Цели урока:
- Обучающая - формировать у учащихся цельное представление о жизни и творчестве А.С. Пушкина; познакомить с лицейским периодом жизни поэта, с новым лирическим произведением, с понятием послание.
- Развивающая – развивать умения структурировать и использовать информацию, навыки анализа лирического произведения и выразительного чтения; развивать монологическую и диалогическую речь.
- Воспитывающая – научить видеть за строчками стихов чувства, переживания, реальные события; воспитывать чувство гордости за славное имя поэта А.С.Пушкина.
Оборудование: портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина, компьютер, мультимедийный проектор, экран, электронная презентация (приложение 1), стихотворение «И.И.Пущину» в исполнении Владимира Завьялова (фонохрестоматия к учебнику «Литература.6 класс»/диск).
Доска:
- портрет А.С.Пушкина работы В.Тропинина;
- эпиграф:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озерных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
А.Ахматова, 1911.
Ход урока.
1. Слово учителя. Эмоциональный настрой. Определение темы, целей, задач урока.
С ранних лет мы знакомы с творчеством А.С.Пушкина. Каждый год на уроках литературы мы открываем новую страничку жизни этого замечательного поэта, больше читаем, узнаем о его творчестве, его окружении, его времени. Сегодня мы снова возвращаемся к творчеству А.С. Пушкина. Эпиграфом к уроку служат стихи Анны Андреевны Ахматовой «В Царском Селе». Эти стихи написаны почти сто лет назад. Рискнем заменить одну букву в этом стихотворении - ведь оно и о нашем времени: «И столетия мы лелеем...».
- Помните ли вы, как Пушкин вошел в вашу жизнь?
- Что вы знаете о Пушкине?
- Какие его произведения читали, слышали?
Сегодня мы с вами познакомимся с лицейскими годами А.С.Пушкина, с его друзьями и прочитаем стихотворение, посвященное одному из них. Попытаемся понять, какое место в жизни А.С.Пушкина занимал Лицей, чем была для поэта дружба, какие чувства передаёт стихотворение «И.И.Пущину».
2. Лицейские годы.
2.1. Слово учителя.
СЛАЙД № 1 Пушкина привезли в Царское Село летом 1811 года, вскоре после того, как было объявлено о предстоящем открытии Лицея. Привез его дядя, Василий Львович Пушкин, известный в своё время поэт, оказавший на юного Пушкина некоторое литературное влияние. В Петербурге юный Пушкин поселился в доме дяди. Здесь он и жил все то время, пока готовился к экзаменам в Лицей. Лицей был задуман Александром I как закрытое привилегированное учебное заведение для подготовки образованных и преданных слуг государства.
СЛАЙД № 2 – 3
2.2. Самостоятельная работа по учебнику (в группах).
Каждая группа находит ответ на вопрос, предложенный учителем.
- 1 гр. - Откуда Лицей получил такое название? Какие задачи ставил русский государь перед этим учебным заведением?
- 2 гр. - Чем интересно было открытие Лицея.
- 3 гр. - Каковы были внутренние покои в Лицее, одежда лицеистов, режим в Лицее.
- 4 гр. - Расскажите о лицейских профессорах.
- 5 гр. – Как относились лицеисты к лицейским годовщинам?
- Слово 1 группе. СЛАЙД № 4
- Слово 2 группе.
- Слово 3 группе. СЛАЙД № 5
- Слово 4 группе.
- Слово 5 группе.
2.3. Составление связного рассказа о лицейском периоде жизни А.С.Пушкина.
3. Дружба в жизни А.С. Пушкина.
3.1. Слово учителя.
- Каких лицейских друзей А.С.Пушкина вы знаете?
Среди лицейских друзей Пушкина особенно близкими и дорогими – на всю жизнь дорогими – стали Дельвиг, Пущин, Кюхельбекер. СЛАЙД № 6
Двое из них были поэтами. Все лицейские друзья Пушкина – и он сам прежде всего – были более всего увлечены делами литературными. Лицейское братство было не только человеческим, но и поэтическим братством. Это не могло не иметь влияния на Пушкина. Так называемое Лицейское поэтическое братство вырастало и воспитывалось. Лицеисты по существу почти не знали притеснений, дружеские отношения связывали их не только между собой, но и с некоторыми профессорами. СЛАЙД № 7
Пушкинские обращения к друзьям... Сколько в них свежести, новизны, оригинальности! Какой задушевностью веет от них, каким человеческим теплом они согреты. Поистине нужно было именно по-пушкински обладать даром такой «всемирной отзывчивости», чтобы найти теплые, светлые слова для всех и для каждого, к кому он обращался.
Конечно, особое место в сердце поэта занимали лицейские друзья. Друзьям посвящены многие лирические произведения Пушкина.
Встретились и подружились некогда в царскосельском лицее два мальчика: Саша Пушкин и Ваня Пущин. Казалось, они были очень разными. Пушкин — порывист и вспыльчив, Пущин — уравновешен, упорен, рассудителен.
11 января 1825 год. Пушкин в ссылке в Михайловском. На предрассветном морозе зазвенел в парке поддужный колокольчик. Пушкин сквозь сон услышал — и не поверил. Думал, чудится. Снова звякнуло. Еще, еще... Сердце бешено заколотилось. Кто это? За ним? К нему? С бедой ли, с радостью? Не помня себя, босиком, в одной рубашке выбежал Пушкин на крыльцо. Кто-то высокий, румяный, в тяжелой медвежьей шубе вылез из саней, схватил его в охапку, потащил в дом. Пущин! Жано! СЛАЙД № 8
На шум прибежала Арина Родионовна. Видит, Александр Сергеевич босиком, неодетый, с ним незнакомец в шубе. Смотрят друг на друга, целуются, плачут. Няня поняла: приехал друг — и кинулась к Пущину. Спокойная беседа началась за кофе и трубками. Пущин расположился в удобном кресле. Пушкин не мог усидеть от радости. Его обычная живость проявлялась во всем. Вспоминали Лицей, Петербург, шутили, смеялись от полноты души.
Возможно, что именно этот момент встречи на своей картине изобразил художник Ге:
СЛАЙД № 9 Пушкин, жестикулируя, читает рукопись. Он изображен в центре картины, в центре своего кабинета. Справа от него, удобно расположившись в кресле, внимательно слушает друга Пущин. На заднем плане слева мы видим няню. Она даже прервала свою работу, тоже заслушавшись чтением Пушкина.
В три часа ночи двенадцатого января друзья расстались. Как оказалось потом, навечно. Пущину предстояла Сенатская площадь и тридцать лет сибирской каторги. Стариком он помнил: «Молча я набросил на плечи шубу и убежал в сани. Пушкин еще что-то говорил мне вслед; ничего не слыша, я глядел на него: он остановился на крыльце со свечой в руке. Кони рванули под гору. Послышалось: "Прощай, друг!"»
Пушкин остался один. Но долго согревал ему душу день, проведенный с другом, вспоминалась их беседа. Этой встрече Пушкин посвятил стихотворение “Мой первый друг, мой друг бесценный”. Они не знали, что видятся в последний раз: в 1826 году декабрист И.И. Пущин был сослан на каторгу в Сибирь.
4. Прослушаем стихотворение «И.И.Пущину» в исполнении Владимира Завьялова.
4.1. Анализ стихотворения.
- Стихотворение “И.И.Пущину” написано в жанре послания. СЛАЙД № 10
Попробуем доказать.
- Прочитайте еще раз первую строку. С какой интонацией мы ее должны прочитать? Почему?
Наверное, задушевно, грустно, светло.
- Какие обращения подбирает поэт? К кому человеку мы можем обратиться с такими словами?
Друг, друг бесценный; к близкому человеку, к другу.
- Каким чувством проникнуты строки, в которых поэт вспоминает свидание в Михайловском?
Благодарностью и нежностью.
- Что соединяет вторую половину стихотворения с первой?
Слова «то же утешенье» - ответ на те давние события; невозможно увидеться с друзьями, но есть другой способ соединения – «голос» и «душа», для них расстояния не преграда.
- Объясните выражение “… я судьбу благословил, когда мой двор… твой колокольчик огласил”?
Чувство благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Радость встречи так велика, что лирический герой примирился с жизненными невзгодами, даже порадовался своей судьбе, подарившей счастье иметь такого друга.
А.С.Пушкин относился к дружбе как к необходимому явлению жизни. Настоящая дружба по убеждению поэта может поддержать человека в самые тяжёлые минуты. Дружба дарит счастье общения, понимания, сопереживания. Она помогает выстоять. Друзья сохраняют верность на всю жизнь.
- Проследите по тексту стихотворения развитие чувства дружбы к Пущину. Переживает ли лирический герой чувство дружбы как важное явление своей жизни?
Детская дружба с Пущиным лирическим героем называется «лучом», дни рядом с другом – «ясные дни». Посещение Пущиным опального поэта сравнивается с бесценным даром судьбы. Лирический герой надеется, что его любовь к другу, горячее участие в его трагической судьбе поможет Пущину, утешит в «заточенье».
- Как нужно читать это стихотворение?
4.2. Работа над выразительным чтением стихотворения.
Постарайтесь выразить в своём чтении грусть и благодарность в первой части (воспоминание о встрече в Михайловском), чувства дружбы, поддержки, утешения во второй части стихотворения (обращаясь к ссыльному другу).
5. Подведение итогов.
6. Задание на дом.
Выразительное чтение стихотворения (для всех).
Сочинение-миниатюра «Дружба в моей жизни» (по желанию учащихся).