Цель:
1) помочь увидеть В. Маяковского как трагическую личность, познакомить с разными взглядами на творчество и судьбу поэта;
2) учить выразительному чтению стихотворений;
3) формировать уважительное отношение к литературному наследию страны.
Форма урока: Урок-портрет.
Словарь к уроку: фанатик, феномен, экстремизм, эпатаж.
Оборудование: портрет писателя, гвоздики, грамзапись “Рабочая Марсельеза” магнитофонная запись. Маяковский о “месте поэта в рабочем строю”.
Эпиграф:
Я хочу быть понят моей страной,
А не буду понят -
что ж.
По родной стране
пройду стороной.
Как проходит
косой дождь.
В. Маяковский
Учитель:
Никто не скажет о поэте лучше, чем его стихи. Лучше Маяковского о судьбе Маяковского никто не говорил.
Начнем знакомство с Маяковским с его автобиографии “Я сам”. Это значительно интереснее, чем читать учебник литературы.
Писательская манера Маяковского - прозаика очень близка прозаическому стилю Высоцкого. (Их сближает - краткость, даже афористичность, выразительность, четкость и яркость деталей.)
Из нескольких страничек, написанных о себе самом Маяковским, мы узнаем о нем необычайно много важного и интересного, благодаря умению автора выделить самое главное на данном отрезке его жизненного пути, благодаря умению посмотреть не только вокруг, но и на себя.
Литературовед 1
“Родился 7 июля 1894 года (или 93).
Родина - село Багдады.
Детские годы его прошли среди величественной природы Кавказа.
Литературовед 2
“Вот Маяковский гимназист I–II классов: “Иду первым ... Весь в пятерках. Читаю Жюля Верна...”
Литературовед 1
Вот он немного старше: “Увеличилось количество газет и журналов дома. Читаю все ... Появилось слово “прокламация”. Прокламации вешали грузины. Грузинов вешали казаки. Мои товарищи - грузины. Я стал ненавидеть казаков”.
Литературовед 2
Приехала сестра из Москвы. Восторженная. Тайком дала мне длинные бумажки. Нравилось: очень рискованно. Это было стихами. Это была революция. Стихи и революция как-то объединились в голове.
Литературовед 1
1905 год. Не до ученья. Пошли двойки. Речи, газеты. Вставал в шесть утра. Читал запоем. На всю жизнь поразила способность социалистов - “систематизировать мир”.
Литературовед 2
Увлечения юноши разнообразны: философия, политэкономия, естествознание, марксизм. Он принимает непосредственное участие в революционной работе.
Литературовед 1
1908 год. Вступил в партию РСДРП (большевиков) ... Пропагандист ... Звался “товарищем Константином”.
Литературовед 2
Глава “Арест”. Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот ... Вышел. С год - партийная работа.
Литературовед 1
Живущие у нас ведут подкоп под Таганку ... Одиночка № 103.
В 15 лет оказывается в Бутырской тюрьме. 11 бутырских месяцев охарактеризовал так: “Важнейшее для меня время ... бросился на беллетристику. Прочел все новейшее. Символисты - Белый, Бальмонт ... Попробовал сам писать тоже хорошо - но про другое. Вышло ходульно и ревплаксиво.
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я, но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Отчитав современность, обрушился на классиков: Байрон, Шекспир, Толстой. Понял: я неуч. Сел учиться”.
Литературовед 2
В 1911 г. Маяковский принят в Училище живописи, ваяния и зодчества: единственное место, куда приняли без свидетельства о благонадежности”. Здесь познакомился с Давидом Бурлюком, организатором группы русских футуристов.
Литературовед 1
1912 год. Поэтический дебют Маяковского. Первое профессиональное стихотворение “Ночь”, потом - “Утро”.
Литературовед 2
Декабрь 1912 г. выходит альманах “Пощечина общественному вкусу” с манифестом русского футуризма, подписанным Бурлюком, Маяковским, Хлебниковым и Крученых.
В “душный зал” русской поэзии 10-х годов нашего века ворвался разбойный вихрь.
Учитель:
Какими они были, футуристы?
- Дерзкими.
- Задорными.
- Молодыми.
- Тщеславными.
- Талантливыми людьми.
Они чувствовали, что в воздухе что-то назревает, что-то уходит, что-то появляется ...И они хотели выразить это по-своему.
Они создавали новое искусство. Мы можем принимать его, можем не принимать, но то, что они создавали именно ИСКУССТВО, было благородно.
Учитель:
Эпатаж публики.
Наизусть.
Стихотворение “Нате!”
Литературовед 1
Появление футуристов на поэтической арене сопровождал скандал.
В. Маяковский вспоминает “Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли “сукиным сыном”.
Противники Маяковского
- Долой футуристов!
- “Табор дикарей, шайка хулиганов!”
- Это сумасшедшие.
- “г. Маяковский бездарен в самом умном и заумном смысле слова”.
- “... стыд обществу, которое реагирует смехом на издевательство и которое позволяет себя оплевывать”.
Стихотворение “Послушайте!” Наизусть.
Литературовед 2
М. Горький. “Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Владимир Маяковский. Поэт. Большой поэт”.
Литературовед 1
Подводя итог самым первым опытам в поэзии, Маяковский дал им такую оценку: “Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом” Издатели не брали нас. Капиталистический нос чуял в нас динамитчиков... Это время завершилось трагедией “Владимир Маяковский”. Поставлена в Петербурге. Луна - Парк. Просвистели ее до дырок”.
Учитель:
Это первая крупная вещь поэта. Известно, что поэт колебался с выбором названия этой пьесы. В цензурный комитет поступила без названия, просто как “трагедия”. Однако цензор принял фамилию автора за название трагедии.
Дано было цензурное разрешение на постановку трагедии “Владимир Маяковский”.
Невольное заблуждение оказалось не просто символическим. Его рукой водил прямо-таки перст судьбы. Да, Владимир Маяковский - это трагедия.
Все его земная жизнь, его смерть, даже жизнь поэта после смерти трагедия.
Трагедия - это ведь не просто “шел в комнату, попал в другую”, это когда вопроса “принимать или не принимать не было”.
“Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось”.
Почему Маяковский сразу принял революцию?
Учитель:
1985 г. За рубежом появилась новая серьезная работа о Владимире Маяковском, заслуживающая внимания критиков, особенно если учесть, что сегодня просто-таки необходимо новое, современное прочтение Маяковского. Интерес к личности и творчеству поэта высок.
Ю. Карабчиевский “Воскресение Маяковского”.
В. Ковский “Желтая кофта” Ю. Карабчиевского.
Критик:
К семнадцатому году молодой Маяковский оказался единственным из известных поэтов, у которого не просто темой и поводом, но самим материалом стиха, его фактурой - были кровь и насилие.
Чтоб флаги трепались в
горячке пальбы,
как у каждого порядочного праздника -
выше вздымайте, фонарные столбы,
окровавленные туши лабазников.
У него была удивительная способность к ненависти. Он мог ненавидеть все и вся, от предметов обихода до знаков препинания. Эта ненависть билась в нем и металась, прорываясь то в одну, то в другую сторону. Революция явилась для Маяковского благом прежде всего в том оздоровительном смысле, что дала его ненависти направление. Вся энергия была брошена в одну сторону.
Противники поэта.
Пусть
горят над королевством
бунтов зарева.
Пусть
столицы ваши
будут выжжены дотла!
Пусть из наследников
из наследниц варево
варится в коронах - котлах!
Критик:
А еще революция дала ему в руки оружие. Раньше это были только нож и кастет, теперь же - самые различные виды, от “пальцев пролетариата у мира на горле” до маузера и пулемета. Он пользовался ими отныне по мере надобности, но всем другим предпочитал - штык. “Встанем, штыки ощетинивши”, “дошли, штыком домерцав”.
Каждый из сторонников Революции хотел в ней видеть нечто свое, наиболее близкое и соответствующее. Маяковский увидел - массовое убийство, разрушение, уничтожение, затаптывание.
Созидательная сторона Революции также наличествует, но она представлена мимоходом и чисто формально.
Противники:
Пули, погуще!
По оробелым!
В гущу бегущим грянь, парабеллум!
Самое это!
С донышка душ!
Жаром,
жженьем,
железом,
светом,
жарь,
жги,
режь,
рушь!
Критик:
Основной мотив поэзии Маяковского - месть. Его пафос - пафос погрома. Именно поэтому Маяковский так радостно, так восторженно принял Октябрьскую революцию с ее культом жестокой диктатуры, с ее прославлением расстрелов, всяческого насилия, с ее пафосом погрома культуры:
Противники:
Теперь не промахнемся мимо.
Мы знаем кого – мести!
Ноги знают, чьими
трупами им идти...
- Ко мне,
кто всадил спокойно нож
и пошел от вражьего трупа с песнями.
На фоне музыки “Рабочая Марсельеза”.
Защитник 1
- Б. Пастернак: “Так должно было быть, ибо: “Революция ему снилась раньше, чем она случилась”.
Защитник 2
- Он понял ее и сразу принял ее как то, что поможет освободиться духовной энергии человека от пут бездуховности.
Защитник 1
- “Моя революция” означало приятие ее идеалов - свободы, демократии, социализма. Он верил в созидательную силу революции, основанную на великой любви к людям.
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее “Прежде”.
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова.
Граждане!
Это первый день рабочего потопа.
Идем
запутавшемуся миру на выручку!
(Стихотворение “Революция”)
Учитель:
Революцию Маяковский встретил с таким неистовым восторгом не потому, что она привлекала его своей жестокостью, а потому что она призвана была (так ему во всяком случае казалось) взорвать, уничтожить эту вековую несправедливость мироздания. Лирический герой раннего Маяковского - это человек, ушибленный несправедливостью мира, в самом сердце смертельно раненный его несправедливостью, неправедностью.
Я с небес поэзии
бросаюсь в коммунизм,
потому что нет мне
без него
любви.
Маяковский стал фанатом (словарь). Революции, Советской власти.
Я ни одной строкой не могу существовать при другой власти. Если вдруг история повернется вспять, от меня не останется ни строчки, меня сожгут дотла”, - В. Маяковский. Трагедия поэта в том, что он искренне верит власти.
Наизусть отрывок из поэмы “В.И. Ленин”.
Он не уставал петь гимн “стране - подростку”.
Трагедия Маяковского в том, что он поверил в экстремизм (словарь) большевиков.
Но как человек он ощущал трагедийность.
“Революция выше любви, выше милосердия, выше личных чувств”, - так предписывала первая заповедь новой литературы.
По-человечески он ощущает, что это плохо, но отбрасывает это ощущение и дает нам идеал человека - гражданина, воспевает человека, рожденного Октябрем.
Делами,
кровью,
строкою вот этою,
нигде
не бывшею в найме, -
я славлю
взвитое красной ракетою
Октябрьское,
руганное
и пропетое
пробитое пулями знамя!
Феномен Маяковского в том, что его фанатичная вера заражала читателей.
Защитники:
Я
планов наших
люблю громадье,
размаха
шаги саженьи.
Я радуюсь
маршу,
которым идем
в работу
и в сраженье.
- Я вижу -
где сор сегодня гниет,
где только земля простая –
на сажень вижу,
из-под нее
коммуны
дома
прорастают.
“Хорошо!”
- Посреди
винтовок
и орудий голосища
Москва –
островком
и мы на островке.
Мы - голодные,
мы - нищие,
С Лениным в башке
и с наганом в руке.
Учитель:
Итак, Маяковский искренне и безоговорочно поверил идее государственной власти. И сам того не понимая, становится глашатаем насилия и демагогии.
В этом трагедия.
Трагедия конформизма и веры, идеалов и большого государственного обмана.
Последний чуткий исследователь феномена Маяковского Ю. Карабчиевский написал о нем: “Он был человеком без убеждений, без концепции, без духовной родины”. В данном случае это не так. Революция и была его духовной родиной. Другое дело, что это оказалось самообманом.
Я буду писать
и про то и про это,
Но нынче не время
любовных ляс.
Я всю свою звонкую
силу поэта
тебе отдаю,
атакующий класс.
Сам большого размера, он все преувеличивает: любовь, ненависть, улицу, пролетарские достижения, возбуждаясь и поднимая голос до крика. “Флагами небо отклеивай”, “крепи у мира на горле пролетариата пальцы”. “Левый марш” - одно из самых боевых произведений революционной поэзии “Левый марш” (наизусть)
(Хоровое чтение строк “Левой!
Левой!
Левой!”)
Ведущий 1
1920 г. Кончил “150000000”. Печатаю без фамилии. Хочу, чтоб каждый дописывал и лучшил. Этого не делали, зато фамилию знали все. Все равно ...
Дни и ночи РОСТА. Наступают всяческие Деникины. Пишу и рисую. Сделал тысячи три плакатов и тысяч шесть подписей.
Чтение стихотворения “Ты уехал из родного дома”.
Сообщение “Работа Маяковского в РОСТА”.
“Для вас, которые здоровы и ловки, поэт вылизывал чахоткины плевки шершавым языком плаката”, - Маяковский. Сравните:
“Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу, может, кто-то когда-то поставит свечу за надорванный нерв, на котором кричу”, - В. Высоцкий.
1923 год. Организация Леф.
Написал “Про это”.
По личным мотивам об общем быте.
Несмотря на поэтическое улюлюканье, считаю “Нигде, кроме как в Моссельпроме”, поэзией самой высокой квалификации.
Многие, даже любившие Маяковского, говорят что, отдав талант новым темам - вплоть до агиток, рекламы, поэт обеднил свою поэзию. Но поэт считал, что если реклама сосок - “Лучших сосок не было и нет, готов сосать до старых лет” - помогает вырастить здоровое поколение, это - высокая поэзия.
Такие вопросы о “месте поэта в рабочем строю” были заданы Маяковскому во время его многочисленных поездок по стране. На них он отвечал строчками из своих статей, заметок, выступлений на диспутах.
Магнитофон (приводится содержание записи).
Читатель:
Владимир Владимирович, в чем вы видите главный смысл своей поэзии и революционной поэзии вообще?
Маяковский:
Поэзия начинается там, где есть тенденция. Мы пришли не для того, чтобы фотографировать мир, но для того, чтобы литературным орудием бороться за будущее, за перестройку мира.
Читатель:
В вашем творчестве тесно переплетаются патетика и сатира. Вы воспевали новую жизнь, но с такой же страстью обрушивались на недостойное, мелочное в ней. Ваша литературная жизнь проходила в полемике, в борьбе ...
Маяковский:
Я не привык к беспартийному разговору. Пока сволочь есть в жизни, я ее в художественном произведении не амнистирую. Всю свою жизнь я работал не над тем, чтобы красивые вещицы делать и ласкать человеческое ухо, а как - то у меня все устраивалось так, что я неприятности вам доставлял. Основная работа - это ругня, издевательство над тем, что мне кажется неправильным, с чем надо бороться. ... каждую минуту приходилось отстаивать те или иные революционные литературные позиции, бороться за них...
Читатель:
Как вы определяете для себя свою писательскую лабораторию?
Маяковский:
Лаборатория - это жизнь и мозг всякого ремесла. Искусство должно тесно сомкнуться с жизнью ... Либо слиться с ней, либо погибнуть.
Читатель:
Вы работали во многих жанрах, прерывая иногда труд над большими вещами ради мгновенных, сиюминутных откликов на злобу дня. Не мешало ли это работе над большими вещами?
Маяковский:
Работа поэта революции не исчерпывается книгой. Митинговая речь, фронтовая частушка, агитка - однодневка, живой радиоголос и лозунг, мелькающий по трамвайным бокам, - равные, а иногда и ценнейшие образцы поэзии.
Читатель:
Вы не раз выступали против “стишков” пустых, мелких по теме. Досталось от Вас и поэтам, ушедшим в любовную лирику. Порой говорили, что вы против лирики вообще.
Маяковский:
В Советской России не должно и не может быть места мещанской лирике. Там идет борьба с мещанским укладом жизни. Из этого не следует, что революция исключает лирику. Но лирика революции и лирика мещанства - два борющихся мотива. Они по своему существу - прямо противоположны друг другу.
Учитель:
Итак, как решал Маяковский эту проблему места “поэта в рабочем строю” для себя?
- Поэзия должна активно воздействовать на жизнь человека.
- И сегодня
рифма поэта –
ласка
и лозунг,
и штык,
и кнут.
- Важнейшая задача поэзии - отражение жизни, писать обо всем, что видишь вокруг.
- Место поэта - в первых рядах строителей социализма. Поэт призван воспевать сегодняшний день, и призывать, и воодушевлять, и бороться, и обличать.
Я с теми,
кто вышел
строить и месть …
- Маяковский выступает против поэтов, оторванных от жизни и больших общественных проблем.
И мне
агитпроп
в зубах навяз...
Учитель:
Прав ли Маяковский?
Вот современник поэт Б. Пастернак считал, что только в природе и рядовой обыденщине новизна и вечная неожиданность.
Поэт 19 в. А. Фет: “Художественное произведение, в котором есть смысл, для меня не существует”.
- Видимо, на гребне критического момента для России, а такой момент наступил в 1917 году, уход от насущных вопросов времени мог рассматриваться как уход от борьбы, как проявление слабости, отступление от гражданских позиций.
Учитель:
Разговор “о месте поэта в рабочем строю” для Маяковского - это не просто рассказ о поэте и солнце, о назначении поэзии, а и о том, как человеку надо жить, утверждая себя на земле.
Время это было и сложным, и трудным, и трагическим. Острота борьбы, предельное напряжение сил, исключительно тяжелое положение страны не могли не породить исторически вынужденный аскетизм - в быту, образе жизни, нравственных представлениях. Это было вынужденное самоограничение. То, о чем сказал поэт: “Но я себя смирял, становясь на горло собственной песне”.
Это патологическое стремление наступать на горло собственной песне, насиловать, уродовать свой лирический дар не проходит бесследно. Изо всех сил он старался задушить в себе поэта. Но не смог. Лучшие его стихи, написанные “не по долгу, а по душе”, истинно талантливы.
Талантлив он в тот момент, когда хочет отдать свою любовь, когда говорит не плакатным языком, а человеческим.
Наизусть.
“Хорошее отношение к лошадям”.
Талантливо?
- Да.
Как понятны эти чувства Маяковского и как талантливо это выражено.
Прочтите “Лиличка! (Это честно и правдиво. Точная человеческая интонация, настоящее человеческое отчаяние), поэму “Про это”, “Облако в штанах”, “Флейта - позвоночник”.
Но новой власти не нужно было такое искусство; как гвоздями вколачивали в сознание советских людей те строки поэта, где языком лозунга он утверждает свою веру в непогрешимость идеалов революции: “Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть ...” “Читайте, завидуйте - я гражданин Советского Союза”.
Б. Пастернак: “Маяковского стали вводить принудительно, как второй картофель при Екатерине. Это было его второй смертью. В ней он неповинен”.
На уроках, посвященных Маяковскому, мы попытаемся преодолеть барьер неприязни к поэту и решить вопрос, какой же Маяковский - настоящий? Певец погрома и жестокости, каким увидел его Ю. Карабчиевский? Агитатор, горлан и главарь, “ассенизатор и водовоз”, каким он сам себя рисовал? И пришло время сбросить его с “парохода современности”?
Или все же настоящий Маяковский - замечательный лирик, с огромной силой выразивший трагедию человеческого существования, неприкаянность, одиночество человека, затерянного в необъятных просторах холодной, необжитой Вселенной.
И еще. К Маяковскому, его творчеству нельзя подходить с моралистическими мерками - хороший, плохой.
Значительность, талантливость - вот подходящее слово для характеристики. Маяковского как поэта уважали Ахматова, Цветаева, Б.Пастернак, М. Горький. Они ценили его огромный талант.
Литературовед 1
24 год “Закончил поэму “Ленин”. Читал во многих рабочих собраниях ...Много езжу за границу”.
Я земной шар
чуть не весь
обошел
И жизнь хороша,
и жить хорошо.
Полпред советской власти. Франция. Мексика. Америка. Германия.
Литературовед 2
26 год “В работе сознательно перевожу себя на газетчика...”.
Учитель:
И если вы возьмете его поездки по Советскому Союзу, вы удивитесь, где только не звучали стихи поэта!
Зачем нужны были поэту эти поездки?
“Одаренный несравненным талантом красноречия, Владимир Владимирович:
- пишет П. Лавут в книге “Маяковский едет по Союзу (автору довелось путешествовать с Маяковским по стране с 1926–1930 гг. в качестве организатора многочисленных выступлений поэта),
- обладал и редким даром,
- умением разговаривать с массой. Когда он оглашал записки и отвечал на них - разгорались страсти.
(П. Лавут “Маяковский едет по Союзу” издание 2, 1969 г., стр. 18)
Литературовед 1
1927 год. “Основная работа в “Комсомольской правде ...” “Хорошо” считаю программной вещью...”.
Литературовед 2
“Пишу поэму “Плохо”, пьесу и мою литературную биографию ...”.
С меня при цифре 37 в момент слетает хмель,
- Вот и сейчас – как холодом подуло:
Под эту цифру Пушкин подгадал себе дуэль
И Маяковский лег виском на дуло.
В. Высоцкий (песня “О фатальных датах и цифрах” 1971 г.).
Трагический финал. Рассказ учителя о последних днях жизни поэта.
“Владимир Маяковский, двенадцать лет подряд верой и правдой, душой и телом служивший –
Всю свою звонкую силу поэта
Я тебе отдаю, атакующий класс! –
кончил сильнее, чем лирическим стихотворением - лирическим выстрелом. Двенадцать лет подряд человек Маяковский убивал в себе Маяковского - поэта, на тринадцатый поэт встал и человека убил.
Если есть в этой жизни самоубийство, оно не там, где его видят, и длилось оно не спуск курка, а двенадцать лет жизни.
Никакой державный цензор так не расправлялся с Пушкиным, как Владимир Маяковский с самим собой.
Если есть в этой жизни самоубийство. Оно не одно, их два, и оба не самоубийства, ибо первое - подвиг, второе - праздник. Превозможение природы и прославление природы.
Прожил как человек и умер как поэт”.
М. Цветаева 1932. (Журнал “Русская словесность” 1993 - 3, стр. 23)
Слово учителя. Рекомендация книг.
О Маяковском написано много, даже очень много. Как часто на облик поэта старательно наводился “хрестоматийный глянец”. А он жил и счастливо, и трудно, отвергая пути что были “протоптанней и легше”.
I. Вышедшая 700-я юбилейная книга популярной серии “ЖЗЛ – работа А. Михайлова “Маяковский” - в сущности первая обстоятельная, написанная на огромном по объему фактическом материале биография поэта.
Журнал “Театр” 1989/12 статья А. Михайлова “Маяковский: кто он?” Статья - отповедь на книгу Ю. Карабчиевского Подзаголовок: “Объяснение: для желающих искать истину”.
II. Ю. Карабчиевский “Воскресение Маяковского” Книга снимает стереотипность восприятия Маяковского Карабчиевский борется скорее не с самим Маяковским, сколько с ... памятником. С тем примитивизированным Маяковским, которого вы изучали “по воспитательнице в детском саду” (“Возьмем винтовки новые, на штык флажки”), по учительнице в классе “Крошка сын к отцу пришел...”, по заголовку газетной статьи “Ленин и живее всех живых”.
Это книга - спор, книга - вызов, опрокидывающая многие, если не все, прежние представления о Маяковском.
Книга, в ряде своих концептуальных положений, вызывающая решительные несогласия.
III. Среди множества воспоминаний о Маяковском мемуары его современниц стоят отдельно. В них мемуаристки касаются таких сторон жизни Маяковского - человека, которые может заметить только женский глаз (цвет костюма, бытовые подробности, интонации и настроение).
“Я - поэт. Этим и интересен”, - сказал Маяковский. Сегодня нас интересует Маяковский не только поэт и гражданин, но и “человек просто”, с его силой и растерянностью, пристрастиями и неприятиями. Читайте книгу “Имя этой теме: любовь!”. (1993 г. “Дружба народов”)
Нас ждет увлекательная встреча с лирикой раннего Маяковского. На следующем уроке мы попробуем написать маленькое сочинение в футуристическом стиле.
Домашнее задание.
1. Представьте, что вы готовите к выпуску 1 том юбилейного издания В. Маяковского. Какие стихи раннего Маяковского вы поместили бы в нем.
2. “Облако в штанах”. Выразительное чтение (по выбору) понравившихся отрывков.