Сценарий литературно-музыкальной композиции "Сергей Есенин. Штрихи к портрету"

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Сергей Александрович Есенин – большой русский поэт, задушевный и искренний. Прожив короткую и полную противоречий жизнь, безвременно покинул землю. “Пел не голосом, а кровью сердца”, – скажут о Сергее Есенине современники. Есенин подтвердит это:

Быть поэтом – это значит то же,
Если правды жизни не нарушить,
Рубцевать себя по нежной коже,
Кровью чувств ласкать чужие души.

Есенинская поэзия очень мелодична, поэтому рассказ о ней начнется с песни.

Под гитару исполняется романс “Не жалею, не зову, не плачу…” (1921):

Не жалею, не зону, не плачу,
Все пройдет, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым…

А.М. Горький писал: “Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой “печали полей”, любви ко всему живому в мире милосердия, которое более всего иного заслужено человеком”.

В архиве Горького собрано множество газетных вырезок, заметок о Сергее Есенине – материал для романа, где героем был бы поэт. Почему именно Есенин? “Жизнь и смерть его, – объяснял Алексей Максимович, – крупнейшее художественное произведение, роман, созданный самой жизнью”.

Пролистаем некоторые страницы этого романа.

На экране – фото Татьяны Федоровны и Александра Никитина Есениных (1905 и 1926 гг.)

Родился Сергей Есенин 21 сентября (по старому стилю) 1895 г. в рязанском селе Константинове, привольно раскинувшемся на холмистом берегу Оки. Он был первым ребенком в семье, имеющей крестьянские корни. Поэт напишет:

У меня отец крестьянин,
Ну, а я – крестьянский сын.

Отец Александр Никитич на самом деле не крестьянствовал, а большей частью жил в Москве. Работая у замоскворецкого купца, дослужился до приказчика.

Мать Татьяна Федоровна Титова в юности считалась лучшей песенницей на селе. Ей поэт посвятил замечательные слова.

2 фото: Т.Ф. Есенина (1946 г.), дом Есениных в Константинове

Песня под гитару “Письмо матери” (“Ты жива еще, моя старушка?”) 2 куплета.

Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!

Затем ученица, накинув на плечи платок, как это делают русские деревенские женщины, читает стихотворение “Разбуди меня завтра рано...”:

Разбуди меня завтра рано,
О моя терпеливая мать! (1917)

После чтения стихов со слов “Я по-прежнему такой же нежный...” вновь продолжается песня:

...Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том…

Фото: С. Есенин один и с сестрами (1914 г., 1915 г.)

Стихи Есенин начал писать рано. Первые его поэтические сочинения подражатольны:

Думы печальные, думы глубокие,
Горькие думы, думы тяжелые,
Думы от счастия вечно далекие,
Спутники жизни моей невеселые.

Но вот из-под пера 15-летнего Сергея появляются строки, которые звучат уже по-есенински.

Песня под гитару

Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло,
Только мне не плачется – на душе светло... (1910)

Фото: Сергей Есенин (портрет 1915 г.)

Есенин и Клюев в эстрадных костюмах (1916 г.);

Есенин в военной форме и. Клюев (1916 г.);

Сергей Есенин (1916 г.)

В 1915 г. готовится к печати первый сборник стихов Сергея Александровича Есенина “Радуница”. На него обращает внимание известный “крестьянский” поэт Николай Клюев, который вскоре становится единственным ближайшим другом, учителем и верным спутником Сергея. Современники отмечали, что влияние Клюева на Есенина в 1915–1916 гг. было огромно. Незадолго до смерти Сергей Александрович признавался: “Как был он моим учителем, так и останется...”.

Николай Клюев и Сергей Есенин в ту пору часто вместе выступали с чтением стихов. На вечере в Тенишевском училище Есенин вышел, наряженный в шелковую голубую рубашку, плисовые шаровары и остроносые сапожки из цветной кожи на каблучках. Читал стихи, аккомпанируя себе на балалайке. Балалайка была и у Клюева. Некоторые критики назвали это выступление “литературным балаганом”, поэтов – “потешниками и скоморохами”.

Но известность уже готова прийти к С. Есенину. Под Рождество 1915 г. Сергей идет в Царское Село с номером “Биржевых новостей” для Гумилева и Ахматовой, где рядом с произведениями Андреева, Мережковского, Бальмонта, Бунина напечатано и его стихотворение:

Край любимый! Сердцу снятся
Скирды солнца в водах лонных. (1919)

Фото: Памятник Есенину в Рязани

К любимому краю обращено раннее, прозвучавшее сейчас стихотворение Есенина. Тема родины стала основной в творчестве поэта, который признавался: “Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине”.

Есенинская Русь – страна бревенчатых крестьянских изб, голубых озер, бескрайних полей, неба с журавлями, которых “относит ветер вдаль”; страна белых берез, душистых черемух, золотых рощ, опавшего клена. Любовь к родине – это любовь ко всему, что дышит, движется, растет – живет на родной земле.

Спит ковыль, Равнина дорогая,
И свинцовой свежести полынь. (1925)

Фоторепродукции пейзажей русских художников.

На экране – репродукции известных полотен Васильева, Нестерова, Васнецова, Грабаря. Вряд ли авторы пейзажей предполагали, что их живопись оживет в поэзии, которая так естественно переливается голубым, розовым, белым, синим, золотым цветами – цветами неба, зари, снега, озер, колосящегося поля!

...Необычное березовое зимнее утро в “Февральской лазури” Грабаря, когда природа, по словам художника, “казалось, праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток”, и есенинское:

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом.
Точно серебром....

Полотно Васильева “Мокрый луг”. Темные деревья на фоне уходящей тучи, тень которой скользит по лугу. Еще напоен влагой воздух и …

Еще не высох дождь вчерашний.
В траве – зеленая вода.
Тоскуют брошенные пашни,
И вянет, вянет лебеда.

“Осенний пейзаж” Нестерова может проиллюстрировать есенинские строки:

Морозный дым качает ветром села,
Но ветра нет, есть только легкий звон.
И дремлет Русь в тоске своей веселой,
Вцепивши руки в желтый крутосклон..

Расстилающийся простор полей, синь озер, рек и неба, деревушка, виднеющаяся вдали, церковь, белеющая на горизонте, – такой увидел Россию художник Васнецов, такой же ее запечатлел поэт:

Гой ты, Русь моя родная,
Хаты – в ризах образа... (1914)

Стихотворение “Гой ты, Русь моя родная...” написано 19-летним поэтом. В 1925-м Сергей Есенин – больной, спивающийся, отчаявшийся, глядевший на горящую в небе звезду, – думал о смерти и снова – о родине:

Гори, звезда моя, не падай,
Роняй холодные лучи.
Ведь за кладбищенской оградой
Живое сердце не стучит. (1925)

Романс “Отговорила роща золотая…”

Фото Н. Рубцова

Много лет спустя появится в русской литературе еще один поэт, стихи которого будут созвучны стихам Есенина, жизнь тоже коротка, смерть также трагична. Это Николай Рубцов (1936-1971).

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью…(1964)

Во время песни на экране – репродукции (под каждой указан автор и название картины):

  1. А. Набатов. “Сеновал”, 1986.
  2. И. Глазунов. “Мать героя. Салют Победы”, 1986.
  3. И. Глазунов. “Тутаев. Пруд”, 1986.
  4. И. Глазунов. “Русский север”, 1968.
  5. И. Глазунов. “Русский север”, 1994.
  6. А. Набатов. “Часовня в Варваске”, 1985.
  7. А. Набатов. “Судьба русского дома (разрушенный вход)”, 1986.
  8. А.Набатов. “Гроза над Онегой”, 1986.
  9. А. Набатов. “Вечер на Онеге”, 1985.
  10. А. Набатов. “Летят тучки”, 1986.
  11. А. Набатов. “Последний Лель”, 1989.

И золотеющая осень,
В березах убавляя сок,
За всех, кого любил и бросил
Листвою плачет на песок...

Есенин знал многих, со многими расставался. Но сам говорил, что любил по-настоящему только двух женщин: Зинаиду Райх, мать своих двоих детей, и Айседору Дункан.

Фото Айседоры Дункан

Айседора Дункан (или Исидора, Изадора – так звал ее Есенин) – прославленная американская танцовщица, приехала в Россию в 1921 году для создания в голодной и разрушенной стране школы, где дети смогут обучаться танцу будущего.

Айседора не признавала технику классического балета. Истинно прекрасны, по ее мнению, лишь естественные движения, красоту которых знали древние греки.

Есенин и Дункан познакомились в ноябре 1921года. Ему – 26, ей – за 40. Несмотря на возраст, Айседора сохранила обаяние и привлекательность. Поэт и танцовщица стали мужем и женой. В их встрече, любви, браке было что-то роковое, в их совместной жизни – что-то скандально-трагическое. О чувствах Сергея к Исидоре, возродившей свободный эллинский танец, можно было бы сказать словами известного поэта античности Катулла:

Я ненавижу, любя.
“Возможно ли это? ”, – ты спросишь.
Сам я не знаю,
Но чувствую так и томлюсь.

В есенинских стихах, навеянных страстью к Айседоре Дункан, много отчаяния и грусти.

Сменяются кадры - фото Дункан. Танец

Выходит ученица, на плечах – легкая шаль, напоминающая те, которые любила носить Айседора. В ее исполнении звучит стихотворение “Пой же, пой...”

Пой же, пой. На проклятой гитаре
Пальцы плачут твои в полукруг.

...Они расстались. Айседора ненадолго пережила Сергея, нелепо погибла в 1927 году во время поездки в открытом автомобиле: ее задушил длинный шарф, обмотавшийся вокруг колеса.

Из-под колес отлегает пыль –
Дьявольская езда.
Остановите автомобиль,
Дамы и господа.
Ну вот все и кончено, вот и все...
Кругом пошла земля –
Шарф накрутился на колесо,
И это была петля...

Фото Есенина с сигаретой в правой руке (1922 г.), в костюме и шляпе (1925 г.)

В 1922-1923 годах, находясь с Айседорой Дункан в Европе и Америке, Есенин написал немного стихотворений, но в каждом из них – тоска, одиночество, желание быть понятым людьми, оправдаться перед ними, стремление оказаться ближе к родным местам.

Обманывать себя не стану,
Залегла забота в сердце мглистом…(1922)

Возвращение на Родину не спасло от внутреннего отчаяния и одиночества: Русь стала для Сергея Есенина “бесприютной”, Москва – “кабацкой”, а сам поэт казался себя опавшим кленом.

Песня под гитару “Клен ты мой опавший...”.

Клен ты мой опавший, клен заледенелый,
Что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел… (1925)

Репродукции - виды Москвы:

  1. Ф.Алексеев. Красная площадь в Москве, 1801.
  2. Ж. Делабард. Вид на Москву, 1729.
  3. С. Шухвостов. Москва. Тверской бульвар.
  4. Неизвестный художник первой половины XIX в. Санные гонки в Петровском парке.
  5. М.Грабарь, Походный двор в Замоскворечье. Серый день, 1940.
  6. А.Саврасов. Сухарева башня, 1872.
  7. В.Поленов. Московский дворик, 1878.
  8. В.Кандинский. Смоленский бульвар.Зимний день, 1918.
  9. Н.Гончарова. Московская зима. 1910-е.
  10. В.Мешков. Моховая улица, 1904.
  11. Г.Сысолятин. Москва строится, 1975.
  12. В.Рождественский. Старый каменный мост. Москва, 1926.
  13. Е.Щербаков. Красная площадь, 1972.

Да! Теперь решено. Без возврата
Я покинул родные поля. (1922)

Фото: Есенин (лицо усталое, волосы зачесаны назад) в 1925 г.

Все чаще и чаще звучит в есенинских стихах мотив смерти. В чем причина? Был ли поэт несчастлив, не понят, недооценен? Вряд ли. Но ему так казалось. Психика Сергея Александровича, в последние годы жизни сильно расстроенная алкоголем, настраивала его на мрачные мысли, на безнадежную тоску. Грезились ему в зеркале темнота, кто-то в цилиндре и с тростью – об этом поэма “Черный человек”.

Когда Сергей был трезв, стихотворений он сочинял очень много, случалось до восьми сразу. Сочинял только тогда, когда был трезв.

“Свои замечательные стихи 1925 года, – вспоминал А. Мариенгоф, – Есенин писал в тот единственный час, когда был человеком. Он писал почти без помарок. Тем не менее они были безукоризненны даже по форме, более изощренной, чем когда-либо. Я говорю -изощренной, понимая под этим лиричность, точность, предельную простоту при своеобразии. Это было подлинное чудо, в молодые добрые времена он не работал так легко и быстро”.

...Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь…

Сергей Есенин был тяжело болен. Выдающийся психиатр профессор Ганнушкин, у которого поэт лечился перед смертью. В ноябре 1925 года, поставил диагноз: ярко выраженная меланхолия – психическое расстройство, которому постоянно сопутствует тоскливое настроение, навязчивые мысли о самоубийстве. Пришла последняя осень поэта...

А в конце декабря Сергей приехал в Ленинград, остановился в гостинице “Англетер”. Встречался с Клюевым, читал “Черного человека”. Очень боялся оставаться в номере один – ему мерещились преследователи.

27 декабря Есенин отдал приятелю Вольфу Эрлиху стихотворение, написанное кровью (не был чернил, порезал руку, чтобы писать). Оно стало знаменитым, предсмертным, последним.

Песня под гитару “ До свиданья, друг мой...”

До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди. (1925)

Фото: Есенин в шляпе (1925)

Мы теперь уходим понемногу
В ту страну, где тишь и благодать,
Может быть, и скоро мне в дорогу
Бренные пожитки собирать... (1924)

“Мы теперь уходим понемногу…” О ком эта есенинская строка? К сожалению, не только о себе самом. Многие русские поэты, лучшие русские поэты, приходили на эту землю, “чтоб скорей ее покинуть”. А. Пушкин, М. Лермонтов, В. Маяковский, М. Цветаева, Н. Рубцов, В. Высоцкий ушли в свою последнюю зиму, в последнюю весну, в последнее лето, в последнюю осень. Но с нами остались их живые стихи, а значит – их души.

В записи звучит песня Ю. Шевчука “Последняя осень”.

Во время ее исполнения на экране появляются портреты и фото поэтов, безвременно покинувших землю: Пушкина, Лермонтова, Цветаевой, Рубцова, Высоцкого и – Есенина.