Мне день и ночь покоя не даёт
Мой чёрный человек.
А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери»
Душа моя устала и смущена от самого
себя и происходящего.
С.Есенин
Цели:
- Продолжить знакомство с творчеством С.Есенина
- Выявить идейно-художественное своеобразие поэмы
- Развитие навыка анализа поэтического текста
На сегодняшнем уроке, который является завершающим в изучении творчества Сергея Есенина, мне бы хотелось поставить перед вами не столько учебные цели, сколько нравственные. Очень важно, чтобы после нашего с вами разговора, у каждого в душе остался свой Есенин. Для кого-то хулиган, а для кого-то «певец бревенчатой избы».
Звучит стихотворение С.Есенина «Моя жизнь».
В 1913 году в письме к Марии Бальзамовой юный Есенин размышлял о жизни: «Есть люди, которые с тоскою проходят свой жизненный путь…Дух их тоскует и рвётся к какому-то неведомому миру», но «жизнь идёт не по тому направлению, и люди, влекомые её шумным потоком, не в силах сопротивляться ей… Я не могу так жить, рассудок мой туманится…»
Любимый Есениным Гоголь предупреждал: «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!»
Тема утраченной молодости, несбывшихся, погибших надежд очевидна в лирике С.Есенина: «Не жалею, не зову, не плачу…» (1921г.); «Да! Теперь решено. Без возврата…» (1922г.); «Снова пьют здесь, дерутся и плачут…» (1922г.); «Цветы мне говорят – прощай…» (1925г.). (Если позволяет время, стихи могут быть прочитаны на уроке заранее подготовленными учениками).
Звучит стихотворение в исполнении учителя «Не жалею, не зову, не плачу».
1925 год отмечен для Есенина особенно тягостными предчувствиями, разочарованиями, крушением надежд и по отношению к России, и по отношению к собственной судьбе:
Снежная равнина, белая луна,
Саваном покрыта наша сторона.
И берёзы в белом плачут по лесам.
Кто погиб здесь? Умер? Уж не я ли сам?
Из этих настроений и родился «Чёрный человек», над которой С.Есенин работал 2 года. Эта жуткая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения.
Работа с Интернет-ресурсами
Расскажите об истории создания произведения. Как ценили критики эту поэму?
(www.school-collection.edu.ru)
Эпизод из к/ф
(Сцена в туалете. Погашен свет, гром, молния. Есенин видит в зеркале Чёрного человека).
Чтение поэмы учителем.
(Задание перед прочтением: подчеркнуть слово чёрный в поэме.)
Вопросы после прочтения
- Ваши впечатления?
- Кто такой чёрный человек? (дьявол, двойник, галлюцинация пьяного человека)
Причина болезни поэта не в «осыпающем мозги алкоголе», а в его собственной душе.
Голова моя машет ушами,
Как крыльями птица.
Ей на шее ноги
Маячить больше невмочь.
Разговор пьяного человека перед зеркалом с самим собой. Но тема стороннего взгляда на себя встречается в творчестве поэта неоднократно, начиная с юношеского периода и до периода творческой зрелости:
С каждым годом я становлюсь чужим
И себе, и жизнь кому велела.
Где-то в поле чистом, у межи,
Оторвал я тень свою от тела.
(1916)Прядите, дни, свою былую пряжу,
Живой души не перестроить ввек.
Нет!
Никогда с собой я не полажу,
Себе, любимому,
Чужой я человек.
Мотив «двойника» довольно распространён как в фольклоре, так и в литературе. Это тень, уходящая от человека и ведущая самостоятельную жизнь. (Андерсен «Тень», Достоевский, чёрт Ивана Карамазова).
Двойник литературного героя, принимающий то или иное обличье, как правило, - это воплощение тёмной, «чёрной» стороны души самого человека, дьявольской.
Где-то плачет
Ночная зловещая птица.
Деревянные всадники
Сеют копытливый стук.
Вот опять этот чёрный
На кресло моё садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув небрежно сюртук.
Словарь Г.Дьяченко даёт следующие значения прилагательного «чёрный»:
- противоположный белому, нечистый
- название дьявола
- нечистая сила – сила мрака, холода и всего враждебному человеку
Показательно и количество употреблений этого определения в тексте поэмы.
Подсчитайте, сколько раз вы подчеркнули слово «чёрный»?
13 раз. Чёртова дюжина.
Почему? Давайте этот вопрос оставим пока открытым.
Итак, поэма открывается тягостным признанием:
Друг мой, друг мой,
Я очень и очень болен…
Эти же строки повторяются и в середине поэмы, деля её пополам.
Что представляет собой поэма?
Поэма построена как диалог Чёрного человека с лирическим героем. Как оказывается, это беспощадный разговор с самим собой, откровенный до «блевоты», исповедь перед самим собой.
О чём же этот разговор?
«Прескверный гость» посетил поэта. Он явился прочитать «мерзкую книгу» его постыдных деяний, отнять у него последнюю надежду на спасение.
Таким образом, герой С.Есенина пытается осмыслить собственную жизнь в контексте исторического времени.
Так кто же Чёрный человек?
Работа в группах
(1 ученик набирает ключевые слова из ответов групп на заготовленные заранее слайды. Учитель редактирует, затем производится запись в тетрадях.)
1 группа
- Проследите по тексту, чего больше глаголов или имён?
- В какой форме употреблены глаголы (в настоящем времени, прошедшем или будущем)?
Следовательно, можно сделать вывод: действие поэмы развёрнуто в … времени. - Чёрный человек – это прошлое или настоящее? (Обратите внимание, глаголы какого времени часто встречаются в его речи).
Записи в тетрадях
Поэма почти лишена на грамматическом уровне действия: глаголов, в сравнении с именами и местоимениями, относительно мало – поэма номинативна. Здесь представлена картина.
Действие поэмы развёрнуто в настоящем времени.
Чёрный человек – это скорее прошлое. В его речи наиболее часто встречается употребление глаголов в прошедшем времени.
Неважно, какой ты сейчас или будешь потом, вот в прошлом ты…
Чёрный человек стремится повернуть вспять время лирического героя, стремится противопоставить себя современности.
2 группа
Найдите противопоставления в поэме
- Цвет
- Образ родины (Страна самых отвратительных/Громил и шарлатанов», но «…»)
- «Книга жизни» («Мерзкая», но «..»)
- Образ Чёрного человека (глаза)
Какие цветовые эпитеты использует С.Есенин в поэме?
Чёрный и белый. Борьба двух тем: «чёрной и белой»: «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов», но «в декабре в той стране снег до дьявола чист»; когда «грустно», надо казаться «улыбчивым»; книга жизни «мерзкая», но в ней «прекраснейшие мысли и планы»; глаза Чёрного человека и мальчика-ребёнка (у Чёрного человека покрываются «голубой блевотой», то есть они мертвы. Это антитеза живым глазам мальчика-ребёнка. Образ ребёнка – олицетворение божественного начала, образ «гостя» - демонического. Юность героя светла до сияния («жил мальчик в простой крестьянской семье, желтоволосый, с голубыми глазами» - не лицо, а лик!) А финал тёмен – скандальный поэт.
Это борьба света и тьмы. Граница между светлым и тёмным – зеркало.
Легенда о зеркале.
Зеркало держать в комнате – грех, по утверждению староверов, потому что оно дано дьяволом, и доказывают следующей легендой.
Какой-то старец, спасаясь в пустыне, прочёл следующие слова: «просите и дастся вам». Пустынник усомнился, и желая удостовериться, что всё ли получить может, что захочет, пошёл к какому-то царю просить руки его дочери. Царь, почудясь такому требованию, сказал о том своей дочери, которая тоже подивилась немало и потом сказала: « Так как это дело необыкновенное и чрезвычайное, то должно, чтобы старец, если захочет жениться на мне, оказал бы мне чрезвычайную услугу и принёс бы в подарок такую вещь, в которой бы я всю себя видеть могла». Это желание было высказано царевною ещё в то время, когда зеркала не были выдуманы. Монах, узнав от царя такое требование, пошёл искать такую вещь. Долго ходил он по лесам, наконец вступил в пустыню, никем не обитаемую. Посидев в ней несколько времени, он начинает слышать стон. Старец окликнул и получил ответ: «Почтенный старче! Сжалься на моё страдание, ибо я уже несколько лет заключён в этом рукомойнике, выпусти меня из этой темницы, и я тебе за это услужу, чем пожелаешь». Старец, прежде, чем освободить из рукомойника заключённого, стал требовать от него вознаграждения тою вещью, о которой говорила царевна. Заключённый обещал, и старец, сняв с рукомойника крест, выпустил чёрта. Дьявол в скором времени принёс к нему зеркало, которому старец, взяв в руки, чрезвычайно подивился, но когда увидел себя с морщинами, сединами, дряхлого и слабого, отложил навсегда намерение жениться. Однако зеркало снёс к царю и тут же, отказавшись от своего слова, стал молиться о своём прегрешении в том, что взымел сомнение противу священного писания. И так как зеркало доставлено впервые старцу дьяволом, то самые крепкие староверы долгое время не имели в своих домах зеркал. (Кирьянов, с. 71-72)
Записи в тетради
Противопоставления
- Чёрный – белый
- «Страна отвратительных/ Громил и шарлатанов» - «в декабре в той стране снег до дьявола чист»
- Книга жизни «мерзкая» - в ней «прекраснейшие мысли и планы»
- Глаза Чёрного человека – глаза желтоволосого мальчика
Борьба двух тем: света и тьмы. Проблема выбора человека. Свет и тьма разведены в поэме не только эмоционально, но и ритмически.
Определите размер (задание всему классу)
- 1, 11, 12 и 13 строф
- речь Чёрного человека
- «…Не знаю, не помню,
В одном селе,
Может, в Калуге,
…
С голубыми глазами».
Записи в тетради
- 1, 11, 12, 13 строфы – анапест
- Речь Чёрного человека – ударник
- «В одном селе…» - дольник
Ударник (акцентный стих) – форма тонического стихосложения, стих, в котором урегулировано только число ударений в стихе, а число безударных между ударениями свободно колеблется (обычно 0-4 слога). Самые употребительные размеры 4- и 3-ударный.
На протяжении всей поэмы ритмический лад нарушается.
3 группа
Есть ли отличия в описании Чёрного человека в 1-ой и 2-ой частях поэмы? Найдите их.
Отличия в описании Чёрного человека
В первой части Чёрный человек почти бесплотен. Правда, он садится на кровать, «водит пальцем по мерзкой книге», гнусавит, читает, бормочет, глядит в упор, передаёт свои мысли. То есть он описан через действия. Во второй части Чёрный человек упоминается лишь дважды, но зато описание его конкретизируется:
Вот опять этот чёрный
На кресло моё садится,
Приподняв свой цилиндр
И откинув сюртук.
Он уже не «бормочет», а «хрипит», а сам «всё ближе и ближе клонится». Он уже не просто читает книгу жизни героя, а открыто издевается над ним:
Ах, положим, ошибся!
Издёвка сменяется ностальгической картиной детства героя: «жил мальчик…», Чёрный человек дразнит утерянной навсегда праведной дорогой. И снова издёвка:
И вот стал он взрослым,
К тому ж поэт,
Хоть с небольшой,
Но ухватистой силою,
И какую-то женщину
Сорока с лишним лет,
Называл скверной девочкой
И своею милою.
Выносить издевательства уже невозможно. Брошенная в Чёрного человека трость приносит герою не освобождение, а лишь опустошение. Рассвет обычно символизирующий начало, обновление, сопровождается безысходным: «Месяц умер…».
Записи в тетрадях
Чёрный человек в первой части почти бесплотен (описан через действия) во второй части – конкретизируется.
Начало и конец последней строфы отмечен многоточиями. Точка в судьбе поэта будет поставлена через 1,5 месяца. До сих пор не пришли исследователи к единому мнению о гибели поэта.
Кому было выгодно, чтобы его не стало? Кто желал его смерти? (Риторические вопросы)
Эпизод из к/ф
(заключительная серия, приход Чёрного человека)
Вопрос о Чёрном человеке: кто он?
Может, символ внешнего представления о лирическом герое поэме, характеризующий не столько поэта, сколько отношение к нему его окружения.
Изучили творчество С.А.Есенина. Кто же он: хулиган, каким представляла его пролетарская критика, или человек, надевший на себя маску хулигана, чтобы отгородиться от жестокого мира?
Звучит песня «Отговорила роща золотая».
Домашнее задание
Подготовить презентацию «Мой Есенин».