Урок литературного чтения во 2-м классе. "Русская народная сказка "Снегурочка"

Разделы: Литература, Начальная школа


Цели:

  • познакомить с новым произведением русского народного творчества,
  • развивать воображение, творческое мышление, память, связную речь,
  • воспитывать интерес к чтению и бережное отношение к книгам.

Ход урока

1. Орг. момент.

«Спешу приветствовать вас я,
Мои весёлые друзья!
Мы собрались сегодня в классе!
Верней не в классе, а в лесу.
Случайно волка не видали?
А, может, встретили лису?
Всё это присказка, не сказка,
Ведь сказка будет впереди.
Но мало времени осталось.
Готовы вы со мной идти?
(Открываю доску).

Раскроем занавес – вуаль,
И перед нами на мгновенье
Раздвинул ветви чудный лес
И, задержав слегка волненье,
Войдём в мир сказок и чудес.
(Раздаю карточки).

2. Проверка домашнего задания.

- С каким произведением познакомились на прошлом уроке?

- Определите жанр этого произведения.

- Кто автор?

(Работа по иллюстрации к сказке В.Даля).

- Расположите их в хронологическом порядке.

Проверка домашнего чтения.

1-я группа – выборочное чтение.

- Прочитайте зачин сказки.

- Как дед с бабой надумали вылепить Снегурочку?

- Как ожила Снегурочка?

- Прочитайте встречу лисы и Жучки.

3-я группа – инсценировка отрывка из сказки.

2-я группа – пересказ по картинке.

3. Новый материал.

Работа с выставкой книг.

- Существует очень много сказок. Обратите внимание на выставку книг. (рассматривание книг).

- Напомните мне правила обращения с книгами.

- Как нужно читать книги, чтобы не навредить своему здоровью?

- Все сказки можно разделить на две большие группы. Посмотрите внимательно на выставку и скажите, на какие две группы можно разделить данные сказки. (1 учащийся делит книги на группы).

Работа с рисунками.

- К сегодняшнему уроку вы вместе с родителями приготовили вот такую выставку рисунков.

- Рассмотрите выставку и скажите, какие герои сказок вам знакомы?

(Проверка уч-ся работавшего с выставкой книг).

- Отгадайте загадки:

«Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда – то.
Ну, а зовут её…(Дюймовочка).

- Это авторская или народная сказка?

- А кто автор? (Г.Х.Андерсен).

И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка).

- А эта сказка относится, к какой группе?

- Кто её автор? (Ш.Перро).

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт бедняжка. (Снегурочка).

- А как вы думаете, это сказка авторская или народная? (Авторская).

- Кто автор этой сказки? (Владимир Иванович Даль).

(Показываю книгу В.И.Даля).

- А вот сегодня мне хочется познакомить вас с народной сказкой «Снегурочка».

(Показ книги).

- И нам предстоит сравнить её со сказкой В.Даля.

Чтение сказки учителем.

(Приложение 1)

Продолжает чтение хорошо читающий ученик.

Физминутка.

Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнём – и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
-Станет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо десять раз.
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам.
Раз, два, три, четыре, пять,
Повторите-ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Красной Шапочки совет:
- Если будешь прыгать, бегать,
Проживёшь ты много лет.
-Раз, два, три, четыре, пять!
Повторите- ка опять:
- Раз, два, три, четыре, пять.
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!

Беседа после прочтения.

- Поднимите руку, кому понравилась сказка.

- Как стали лепить Снегурочку дед и баба?

- Какие ещё зимние игры и забавы вы знаете?

- Игры на свежем воздухе приносят вред или пользу нашему здоровью? Какую?

- Как ожила Снегурочка?

- Почему Снегурочка не рада приходу весны?

- С кем пошла Снегурочка в лес?

- Чем занимались девушки в лесу?

- Как закончилась эта сказка?

Составление обложки.

- Название произведения.

- Автор.

(Вывешивается обложка).

- Определите жанр.

- Докажите, что это сказка, а не рассказ.

- О ком эта сказка? (О Снегурочке).

(1 учащийся выбирает правильный ответ).

Речевая разминка.

Сне

по

роч

ки

друж

ка

ба

гу

ба

ли

дед

са

  1. Чтение слогов.
  2. Какие слова можно составить из этих слогов. (Учащиеся выходят и составляют слова).
  3. Чтение слов.
  4. Какое правило встретилось в словах дед, подружки? (Парная согласная).
    - Как проверить написание этих слов? (дедушка, подруженька).
  5. Какое слово «лишнее»? Почему?

(Проверка карточки учащегося).

- Герои какой сказки встретились в карточке?

- Какие герои у тебя оказались «лишними»?

Чтение учащимися.

  1. Чтение за ведущим. (1 ч.)
  2. Чтение « по – цепочке» (2 ч.)
  3. Чтение «жужжащее». (3 ч.)

Рассматривание иллюстрации.

- Выберите из текста предложения, которые подходят к иллюстрации.

- Прочитайте зачин сказки.

Работа в тетради.

№1 с. 65 – коллективная работа.

№2 с. 65 – взаимопроверка.

Коллективная работа по таблице. (доска).

Автор

Название

Герои

Зачин

Концовка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Итог урока.

-Наше путешествие подошло к концу.

-С каким произведением познакомились сегодня на уроке?

- К какому жанру оно относится?

(Проверка карточки учащегося)

- А у тебя в карточке встретились произведения, каких жанров?

Мой юный друг!
Бери с собой в дорогу
Своих любимых сказочных друзей
В заветный час они тебе помогут
Найти мечту и сделать жизнь светлей.
Любят сказки все на свете,
Любят взрослые и дети,
Любят слушать и смотреть.
Сказки могут душу греть.

Чудеса в них происходят,
Люди к счастью путь находят,
И, конечно же, добро
Побеждает ложь и зло.

- Вы все хорошо сегодня работали, но я хочу отметить особо активных детей.

5. Домашнее задание: всем читать с.138 -141, №4 с. 66

  • 1-му ряду – нарисовать рисунок к 1 части
  • 2-му ряду – приготовить пересказ 2 части.
  • 3-му ряду – приготовить чтение по ролям 3 части.