Цели:
- познакомить с новым произведением русского народного творчества,
- развивать воображение, творческое мышление, память, связную речь,
- воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книгам.
Ход урока
1. Орг. момент.
«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
(Открываю доску).
Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдём в мир сказок и чудес.
(Раздаю карточки).
2. Проверка домашнего задания.
- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
- Определите жанр этого произведения.
- Кто автор?
(Работа по иллюстрации к сказке В.Даля).
- Расположите их в хронологическом порядке.
Проверка домашнего чтения.
1-я группа – выборочное чтение.
- Прочитайте зачин сказки.
- Как дед с бабой надумали вылепить Снегурочку?
- Как ожила Снегурочка?
- Прочитайте встречу лисы и Жучки.
3-я группа – инсценировка отрывка из сказки.
2-я группа – пересказ по картинке.
3. Новый материал.
Работа с выставкой книг.
- Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).
- Напомните мне правила обращения с книгами.
- Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?
- Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. (1 учащийся делит книги на группы).
Работа с рисунками.
- К сегодняшнему уроку вы вместе с родителями приготовили вот такую выставку рисунков.
- Рассмотрите выставку и скажите, какие герои сказок вам знакомы?
(Проверка уч-ся работавшего с выставкой книг).
- Отгадайте загадки:
«Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда – то.
Ну, а зовут её…(Дюймовочка).
- Это авторская или народная сказка?
- А кто автор? (Г.Х.Андерсен).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).
- А эта сказка относится, к какой группе?
- Кто её автор? (Ш.Перро).
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).
- А как вы думаете, это сказка авторская или народная? (Авторская).
- Кто автор этой сказки? (Владимир Иванович Даль).
(Показываю книгу В.И.Даля).
- А вот сегодня мне хочется познакомить вас с народной сказкой «Снегурочка».
(Показ книги).
- И нам предстоит сравнить её со сказкой В.Даля.
Чтение сказки учителем.
Продолжает чтение хорошо читающий ученик.
Физминутка.
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите- ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Беседа после прочтения.
- Поднимите руку, кому понравилась сказка.
- Как стали лепить Снегурочку дед и баба?
- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?
- Игры на свежем воздухе приносят вред или пользу нашему здоровью? Какую?
- Как ожила Снегурочка?
- Почему Снегурочка не рада приходу весны?
- С кем пошла Снегурочка в лес?
- Чем занимались девушки в лесу?
- Как закончилась эта сказка?
Составление обложки.
- Название произведения.
- Автор.
(Вывешивается обложка).
- Определите жанр.
- Докажите, что это сказка, а не рассказ.
- О ком эта сказка? (О Снегурочке).
(1 учащийся выбирает правильный ответ).
Речевая разминка.
Сне |
по |
роч |
ки |
друж |
ка |
ба |
гу |
ба |
ли |
дед |
са |
- Чтение слогов.
- Какие слова можно составить из этих слогов. (Учащиеся выходят и составляют слова).
- Чтение слов.
- Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).
- Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька). - Какое слово «лишнее»? Почему?
(Проверка карточки учащегося).
- Герои какой сказки встретились в карточке?
- Какие герои у тебя оказались «лишними»?
Чтение учащимися.
- Чтение за ведущим. (1 ч.)
- Чтение « по – цепочке» (2 ч.)
- Чтение «жужжащее». (3 ч.)
Рассматривание иллюстрации.
- Выберите из текста предложения, которые подходят к иллюстрации.
- Прочитайте зачин сказки.
Работа в тетради.
№1 с. 65 – коллективная работа.
№2 с. 65 – взаимопроверка.
Коллективная работа по таблице. (доска).
Автор |
Название |
Герои |
Зачин |
Концовка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4. Итог урока.
-Наше путешествие подошло к концу.
-С каким произведением познакомились сегодня на уроке?
- К какому жанру оно относится?
(Проверка карточки учащегося)
- А у тебя в карточке встретились произведения, каких жанров?
Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.
- Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.
5. Домашнее задание: всем читать с.138 -141, №4 с. 66
- 1-му ряду – нарисовать рисунок к 1 части
- 2-му ряду – приготовить пересказ 2 части.
- 3-му ряду – приготовить чтение по ролям 3 части.