Литература
-
Как приобщить ребенка к чтению?
2013
Надо приучить ребенка: по-онегински читать, по-рахметовски выбирать книгу, боготворить ее, как Ниловна, которая прежде чем завести разговор о книге, зачем-то чисто вымыла руки, по-корчагинцы общаться с нею, научить как работать с книгой. Лишь тогда будет желание читать ее, а спустя какое–то время и перечитать.
-
Литературно-интеллектуальная игра "Души живые впечатления". 9–11-е классы
2013
Биографический материал о А.С. Пушкине представлен в форме литературно-интеллектуальной игры, расширяет познавательный интерес старшеклассников к личности поэта, его внутреннему миру, впечатлениям, поэтическим откликам на события. В работе использованы любопытные факты из жизни поэта в Михайловском, описаны его привычки и увлечения.
-
Образ возлюбленного в стихотворениях Марины Цветаевой
2013
В статье автор рассматривает творчество М.Цветаевой сквозь призму мужского образа, отношений М.Цветаевой с Эфроном. На каждом этапе урока по-новому раскрывается образ возлюбленного. Особое внимание уделяется разнообразным формам работы на уроке: опережающее задание, групповая, самостоятельная работа.
-
Урок-литературно-музыкальная композиция, посвященный жизни и творчеству Марины Цветаевой 2013
Урок посвящен творчеству Марины Цветаевой.
-
«Только человек ответствен за добро и зло». Цикл уроков по роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» 2013
Книгу М.Булгакова старшеклассники читают с увлечением. Занимательность фабулы, фантастика, наличие приключенческого сюжета, необычность героев разжигают в учениках читательский интерес. Вместе с тем воспринимают они произведение весьма фрагментарно и поверхностно. Лишь немногие из них могут самостоятельно ответить на вопрос, какое место занимают Иешуа и Воланд в системе образов романа, выделить, хотя бы в общих чертах, его основные проблемы, осмыслить авторскую позицию. Все это свидетельствует о необходимости анализа произведения на уроке.
-
Урок внеклассного чтения "Люблю тебя, мой край степной" 2013
Кронид Александрович Обойщиков – гордость кубанской поэзии, известный поэт и общественный деятель России, участник Великой Отечественной войны, воспевает ратные подвиги нашего многонационального народа, героику наших воинов, которые вынесли на своих плечах всю тяжесть войны и вместе с самоотверженными тружениками тыла добились Победы. На уроке вспоминаются факты из его биографии, ученики читают стихи.
-
Урок-семинар “И.С. Тургенев и его творчество” 2013
Цель урока: обобщение материалов по творчеству И.С. Тургенева; развитие творческих способностей ребят.
-
Интегрированный урок литературы и истории «Отечественная война 1812 года в поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере стихотворений «Поле Бородина», «Бородино», «Два великана», «Воздушный корабль»)». 10-й класс 2013
Цель урока. на примере произведений М.Ю. Лермонтова провести комплексный анализ стихотворений; дать историческую справку о событиях 1812 года.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Страшная правда, но ведь правда"
2013
Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с эпохой 30‒50-х годов на примерах судьбы Фокина Сергея Николаевича, а также истории жизни литературных героев и автора романа «Зона малая» Бориса Ярочкина.
-
Урок литературы по теме «Проблема истинного искусства в повести Н.В. Гоголя "Портрет"». 8-й класс
2013
Урок по повести «Портрет» с ИКТ и диалоговой технологией обучения. В ходе анализа текста учащиеся постепенно приходят к выводу о том, что злые чары, исходящие от портрета ростовщика, убивают не только талант художников, но и калечат их судьбы. Электронный вариант тестирования поможет учителю выяснить уровень восприятия произведения и провести рефлексию знаний.
-
Актуальные и вечные проблемы в повести В.Распутина "Прощание с Матерой" 2013
Проблемы, поднятые В.Распутиным в повести «Прощание с Матерой», по праву можно назвать вечными и актуальными. Он тревожится не только за судьбу сибирской деревни, но и страны, народа, беспокоится об утрате нравственных ценностей, традиций, памяти. Несмотря на трагический финал повести, нравственная победа остается за людьми ответственными, несущими добро, хранящими память и поддерживающими огонь жизни в любых условиях, при любых испытаниях.
-
Урок литературы по теме "А.А. Блок: жизнь, творчество, личность". 11-й класс 2013
Открытый урок литературы посвящен жизни и творчеству Александра Александровича Блока (1 час по программе В.Я. Коровиной). Использовались компьютер и мультимедийный проектор. На уроке учащиеся выступали с рассказами о жизни и творчестве А.Блока, читали наизусть стихотворени, анализировали произведения.
-
"Когда вещи разговаривают. Рассказ М.А. Осоргина "Пенсне"". 8-й класс 2013
Учащиеся знакомятся с творчеством М.А. Осоргина. Раскрываются особенности восприятия писателем мира вещей.
-
Урок-путешествие "Жизнь чеховских героев в нашем городе" 2013
В ходе урока формируются патриотические чувства учащихся, любовь к своему городу; изучаются таганрогские детали в произведениях А.П. Чехова; ученики приобщаюбся к богатствам отечественной художественной литературы; формируется гуманистическое мировоззрение учащихся.
-
Литература и Коран. 93-я Сура Корана "Утро" и пушкинский "аналог" "Клянусь четой и нечетой…" 2013
Цель урока: попытаться, сопоставить, определить степень сходства и различия суры из Корана и произведения А.С. Пушкина.
-
Бинарный урок "история + литература" по теме "Петр I – преобразователь или разрушитель?" 2013
Тема Петра изучается на уроках истории, литературы (по роману А.Толстого «Петр I»). Автор объединила усилия двух предметов в изучении темы. Цель урока: дать нравственную оценку личности Петра I.
-
А.С. Пушкин "Капитанская дочка", "История Пугачева" (отрывки). Историческая основа повести
2013
Цель урока: выяснить причины обращения А.С. Пушкина к истории, какие проблемы истории волновали писателя; познакомить с историей создания произведения; рассмотреть образ Пугачева на основе сопоставления исторического прототипа и его художественного воплощения.
-
Урок литературы по теме "Дорога к счастью" по пьесе М.Метерлинка "Синяя птица" 2013
Заключительный урок по произведению «Синяя птица». В ходе урока учащиеся анализируют идейное содержание пьесы; оценивают авторскую позицию в произведении; а также обсуждают, что такое счастье.
-
Материалы к экскурсиям по литературным местам края 2013
В работе представлено большое количество материалов по фольклору, экскурсиям по литературным местам. Предлагаются к изучению сценарии известных произведений.
-
Интеллектуальная игра "За семью печатями"
2013
Мероприятие по типу интеллектуальной игры «За семью печатями» позволяет учащимся по-новому взглянуть на изученные произведения, биографический материал и факты из отечественной истории и её культурного наследия. Тема: "Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»".
-
Сценарий "Самый классный" (Дом творчества "У Вознесенского моста")
2013
Представлен сценарий литературной гостиной по произведениям А.С. Пушкина.
-
Урок внеклассного чтения "Жизнь есть все". (По главам автобиографического произведения Антона Борисова "Кандидат на выбраковку"). 8-й класс 2013
Цель урока: формировать активную жизненную позицию, основанную на толерантности, эмпатии к людям с особыми потребностями на примере произведения Антона Борисова «Кандидат на выбраковку».
-
Сценарий мюзикла "Пусть всегда будет книга!" 2013
Известно, что у подрастающего поколения постепенно исчезает устойчивый интерес к книге. Сценарий с жизнеутверждающим лозунгом "Пусть всегда будет книга!" доказывает, что книга по-прежнему остается надежным другом мальчиков и девочек.
-
"Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова в контексте исторической эпохи 2013
На уроке учащиеся знакомятся с историческим прошлым Руси, картинами быта XVI века. Учитель дает ученикам более широкое представление о культуре Руси. Ребята раскрывают значение нравственных ценностей на примере главного героя поэмы М.Ю. Лермонтова и проводят параллель с сегодняшним днем.
-
Средства создания комического в сказке Л.Филатова "Про Федота-стрельца, удалого молодца" 2013
Анализируя произведение, учащиеся доказывают, что оно отвечает всем законам комедийного произведения, автор пользуется всеми возможными способами создания комического. Произведение яркое, написано богатым, образным языком народного творчества, по жанру ‒ сказ.
-
Урок по теме "Некоторые выводы итогового урока по роману И.А. Гончарова "Обломов" 2013
Цель урока: научить определять основную тему и идею произведения, строить развернутые высказывания на основе прочитанного; уметь сопоставлять и сравнивать авторов разных эпох, героев разных произведений, видеть преемственность классической русской литературе; давать оценку поступкам героев; оценивать их внутренний мир.
-
Литературная гостиная "В гостях у сказки А.С. Пушкина". 5-й класс
2013
Цель урока: обобщение знаний учащихся о сказках А.С. Пушкина; знакомство в игре с произведениями музыкального и изобразительного искусства, повторение уже известных произведений, созданных по мотивам сказок А.С. Пушкина.
-
Виртуальная экскурсия по страницам произведения С.Я. Маршака "Город детства"
2013
Цель виртуальной экскурсии: расширить имеющиеся у школьников представления о творчестве С.Я. Маршака.
-
Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков" 2013
На уроке проводится сопоставительный анализ текстов произведений; определяется авторская позиция; ученики работают со словарем понятий. У учащихся формируется умение составлять опорную схему-конспект; закрепляется навык составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме. Материал урока развивает логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает интерес к творчеству писателей.
-
Урок внеклассного чтения "Басни Крылова как творческое наследие потомкам"
2013
Урок внеклассного чтения «Басни Крылова как творческое наследие потомкам» расширяет и обобщает знания учащихся о жанре басни и творческом наследии Крылова. С этой целью предусматривается предварительная подготовка учащихся, разделенных на творческие группы, в результате работы которых под руководством учителя создаются мини-проекты с презентациями.