Литература
-
Мы разобраться обязаны сами в той боли, что мир пережил 2010
Цель урока: расширить читательские интересы одиннадцатиклассников о литературе земли Югорской, формировать интерес к литературе родного края, развивать умение анализировать, определять и формировать свое отношение к прочитанному через создание опорных конспектов.
-
Образ Иешуа – отражение Человека в романе мастера 2010
Не секрет, что одним из самых сложных произведений XX века является роман М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Роман и его герои вызывают бурю эмоций как у поклонников творчества писателя, так и противников. Чтобы прочувствовать всю глубину произведения, необходимо проникнуться его главной тайной: кто такой этот странный человек Иешуа Га-Ноцри, каково его место в романе и насколько его образ связан с его библейским прообразом.
-
«Чтобы вовек твоя свеча во мне горела…» (Е.Евтушенко). Нить судьбы творчества Б.Л. Пастернака 2010
Автор показывает этапы становления Пастернака как поэта. Раскрывает перед учащимися своеобразие личности, философской концепции, основные мотивы творчества; определяет его место и роль в поэзии ХХ века. Анализируя пастернаковскую поэтику, формирует у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.
-
Викторина "Своя игра" по литературе 2010
Игра позволяет сформировать положительную мотивацию к литературе, при этом у учащихся возникает потребность в новых знаниях.
-
Герои ранних романтических рассказов Горького. Романтический пафос и суровая правда жизни в рассказе М.Горького "Старуха Изергиль" 2010
На уроке рассматривается проблема героя в ранних рассказах Горького. Отмечаются особенности композиции рассказа как средства раскрытия идейного содержания. Проводится параллель между библейской легендой о Моисее и легендой о Данко, отмечается сходство и различие.
-
Урок-практикум "Жизнь языка" в тексте (10-й класс) 2010
Цели урока: совершенствовать навыки работы с текстом; производить лингвистический анализ текста; осознавать текст как средство самовыражения автора; вырабатывать чуткое отношение к слову. Урок рассчитан на сильный класс. Если класс слабый, то не все элементы можно брать для анализа. Можно исключить составление текста. А можно занять два урока вместо одного.
-
Родная природа в творчестве Александра Береснёва 2010
Проект, в котором на основе проведенных исследований, дискуссий и обзора литературы учащимися 4–5-х классов изучаются основы анализа лирического текста, формируются такие понятия, как колорит, цветовая гамма, понятия добра и зла… Ребята знакомятся с формами мышления: понятие, суждение, умозаключение. В ходе дискуссий осознанно используются такие приемы формирования понятий как анализ, сравнение, обобщение. Учащиеся учатся формировать умозаключения.
-
Васина дорога к правде и добру (по повести В.Г. Короленко "Дети подземелья") 2010
Автор готовит учащихся 6-го класса к сочинению, воспитывает доброжелательность, умение сочувствовать другим, проникаться бедой другого. Учит развивать творческие способности, эмоции, познавательные способности.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Пушкин и Натали" 2010
Внеклассное мероприятие, позволяющее учащимся ответить на следующие вопросы: Почему так трагически оборвалась жизнь поэта? Кто в этом виноват? Кто та, которую поэт считал своей Мадонной, а общество «злым гением», главной виновницей его гибели? Какую роль в травле семьи Пушкиных сыграло светское общество?
-
Бородинское сражение – кульминация романа Л.Н. Толстого "Война и мир" 2010
Урок посвящен 200-летию Бородинской битвы. Задачи урока: показать роль Кутузова и народа в сражении, учитывая взгляд Толстого на историю; показать идейно-художественное изображение войны в романе; доказать, что сражение - точка пересечения судеб главных героев романа.
-
Интегрированный урок в 6-м классе "В стране чудес" 2010
Как привить интерес к учебному предмету, который ещё предстоит изучать? Конечно, через игру, опыты и чудеса, увлекательные рассказы об удивительных превращениях. Интеграция учебных предметов помогает в занимательной творческой форме познакомить младших школьников с химией.
-
Урок-презентация в 10-м классе 2010
Урок-презентация по литературе проводится с целью раскрыть роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра; ознакомить учащихся с жизнью и творчеством драматурга; сформировать умения самостоятельно определять задачи своей деятельности, использовать и отбирать материал.
-
Словарная работа на уроках русского языка и литературы 2010
В статье представлен материал по совершенствованию речи учащихся, даны цели и содержание словарной работы, раскрыты несколько приёмов и методов работы над словом на уроках русского языка и литературы. Предназначена учителям-словесникам в помощь при подготовке к урокам.
-
Урок-концерт в 6-м классе по творчеству М.Ю. Лермонтова 2010
Урок-концерт призван вызвать у учащихся желание читать и перечитывать, учить наизусть произведения поэта. На уроке используются иллюстрации к творчеству поэта Врубеля, Репина, Поленова, Глазунова и пр. и ученические рисунки на тему «Час любимого стихотворения».
-
Интегрированное мероприятие литература + английский язык "День Лермонтова в школе" 2010
Целью данного внеклассного мероприятия является приобщение учащихся к литературному наследию родной страны и страны изучаемого языка (английского) через творчество поэтов разных поколений о Лермонтове и его поэтических переводов, являющихся связующим звеном двух культур.
-
Сценарий литературно-музыкального вечера "Всего и надо, что вглядеться…" 2010
Можем ли мы остановиться, вглядеться в окружающий мир, прислушаться к голосу своего сердца, заглянуть в глаза близкого человека, почувствовать, что у него на душе, сказать ему доброе, нежное слово? Эти вопросы волнуют нас, волновали они и многих поэтов и композиторов, произведения которых помогли нам провести этот вечер.
-
Тема любви в произведениях Ивана Бунина 2010
На занятии учащиеся знакомятся с произведениями Ивана Бунина любовной тематики; своеобразием рассказов, новизной в изображении психологического состояния человека; неоднозначностью трактовок рассказов.
-
Что такое выразительная речь 2010
Урок помогает сформировать у учащихся представление об основных требованиях к выразительности речи (на материале выразительного чтения); объяснить значение громкости, темпа и тона речи; научить учащихся относиться к любому тексту как к материалу для работы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе "Реклама любимой книги" 2010
К сожалению, в последнее время наблюдается тенденция к снижению читательского интереса среди школьников. Данный конкурс призван повысить интерес ребят к чтению художественной литературы, показать, что чтение - это увлекательное занятие, расширяющее кругозор, и прекрасное проведение досуга.
-
Открытый урок "Знакомство со смысловым содержанием текста стихотворения "Бородино" М.Ю. Лермонтова" 2010
Открытый урок ставит целью познакомить учащихся со смысловым содержанием текста стихотворения «Бородино».
-
Интерпретация рассказа А.П. Чехова "Скрипка Ротшильда". Разработка урока литературы для профильного физико-математического класса 2010
Представленный урок – это не только урок, где дети учатся анализировать и понимать смысл произведения, выразительные средства, характерные для автора, но и урок глубокой душевной работы, в процессе которой учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям. В уроке, разработанном для физико-математического класса, глубокий анализ рассказа великого русского писателя сочетается с математическим обоснованием гармоничности построения этого произведения.
-
План-конспект урока по повести А.Алексина "А тем временем где-то" В 8-м классе 2010
План-конспект урока-диспута в 8-м классе проводившегося с целью пробудить в учащихся чувство сострадания и понимания переживаний другого человека. Для решения поставленных целей на уроке создавались проблемные ситуации для размышления учащихся.
-
Сценарий литературной игры по станциям для учеников 4-х классов "Путешествие по дороге из Желтого кирпича" по сказочным повестям А.М. Волкова 2010
Представлена литературная игра. Используются следующие произведения: А.М. Волков «Волшебник Изумрудного города», «Урфин Джюс и его деревянные солдаты», «Семь подземных королей», «Огненный бог марранов», «Желтый туман», «Тайна заброшенного замка». Форма урока – игра по станциям.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык). А.И. Куприн. "Степь весною". Сочинение-миниатюра "Цветы дорогому человеку" 2010
Урок разработан для 4-го класса и позволяет интегрировать эстетические курсы: литературу, музыку, изобразительное искусство. Урок можно приурочить ко Дню матери или Международному женскому дню.
-
Историческая и общественная обусловленность характеров Онегина и Ленского в романе А.С. Пушкина "Евгений Онегин" 2010
Урок проводится с применением ИКТ и интегрированного подхода. Основными задачами при этом являются: обучение учащихся сравнительной характеристике литературных персонажей, развитие речевых навыков и критического мышления. Особое внимание уделяется использованию учениками дополнительного материала по теме при подготовке к уроку.
-
Японские хокку. 7-й класс 2010
На уроке рассматривается жанр японской поэзии – хокку. Школьники знакомятся с принципами построения трехстиший, учатся понимать хокку Басе, Исса и других поэтов. Материал представлен в культурологическом аспекте. Учащиеся постигают тайны чайной церемонии и искусства составления икебаны. Знакомство с традициями Японии способствует глубокому пониманию загадочного жанра хокку.
-
Открытый урок по литературе "У войны недетское лицо… Дети в годы Великой Отечественной войны" 2010
Открытый урок по литературе знакомит учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры; расширяет представление о Великой Отечественной войне, знакомит учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны.
-
Урок литературы "Служение доброте" (по рассказу В.Г. Распутина "Уроки французского") 2010
Цели урока: познакомить учащихся с содержанием рассказа; показать душевную щедрость учительницы, отметить ее роль в жизни мальчика; показать сложный внутренний мир героя, помочь ребятам обнаружить и в себе неисчерпаемые запасы доброты и настоящей красоты; учить анализировать произведение, отвечая на вопросы, доказывая примерами из текста правильность своих ответов.
-
Урок внеклассного чтения в 6-м классе «Михаил Пришвин – "певец природы"» 2010
На примерах рассказов М.Пришвина воспивается любовь к родной природе, умение видеть, слышать, понимать природу, проникать в ее тайны. Анализ рассказов «Золотой луг», «Этажи леса», «Лисичкин хлеб», «Предательская колбаса» и др.
-
"И образ незабвенный…" 2010
Урок литературы знакомит девятиклассников с адресатами любовной лирики А.С. Пушкина. Форма урока – устный журнал. Развивается художественное восприятие лирических произведений А.С. Пушкина, понимание всей сложности переживаний, всё богатство чувств поэта, не разрушив интимности, чистоты. Развитие умение выразительно читать произведение, в том числе выученное наизусть, соблюдать нормы литературного произношения; выражать свое отношение к прочитанному.