Урок внеклассного чтения: "Дорогой страданья пройти…" (по главе "Боевое крещение" из повести Л. Кокоулина "Прибайкальцы" и документальной прозе о подольских курсантах)

Разделы: Литература


Тема. «Дорогой страданья пройти…» (по главе «Боевое крещение» из повести Л. Кокоулина «Прибайкальцы» и документальной прозе о подольских курсантах).

Ход урока

Звучит музыка «Эх, дороги…».

Слово учителя.

Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину, -
Конечно, мы смотрим глазами иными
На нашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути.
Поэтому должен хотя бы разум
Дорогой страданья пройти.
И мы разобраться  обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
…Конечно, мы смотрим иными глазами –
Такими же, полными слез.

Ю.Поляков «Не обожженные сороковыми…»

Сегодня у нас очередной урок внеклассного чтения, посвященный 65-летию Великой Победы. И хотя живем мы уже в другой стране и в другом веке, но память вновь возвращает нас к дорогам войны, к времени безмерных страданий и безмерного мужества нашего народа. Уходят из жизни свидетели и родственники тех, кто пережил эти тяжелые годы. Вместе с ними теряются документы, фотографии, письма. Наша школа делает все возможное для сбора и сохранения материала великого подвига воинов, для того, чтобы вы узнавали об этом времени больше, эмоционально откликались, сопереживали, размышляли, не теряли тех духовных ценностей, которые берегли для вас те, кто прошел дорогами страданья, дорогами войны. Память о них нужна прежде всего нам, живым.
Чем дальше отдаляется от нас военная пора, тем ярче высвечивает она лица того времени. Это были надежные, крепкие, мужественные, добрые люди – их руками созидались великие дела, это они вынесли на своих плечах неслыханную войну.

Одним из таких является герой повести Л.Кокоулина «Прибайкальцы» Сергей Агапов.

- Что мы узнали о нем из первых глав повести?

Сергей – сибиряк; несмотря на юные года, хозяйственный, трудолюбивый, хороший охотник, рыболов, мастер по дереву. Когда началась война, его призвали на фронт, как отца и брата; в деревне на Байкале у него остались мать и сестренка. Находясь на фронте, Сергей постоянно сопоставляет военную жизнь с мирной жизнью (как и в тайге, на фронте «каждый занят своим делом»); все мысли его обращены к дому, к малой родине, которая ему очень дорога.

- Обратимся к главе «Боевое крещение». Найдите строки, где автор показывает страшные картины войны, зачитайте их:
«вся земля изрыта, перепахана, изуродована…», «развороченный блиндаж», «черное небо шили трассирующие пули…», «черные, со смертельным грузом, машины…», «со страшным визгом и воем над головой пронеслись два самолета»…

- Что делал Сергей на фронте?

Служил водителем на ЗИСе, возил снаряды, боеприпасы на передовую, перевозил тяжелораненых.

- При каких обстоятельствах он познакомился с майором?

Сергей только начал осваивать машину, первый раз сел за руль, об этом он честно признался майору, который сопровождал колонну. У майора не было ноги, потерял под Москвой в 41-м. Несмотря на звание, он запросто разговаривал с Сергеем, и «тому от простого обращения стало легче дышать». Как необходимо это доброе, понимающее отношение к человеку.

- А чем Сергей понравился майору?

Своей сдержанностью, правдивостью, смекалистостью, настойчивостью.

- Каким было боевое крещение Сергея Агапова?

В результате авиабомбежки не осталось и половины колонны, в т.ч. погиб и майор, погибли раненые, которых везли в госпиталь.

- Что испытывает Сергей?

Он видит страшные воронки, образовавшиеся после взрывов; горящие грузовики; он видит своего изменившегося друга Прокопия Виткова – «с того как будто слетело мальчишество, вечная улыбка. Перед ним стоял человек взрослый, с усталым, возмужалым лицом». А еще он увидел убитого майора, «впервые увидел смерть рядом». У него вызывает уважение юная медсестра Аня – она следила за ранеными, перевязывала Женю Красноярова, друга Сергея; «на носу нежные конопушки, на виске жилка бьется. Совсем девочка…Поди, из класса – и на фронт». Наконец, Сергею не верится, что он вот так «вдруг может умереть», это ему казалось невозможным, «нереальным».

- За что мы благодарны Сергею?

«Не оставляет майора, а решает похоронить, честь честью». И пусть Сергей так и не узнал имени этого человека, для него он останется навсегда настоящим «воином и человеком».

- Что же открывает для себя сибирский паренек Сергей Агапов после того, как он проехал этой «дорогой страданий»?

Он понимает, что «война – это тяжелая каждодневная работа, и главное умение здесь – побороть в себе страх». Вот это, по мнению Сергея, и есть мужество.

Ребята, мы узнали, что майор воевал под Москвой, а ведь битва за Москву – крупнейшая битва  Второй Мировой войны. Она продолжалась около шести месяцев. На защиту родной Москвы встали подольские курсанты, для которых первые месяцы войны стали тоже «дорогой страданья».
Пятого декабря 2009 года вы посетили  музей «Ильинские рубежи», посвященный их подвигу. Экскурсия настолько вдохновила многих из вас, что вы решили узнать о сражении под Ильинском подробнее. Ваша одноклассница в течение месяца работала над фильмом «Памяти подольских курсантов посвящается…», и еще несколько учеников готовили экскурсию, с которой сейчас  познакомят вас, а затем и других ребят нашей школы.

1 –й.

Рота за ротой, сурово и строго,
Шагом железным идем и идем.
Все на передний, туда, где тревога,
Где от Москвы огневая дорога
Стала единственно верным путем.

2-й.

Из воспоминаний командующего ВВС Московского военного округа генерала армии Н.А.Сбытова: «5 октября утром немцы заняли город Юхнов. После нашего авиаудара рассредоточились с главной дороги, Варшавского шоссе, чтобы затруднить действия нашей авиации. И тем не менее упорно шли вперед, темпом примерно 10 км в сутки. Поступил приказ Сталина: задержать наступление немцев любой ценой минимум на 5-7 суток. А чем задержать неизвестно…На пути немцев мы смогли поставить только подольских курсантов всего лишь с двумя противотанковыми пушками и мои самолеты, штурмовавшие наступающие немецкие войска по нескольку раз в день».     

3-й.

Дорог был каждый день, каждый час. И тогда, чтобы задержать врага, навстречу этим закаленным в боях солдатам вермахта бросают необстрелянных мальчишек-курсантов, которые только успели закончить школу. Некоторые из них были призваны в сентябре 1941 года, артиллерийский стаж – 15 дней. На курсантах еще была летняя форма одежды, а 6 октября в Малоярослаце пошел снег. И пехотное, и артиллерийское училища, находящиеся в городе Подольске, были слабо обеспечены вооружением; многие пушки устарели. И казалось немыслимым выполнить приказ Сталина – любой ценой задержать противника на 5-7 дней. Сводным отрядом командовал начальник пехотного училища генерал-майор Смирнов В.А., его помощником и начальником артиллерии был назначен полковник И.С.Стрельбицкий.

4-й.

Курсанты отправились по своей главной дороге, которую они будут защищать, которая станет для них «дорогой страданий», мужества - Варшавскому шоссе; заняли боевые позиции – рубеж возле села Ильинское. Оказалось, доты готовы лишь на две трети. Не успели установить броневые щиты к дверям и амбразурам: осколки снаряда, разорвавшегося снаружи, могут проникнуть внутрь. Излишне высокие доты не замаскированы, торчат ориентирами для противника. Не предусмотрено взаимодействие между огневыми точками.  Дело в том, что последние дни строители работали уже по огнем. К курсантам обратился член Военного совета Московского военного округа Щербаков: «Пока есть хоть один патрон, хоть один снаряд – бейтесь… не выходить из окружения…»

Слово учителя.

Ребята, у вас на парте книга М.М.Горинова «Подвиг Москвы 1941-1945», по которой готовились наши экскурсоводы. Здесь  рассказывается о подвиге нескольких подольских курсантов. Давайте зачитаем.

Слово учителя.

Мы видим беспримерное мужество курсантов, и не 5-7 дней, а две с лишним недели сдерживали они врага до подхода сибиряков. Приказ Ставки выиграть время для подхода резервов был выполнен. На Ильинском боевом участке уничтожено до 5 тысяч немецких солдат и офицеров, подбито до 100 танков. Курсанты исполнили свой долг – задержали врага любой ценой. Цена эта – 3500 тысячи жизней.

5-й.

Мы были высоки, русоволосы,
Вы в книгах прочитаете, как миф,
О людях, что ушли недолюбив,
Не докурив последней папиросы…
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя пронесли.

6-й.

Штыки от стужи побелели,
Снега мерцали синевой.
Мы, в первый раз надев шинели,
Сурово бились под Москвой.
Безусые, почти что дети,
Мы знали в яростный тот год,
Что вместо нас никто на свете
За этот город не умрет. (И.Иванов).

Ребята, Лапина Маша и Камина Вероника взяли интервью у учителя нашей школы, ветерана Великой Отечественной войны, Крыловой В.И. Долгое время она работала в средней школе №3 г. Подольска.  Пионерскому отряду, которым руководила Валентина Ивановна в этой школе, было присвоено звание подольских курсантов. Девочкам было интересно узнать, как начиналась поисковая работа, какое событие для отряда было самым важным, за какие выдающиеся дела пионерскому отряду было присвоено звание подольских курсантов. Послушайте это интервью.

Вы видите, какая огромная работа была проделана пионерским отрядом по сохранению памяти о подольском курсанте А.Ф.Ремизове и других его товарищей.
Мы с вами тоже начали поисковую работу, которую будем и дальше продолжать.
Сейчас мы увидим фильм – проект, подготовленный Лапиной Марией, - «Подвигу подольских курсантов посвящается».

7-й.

А годы летят, что полет быстрой птицы,
И прошлого нам никогда не забыть.
Мы песни поем о любимой столице,
Чтоб мирно трудиться и счастливо жить.

В суровые годы вы юными были
Победу ковали тогда по Москвой.
Вы буйные головы честно сложили,
За Родину пали, вам – вечный покой.

В курсантских шинелях, под городом древним,
Вы знамени Родины были верны.
Вы первые встали тогда в 41-м,
Вам вечная память, герои, сыны.

Стоят обелиски Подольским курсантам
На тех рубежах, где сражались они.
О подвиге их бьют в столице куранты,
Их память почтить ветераны пришли.
В Татаренко, бывший курсант ППУ.

- Ребята, что объединяет героев повести Л.Кокоулина и подольских курсантов?

Они встали на защиту родных рубежей, они любили свою Родину и прошли, защищая ее, свой «дорогой страданья» честно и мужественно. Многие из них были юными, шагнувшими в огонь буквально со школьной скамьи. Они увидели, что война – это тяжелая работа, которая требует терпения, выносливости, стойкости. Дороги войны – это испытание на прочность, это преодоление самого себя. Нам с вами важно не забывать об этих дорогах, о тех людях, которые «вечной памятью живы».
В книге «Высота духа» Г.Бакланов писал: «Идут годы, сменяются десятилетия, и многое из того, что у нас превозносилось как славные деяния, которые переживут века, померкло. Но этому подвигу - подвигу народа в Отечественной войне – суждено навсегда остаться в Истории.

Домашнее задание. Напишите отзыв о просмотренном фильме. Ответьте на вопрос: «Почему нужно читать книги о войне, если есть учебники истории и воспоминания очевидцев?»