урок-исследование помогает сформировать у учащихся представление об образе П.И. Чичикова из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души», воспитать интерес к нравственным и общечеловеческим ценностям; подводит учащихся к потребности в самосовершенствовании, развивает навыки целостного анализа произведения, умение самостоятельно мыслить, анализировать обстоятельства, в которых действуют герои.
-
Страдание мысли (два урока по трагедии Уильяма Шекспира "Гамлет") 2008
Урок посвящен рассмотрению трагедии "Гамлет" в контексте всего творчества Шекспира и шире в контексте культуры позднего Возрождения. Через конфликт, лежащий в основе произведения, раскрывается драматизм эпохи, кризис гуманистической идеологии. На примере главного героя раскрывается исключительная глубина и сложность внутренней сущности человека. Делается вывод о том, как в произведении решается проблема нравственного выбора, стоящего перед героем.
-
Литературная гостиная "Серебряного века силуэт" 2008
Представлен урок литературы, на котором учащиеся знакомятся с творчеством поэтов Серебряного века.
-
Урок литературы по теме "Открывая Обломова" 2008
Сложившееся устойчивое мнение об образе часто мешает "открытию" литературного героя, пониманию его глубины. Роль художественной детали в создании художественного образа (на примере произведений русской классики). Выводы о художественном стиле автора. Повторение изученного материала и создание базы для объяснения нового материала. Анализ эпизода "День Ильи Ильича". Обучение вдумчивому, глубокому чтению. Комментарий бытовых реалий XIX века.
-
Урок литературы в 11-м классе "За дьявола тебя молю, Господь" (тема дьявола в мировой литературе) 2008
Представленный урок является вторым в системе уроков литературы в 11-м классе по изучению романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита" (первый урок дается по теме "История создания и творческая история романа"). На данном уроке исследуется вопрос о том, как решалась в мировой литературе тема дьявола. Это позволяет включить роман Булгакова в контекст мировой литературы, определить, как решает этот вопрос Булгаков, наметить основные проблемы романа.
-
Формирование ассоциативного мышления учащихся при изучении лирического произведения 2008
В данной работе рассмотрены общие особенности вызываемых лирическими образами ассоциаций в произведениях разных авторов и разных художественных направлений. На примере одного урока показано, как педагог может от возникших при первом чтении субъективных ассоциаций через целостный анализ текста привести детей к наиболее глубокому пониманию произведения.
-
Урок внеклассного чтения в 8-м классе по юмористическим рассказам А.Вампилова "Если не можете быть счастливыми, так будьте же хотя веселы, друзья!" 2008
Урок дает возможность не только познакомить учащихся с личностью А.Вампилова и избранными страницами его биографии, но и с ранними юмористическими рассказами на основе активной творческой деятельности ребят. Большое внимание на уроке уделяется и теории литературы (приемы создания комического). В основу технологии урока положена методика продуктивного обучения А.Хуторского, что способствует развитию у ребят креативных способностей, потребности определять смысл своей деятельности.
-
Использование схемы на уроках литературы 2008
Тема "Использование схем на уроках литературы" интересна. Творчески работающего учителя это может натолкнуть на интересные находки. Литературу невозможно уложить в какую-то строго определенную схему, ведь выразить схематично чувства, настроения нельзя. У словесника, разумеется, главное - это язык, который должен стать для учащихся искусством слова, учитель вводит ученика в особый образно-эмоциональный мир, где должно цениться мнение ученика, его восприятие художественного произведения, а не обезличивание ребенка и произведения.
-
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора" (материал к интегрированному уроку) 2008
Мир купечества в творчестве А.Н. Островского и на картине П.А. Федотова "Сватовство майора". Лучше понять далекий от современного ученика мир купечества в произведениях А.Н. Островского помогает интегрированный урок - сопоставление того, как этот мир изображает драматург в своих пьесах и художник П.Федотов в картине "Сватовство майора". Язык литературы и язык живописи взаимно дополняют и обогащают друг друга.
-
Сценарий "Кто спасет наш вишневый сад?" по пьесе А.П. Чехова "Вишневый сад" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Театрализация занимает неоспоримое место в преподавании литературы. Проникновение в историческую обстановку, в роль, речь героев, понимание авторской позиции – всё это дает постановка пьесы целиком или фрагментарно. В предлагаемом сценарии по пьесе "Вишневый сад" появился новый персонаж сам автор Антон Павлович Чехов, который вместе с подростками XXI века наблюдает за жизнью своих героев.
-
Сценарий "Час суда" по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2008
Использование нетрадиционных форм обучения позволяет вызвать интерес учащихся к русской классической литературе, воспитывает патриотизм, развивает чувство прекрасного. Постановка по роману И.А. Гончарова "Обломов" в форме судебного заседания даёт возможность подросткам поразмышлять над проблемами поиска себя в обществе.
-
Урок литературы в 6-м классе "Наш выбор – знаменитые романы" 2008
Программа предполагает уроки внеклассного чтения после изучения главы "Роман как жанр эпического произведения" по роману А.Дюма. Мы решили расширить содержательные рамки данного урока. Учащиеся по выбору, разделившись на группы, в течение шести недель готовили проектную работу: прочитать роман, подготовить презентацию, написать отзыв. Для презентации можно использовать слайды, организовать просмотр видеофильмов, книжных выставок, инсценирование эпизодов, выразительное чтение, викторины, кроссворды. В предлагаемом списке были романы: Ж.Верна "Таинственный остров" и "Двадцать тысяч лье под водой", М.Рида "Всадник без головы", А.Беляева "Человек-амфибия", Г.Уэллса "Человек-невидимка", романы А.Дюма и В.Скотта и другие.
-
Внеклассное мероприятие. Сценарий гостиной, посвященной венчанию А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой "Чистейшей прелести чистейший образец" 2008
Данную гостиную, посвященную венчанию А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, можно проводить с учащимися 8–11-х классов при изучении творчества А.С. Пушкина. В гостиной рассматривается и живопись, в частности творчество А.Брюллова, и музыка - это использование композиции Сен-Санса "Царевна Лебедь" и "Баллада для Аделины" Сенессиля, и композиция "Метель" Г.Свиридова по одноименной повести А.С. Пушкина. При подготовке использовалась переписка А.С. Пушкина с Н.Н. Гончаровой, в которой раскрывается трепетное отношение к женщине, жене, что, несомненно, способствует формированию у подрастающего поколения ценности семьи.
-
Урок "Счастливый случай" по мифам Древней Греции 2008
Игра-зачет «Счастливый случай» по мифам Древней Греции проверяет знание учащимися мифов Древней Греции; расширяет кругозор учащихся, развивает речь, память, логическое мышление.
-
Литературный КВН для 5-го класса 2008
Данный урок является обобщающим. В ходе занятия учащиеся должны показать знания по изученным произведениям устного народного творчества и литературной русской и зарубежной сказке.
-
Марина Цветаева. Очерк жизни 2008
Поэтическая личность Марины Цветаевой сформировалась в уникальной, насыщенной новаторскими художественными исканиями атмосфере Серебряного века. Вместе со своими современниками - Ахматовой, Мандельштамом, Пастернаком, Маяковским - Цветаева заметно раздвинула границы и возможности поэтической речи. Миру и человеку она предъявляла максималистские нравственные требования, и потому интонация её стихов Императивна, Категорична и Повелительна.
-
Урок литературы по теме "Стихотворение А.С. Пушкина «Бесы»": жанровое своеобразие, особенности композиции, символика образов, типы конфликтов" 2008
На уроке дан биографический комментарий к стихотворению А.С. Пушкина «Бесы», установлена связь поэтического текста с письмами поэта; в комплексе проведён жанровый, композиционный, тематический, идейный и языковой анализ произведения.
-
Открытый урок чтения "Книга в кругу читателей". Читательская конференция по повести В.Ф. Тендрякова "Весенние перевертыши" 2008
К сожалению, в век компьютерных технологий вдумчивое чтение порой подменяется беглым ознакомлением с классическими произведениями через Интернет, поэтому так важно использовать в школе такие виды и формы работы, которые помогли бы подросткам увидеть красоту художественного слова, сформировать у них стремление к живому общению как с писателями далёкого прошлого, так и с писателями-современниками, с героями их произведений. Я огромнейшее внимание уделяю урокам внеклассного чтения. Повесть "Весенние перевёртыши" В.Ф. Тендрякова вызвала у моих учеников неподдельный интерес и, смею надеяться, оставила след в их душах.
-
Интегрированный урок (литература + история + ИЗО) по теме "Какой ценой?" 2008
Урок по теме: «Какой ценой?» проводится в 8-м классе после изучения на уроке литературы рассказа Роберта Шекли «Абсолютное оружие». На занятии и в ходе подготовки к нему у учащихся воспитывается отношение к человеческой жизни как главной ценности общества. В ходе коллективной работы дети приходят к выводу, что не всегда цель оправдывает средства.