Литература
-
Интегрированный урок в 6-м классе "В стране чудес" 2010
Как привить интерес к учебному предмету, который ещё предстоит изучать? Конечно, через игру, опыты и чудеса, увлекательные рассказы об удивительных превращениях. Интеграция учебных предметов помогает в занимательной творческой форме познакомить младших школьников с химией.
-
Урок-презентация в 10-м классе 2010
Урок-презентация по литературе проводится с целью раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; сформировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, использовать и отбирать материал.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Урок-концерт в 6-м классе по творчеству М.Ю. Лермонтова 2010
Урок-концерт призван вызвать у учащихся желание читать и перечитывать, учить наизусть произведения поэта. На уроке используются иллюстрации к творчеству поэта Врубеля, Репина, Поленова, Глазунова и пр. и ученические рисунки на тему «Час любимого стихотворения».
-
Интегрированное мероприятие литература + английский язык "День Лермонтова в школе" 2010
Целью данного внеклассного мероприятия является приобщение учащихся к литературному наследию родной страны и страны изучаемого языка (английского) через творчество поэтов разных поколений о Лермонтове и его поэтических переводов, являющихся связующим звеном двух культур.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Всего и надо, что вглядеться…" 2010
Можем ли мы остановиться, вглядеться в окружающий мир, прислушаться к голосу своего сердца, заглянуть в глаза близкого человека, почувствовать, что у него на душе, сказать ему доброе, нежное слово? Эти вопросы волнуют нас, волновали они и многих поэтов и композиторов, произведения которых помогли нам провести этот вечер.
-
Тема любви в произведениях Ивана Бунина 2010
На занятии учащиеся знакомятся с произведениями Ивана Бунина любовной тематики; своеобразием рассказов, новизной в изображении психологического состояния человека; неоднозначностью трактовок рассказов.
-
Что такое выразительная речь 2010
Урок помогает сформировать у учащихся представление об основных требованиях к выразительности речи (на материале выразительного чтения); объяснить значение громкости, темпа и тона речи; научить учащихся относиться к любому тексту как к материалу для работы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Реклама любимой книги" 2010
К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к снижению читательского интереса среди школьников. Данный конкурс призван повысить интерес ребят к чтению художественной литературы, показать, что чтение - это увлекательное занятие, расширяющее кругозор, и прекрасное проведение досуга.
-
Открытый урок "Знакомство со смысловым содержанием текста стихотворения "Бородино" М.Ю. Лермонтова" 2010
Открытый урок ставит целью познакомить учащихся со смысловым содержанием текста стихотворения «Бородино».
-
Интерпретация рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Разработка урока литературы для профильного физико-математического класса 2010
Представленный урок – это не только урок, где дети учатся анализировать и понимать смысл произведения, выразительные средства, характерные для автора, но и урок глубокой душевной работы, в процессе которой учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям. В уроке, разработанном для физико-математического класса, глубокий анализ рассказа великого русского писателя сочетается с математическим обоснованием гармоничности построения этого произведения.
-
План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе 2010
План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.
-
Сценарий литературной игры по станциям для учеников 4-х классов "Путешествие по дороге из Желтого кирпича" по сказочным повестям А.М. Волкова 2010
Представлена литературная игра. Используются следующие произведения: А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». Форма урока – игра по станциям.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). А.И. Куприн. "Степь весною". Сочинение-миниатюра "Цветы дорогому человеку" 2010
Урок разработан для 4-го класса и позволяет интегрировать эстетические курсы: литературу, музыку, изобразительное искусство. Урок можно приурочить ко Дню матери или Международному женскому дню.
-
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Урок проводится с применением ИКТ и интегрированного подхода. Основными задачами при этом являются: обучение учащихся сравнительной характеристике литературных персонажей, развитие речевых навыков и критического мышления. Особое внимание уделяется использованию учениками дополнительного материала по теме при подготовке к уроку.
-
Японские хокку. 7-й класс 2010
На уроке рассматривается жанр японской поэзии – хокку. Школьники знакомятся с принципами построения трехстиший, учатся понимать хокку Басе, Исса и других поэтов. Материал представлен в культурологическом аспекте. Учащиеся постигают тайны чайной церемонии и искусства составления икебаны. Знакомство с традициями Японии способствует глубокому пониманию загадочного жанра хокку.
-
Открытый урок по литературе "У войны недетское лицо… Дети в годы Великой Отечественной войны" 2010
Открытый урок по литературе знакомит учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры; расширяет представление о Великой Отечественной войне, знакомит учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны.
-
Урок литературы "Служение доброте" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") 2010
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа; показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты; учить анализировать произведение, отвечая на вопросы, доказывая примерами из текста правильность своих ответов.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Михаил Пришвин – "певец природы"» 2010
На примерах рассказов М.Пришвина воспивается любовь к родной природе, умение видеть, слышать, понимать природу, проникать в ее тайны. Анализ рассказов «Золотой луг», «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Предательская колбаса» и др.
-
"И образ незабвенный…" 2010
Урок литературы знакомит девятиклассников с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина. Форма урока – устный журнал. Развивается художественное восприятие лирических произведений А.С. Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты. Развитие умение выразительно читать произведение, в том числе выученное наизусть, соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу Елены Нарпи "Долг" 2010
Урок помогает ознакомить учащихся с рассказом Елены Нарпи «Долг», формировать чувство памяти и признательности к людям, оказавшим нам добро, стремление творить добро, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается, показать ценность родных мест, ее природы, раскрыть значимость таких понятий, как «честь» и «долг».
-
За добро плати добром (8-й класс) 2010
Урок посвящен Дню матери, или к Международному женскому дню. Главная цель – формирование человечного отношения к близким людям. Отношение к близким людям – острая проблема современности. Дома для престарелых переполнены, молодые люди без жалости и сострадания отказываются от своих родителей. Поэтому, именно такие уроки помогают прививать на уроках литературы такие качества, как сочувствие, сострадание, самопожертвование.
-
Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Няне" 2010
На уроке рассматривается стихотворение, посвященное Арине Родионовне, которое так и называется «Няне». Дети учатся приемам анализа стихотворения, готовят текст письменного высказывания об этом стихотворении.
-
Бинарный урок по творчеству поэта-песенника А.Шаганова (8–9-е классы) 2010
Автор знакомит учащихся с жизнью и творчеством А.Шаганова, показывает, как "рождаются стишата", как начинается поэт, как создается песня. Воспитывает желание понять внутренний мир творческого человека, постигать глубину поэтической мысли, красоту художественных образов через поэзию и музыку. Развивает навыки выразительного чтения наизусть; грамотной монологической речи, эмоциональности и душевности при исполнении песен.
-
Интеллектуальная игра по типу телевизионной "Что? Где? Когда? на тему "Литература XIX века" 2010
На уроке по возможности воссоздается обстановка телевизионной версии игры. Учащиеся знакомятся с читательским опытом своих учителей, от имени которых задаются вопросы. Нетрадиционная форма мероприятия способствует повышению интереса учащихся к литературе как предмету.
-
Урок-исследование "Характеры и герои в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка": Емельян Пугачев, Маша Миронова 2010
В ходе групповой работы происходит обобщение материала по характеристике литературных героев на основе таблиц, в которых указаны главы и направления работы с текстом, и клише, продолжающие работу эффективного овладения культурой устного и письменного общения.
-
Урок-суд "Хамелеон" А.П. Чехова 2010
Урок направлен на то, чтобы выявить позицию героев рассказа по отношению к вопросу о правде. Создав проблемную ситуацию, учитель побуждает учеников к высказыванию собственной точки зрения. Основная задача суда – не только осудить, но и в ходе процесса раскрыть моральный облик потерпевшего, свидетеля Очумелова, Елдырина, показать их истинное лицо, страх перед возмездием за совершенные поступки.
-
Стихи и песни военных лет (1941–1945 г.) 2010
На уроке ученики читаются стихи и слушают песни военных лет. Это помогает понять значение поэзии в годы Великой Отечественной войны и развивает интерес к произведениям о героическом прошлом страны.
-
Организация внеклассной работы по предмету "Литература" 2010
В основе структуры разработанных по плану мероприятий лежит технология коллективно-индивидуальной мыследеятельности. Данная технология помогает включить учащихся в разные виды деятельности, позволяет им находить место в коллективной работе сообразно своим интересам и способностям. В качестве примера прилагается сценарий театрализованного классного часа по мотивам книги С.Алексиевич «У войны – не женское лицо».
-
Интегрированный урок "Женский и мужской образ в искусстве" 2010
Предлагаемый урок по литературе и изобразительному искусству поможет учащимся разобраться с такими понятиями, как «женственность» и «мужественность». Анализируя произведения славянской мифологии, русского фольклора, древнерусской литературы и картины русских художников В.Васнецова, М.Врубеля. К.Васильева, авторы урока дают возможность ученикам понять, какими художественными средствами создаются образы женщины и мужчины в словесном и изобразительном искусстве.