Литература
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Ваш сын и брат" (литературная гостиная) 2010
В 2009 году исполнилось 80 лет со дня рождения и 35 лет со дня смерти В.М. Шукшина. "Ваш сын и брат" – так называется сценарий литературной гостиной для старшеклассников. Мероприятие можно провести в форме заочной экскурсии – путешествие по музейному комплексу В.М. Шукшина в Сростках.
-
Литературная игра по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" "Рукописи не горят" 2010
Нетрадиционная игровая форма вызовет живой отклик у ребят, поможет нацелиться на внимательное отношение к тексту романа. Учитель найдет в подборке интересные задания, сумеет отрежиссировать ход урока по своему усмотрению.
-
Тема: "А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Пущину»" (6-й класс) 2010
Урок изучения нового материала. Цели урока: заинтересовать учеников рассказом о лицейских годах поэта; организовать самостоятельную работу учащихся; работать над выразительным чтением, рассмотреть стихотворение «Пущину».
-
Урок-практикум по литературе в 9-м классе "Тема Родины в лирике С.А. Есенина" 2010
Исследование лирических текстов на данном уроке предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений С.А. Есенина. В ходе групповой работы обучающимся предстоит ответить на вопрос: "Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях в разные периоды его жизни и творчества?"
-
Интегрированный урок "Величие, слава и подвиг русского народа в музыке и литературе XIX и XX веков" 2010
Интеграция литературы и музыки даёт возможность показать учащимся "мир в целом", преодолев разобщённость научного знания по дисциплинам; высвобождаемое за этот счёт учебное время использовать для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.
-
Интегрированный урок немецкого языка и литературы по теме "Великие немецкие классики" 2010
Зарубежной литературе уделяется недостаточно внимания, хотя рассматривать русскую литературу вне контекста мировой невозможно. В данной разработке мы предлагаем сценарий интегрированного урока немецкого языка и литературы, который знакомит учащихся с творчеством великих немецких классиков.
-
Методическая разработка "Работа над афоризмом. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку" 2010
Предложенные формы работы с афоризмами дают прекрасную возможность проводить системную подготовку учащихся 11-х классов к написанию творческой работы. Этапы работы при планировании изучения темы позволяют рассмотреть афоризм как литературный жанр с разных позиций.
-
Опыт прочтения рассказа А.Проханова "Убить отца" 2010
Урок по рассказу А. Проханова – урок по современной литературе. А.Проханов раскрывает в своем рассказе важнейшие ценности человека: отношение к Родине, соотечественникам, родителям. Это опыт прочтения рассказа в сельской малокомплектной школе.
-
Пишем изложение с элементами сочинения по роману М.А. Шолохова "Поднятая целина" (9-й класс) 2010
Цели урока: подготовка учащихся к написанию изложения с элементами сочинения; отработка умения озаглавливать текст и составлять план; совершенствование навыков анализа текста; отработка умения аргументированно излагать собственную позицию.
-
Роль художественной детали в характеристике героя. Образ Долохова в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" (10-й класс) 2010
Художественная деталь - это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности. Посмотрим, как это реализуется в романе Л.Н. Толстого "Война и мир" на примере образа Долохова.
-
Урок по теме: «Н.В. Гоголь "Мертвые души". Образы помещиков: Манилов и Коробочка, Ноздрев и Собакевич» 2010
В центре обсуждения предлагаемых уроков по образам помещиков – проблемный вопрос: почему Чичиков начинает свой объезд помещиков с Манилова, а заканчивает его Плюшкиным? Приемы и методы работы: анализ образов помещиков, групповая работа, анализ эпизода, аналитическая беседа.
-
Игра-викторина для первоклассников "Зимние загадки" 2010
Как известно, у первоклассников ещё сильна игровая мотивация. Поэтому в статье используются различные игры, преследуя при этом несколько целей: расширение кругозора, развитие речи, сплочение детского коллектива.
-
Урок литературы в 7-м классе. "Последняя поэма" И.С. Тургенева 2010
На уроке учащиеся знакомятся со стихотворениями в прозе И.С. Тургенева, с особенностями жанра. В ходе занятия расширяются знания учащихся о жизненном и творческом пути Тургенева, приводятся интересные факты из истории создания стихотворений, углубляются знания литературных особенностей стихотворений в прозе, а также расширяется материал программы.
-
Урок литературы по теме "Роль художественной детали в повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" 2010
Цель урока: определить функцию художественной детали в раскрытии образа и идеи произведения, углубить знания о роли пейзажа в произведении, совершенствовать умения и навыки анализа художественного текста.
-
Игра-викторина по сборнику Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" 2010
Материалы викторины можно использовать как во внеклассной работе по литературе, так и на уроках внеклассного чтения. Задания способствуют расширению читательского кругозора учащихся.
-
Интегрированный урок (литература + история) «Осуждение крепостничества в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль"» 2010
О XVIII веке говорят: "Столетие безумно и мудро и до конца не разгадано". С одной стороны, в России господствует крепостное право, с другой - происходит культурный переворот.
-
Лирика С.А. Есенина. Урок на тему "Прекрасна Земля и на ней человек" 2010
Урок состоит из трех частей: определение проблемы, темы, ответы на вопросы и творческая работа учащихся. На уроке были рассмотрены особенности мира любви поэта в процессе групповой и творческой работы.
-
В поисках счастья (по произведениям писателей второй половины XIX века) 2010
На уроке используется групповая форма работы с учащимися. Школьники, рассуждая, находя главное, через понимание литературно-художественного произведения и персонажей как воплощения особенностей авторского видения мира и человека приходят к пониманию философского понятия «счастье».
-
Роль курса "Русская словесность" в духовном развитии школьника 2010
Все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Одна из возможностей возрождения подлинного интереса к русской культуре : путь интеграции русского языка и литературы. С целью решения проблемы обращаемся к курсу "Русская словесность". На первых уроках словесности вводится и постепенно развивается понятие "Внутреннее движение души". Последняя ступенька – умение выразить свое восприятие мира словом.
-
Художественное своеобразие романа В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени" 2010
Представленный урок-лекция с элементами беседы в 11-м классе входит в систему уроков "Литература последних десятилетий XX века". Урок включает в себя работу с интерактивной доской, таблицей, текстами произведения В.С. Маканина "Андеграунд, или Герой нашего времени", а также анализ романа по схеме "Субъектные и внесубъектные формы выражения авторской позиции".
-
Урок литературы по теме "Рождение метафоры" 2010
Когда мы читаем стихи, мы душой чувствуем их прелесть, но как создается образ? Какие средства имеются в распоряжении поэта? Одним из самых ярких и одновременно сложных для восприятия средств художественной выразительности является метафора. Как она "рождается"? На этот вопрос поможет ответить наблюдение за художественным материалом - стихами С.А. Есенина.
-
Урок литературы в 10-м классе. По страницам "Фрегата "Паллады" И.А. Гончарова 2010
Воспроизведенный в начале урока диалог позволил ученикам узнать о том, как в петербургском свете восприняли новость о кругосветном путешествии Гончарова. На уроке ребята получили представление об истории экспедиции 1852–854 гг. на фрегате "Паллада", об участии Гончарова в плавании и о том, как полученные знания и впечатления писателя позже отразились в его путевых очерках "Фрегат "Паллада".
-
"Вишневый сад" А.П. Чехова и "Дом, где разбиваются сердца" Б.Шоу 2010
Сопоставляя произведения, мы должны выделить общие черты: Б.Шоу, как и Чехов, обращается к теме буржуазно-дворянской интеллигенции; сценическое движение его пьесы аналогично чеховскому, когда первый акт выглядит как эпилог, а последний - как пролог; автор приглушает конфликт, подавая героев в двойном освещении, и не предъявляет явного злодея.
-
Интегрированный урок литературы и русского языка с использованием информационных технологий 2010
Тема урока позволяет учителю не только познакомить учащихся с поэзией Б.Пастернака, но и отработать умения различать изобразительно-выразительные средства языка. Это поможет использовать полученные знания для успешной сдачи ЕГЭ.
-
Урок русского языка в 8-м классе по теме "Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями" 2010
Данный урок русского языка ставит целью систематизацию известных учащимся сведений об обособлении обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, а также знакомство с пунктуационным правилом об обособлении деепричастных оборотов, представляющих собой фразеологические обороты, повторение правила о правописании НЕ с деепричастиями.
-
"Если в сердце нет любви…" Урок внеклассного чтения по современной русской литературе в 11-м классе по повести В.Токаревой "Я есть. Ты есть. Он есть" 2010
Предлагаемый урок внеклассного чтения в 11-м классе по современной русской литературе обращён к творчеству Виктории Токаревой и заставляет учащихся задуматься о нравственных проблемах, которые ставит писательница. Произведение вызывает интерес у школьников. Главная героиня повести Анна приходит к пониманию того, что такое любовь и для чего должен жить человек.
-
"Звезда горела средь небес" 2010
Данная литературно-музыкальная композиция составлена для учащихся 8–9-х классов. Посвящена 200-летию со дня рождения А.В. Кольцова, уроженца г. Воронежа. Мероприятие рассчитано на развитие творческой мысли учеников, развитие читательской компетенции и выразительного чтения стихотворений, воспитание любви к родному краю.
-
Нравственные проблемы в рассказе В.М. Шукшина "Дядя Ермолай" 2010
Цель данного урока – помочь детям в понимании героев Шукшина, а через это повлиять на их нравственный мир. Эта цель не одного урока. Она реализовалась на протяжении нескольких уроков.
-
Урок литературы в 8-м классе с использованием ИКТ "Встреча с Пушкиным" 2010
Автор погружает учащихся в мир Пушкина, открывает новые факты жизненного и творческого пути, формирует коммуникативные информационные компетенции, воспитывает у детей чувства прекрасного.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в 5-м классе "Вслед за героями гайдаровских книг" 2010
Занятие построено в форме литературной игры, задания которой содержат такие вопросы и задания, ответы на которые предусматривают хорошее знание текста. А это побуждает учащихся к внимательному самостоятельному чтению. Такая форма работы способствует привитию интереса к чтению, к творчеству детского писателя А.П. Гайдара. Героям его произведений подражает не одно поколение школьников.