Цели:
- углубить представление учеников о творчестве Платонова;
- способствовать формированию навыков анализа литературного произведения; познакомить с основой рассказа; с противоречием между видимостью и сущностью героя.
- развивать воображение, умение обобщать, сравнивать, выделять главное в тексте и делать выводы;
- на примере литературного образа воспитывать собственные внутренние качества: милосердие, сострадание;
- совершенствовать навыки выразительного чтения и пересказа.
Оборудование: мультимедиа проектор, интерактивная доска, презентация к уроку, презентации учащихся.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и целей урока
– Давайте вспомним немного урок географии.
– Какой предмет обязательно присутствует на
этом уроке? (Карта)
– Что на нее нанесено?
– А теперь представьте, что мы составляем
литературную карту. Подумайте, что мы нанесем на
литературную карту? (Имена писателей, поэтов).
(Приложение 1.
Слайд 1)
– Чьи имена мы нанесем на карту возле г. Воронежа?
(А. Кольцова, И.С.Никитина, А. Платонова.)
– Итак, среди имен, которые вы назвали, есть имя А.
Платонова.
– Цель нашего урока: исследовать, почему имя А.
Платонова по праву занимает одно из видимых мест
на литературной карте Воронежской, да и не только
Воронежской области.
3. Актуализация знаний
– Прежде всего, вспомним, насколько хорошо вам
известно творчество Андрея Платонова.
– Для этого проведем викторину по уже
прочитанным произведениям.
Дети подготовили презентации по группам.
1-я группа представляет свою презентацию. (Приложение 1. Слайд 2)
1 тур. Откуда эти строки?
1) «Я ведь ей минут десять свистки давал, – говорил машинист отцу Васи. – Она глухая у тебя или дурная, что ль? Весь состав пришлось сажать на экстренное торможение, и то не успел». «Она не глухая, она шалая, – сказал отец, – задремала, наверное, по пути». (Рассказ «Корова»).
2) «А однажды упало из ветра одно семечко и прижилось оно в яме меж камней и глиной. Долго томилось это семечко, а потом напиталось росой, распалось, выпустило из себя тонкие волоски корешка, впилось ими в камень и в глину и стало расти». (Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
3) – Дядя, купи у нас птицу. Нам на кино не
хватает!
Скрипач остановился.
– Давай, – сказал он. – А где вы ее взяли?
– Она сама с неба на камни упала, – ответил
мальчик и подал птицу музыканту в двух сложенных
горстях. («Любовь к Родине, или Путешествие
воробья» сказочное происшествие)
2-я группа. (Приложение 1. Слайд 3)
2 тур. Кто так говорил?
1) Я сказал ему: «Завтра в 10.30 я поведу состав. Если будешь сидеть тихо, я возьму тебя в машину» (Костя Александру Васильевичу Мальцеву из рассказа «В прекрасном и яростном мире»)
2) «Здравствуй, Никита, – сказал солдат. – Ты уж давно позабыл меня, ты грудной еще был, когда я поцеловал тебя и ушел на войну». (Отец Никиты из рассказа «Никита»)
3) «Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду». (Вася из рассказа «Корова»)
3-я группа. (Приложение 1. Слайд 4)
3 тур. Кого или что так описывает автор?
1) «Днем …? сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умирать … Однако трудно…? было питаться из одних пылинок, что выпали из ветра, и еще собирать для них росу. Но он нуждался в жизни и превозмогал терпением свою боль от голода и усталости». (Цветок. Сказка-быль «Неизвестный цветок»)
2) «Обыкновенно …? выходил играть под вечер, по первому сумраку… Звуки его скрипки раздавались в воздухе в сумраке, и хоть изредка они доходили до глубины человеческого сердца…» (Старик-скрипач. «Любовь к Родине, или Путешествие воробья » сказочное происшествие)
3) «Ему было лет тридцать, но он уже имел квалификацию машиниста первого класса и давно водил скорые поезда. Он вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание… Глаза его глядели вперед отвлеченно, но он видел ими всю дорогу впереди и всю природу, несущуюся нам навстречу». (Машиниста Александра Васильевича Мальцева. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»)
– Я убедилась, что вы хорошо знаете прочитанные
вами произведения.
– А теперь подумайте, что объединяет эти
произведения? (Внимание к человеку,
отзывчивость, доброта, проблемы добра и зла).
– А сегодня мы с вами откроем еще одну страничку
творчества Андрея Платонова.
– Обратите внимание на портрет писателя.
– Платонов кажется нам простоватым, очень
хрупким человеком, в нем нет важности. Обратите
внимание на глубокий, вдумчивый, пронзительный
взгляд писателя.
– А. Платонов познал в детстве много горя,
которое не отпускало его всю жизнь. В малолетстве
он нищенствовал и видел, как умирали от голода
его братья и сестры. Участвовал в Гражданской
войне, революции, Великой Отечественной войне,
похоронил сына. Он обладал талантом слышать
чужое горе, был неравнодушен к нужде страданиям
людей.
– Писатель ушел, но оставил свои книги, полные
добра и человечности. – С одним из таких
произведений мы сегодня познакомимся.
4. Работа над рассказом «Юшка»
– Обратите внимание на Слайд 5. Прочитайте высказывания:
- Великие души переносят страдания молча. (Ф. Шиллер)
- Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека. (М. Горький)
- Великое – не умирает. (И.В.Панфилов)
- Так всякое добро приносит и плоды добра. (Евангелие от Матфея)
– В конце урока мы с вами решим, какие из
выписанных здесь слов наиболее ярко
соответствуют содержанию рассказа.
– Дома вы перечитали самостоятельно рассказ
«Юшка». Прежде всего, давайте выясним, почему он
так называется. (По имени главного героя).
– Обратимся к словарю Академии наук, и узнаем,
что оно означает? Читаем. (Приложение
1. Слайд 6)
Юшка – это кровь, животворящая жидкость. Значительная потеря которой грозит организму смертью.
– Как звучит полное имя Юшки? Обратимся к словарю имен. Читаем.
Ефим – благочестивый, благожеланный, священный.
– Случайно ли это имя взял А. Платонов? (Нет).
– Итак, главным героем рассказа является Ефим
Дмитриевич или Юшка. Давайте подробнее узнаем,
что это за человек.
Размышление над образом Юшки
– Какого человека мы называем нравственным?
Легко ли быть нравственным человеком? Можем ли мы
Юшку назвать нравственным человеком? (Нравственный
человек – это добрый, трудолюбивый, честный
человек. Быть нравственным очень трудно, потому
что надо уметь понимать окружающих. Юшка –
нравственный человек. Он очень добрый,
трудолюбивый, терпеливый).
– Слово Божие учит нас не мстить, а делать добро и
любить врагов. «Побеждать зло добром», – сказано
в Библии. Юшка и был таким человеком, поэтому он
нравственный человек.
– Достоевский утверждал: «Человек есть тайна».
– Каков же Юшка? Попробуем взглянуть на Юшку
глазами тех, кто живет рядом с ним.
Портрет Юшки
– Каким видят Юшку люди? Что знают о нем? Что думают?
Перед нами старый на вид человек, слабый, больной. Автор подчеркивает внешнюю неприметность.
Выборочное чтение:
«Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице
его, вместо усов и бороды, росли по отдельности
редкие седые волосы; глаза же были белые, как у
слепца, и в них всегда стояла влага, как не
остывающие слезы».
– Слепец со зрячим сердцем. С другой стороны –
зрячие со слепыми сердцами.
– Почему автор особо выделяет его глаза?
Глаза – зеркало души. Плачет душа. Душой мы
сострадаем, любим, ненавидим, разумом мыслим.
Выборочное чтение:
Он долгие годы носит без смены одну и ту же
одежду, напоминающую рубище. И стол его более, чем
скромен: чаю не пил, сахару не получал.
Подручный помощник у главного кузнеца, и
работу он выполняет незаметную для посторонних
глаз, хотя необходимую.
– Почему «в руках у него мало было силы»?
Он был тяжело болен туберкулезом.
Он первым поутру идет в кузницу и последним
уходит на ночлег, так что старики и старухи по
нему сверяют начало и конец дня.
– Но в глазах взрослых, отцов и матерей, Юшка –
человек ущербный, не умеющий жить, ненормальный,
поэтому-то именно его вспоминают они, браня
детей; вероятность стать таким как Юшка, звучит в
их словах как упрек, возмездие за шалости и
прегрешение.
– Наконец, каждый год Юшка куда-то уходит на
месяц и потом возвращается. Вот и всё, что сказали
бы о нем жители города.
– Чего не знает о нем никто?
– Каким никогда не видят Юшку?
Уйдя далеко от людей, Юшка преображается. Он распахнут миру: благоуханию трав, голосу рек, пению птиц, веселью стрекоз, жуков, кузнечиков – живет одним дыханием, одной живой радостью с этим миром.
Выборочное чтение:
«В пути он дышал… в грудь его входил сладкий воздух цветов, пахнущий влагой и солнечным светом».
– Каким вам видится Юшка в этом эпизоде?
Юшка сливается с природой, чувствует себя счастливым.
– Сокровенное для Юшки неведомо жителям, как
неведомо его подлинное имя. Для них он всего лишь
Юшка.
– Поэтому мы с горечью читаем, что всякий может
упрекнуть его за «безответность», кинуть в него
камень, жестоко ранить словом.
«Урод негодный, божье чучело, блажной, непохожий» – слышит он от тех, с кем живет на одной улице».
Проблемный вопрос:
– Юшка в разговоре с Дашей утверждает обратное:
«Меня, Даша, народ любит!»
– Так ли это? Любит ли народ Юшку?
Выслушиваем мнение детей.
– Прислушаемся к голосу автора.
Чтение диалогов. Выбор реплик.
Встреча Юшки с детьми
– Что влечет детей к Юшке?
– Почему Юшка не обижается на них? (Он верит,
что дети его любят)
– Хотели бы вы родиться Юшкой?
– Почему? Ведь он добрый, любит все живое? Что же
не нравится вам? (Не нравится не сам Юшка, а
отношение людей к нему. Мы ведь такие же люди.)
Встреча Юшки с взрослыми
– Почему и взрослые иногда обижают Юшку? (Потому
что он не такой, как все.)
– Почему их сердца наполняются лютой яростью при
виде Юшки? (Они не умеют любить. Не могут
простить ему того, что он не такой как они.)
– Какие чувства у вас вызывают взрослые в
рассказе? (Они омерзительные, очень жестокие
люди.)
Вывод: Нельзя одному человеку ставить себя выше других, никто не вправе судить других людей за непохожесть, тем более издеваться и убивать.
Чтение диалога веселого прохожего и Юшки по ролям.
Юшка и веселый прохожий
– Чем помешал Юшка веселому прохожему?
– Почему Юшка осерчал, должно быть, первый раз в
жизни?
– Почему Юшка осерчал, а не разгневался? Может, не
надо было серчать? (Юшка не может гневаться, по
характеру он очень добрый. Он осерчал-то впервые.
Обязательно надо было осерчать, нельзя всё время
молчать!)
«Господи! Открой глаза им, чтобы они видели. И
открыл Господь глаза их».
– Откуда эти строки?
– Когда это произошло? (После смерти Юшки люди
поняли ошибку, потому и столяр вздохнул и сказал:
«Прощай, Юшка, и нас всех прости».)
– Прощаться с Юшкой пришли все люди.
– Можем ли мы, сказать: «Прости нас, Юшка!?» (Обязательно
должны. Эти слова нужно сказать не только Юшке, но
и ближнему, да и любому человеку, которому мы
сделали зло.)
– Почему без Юшки стало хуже?
Вывод. В жизни так часто бывает. Когда теряем человека, только тогда осознаем, как велика и тяжела утрата. И людям, которые жили рядом с Юшкой, было стыдно за себя и за свое отношение к Ефиму Дмитриевичу.
5. Итог урока
– Какие чувства вызывает у вас рассказ? ( Не
только чувство жалости, но и возмущения той
жестокой действительностью, людьми, которым
недоступны чувства сострадания и доброты.)
– Чему учит нас А. Платонов? (А. Платонов учит
нас жалости и состраданию, учит любить и уважать
человека, сопереживать его горю и помогать ему,
видеть в каждом равного себе, понимать его.)
– Юшка умер. Это будет с каждым. Важно то, что он
оставил после себя. Он передал свои силы, жизнь
девочке, которая видит долг в том, чтобы
увеличивать добро на земле.
– А умер ли его образ жизни? (Нет. Осталась
девочка, которая так же как и он несет добро
людям.)
– Обратимся к высказываниям. (Приложение
1. Слайд 7).
– Какие слова, по-вашему, наиболее ярко передают
содержание рассказа?
– Так почему же имя А. Платонова мы можем с
уверенностью нанести на литературную карту
города Воронежа и нашего края?
Дети на интерактивной доске наносят имя Платонова на литературную карту.
– Я хочу, чтобы рассказ, который подарил вам Платонов не прошел бесследно для вашей души.
6. Домашнее задание (Приложение 1. Слайд 8)
1. Устный ответ на вопрос или в форме презентации.
- Актуален ли рассказ Юшка сейчас?
- Всегда ли мы внимательны к окружающим нас людям?
2. «Составить словарь с объяснением слов,
передающих различные состояния, чувства
человека:
радость – …; обида – …; ярость – …; блаженный –
…; слепое сердце…–; недуг – …; терзать – …;
потешиться – …; глумление – …; утолять
страдание.