Литература
-
"Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена" (И.Бунин). Урок литературы в 9-м классе с применением технологии индивидуализированного обучения 2010
Самостоятельное осмысление художественного текста на приемлемом ученику уровне трудности оживляет обсуждение на уроке. Вопросы изображения психологического состояния героя, философии отношения писателя к любви, к жизни не пугают подростков, а вызывают интерес, так как, реализуя задания посильной им карточки, они готовы на уроке поделиться своим мнением.
-
Изучение повести Н.В. Гоголя "Портрет" в свете новой программы 2010
Предлагаемая статья рассматривает изучение повести для студентов техникума в свете новой программы по литературе. Представлен материал для преподавателя литературы по истории создания повести; дан образец семинарского занятия с использованием проблемного метода обучения по теме.
-
Факультативный курс "Подготовка к ЕГЭ по литературе" 2010
Материал представляет собой разработку факультативного курса по литературе и сопровождается схемами мониторинга.
-
Урок-поиск по литературе в 6-м классе "Правда жизни" в сказке-были М.М. Пришвина "Кладовая солнца" 2010
На обобщающем уроке автор поставила следующие цели: анализируя композицию, художественные приёмы, выяснить основную мысль сказки-были, развивать устные речевые способности учащихся, содействовать воспитанию доброго, отзывчивого, любящего человека.
-
Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическая судьба простого советского человека в рассказе В.П. Астафьева "Пролетный гусь" 2010
Данный конспект урока предлагается для использования в 11-м классе при изучении раздела «Трагическая судьба человека в тоталитарном государстве» в одном ряду с такими произведениями, как «Реквием» А.Ахматовой, «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына, «Колымские рассказы» В.Шаламова.
-
"Трагическая судьба Катерины и Ларисы" (по произведениям А.Н. Островского "Гроза" и "Бесприданница") 2010
На уроке поговорим о судьбе русской женщины, изображенной в драматических произведениях А.Н. Островского. Урок формирует навыки характеристики литературного типа, развивает исследовательскую культуру через сравнение интерпретаций и частично-поисковых заданий.
-
Поэтическая мастерская: конспект урока литературы в 7-м классе на тему "Весна - утро года" 2010
Самым важным, на мой взгляд, в современных условиях является использование методики личностно ориентированного обучения, которая реализуется через развитие творческих способностей учащихся. Использование поэзии на уроках помогает развивать речевые умения. Строгие правила синквейна помогают научить анализировать и чётко формулировать свои мысли, учат обобщать, выделять главное.
-
Урок литературы в 8-м классе "Личность благоверного князя Александра Невского" 2010
Урок посвящен подробному изучению личности благоверного князя Александра Невского. Цель урока: через анализ образа главного героя воспитывать чувство патриотизма, высокие нравственные устои, эстетические ценности учащихся. На уроке проводится работа над новыми понятиями: агиография, триптих.
-
Использование технологий развития критического мышления через чтение и письмо при составлении сценария 2010
От современных школьников часто требуется уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать прочитанное. Это умение формируется и на внеклассных занятиях, например, при написании сценария. Наиболее продуктивной является технология РКМЧП, приёмы: выстраивание ассоциаций, «корзина идей», «мозговой штурм», РАФТ.
-
Информационные технологии на уроках литературы "Образ природы в лирике А.С. Пушкина" (9-й класс) 2010
На уроке ребята выступают с самостоятельно изученным материалом, где каждая группа готовила материал по определенному периоду творчества А.С. Пушкина. А ИКТ позволяет не только увидеть пушкинские места, но и услышать художественное чтение, музыкальные произведения. Такая работа учит отбирать материал по теме, эмоционально раскрывать текст.
-
Литературно-музыкальная композиция "Солдату я слагаю оду…" 2010
Есть в нашей стране праздник «со слезами на глазах» – праздник Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Пусть не прервется наша память, потому что живы еще очевидцы дней минувшей войны, которые могут поведать о человеческих трагедиях и счастье Победы.
-
Сопоставительный анализ стихотворений А.С. Пушкина "Монастырь на Казбеке" и М.Ю. Лермонтова "Крест на скале" 2010
Аналитическое прочтение лирического текста всегда вызывает затруднение и в то же время представляет огромный интерес: «Суха, мой друг, теория всегда, но древо жизни процветает». Проведя сравнительный анализ двух стихотворных произведений, автор представляет свой собственный опыт их интерпретации.
-
Урок литературы в 9-м классе "Подготовка к написанию сочинения-отзыва на повесть Б.Васильева "А зори здесь тихие…" 2010
Этот урок не только учит анализировать художественное произведение и писать сочинение-отзыв, но и воспитывает в ребятах чувство патриотизма, гордости за свою страну, победившую как силой оружия, так и силой нравственного духа фашистскую Германию.
-
Урок литературы в 5-м классе по теме "Языковые и композиционные особенности жанра басни" 2010
Урок позволяет обобщить литературоведческий материал по истории развития жанра басни, композиционные и художественные особенности этого жанра. В ходе урока выполняется сравнительный анализ басен И.А. Крылова и Ж.Лафонтена, что позволяет подготовить ученика к созданию собственного произведения.
-
Игровые технологии на уроках литературы в старших классах 2010
В практике своей работы наиболее часто использую такие игровые формы урока, как устный журнал, суд, конференция, пресс-конференция, диспут, аукцион знаний, концерт. При проведении урока-пресс-конференции осуществляется возможность проверить и систематизировать знания учащихся, организовать коллективную познавательную деятельность, работать над развитием речи и мышления учащихся.
-
Традиционный урок-диалог "Товарищество и братство в повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»" 2010
Целью урока является выявление основной идеи повести, совершенствование навыков анализа текста, монологической речи, выразительного чтения. В ходе урока формируются оценочные суждения, воспитывается способность эмоционально и адекватно реагировать на обсуждаемую проблему, формируются гражданские, нравственные и патриотические качества личности.
-
Урок внеклассного чтения по повестям Н.В. Гоголя "Пропавшая грамота" и "Заколдованное место" 2010
Открытый урок проводился с целью расширения и закрепления знаний учащихся о произведениях Н.В. Гоголя, развития умения ориентироваться в прочитанном, развития внимания и наблюдательности, привития интереса к чтению через знакомство с данными произведениями, рекомендованными программой для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
-
"История басни в литературе разных народов. Иносказательный смысл басни". Урок литературы в 5-м классе 2010
Урок ставит целью показать роль басни в литературе разных времён и народов, обличение в басне несправедливых общественных порядков и недостатков людей; закрепить изученное по теории литературы: басня, мораль, аллегория, метафора, ирония. На уроке формируются навыки выразительного чтения, внимание к художественным деталям.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе "Тема Родины в творчестве Сергея Есенина" 2010
Внеклассное занятие призвано кратко познакомить с жизнью и творчеством Есенина, показать значение его творчества для русской культуры и истории.
-
Библиотечный урок на тему "Сказка о тебе и обо мне" (по произведению Д.Ю. Соколова "Поймайчик Агао с планеты людчей") 2010
Программа курса "Литературное краеведение" включает в себя материалы, не содержащиеся в базовых программах. Тем самым она расширяет, углубляет знания учащихся по литературе, способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, формирует навыки исследовательской деятельности, предполагает использование методов активного обучения.
-
Программа элективного курса по литературе "Сороковые, роковые, военные и фронтовые" для профильных гуманитарных 10–11-х классов 2010
Данная программа содержит план тематических занятий на весь учебный год, основанный на изучении наиболее значительных произведений о Великой Отечественной войне, их проблематики, идейно-художественных особенностей. В процессе работы учащиеся формируют ценностно-мировоззренческие, читательские, речевые компетентности, развивают умения творческого чтения.
-
Берегите красоту художественного слова 2010
Сборник методических разработок уроков русского языка и литературы для 5–7-x, 11-х классов и занятия элективных курсов для 9-го класса содержит методические рекомендации, которые помогут решить многие вопросы организации обобщающих уроков, помочь ввести обучающихся в мир литературы как читателей.
-
История создания и художественное своеобразие романа-эпопеи Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Роман "Война и мир" Л.Н. Толстого является одним из самых сложных произведений, представленных в курсе литературы в 10-м классе. Поэтому очень важно на первом этапе работы с произведением дать представление об истории создания, особенностях жанра, проблематике, разобрать смысл названия романа-эпопеи. Этому посвящён данный урок.
-
Урок-мастерская по литературе в 9-м классе по теме "Ключ к поэзии романтиков" 2010
Данный урок создает условия для постижения учащимися особенностей художественного мира поэтов-романтиков XIX века путём самостоятельного сопоставления их стихов со стихами поэтов XX века, развивает умения определять ритм стиха, характер рифмовки, делить стихотворение на строфы, определять автора по стилистическим и тематическим особенностям его стихотворения.
-
В мире художественного слова повести "За тремя волоками" В.И. Белова (9-й класс) 2010
Целью урока является воспитание любви к творчеству В.И.Белова, к "малой родине" через анализ повести "За тремя волоками" и использование литературоведческих понятий в собственной письменной речи.
-
Урок литературы "Триумф Хлестакова" (по комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"). 7-й класс 2010
Данный урок литературы является четвертым в системе занятий по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» в 7-м классе. Основное его назначение – реконструкция внесценических эпизодов комедии, то есть анализ того текстового материала, который остается за кадром, но который так необходим для более полного и глубокого понимания идеи произведения. В центре урока 3-е действие комедии, сцена вранья. Ученики отвечают на основной вопрос: как удалось Ивану Александровичу Хлестакову подняться по лестнице величия, достичь такого успеха в провинциальном городке?
-
Литературный вечер, посвященный 80-летию со дня рождения В.М. Шукшина "Творчество как песня" 2010
Урок воспитывает чувство любви к родному краю, знакомит учащихся с биографией В.М. Шукшина, повышает интерес к изучению его творчества как писателя, актера, режиссера.
-
Литературно-музыкальная композиция по теме "Страницы вековечной славы" 2010
Проведение в колледжах урока, посвященного войне 1812 года, будет способствовать патриотическому воспитанию учащихся, расширению их знаний о далеком героическом времени страны. В ходе подготовки учащиеся разделены на 3 группы. Можно использовать слайды, фрагменты из кинофильмов или иллюстрации к произведениям.
-
Конспект урока внеклассного чтения в 7–8-х классах на тему "Помни имя свое" (тема памяти в легенде о манкурте из повести Ч.Айтматова "И дольше века длится день") 2010
"Буранный полустанок" Чингиза Айтматова – сложный, философский роман. Для учеников среднего звена вполне доступен отрывок из этого романа - легенда о манкурте. Читая и обсуждая его, они еще раз вспомнят особенности легенды как литературного жанра, поучатся анализировать литературное произведение, определять своеобразие художественных образов.
-
Урок-игра по поэме М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
В ходе урока обобщаются и систематизируются знания учащихся по поэме М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове», формируется внутренняя мотивация учащихся к изучению литературы. Урок способствует формированию неповторимой своеобразной манеры говорить и писать.