Тема: «Павел Петрович Бажов: Долговекий мастер»
Основная цель деятельности школьной библиотеки – воспитание чуткого, думающего читателя, формирование любви к Родине и желания служить России, быть её гражданином. Осуществлению этой цели помогает одно из направлений программы «Социокультурные истоки», призванной объединить обучение и воспитание с приоритетом духовно-нравственных ценностей, – исследование Истоков отечественной литературы и русского языка.
Использование предлагаемого учебного комплекта в школьной практике позволяет решать следующие задачи:
- приобщить учащихся к духовно-нравственным ценностям отечественной литературы;
- помочь учащихся выйти на глубинный уровень понимания условного языка словесного творчества, увидеть нравственный потенциал русской литературы;
- выявить Истоки творчества П.П.Бажова;
- совершенствовать навыки литературного чтения, формировать умение аргументировать своё мнение, логически и образно мыслить;
- ввести учащихся в мир уральского сказа, помогающего ощутить богатство русского языка, научиться вдумчиво и бережно к нему относиться.
Учебный комплект состоит из трёх взаимосвязанных частей:
- образы Истоков;
- истоковские миниатюры;
- активные формы обучения.
Иллюстративный ряд комплекта помогает раскрыть духовный и творческий путь писателя. Истоковские миниатюры позволяют вдумчиво отнестись к важным сторонам жизни П.П.Бажова, выявить те духовные ценности, которые преобладали, являясь ведущими в творчестве сказителя.
Задачи активных форм обучения – самостоятельно осмыслить духовный и творческий путь П.П.Бажова, понять Истоки его таланта; развивать свой духовный потенциал на основе тех ценностей, которые предлагает русская литература.
Разработка является универсальной, что позволяет эффективно использовать её во внеклассной работе, на уроках литературы и факультативных занятиях.
Инструментарий: портрет П.П.Бажова, выставка книг, иллюстрации к сказам, комплекты миниатюр (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4), карточки-задания (Приложение 5).
Примечание: миниатюры и карточки-задания печатаются на листе формата А4 с двух сторон.
Ход занятия
I. Присоединение:
1-й чтец:
В лучах,
На ковровых просторах,
Среди плодоносных полей,
Лежат голубые озёра
Осколками древних морей.
Богаче, чем краски рассвета,
Светлее, чем звёздный узор,
Земные огни самоцветов
В торжественном сумраке гор.
Я сердцем всё это вбирала,
Свой край полюбив навсегда.
Но главная сила Урала –
В чудесном искусстве труда.
Люблю я огонь созиданья
В суровой его красоте,
Мартенов и домен дыханье
И ветер больших скоростей.
Мне дороги лица простые,
И руки, что плавят металл…
Когда говорят о России,
Я вижу свой синий Урал.Людмила Татьяничева
II. Основной этап:
Библиотекарь: Урал… Земля, чья красота неповторима, а богатства неисчерпаемы. Край, где «бережно старый сказочник огранял долговекое. И, сам того не заметив, увековечил себя». Назовите имя этого долговекого мастера и его творения.
Ответы детей. Павел Петрович Бажов и сказы.
Библиотекарь: Со многими ли сказами вы познакомились, были ли вы внимательными читателями? Это вы можете узнать, выполнив следующее задание. Вслушайтесь в мудрое слово, присмотритесь к иллюстрации (демонстрируется во время чтения текста), назовите сказ и его наставление.
2-й чтец:
И вот пошли. Она впереди, Степан за ней. Куда она идёт – всё ей открыто. Как комнаты большие под землёй стали, а стены у них разные. То все зелёные, то жёлтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже, лазоревые. Однем словом, изукрашено, что и сказать нельзя. И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает, либо скрасна-медным станет, потом опять шёлком зелёным отливает. Идут-идут, остановилась она.
– Дальше, – говорит, – на многие вёрсты желтяки да серяки с крапинкой пойдут. Что их смотреть? А это вот под самой Красногоркой мы. Тут у меня после Гумешек самое дорогое место… Видал моё приданое? Ну, как насчёт женитьбы?
А Степан и не знает, как отвечать. У него, слышь-ко, невеста была. Хорошая девушка, сиротка одна. Ну, конечно, против малахитницы где же ей красотой равняться! Простой человек, обыкновенный. Помялся-помялся Степан, да и говорит:
– Не могу, потому другой обещался.
Ответы детей. Бажов П.П. Медной горы Хозяйка. Честь, верность слову
3-й чтец:
Так и стали жить вместе дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. Жили-поживали, добра много не наживали, а на житьё не плакались, и у всякого дело было.
Кокованя с утра на работу уходил. Дарёнка в избе прибирала, похлёбку да кашу варила, а кошка Мурёнка на охоту ходила – мышей ловила. К вечеру соберутся, и весело им.
Старик был мастер сказки сказывать. Дарёнка любила те сказки слушать, а кошка Мурёнка лежит да мурлычет:
– Пр-равильно говорит. Пр-равильно…
Ответы детей. Бажов П.П. Серебряное копытце. Смирение, трудолюбие
4-й чтец:
Как пришло время умирать, позвала бабка Лукерья внука и говорит:
– Илюшенька, ходи веселенько, работай крутенько, и на соломке не худо поспишь, сладкий сон увидишь. Как худых думок в голове держать не станешь, так и всё у тебя ладно пойдёт, гладко покатится. И белый день взвеселит, и тёмна ноченька приголубит, и красное солнышко обрадует. Ну, а худые думки заведёшь, тут хоть в пень головой – всё немило станет.
– Про какие, – спрашивает Илья, – ты, бабушка, худые думки сказываешь?
– А это, – отвечает, – про деньги да про богатство. Хуже их нету. Человеку от таких думок одно расстройство да маята напрасная. Чисто да по совести и пера на подушку не наскрести, не то что богатства получить.
– Как же тогда, – спрашивает Илья, – про земельное богатство понимать? Неуж ни за что считаешь? Бывает ведь…
– Бывает-то бывает, только ненадёжно дело: комочками приходит, пылью уходит, на человека тоску наводит. Про это и не думай, себя не беспокой! Из земельного богатства, сказывают, одно чисто да крепко. Это когда бабка Синюшка красной девкой обернётся да сама своими рученьками человеку подаст. А даёт Синюшка богатство гораздому да удалому, да простой душе. Больше никому.
Ответы детей. Бажов П.П. Синюшкин колодец. Послушание, нестяжание
Активное занятие (развивающий тренинг) «ИСТОКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ТВОРЧЕСТВА ПАВЛА БАЖОВА»
1. Подготовительный этап.
Библиотекарь объясняет детям цель и содержание предстоящей работы.
Библиотекарь: «…Сказы не зря придуманы. Иные в покор, иные в наученье, а есть и такие, что вместо фонарика впереди». Эти слова принадлежат Павлу Бажову. В основе его сказов – «быль с элементами сказочного», описание реальных событий с элементами фантастики. Сказы причудливы, захватывающе чудесны и… поучительны. Стало быть, написаны они человеком мудрым, сумевшим в своём сердце и уме соединить истину и любовь.
Каковы же истоки литературного творчества Павла Бажова?
Предлагаю определить Истоки творчества П.П.Бажова в образах, фактах и обстоятельствах его жизни. Для выполнения задания прошу прочитать четыре истоковские миниатюры.
2. Индивидуальный этап.
Детям выдаются комплекты миниатюр: Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3, Приложение 4 (один на четверых). Они по очереди читают каждый текст и выполняют задание на карточке (Приложение 5, задание 1).
Время работы – 15 минут.
3. Работа в четвёрке.
Детям (каждой четверке) предлагается выслушать друг друга, принять единое решение, записать его в карточке-задании (Приложение 5, задание 2, оборотная сторона).
Время работы – 5 минут.
4. Обсуждение в классе. Экспертная оценка.
Выслушивается мнение одной из групп по каждому пункту задания. Учащимся необходимо аргументировать свой ответ, рассуждая на основе прочитанного и осмысленного материала.
Возможны дополнительные вопросы, позволяющие вывести учащихся на понимание основной идеи миниатюры (ниже дана экспертная оценка).
Любовь
Талант
Нестяжание материальных благ
Способность обновления, преображения
Жажда славы
Умение и желание видеть, слышать, чувствовать
Старание, трудолюбие
Уважение
5. Рефлексия.
Какие мысли возникли у вас в ходе выполнения задания?
Удалось ли вам соприкоснуться с миром сказителя?
Как образы уральской земли помогли понять творчество Павла Бажова?
Ожидаемый результат
Учащиеся способны увидеть духовное начало творчества.
III. Завершающий этап:
Библиотекарь: Истоки творчества необходимо искать, прежде всего, в явлениях духовного порядка, потому что именно духовность формирует высокие идеалы в творчестве и светлое восприятие жизни как прекрасного дара Божия.
В терпении, молитве и труде исполняется творчество. В них его Исток, его начало. Что же стало главным Истоком литературного творчества Павла Бажова?
Ответы детей. Главным Истоком литературного творчества Павла Бажова стал труд.
Результат истинного (праведного) труда часто переживает человека. Не зря Павел Петрович сказал, что «работа – она штука долговекая. Человек умрёт, а дело его останется». Про других говорил, а, оказалось, сказал про себя.
5-й чтец:
ЗЕМЛЯ БАЖОВА
То приветлива, то сурова
Сходит с каменных гор заря.
Ты прекрасна, земля Бажова,
Трудовая Урал-земля!
Прорастают цветы сквозь скалы,
Полыхает огнём гора:
Это новые пишут сказы
Рудознатцы и мастера.
Над Уральским хребтом рассветы
Рукотворным горят огнём,
Отшлифованы самоцветы
Жизнью, радостью и трудом.
И становится делом слово,
В каждом камне – цветы цветут…
Продолжается сказ Бажова,
Продолжаются Жизнь и Труд!В.Радкевич
Библиотекарь обращает внимание детей на книжную выставку, представленную сказами и изданиями о П.П.Бажове и уральской земле.
Библиотекарь: Помните мудрое слово долговекого мастера Бажова: «Русский человек без радуги не живёт». А радуга – самый яркий образ Истоков.
Литература:
- Бажов П.П. Горный мастер [Текст] / Сост., вступ. ст. и прим. И.А.Панкеева. – М.: Советская Россия, 1992. – 320 с. – (Живое русское слово).
- Бажов П.П. Малахитовая шкатулка [Текст] / Сост. и авт. предисл. Н.И.Савушкина. – М.: Просвещение, 1987. – 303 с.: ил.
- Бажов Павел Петрович: К 130-летию со дня рождения [Изоматериалы; текст] / Авт.-сост. М.С.Андреева, М.П.Короткова; гл. ред. Т.Д.Жукова; зам. гл. ред. Л.Е.Коршунова. – М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. – 8 л. Цв. Ил. + 24 с. – (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 2. Выставка в школьной библиотеке; Вып. 8). – Приложение к журналу «Школьная библиотека».
- Пермяк Е.А. Долговекий мастер: О жизни и творчестве Павла Бажова [Текст] / Оформл. Ю.Жигалова. – 2 изд., доп. и перераб. – М.: Детская литература, 1978. – 207 с., фотоил.
- Хоринская Е.Е. Наш Бажов: Повесть. [Текст] – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1989. – 112 с., ил.
- Лаврова С.А. Урал. Кладовая земли. [Текст] – М.: Белый город, 2007. – 47 с., ил. – (История России).