Литература
-
Мировое значение творчества Германа Гессе 2010
В работе рассказывается о жизни и творчестве Германа Гессе. В ней говорится не только об особенностях его творчества, но и о необыкновенном таланте, мастерстве, с которым он создавал свои произведения.
-
Проектная деятельность как средство мотивации на уроках русского языка и литературы 2010
В работе показано, как привлечь детей к самостоятельной проектной деятельности, как реализовать замысел проекта, как планировать самостоятельную деятельность учащихся, как проводить защиту проекта.
-
Урок-игра "Умники и умницы" по творчеству писателей XIX века. 5-й класс 2010
Заключительный урок в разделе «Писатели XIX века» построен в форме телепередачи «Умники и умницы». В финале играют зрячие и незрячие ученики, показавшие отличные знания на предыдущих уроках. Остальные принимают участие в качестве теоретиков. Игровая форма проведения урока заинтересовывает ребят, дает возможность проявить себя.
-
Свет души моей. 5-й класс 2010
В работе показывается как духовно-нравственное воспитание на уроках литературы способствует воспитанию чувства долга, ответственности за свои поступки, патриотизма, любви к ближнему, доброты, уважения к старшим.
-
Развитие речи. Обучение написанию волшебной сказки 2010
Материал представляет собой конспект урока по литературе в 5-м классе. На занятии школьники не только обучаются приёмам сочинительства сказок, развивают свой творческий потенциал на этом уроке, но и закрепляют и углубляют знания, полученные в процессе изучения темы "Русские народные сказки".
-
Проект интегрированного урока (литература + математика) по теме "Персонажи Н.В. Гоголя в другом историческом времени". 9-й класс 2010
В ходе урока использовались элементы математических технологий, благодаря которым на основе сопоставительного анализа образной системы произведений удалось вывести формулу зависимости типа героя от социальных условий эпохи, в которую он живет.
-
Литературный брейн-ринг "Тайны произведений Пушкина" 2010
Мероприятие проведено в рамках предметной недели в 6-х классах. Игра посвящена творчеству А.С. Пушкина. На занятии дети учатся работать в группах во время подготовки к игре и в процессе игры; воспитывают личностные качества: чувство коллективизма, уважение друг к другу, чувство такта; повторяют произведения А.С. Пушкина.
-
Музыкально-цветовая ассоциация на произведение М.Ю. Лермонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова". 7-й класс 2010
Цель урока: раскрыть значение человеческих судеб на фоне государственной власти; показать через межпредметные связи особенности жанра песни; развивать логическое и образное мышление в их синтезе.
-
Какой путь приводит человечество к миру? (по роману А.Камю "Чума") 2010
На мой взгляд, текст романа "Чума" А.Камю является универсальным произведением, в котором в доступной форме рассматриваются сложные философские проблемы добра и зла, выбора в экстремальной жизненной ситуации. Автор раскрывает в романе тему любви, тему дружбы, сплоченности, терпимости людей. Роман представляет собой критику фашизма. В то время как наше общество начинает забывать факты Второй мировой войны, знакомство с данным романом очень актуально: это взгляд европейского человека на ужасы фашизма, человека, который знаком с ними не понаслышке.
-
Внутренняя сила, красота и стойкость героев сказок Андерсена. По сказкам "Гадкий утенок", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Русалочка" 2010
На уроке внеклассного чтения в 5-м классе ученики с удовольствием обсуждают сказки Г.Х. Андерсена, заранее готовят иллюстрации к произведениям. Урок способствует привитию любви к чтению, развивает умение работать с текстом художественного произведения; учит давать характеристику литературным героям, оценивая их поступки; воспитывает вдумчивого читателя; обогащает речь учащихся.
-
Урок внеклассного чтения "Сила доброты в повести Лидии Чарской "Записки маленькой гимназистки". 6-й класс 2010
Почему в семье Икониных не было взаимопонимания? Почему дети проявляли по отношению друг к другу жестокость. Что стоит за одиночеством Жюли? И как маленькая девочка смогла изменить жизнь всех членов семьи? На эти вопросы отвечают школьники, анализируя повесть.
-
"Погружение" в текст художественного произведения 2010
Приобщение к чтению – основная задача учителя литературы. Учитель должен быть немного актёром. Чтобы урок не стал «театром одного актёра» - учителя, - надо вовлечь в игру учеников. «Погружение» в текст – это своеобразное «присвоение» материала, возможное при условии, что материал понят, «переведён» на «свой» язык. Ученик проникается мыслями, чувствами, поступками героев и сам начинает думать, как они, просчитывать их поведение в различных ситуациях, даже говорить на «языке» персонажей.
-
Интегрированный урок русского языка и литературы "Духовные ценности и духовная память" 2010
Часто провожу интегрированные уроки русского языка и литературы. Подобные уроки решают на практике несколько задач: помогают учащимся понять язык, синтаксический строй текста, готовят их к лингвистическому анализу произведения, повышают интерес не только к литературе, но и к занятиям родным языком. В конце занятия представлено тестовое задание в форме малого ЕГЭ по литературе, предложенные вопросы учитывают требования, предъявляемые к содержанию образования в 7-м классе.
-
"Чехов улыбается, Чехов смеется, Чехов издевается… Почему чиновник умер?" (По рассказу 1883 г. "Смерть чиновника") 2010
Урок по рассказу А.П. Чехова рекомендую проводить в 10-м классе, изучая раннее творчество писателя. Работа над произведением позволяет продолжить обучение сравнительному анализу произведений и сравнительной характеристике героев.
-
Театральный урок "Элли находит друзей". 5-й класс 2010
Цель и задачи урока: раскрыть с помощью театрального искусства характер любимых героев; сравнить характеры героев книги, спектакля и мультфильма; воспитывать у учащихся на примере понравившихся героев любимой книги детства чувство взаимовыручки, умение «болеть» друг за друга, взаимопомощи и дружбы.
-
Игра "Умники и умницы" по теме "К чему изобретать национальный гений? Ведь Пушкин есть у нас!" 2010
Данная игра преследует цель расширения кругозора учеников и повышение интереса к учебе. Это своеобразный общественный смотр знаний. В игре принимают участие старшеклассники индивидуально. За месяц до ее проведения учитель знакомит участников с правилами игры, критериями оценки ее результатов, дает список рекомендуемой литературы.
-
Идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина "Подсолнух" 2010
На уроке литературы в 11-м классе учащиеся через идейно-художественное своеобразие рассказа В.Закруткина «Подсолнух» учатся находить художественные средства выражения и определять их роль в произведении, определяют идею произведения, авторскую позицию, знакомятся с понятиями: "образ праведника", "реминисценция".
-
Информационные технологии на уроках литературы 2010
В статье рассказывается, как учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством А.П. Чехова во время поездки в дом-музей писателя.
-
Интегрированный урок английского языка и русской литературы в 10-м классе по теме "Добро и зло в произведениях русской и английской литературы" 2010
Учитель на уроке применяет знания учеников, полученные на уроках английского языка и русской литературы с тем, чтобы провести сравнительный анализ двух произведений и выйти на литературно-художественные и философские обобщения. Повышает речевые и фактические компетенции по двум предметам. Расширяет кругозор и стимулирует к научно-проектной деятельности.
-
Гоголь и живопись 2010
Урок литературы в 6-м классе поможет по-новому взглянуть на творчество этого замечательного писателя, увидеть и почувствовать, как мастерски владеет Гоголь словом. Знакомство с данной особенностью гоголевского мастерства поможет в дальнейшем обратить внимание на яркость, красочность картин народной жизни и природы в повести "Ночь перед Рождеством", на различное описание фантастического и реального пространств, т.е. углубить и сделать более полным восприятие произведений Гоголя.
-
Урок-кроссворд по лирике А.С. Пушкина в 6-м классе "Отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта" 2010
Урок - это еще одна попытка учителя, чтобы показать ученикам красоту и богатство поэтического наследия великого поэта. На уроке использованы разнообразные приемы работы, позволяющие активизировать внимание учащихся, развить у них познавательный интерес и творческие способности.
-
Герой ранней лирики Маяковского 2010
Статья может быть полезной как учителю, так и учащимся 11-го класса на уроке литературы, так как содержит размышления о раннем творчестве поэта В.В. Маяковского. Кроме того, ее можно рекомендовать в качестве справочного и дополнительного материала при подготовке к контрольному сочинению по творчеству В.В. Маяковского.
-
Урок-исследование по рассказу А.П. Платонова "Юшка" 2010
Урок разработан с применением ИКТ-технологий: учащиеся составляют литературную карту на интерактивной доске, представляют групповые д/з в игровой форме. Задания на уроке нацелены на формирование умения анализировать и сопоставлять содержание рассказа и его нравственную направленность с окружающей жизнью, со своими поступками.
-
Урок-игра по литературе "Славна богатырями земля русская". 7-й класс 2010
Талантливый русский народ создал богатый фольклор: мудрые пословицы, меткие поговорки, хитрые загадки, веселые и печальные обрядовые песни, волшебные и бытовые сказки, героические былины. В них отразились достоинство и ум народа, его нравственный облик и душа, его историческая память. Если мы будем знать фольклор, будет жива память народная, вечно будет славиться Русь богатырская!
-
Интегрированный урок литературы и немецкого языка на тему "Баварский период в творчестве Ф.И. Тютчева" 2010
Урок является совместным творчеством и опытом работы учителей русского и немецкого языков, посвящен периоду жизни и творчеству великого русского поэта Ф.И. Тютчева в Баварии.
-
Семейные ценности в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка" 2010
На уроке постараемся определить семейные ценности и понять, какие направления в "семейном вопросе" раскрыл Пушкин в повести "Капитанская дочка", и прав ли Достоевский в своем высказывании: "Создается общество началами нравственными, и эти нравственные начала закладываются в семье".
-
Стихи… Проза… Стихотворения в прозе И.С. Тургенева 2010
Цель урока: познакомить учащихся со стихотворениями в прозе И.С.Тургенева, помочь раскрыть и понять смысл стихотворений, тему, идею; развивать навыки выразительного чтения; воспитывать доброту, чуткое отношение к людям.
-
Развитие речевой компетенции на уроках русского языка и литературы 2010
При проведении ЕГЭ широко используются технология методики и централизованного тестирования. Для успешного выполнения задания по написанию сочинения-рассуждения по предлагаемому тексту необходим многоаспектный анализ, отдельные элементы которого включены в тестовые задания.
-
Дерзающим судьба помогает (по роману Ж.Верна "Пятнадцатилетний капитан") 2010
На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Ж.Верна, совершенствуют умения анализировать прозаическое произведение, работают над определением жанра произведения. Урок служит воспитанию читательского интереса к изучению зарубежной литературы, развитию навыков работы с художественным текстом, развитию монологической речи, абстрактно-образного мышления.
-
Внеклассное мероприятие "Поймай звезду" 2010
Всем известно, что учащиеся не любят тот этап урока, на котором происходит опрос по ранее изученному материалу. Им это не интересно, они боятся неудач, неудовлетворительной оценки. Вашему вниманию предлагается интегрированный урок-игра «Поймай звезду», который поможет закрепить материал по девяти общеобразовательным предметам, да еще и в интересной для учащихся форме.