Под музыку из песни «Богатырская наша сила» ученик читает:
Это ты, моя Русь державная,
Моя родина православная!
Широко ты, Русь, по лицу земли
В красе царственной развернулась!
У тебя ли нет поля чистого,
Где б разгул нашла воля смелая?
У тебя ли нет богатырских сил,
Старины святой, громких подвигов?
Уж и есть за что, Русь могучая,
Полюбить тебя, назвать матерью…
Учитель: Братья и друзья, сыновья и
дочери земли русской! Вот и собрались мы на
необычный урок. И цель урока такова:
составим слово к слову, отбросим печаль и
возвеселим русскую землю преданиями о
славном пути православного русского народа. А
поведём мы свою речь о мудрых, славных и храбрых
богатырях, преисполненных ратного духа, и пусть
ещё больше укрепится ум наш знаниями, а сердце
любовью к своему Отечеству.
Талантливый русский народ создал богатый
фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки,
хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые
песни, волшебные и бытовые сказки, героические
былины. В них отразились достоинство и ум народа,
его нравственный облик и душа, его историческая
память. Если мы будем знать фольклор, будет жива
память народная, вечно будет славиться Русь
богатырская!
А что же такое былина, ребята? (Былина – есть то,
что было, слоистость, напластованность былого,
преображение при помощи горьких кристаллов бед и
страданий – соли и бытия, духовно-исторические
силы прошлых поколений. Основная идея былин –
идея защиты святой Руси, земли отцов и дедов, идея
богатырского подвига.)
Учитель: Сегодня на уроке пройдут богатырские состязания команд, а мы все будем им помогать. Мы сможем увидеть, как команды готовы «постоять» за звание былинных богатырей. Наше литературное состязание – это своеобразный богатырский поединок, только с друзьями-соперниками, врагов здесь нет. Не забывайте, с каким достоинством всегда встречали русские богатыри жизненные невзгоды. Удачи вам!
(Представление команд и жюри.)
Задание 1
Ведущий 1: Давайте помечтаем и перенесёмся в древнерусский город, окружённый крепостной стеной. Раннее утро.
Из того ли города Мурома,
Из того ли села Карачарова
Выезжал удалой дородный добрый молодец…
– Кто не помнит этот классический зачин? (Все
былины начинаются с зачина).
– Вот и в нашем первом задании из ворот
выезжает могучий всадник на таком же могучем
коне. Богатырь в полном воинском убранстве. На
нём…
Вопрос: Как же снаряжался русский богатырь, отправляясь в путь-дорогу?
(Командам предложены карточки с перечнем предметов, из которых они должны выбрать богатырские доспехи. Ответ нужно обосновать, объяснить значение данных слов.)
- Лук, налуч, колчан, буса.
- Рогатина, палица, булава, глуздарь.
- Шлем, ложня, кольчуга, тегиляй.
Ответы:
Лук – вид оружия.
Налуч – чехол для лука.
Колчан – сумка для хранения стрел.
Буса – большая долблённая лодка с острым носом.
Рогатина – разновидность копья с более широким,
тяжёлым, обоюдоострым железным наконечником.
Палица – тяжёлая дубина с утолщённым концом.
Булава – палица булатная (стальная), служила для
поражения защищённой шлемом головы воина,
состояла из металлической головки в виде шара,
укреплённого на коротком древке.
Глуздарь – птенец, не умеющий летать.
Шлем – один из распространенных видов воинских
металлических наголовий древности.
Ложня – спальная комната.
Кольчуга – рубашка, сплетённая из железных
колец, для предохранения тела от
металлического оружия.
Тегиляй – одежда воина в виде стёганного
ватного кафтана с короткими рукавами и высоким
стоячим воротником.
(Подведение итогов. Слово жюри.)
Учитель: Это интересно. Давайте узнаем, как Илья Муромец богатырём стал.
(Рассказывает подготовленный ученик)
– Как известно, «родился мальчик Илюша под городом Муромом, в селе Карачарове. Батюшку его звали Иваном Тимофеевичем, матушку – Ефросиньей Яковлевной. Родился, занемог от болезни неведомой. Горе горькое пришло к его родителям. Больно ему стало и за матушку и за батюшку. Вот уже «30 лет и 3 года ноги его нехожалые, руки недержалые». Но пришли к Илье Муромцу три странника, и обрёл он силу великую, богатырскую.
Учитель: Для начала обратимся к этимологии слова «богатырь». В словаре церковно-славянского языка говорится, что корень этого слова «ба» – китайского происхождения. От него произошли слова «батор», «батыр» и наше «богатырь». Заглянем в китайско-русский словарь. Древнему « БА» – (сила в нём) соответствуют современный слова ЮН,ЧУЖАН – сила, мощь, отвага. Слово «богатырь» звучит как ЮНТУ ЧЖУАНТУ, где иероглиф ТУ означает «земля», т.е. по-китайски слово «богатырь» означает «сила, мощь, отвага, идущие от земли, рождающиеся от соединённости, сцепки с землёй.
Ученик (продолжает): Как, из чего
рождается в Илье Муромце сила? В былине, в тексте
это происходит следующим образом:
«Налил странник воды в ковшичек.
– Попей, Илья. В этом ковше вода всех рек, всех
озёр Руси-матушки!
Выпил Илья и почувствовал в себе силу
богатырскую. Калики его спрашивают:
– Много ли чуешь в себе силушки?
– Много, странники. Кабы мне соху, всю землю бы
вспахал.
– Выпей, Илья, остаточек. В том остаточке всей
земли роса с зелёных лугов, с высоких лесов, с
хлеборобных полей.
Выпил Илья и остаточек.
– А теперь много ли в тебе силушки?
– Столько во мне силы, что кабы было в небесах
кольцо, схватился бы я за него и всю землю
повернул бы!»
Учитель: Сила в в Илье Муромце родилась из его смирения. Что есть смирение? Это со-мирение, примирение, т.е. бытие с миром, при мире, с землёй, при земле.
Задание 2
Ведущий 2: Верный помощник богатыря – это его конь. Командам предлагаются карточки с вопросами.
- Как богатырь относится к своему коню?
- Как богатырь седлает своего коня?
- Что такое попона? Для чего во всех четырёх углах попоны было по «самоцветному яхонту»?
Ответы:
1. Богатырь, как правило, обращается к коню ласково, подчёркивая его силу: «Уж ты, верный мой да богатырский конь,//Выручай теперь ты хозяина!». Богатырский конь по совету старцев перехожих куплен Ильёй у первого встречного крестьянина: «Видит: мужик ведёт жеребчика немудрого, //Бурого жеребчика косматенького…» (из «Исцеления Ильи Муромца»).
Илья Муромец тщательно ухаживает за своим конём:
Кормил его пшеном белояровым,
Поил свежей ключевой водой.
И прошло поры-времени три месяца,
Стал Илья жеребчика
По три ночи вы саду поваживать,
В три росы его выкатывал,
Подводил его ко тыну высокому,
И стал Бурушко через тын перескакивать.(из «Исцеления Ильи Муромца»)
Богатырский конь Ильи Муромца под стать своему хозяину и по силе, и по воинской доблести. Он помощник ему на боевом поле.
2. Седлание коня богатырём – это целый обряд:
А и тут старый казак да Илья Муромец
Стал добра коня да засёдлывать:
На коня накладывать потничек,
А на потничек накладывать войлочек,
Потничек он клал да ведь шёлковенький,
А на потничек накладывал надпотничек,
На надпотничек седло клал черкесское,
А на черкесское седёлышко – всё новое,
И подтягивал двенадцать подпруг шёлковых,
Стремена накладывал булатные,
Пряжечки накладывал он да красна золота,
Да не для красы-угожества –
Ради крепости всё богатырской.
Ещё подпруги шёлковы тянутся – не рвутся,
А булат-железо гнётся – не ломится,
Пряжечки да красна золота –
Они мокнут, да не ржавеют!(из « Ильи Муромца и Калин – царь.»)
3. Попона – это покрывало для коня. Иногда яхонты вставляли в уздечку, так как в темноте яхонты светятся, они служили опознавательным знаком во время ночной езды. Свойство яхонта светиться сильно преувеличено в былинах.
Учитель: Что такое преувеличение(гипербола), мы поговорим позже. А пока вопросы.
о доспехах богатырских славным витязям:
На Илюшеньке латы поблёскивают,
Во кольчуге колечки позвякивают,
Золочённый шлем посвечивает…
И на левом бедре – богатырский меч.
Богатырский щит – он звенит-гремит,
Будто колокол на пожар гудит.
Перед вами богатырское снаряжение.
Вопрос: Приблизительно из скольких колец состояла кольчуга? (Колец в кольчуге много – 15-20 тысяч, поэтому стоила она очень дорого. Весила 12-16 кг.)
Вопрос: Чем шлем русского богатыря отличался от шлема зарубежного рыцаря? (Основная особенность русского шлема – это коническое окончание, называемое навешием. Навершие на шлеме (шишак) не позволяло противнику нанести прямой удар. Можно было ударить только сбоку, сила удара уменьшалась, и лишь в редких случаях дело оканчивалось смертью человека. Обычно человек получал лишь контузию, что называлось «ошеломить», т.е. нанести неожиданный удар.)
Вопрос: Один из предметов воинского вооружения - щит – средство обороны, которое известно с глубокой древности. Какой воинский обычай связан со щитом? (Укрепление щита в стане неприятеля являлось символом победы над врагом. Щит в древности имел вид эллипса и изготовлялся из дерева, чтобы легче было держать в руках. Дерево обтягивалось кожей, поверх которой крест-накрест проходили металлические полосы. Оковывались и края щитов. В центре щита укреплялась выпуклая металлическая бляха, которая называлась умбоном. К концу 14 века деревянные щиты заменились металлическими круглыми. К началу 16 века эти щиты вышли из употребления. Щиты русских богатырей были не деревянные, а из слоновой кости.)
Задание 3
Ведущий 1: Мы с вами повторили, что былины начинаются с зачинов, и вы знаете, что использование постоянных эпитетов – одна из особенностей былин как произведения устного народного творчества. Какие эпитеты вы знаете? Как вы понимаете выражения?
1. Звериная рогатина.
2. Ретивое сердце.
3. Покляпая берёза.
Ответы:
1. Охотничья.
2. Страстное.
3. Нагнутая.
Вопрос: С каким качеством лука связан эпитет РАРЫВЧАТЫЙ? (Лук. Определяет качество лука, его крепость. Хороший лук при опускании натянутой струны способен разрывать воздух и издавать резкий звук.)
(Подведение итогов. Слово Жюри)
Учитель: Известно, что подвиги, которые совершает Илья Муромец не по силам обычным людям. Может быть, он волшебник? (Илья Муромец не волшебник. В былине используется приём ГИПЕРБОЛА – преувеличение).
Задание 4
Ведущий 2: В какой былине Илья Муромец совершает свой первый богатырский подвиг? (В былине «Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
Задание 5
Ведущий 1: В устной народной поэзии каждая деталь имеет особое значение. Где Илья Муромец побеждает своего врага Соловья Разбойника?
(Как у той ли у Грязи да у Чёрной,
Да у той ли берёзы покляпой,
Да у той, что у речки Смородины,
У того ли креста у Леванидова…)
Учитель: А вы знаете, что означает название реки Смородина? (Река Смородина, знакомая вам не только по былинам, но и по сказкам – не конкретное географическое название. Это эпическая река – река зловещая, иначе Смрадная.)
Задание 6
Ведущий 2: Какая былина венчает поэтическую биографию богатыря? (Былина «Три поездки Ильи Муромца»)
Задание 7
Ведущий 1: Почему победа Ильи Муромца над Соловьём Разбойником – богатырский подвиг?
(Уж как свищет Соловей да по-соловьиному,
Он кричит злодей – разбойник по-звериному,
От его ли то то посвисту Соловьево,
От его ли то покрику звериного
Все-то травушки-муравушки заплетаются,
Все лазоревы цветочки осыпаются,
Тёмны лесушки к земле все преклоняются,
А что есть людей, то все мертвы лежат.из «Ильи Муромца и Соловья Разбойника»)
Задание 8
Ведущий 2: Спортивные состязания: перетягивание каната и поднятие гирь.
(Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.)
Учитель:
Богатырство на Руси ведь не родом красно,
Не отцом и не матерью, не племенем,
Не в пиру крикотней, не ругливой хвастнёй,
Ведь красно оно смелой удалью
В бранном поле, в победном богатырском бою
За святую за Русь за православную…
Используемая литература: Журналы «Литература в школе».