Эпиграф: “Не сотвори себе кумира”.
Цель урока:
обобщение и систематизация пройденного материала в форме игры.
Задачи:
1. образовательная
раскрыть образы главных героев романов, проанализировать и сопоставить их, выявить отличительные черты характеров, найти сходства и различия;
2. воспитательная
на примере ошибок героев воспитывать нравственные качества личности школьников и твёрдую жизненную позицию; повышать познавательную и творческую активность учащихся, прививать интерес к творчеству гениальных писателей II половины XIX века;
3. развивающая
развивать умение мгновенно отвечать на поставленные вопросы, доказывать свой ответ, опираясь на текст художественного произведения; формировать стремление высказывать собственное мнение, ориентироваться в необычных игровых ситуациях.
Оборудование:
1. портреты Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого;
2. роман “Преступление и наказание” и роман-эпопея “Война и мир”;
3. иллюстрации к великим произведениям;
4. CD-диски (кинофильмы “Преступление и наказание” и “Война и мир”);
5. интерактивная доска, компьютер / проектор, ноутбук;
6. часы;
7. видеокамера;
8. фотоаппарат;
9. призы, грамоты.
Этапы игры
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1-й гейм “Разминка”.
2-й гейм “Заморочки из бочки”.
Слово психолога.
3-й гейм “Ты – мне, я – тебе”.
4-й гейм “Гонка за лидером”.
III. Подведение итогов.
Вывод.
Церемония награждения.
Правила игры
В 1-м гейме каждой команде задаётся 6 несложных вопросов.
Во 2-м гейме ребята смотрят видеофрагменты из кинофильмов и комментируют их, затем отвечают на 1 общий вопрос.
В 3-м гейме учащиеся задают по 1 вопросу друг другу.
В 4-м гейме игроки отвечают на 12 вопросов на скорость.
Система баллов
1-й гейм – 6 вопросов – 6 баллов (1 вопрос - 1 балл).
2-й гейм – 1 вопрос - 5 баллов.
3-й гейм – 1 вопрос - 3 балла.
4-й гейм – 12 вопросов – 24 балла (1 вопрос - 2 балла).
Максимальное количество баллов – 38.
Ход игры
I. Организационный момент
Сегодня пройдёт урок-игра “Счастливый случай”! Речь пойдёт о героях того времени, которые и по сей день “живут” на страницах самых впечатляющих шедевров XIX столетия – романа Фёдора Михайловича Достоевского “Преступление и наказание” и романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого “Война и мир”. Именно сегодня, ребята, у вас есть уникальная возможность расширить и обогатить свои знания, обобщить и систематизировать их.
Первая команда изучает роман “Преступление и наказание”, вторая команда – роман-эпопею “Война и мир”. В конце занятия мы узнаем, кому же из вас выпадет Счастливый случай, кто станет победителем?! Игра состоит из 4-х геймов (периодов): “Разминка”, “Заморочки из бочки”, “Ты – мне, я – тебе”, “Гонка за лидером”. Желаю удачи!!!
II. Основная часть
1 гейм “Разминка”
I команда
1 вопрос. Первоначальное название романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”.
Ответ. “Пьяненькие”.
2 вопрос. Год создания шедевра.
Ответ. 1866 год.
3 вопрос. В каком журнале появились первые главы гениального произведения?
Ответ. “Русский вестник”.
4 вопрос. Сколько частей в романе?
Ответ. Шесть частей и эпилог.
5 вопрос. Можно ли считать данное произведение детективом?
Ответ. Нет, потому что в романе главное не преступление, а его процесс и психологическое состояние главного героя после убийства; это роман о “вечных” вопросах, нравственном законе и тайнах человеческой души.
6 вопрос. Какова цветовая гамма повествования?
Ответ. По цветам своим роман чёрно-белый с гнилой петербургской желтизной, самое яркое пятно в нём – кровь.
II команда
1 вопрос. Первоначальное название романа-эпопеи Л.Н. Толстого “Война и мир”.
Ответ. “Тысяча восемьсот пятый год”.
2 вопрос. Дайте определение понятию “роман-эпопея”.
Ответ. Роман-эпопея – крупная, монументальная форма эпической литературы, отражающая исторический процесс в его всеобщности, “панорамности” изображения событий и человеческих судеб. Чаще всего это произведение большого объёма, отличающееся многогеройностью и обилием сюжетных линий.
3 вопрос. Годы создания произведения.
Ответ. 1863 – 1869 годы.
4 вопрос. Какое стихотворение стало зерном замысла романа?
Ответ. “Бородино” М.Ю. Лермонтова.
5 вопрос. Во времена правления какого царя происходит действие эпопеи?
Ответ. Во времена Александра I.
6 вопрос. Какое испытание объединило всех людей, разных по уму, возрасту и социальному положению; наиболее полно раскрыло их характеры и выявило возможности?
Ответ. Война.
2 гейм “Заморочки из бочки”
I команда
Учитель показывает видеофрагмент из кинофильма Льва Кулиджанова “Преступление и наказание” 1969 года по роману Ф.М. Достоевского - убийство Раскольниковым старухи-процентщицы и её сестры (в главной роли Георгий Тараторкин) и просит учащихся его прокомментировать.
Работа с текстом (часть I, глава VII).
Вопросы: 1. По какой причине Раскольников совершил преступление? 2. Какую теорию он создал? 3. Кто был его кумиром?
Комментарий учащихся. Родион Раскольников убил старуху-процентщицу Алёну Ивановну. “Удар пришёлся в самое темя, чему способствовал её малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела ещё поднять обе руки к голове. В одной руке ещё продолжала держать “заклад”. Тут он изо всей силы ударил раз и другой, всё обухом, и всё по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь”. Он ограбил её под предлогом осчастливить униженных и оскорблённых, но деньги не являлись целью преступления. Им двигали не материальные (экономические) причины, а зловещий замысел. Герой создал свою теорию и поделил людей на две категории: обычных и необыкновенных. К последним он приобщил тех, которые могут переступить через черту дозволенного, например, Наполеон. И он решил проверить себя: тварь ли он дрожащая или право имеет. Также он убил младшую сводную сестру ростовщицы Лизавету, что не входило в его планы. “Он бросился на неё с топором… Удар пришёлся прямо по черепу, остриём, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени”. После совершённого злодеяния он считал, что сможет подняться над “тварью дрожащей” и властвовать ей. Позже теоретик-убийца понял, что его кумир Наполеон, который громил Тулон, выигрывал битвы, сражения, даже и не посмотрел бы на старуху, эту мелкую, “зловредную вошь”.
II команда
Учитель показывает видеофрагмент из кинофильма Сергея Бондарчука “Война и мир” 1965 года по роману-эпопее Л.Н. Толстого – Андрей Болконский на Аустерлицком сражении (в главной роли Вячеслав Тихонов) и просит учащихся его прокомментировать.
Работа с текстом (том I, часть III, главы XVI-XIX).
Вопросы: 1. О чём мечтал Андрей, участвуя в сражении? 2. Что произошло после того, как он увидел небо? 3. Кто был его кумиром?
Комментарий учащихся. Князь Андрей мечтал о подвиге, жаждал славы. “Вот она, наступила решительная минута! Дошло до меня дело”, - думал он. Взяв знамя в руки, Болконский с криком “ура!” побежал вперёд, в атаку. Он слышал над собою непрестанный свист пуль, и беспрестанно справа и слева от него охали и падали солдаты. Вдруг упал он… Очнувшись, Андрей увидел небо. “Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Всё пустое, всё обман, кроме этого бесконечного неба”.
Истекая кровью, он стонал тихим, жалостным стоном. Вскоре князь услышал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по-французски. “Вот прекрасная смерть”, - сказал Наполеон, глядя на Болконского. Раненый Андрей знал, что это был он – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нему облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорили о нём; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал её теперь… Ему так ничтожны казались все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел.
Общий вопрос для обеих команд. Что объединяет эти произведения? В чём сходства героев романов?
Ответ. Точками соприкосновения данных произведений являются: 1. сходства характеров главных героев - умные, гордые, независимые, властные, тщеславные, самолюбивые, эгоистичные (в начале своего жизненного пути); 2. стремление быть похожими на своих кумиров, авторитетов; 3. создание теорий и их крах.
Родион Раскольников хотел стать Наполеоном, человеком особенным, незаурядным, который “право имеет”. Эгоистическая и антигуманная теория толкнула его на “идейное” преступление, но он так и остался “тварью дрожащей”, поскольку не смог убить принцип, а “убил” себя. Следовательно, его теория потерпела крах.
Андрей Болконский мнил себя русским Наполеоном, следовал примеру своего одинокого “великого” героя, верил в свой личный подвиг и замечательные военные проекты, самонадеянно хотел спасти один всю армию, стремился к славе и карьере. Но со временем понял, что один человек на войне не может ничего. Андрей разочаровался в своём кумире и идеальных представлениях о подвиге. Следовательно, его теория потерпела крах.
Родион и Андрей различаются между собой внешностью, социальным положением и окружением: первый – голодный, бедный студент; второй – князь. Герои освобождаются от культа наполеонизма по-своему: первый - через годы каторги; второй – в ходе жизненных и духовных исканий. Авторы по-разному решают судьбы своих детищ: Раскольников остаётся живым; раненый Болконский умирает.
Вывод. Учитель обращается к эпиграфу урока и даёт небольшое напутствие детям на будущее: “Не убей. Не укради. Не сотвори себе кумира. Живи своей жизнью, будь самим самой и верь в себя!”
Слово психолога
Оба героя по натуре замкнутые, необщительные, одинокие; они - интроверты.
Родион, совершив преступление, “отрезал” себя от общества; Андрей отделил себя от людей своей гордостью, независимостью.
Родион Раскольников эпилептоидного психотипа. Он скрупулёзен, злопамятен, маловнушаем, малоэпматичен, сдержан до поры, до времени. Любит наводить справедливость. Прямолинеен в поисках правды. Пример: Раскольников отчаянно защищал Соню Мармеладову, когда Пётр Петрович Лужин подбросил ей в карман 100 рублей. Тайны свои он доверяет не сразу, проверяет надёжность друга. Пример: рассказал Соне о совершённом преступлении потому, что она тоже “переступила” эту грань, перешла за черту (пошла на панель для того, чтобы прокормить троих детей своей больной мачехи). Родион встретил настоящую любовь - Соню. Она и помогла ему прийти к покаянию.
Андрей Болконский отрешён от окружающего мира, он чужой в светских гостиных. На Аустерлицком сражении он мыслит себя человеком, который спасёт мир. В Наполеоне он видит воплощение своих идей и теорий. Но происходит переосмысление ценностей. Пример: очнувшись, князь Андрей увидел небо, высокое, вечное, бесконечное… Он стал по-иному воспринимать жизнь. Снова поверил в возможность счастья и любви. Пример: въехав в берёзовую рощу, Болконский увидел дуб. На него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления. “Нет, жизнь не кончена в тридцать один год”, - вдруг окончательно решил он. Андрей нашёл невесту – Наташу Ростову. Общение с ней возвышает, очищает его душу.
Вывод. Люди, которые создают себе кумиров, предаются иллюзорным мечтам. Они сосредоточенны, зациклены и целеустремлённы. Живут в тесном, замкнутом, давящем пространстве, поскольку находятся в плену или рабстве своих идей и теорий. Они подобны роботу или человеку-формуле. Жизнь проходит мимо них.
Люди, которые живут полноценной, насыщенной жизнью, по-иному смотрят на мир. Они способны радоваться, общаться, взаимодействовать. Их пространство разомкнутое, разноцветное, позитивное. Они – обычные люди.
3 гейм “Ты – мне, я – тебе”
I команда
Вопрос. Назовите сходства и различия “идейных” двойников романа – Родиона Романовича Раскольникова и Аркадия Ивановича Свидригайлова.
Ответ. Сходства. 1. Оба героя способны на преступление. Раскольников убил Алёну Ивановну и её сестру Лизавету. Аркадий Иванович смог бы убить свою жену, Марфу Петровну, если бы Дуня попросила его об этом. 2. К обеим жертвы приходят во сне. Раскольникову снится убитая им ростовщица. Свидригайлову видится покойная жена. 3. Оба творят зло, но делают и добро. И Раскольников, и Свидригайлов помогают семье Мармеладовых: первый даёт деньги на похороны Семёна Захаровича, второй обеспечивает будущее детей покойной Катерины Ивановны, устраивает их в приют. Различия. 1. Раскольникова толкнула на “идейное” преступление его же теория. Свидригайлов бы убил, не задумываясь. 2. В отличие от Родиона Аркадий Иванович может переступить через кровь (самоубийство). Раскольникова же мучает совесть: его душа, отягощённая грехом, мечется между верой и безверием, надеждой и отчаянием.
II команда
Вопрос. Раскройте взаимоотношения Наташи Ростовой с Андреем Болконским.
Ответ. Наташа и Андрей были помолвлены. Но старый князь Болконский был недоволен этим и решил отложить свадьбу сына на год, чтобы возлюбленные проверили свои чувства, но это был всего лишь предлог. Вскоре князь Андрей уехал на войну. За это время Наташа увлеклась Анатолем Курагиным, который был женат, но тайком хотел увезти её. Затея эта сорвалась. Когда Андрей узнал о происшедшем, он долго не мог простить невесту и расторг помолвку. И только потом, на войне, когда раненый Болконский столкнулся на поле боя лицом к лицу с умирающим Курагиным, он простил его, а после, перед смертью, и Наташу и понял, как сильно любил её.
4 гейм “Гонка за лидером”
Учитель задаёт каждой команде вопросы на скорость. Если количество правильных ответов равное, то добавляется 1 балл тем, кто быстрее ответил.
I команда
1. Любимое слово Ф.М. Достоевского, которое в романе встречается более пятисот раз. (“Вдруг”).
2. Сколько лет было Раскольникову в начале романа? (23-24 года).
3. К какому сословию принадлежал главный герой? (Дворянин).
4. Какую профессию должен был он получить, если бы окончил университет? (Юрист).
5. Как называл Родион Алёну Ивановну? (“Зловредная вошь”).
6. Куда спрятал Раскольников краденые вещи и деньги? (Сначала в каморке под обои, затем под камень в глухом, пустынном дворе).
7. Почему после убийства он не воспользовался награбленным? (Деньги не являлись целью преступления).
8. Кого обвинили в преступном деянии? (Маляра Миколку).
9. От чего умерла Катерина Ивановна, жена Мармеладова? (От чахотки).
10. Что советует Соня сделать Раскольникову, чтобы искупить великую вину? (“…Стань на перекрёстке, поклонись, поцелуй землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: “Я убил!”).
11. Какой предмет, символ страдания, она подарила ему? (Нательный кипарисовый крест).
12. На сколько лет был осуждён теоретик-убийца за совершённое преступление? (На 8 лет каторги в Сибири).
II команда
1. Сколько времени длится действие романа в целом? (15 лет).
2. Кому принадлежит следующая портретная характеристика? “…Был неуклюж, толстый, выше обыкновенного роста, широкий, с огромными красными руками, он, как говорится, не умел войти в салон и ещё менее умел из него выйти…” (Пьеру Безухову).
3. Кто являлся прообразом Пьера? (Князь Пётр Андреевич Вяземский, друг А.С. Пушкина).
4. В чём была истинная причина дуэли Пьера с Долоховым? (Измена Элен).
5. Счастливое русское семейство в романе. (Ростовы).
6. Сколько детей было в этом семье? (Четверо: Вера, Наташа, Николай, Пётр).
7. Барская забава Ростовых. (Охота).
8. За кого вышла замуж Марья Болконская в эпилоге романа? (За Николая Ростова).
9. От чего умер Анатоль Курагин на войне? (Ампутировали ногу).
10. Чьей женой стала Наташа Ростова? (Пьера Безухова).
11. Исторические личности на страницах романа. (Кутузов и Наполеон).
12. Какое событие является кульминационным центром романа-эпопеи? (Отечественная война 1812 года).
III. Подведение итогов
Вывод.
Идеологический роман Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” и исторический роман-эпопея Л.Н. Толстого “Война и мир”, безусловно, являются шедеврами русской литературы второй половины XIX столетия. Герои своего времени – Родион Раскольников и Андрей Болконский стремились стать незаурядными людьми. Хотели бы вы, ребята, быть похожими на них? Наверное, каждый из Вас вынес свой вердикт главным героям и сделал правильные для
себя выводы. Можете поделиться ими и мнением об уроке в целом.
Таким образом, в игровой форме мы подвели итог изучению данных произведений. Сегодня героями нашего времени стали именно вы – учащиеся 10-го класса. Спасибо!
Церемония награждения.
Награждается та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Именно ей выпал Счастливый случай.
См. приложение.
Литература
1. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. – М., 2002.
2. Литература: Тесты. 9-11 классы. / Авт.-сост. И.М. Михайлова. – М.: Дрофа, 2005.
3. Тесты по литературе. – М.: Рольф, 2005.
4. Толстой Л.Н. Война и мир. – М., 2005.