Литература
-
Урок литературы в 8-м классе: "Я ль буду в роковое время позорить гражданина сан" 2013
Прослушивание думы в исполнение народного хора настолько потрясло ребят: они притихли, стали серьезнее вслушиваться в слова. Словарная работа и работа над выразительностью речи усилила понимание текста. Патриотическая идея произведения очень гармонично сливалась с работой над выразительностью. Уровень развития обучающихся этого возраста позволил не только усвоить тему урока, но и работать над выразительностью, над эмоциями, которые должны выражать дети при чтении.
-
Информационные технологии на уроках литературного чтения 2013
Обобщающий урок литературного чтения проводится в игровой форме с использованием компьютерной презентации и анимационных игр, при переходе от одной учебной книги «Азбуки» к другой «Литературное чтение». На уроке учащиеся вспоминают пройденный материал, ранее выученные стихи, рассказывают и инсценируют знакомые произведения. Уточняют свои представления о явлениях природы весной, наблюдают за ее красотой, учатся беречь природу.
-
Конкурсный вечер, посвященный творчеству И.С. Тургенева, соревнование команд родителей - "Отцы" и учеников - "Дети" на базе одного класса 2013
Целью конкурсного вечера является вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс. Внеклассное мероприятие по творчеству И.С. Тургенева позволяет расширить знания о жизни и творчестве писателя-классика. Совместные мероприятия родителей и детей – один из путей решения проблемы. Цель мероприятия: воспитание ценностного отношения к русской классической литературе, воспитание чувства гордости национальным достоянием.
-
Музы Н.А. Некрасова. Системы счисления и кодирование информации 2013
На уроке у учащихся расширяется представление о творчестве Н.А. екрасова. Ребята знакомятся со стихотворениями Некрасова о любви. Узнают, кому поэт посвящал стихотворения о любви.
-
Анализ стихотворения Д.Самойлова "Сказка". 5-й класс 2013
Задачи урока: научиться выразительно читать стихотворение; найти биографию Д.Самойлова; определить тему стихотворения; найти языковые средства, которые использует поэт; сравнить стихотворение с картиной А.Рылова "В голубом просторе"; уметь представить презентацию классу.
-
Интегрированное мероприятие по литературе и естественным наукам "Край, в котором мы живем" 2013
На мероприятии у детей развивается познавательный интерес к истории родного края, города, к культуре местных народов (ханты и манси). Развивается умение по работе с разнообразными источниками знаний (литература; этнографические выставки в школьной и сельской библиотеке, ресурсы Интернет). Воспитывается уважительное отношение к культуре и традициям представителей этносов ХМАО.
-
Урок литературы. И.А. Бунин "Куст сирени". 8-й класс 2013
Учащиеся выделяют проблемы путем характеристики поступков героев, составления характеристики персонажей. Учатся связному ответу на вопросы. На уроке продолжается развитие навыков анализа художественного текста, развивается монологическая речь, умение отбирать и обобщать отобранный материал.
-
Обобщающий урок-игра "Сказки народов мира". 5-й класс 2013
Урок повторения и закрепления полученных знаний проводится в форме игры «Крестики-нолики», направлен на воспитание интереса к сказкам народов мира, формирует положительные качества личности на примере героев сказок, а также формирует коррекционную направленность речемыслительных процессов учащихся, память, воображение, смекалку.
-
Развитие личности учащихся при изучении устного народного творчества Дона на уроках литературы в 5–6-х классах 2013
Уроки в 5–6-x классах, знакомящие с донскими казачьими и народными сказками, призваны научить учащихся понимать мир этих сказок, видеть приметы времени, народного уклада жизни, национального характера, верований, научиться понимать и воссоздавать поэтику сказки.
-
План-конспект урока "Античная литература. Миф "Олимп" 2013
Представлен конспект занятия с целью обучения различным приемам работы с текстом античного мифа и его анализу.
-
Солнечная символика (четыре Солнца) в "Слове о полку Игореве", ее роль в раскрытии идейного замысла произведения 2013
Материал позволяет расширить знания о древнерусской литературе; создает условия для развития литературоведческой, языковой и культуроведческой компетенций; развивает аналитические умения и навыки обучающихся, помогает определить взаимосвязь между литературным произведением, историей Киевской Руси, проследить связь литературы и живописи, формирует положительные нравственные ориентации, воспитывает любовь к родному краю, к литературному наследию.
-
Тема урока "Человек в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание": подлец или …?" 2013
Урок позволяет исследовать эстетику творчества Ф.М. Достоевского, а также поставить вопрос о нравственных устоях личности, о том, что есть наказание по Достоевскому. Материал урока дает возможность вызвать учащихся на активную беседу по содержанию романа.
-
Работа над эпизодом при чтении повести В.Тендрякова "Люди и нелюди". 11-й класс 2013
Работа над эпизодом литературного произведения является одним из самых сложных видов работы. В статье предлагаются фрагменты уроков по этой теме при изучении повести В.Тендрякова «Люди и нелюди». Такие уроки позволяют учащимся погрузиться в текст произведения, а также стать соавторами литературоведческого анализа.
-
Урок литературы по теме "Сейчас все о теле заботятся, а о душе забыли…" (по рассказу Б.Васильева "Холодно, холодно…") 2013
Автор предлагает обратиться к важнейшим нравственным проблемам, от решения которых зависит формирование человека и гражданина. У учащихся формируются навыки анализа литературного эпизода; характеристики литературного героя; сравнительной характеристики персонажей и наблюдения за речью героев.
-
Интегрированный урок (литература + русский язык) по теме "Я к вам пишу…" 2013
Опыт работы предыдущих лет показывает важность развития культуры письменной речи, навыков внутреннего диалога и самоанализа у подрастающего поколения, которое сегодня подвержено влиянию клипового мышления эпохи хаотичных электронных коммуникаций. Поэтому важно возродить российские традиции эпистолярного жанра, сконцентрировать внимание детей на ценностях родного языка. Изучение романа Л.Н. Толстого «Война и мир» дает такую возможность.
-
Тесты по литературе. 10-й класс 2013
Данные тесты предназначены для итогового годового контроля знаний и умений учащихся, обучающихся на первом курсе по программе литературы 10-го класса. По итогам тестирования будет выставляется годовая оценка за первый курс обучения, и решается вопрос о переводе учащихся на второй курс.
-
Тема занятия "Мини-проект "Проблема воспитания и воспитанности комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" 2013
Повторяется знание содержания комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль». Проводится работа по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся.
-
Тема урока: "Пробуждение охлажденного сердца" по сказке К.Паустовского "Теплый хлеб" 2013
Цель урока – рассмотреть нравственные проблемы сказки К.Г. Паустовского, продолжить воспитание отзывчивости, коллективизма, внимания и любви к окружающим и природе, внушить учащимся золотое правило этики: «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой». На уроке учащиеся продолжают формировать навыки аналитического чтения, умение находить в тексте ответы на вопросы.
-
Внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по "Повестям Белкина" А.С. Пушкина. 7-й класс 2013
«Своя игра» – внеклассное мероприятие по литературе в форме интеллектуальной игры по «Повестям Белкина» А.С. Пушкина (7-й класс, программа А.Г. Кутузова) проводится после изучения повести «Выстрел» и самостоятельного знакомства учащихся с другими произведениями этого цикла.
-
Заключительный урок литературы по теме "Мотивы одиночества в лирике Лермонтова" 2013
Урок является заключительным. На предыдущих уроках ребята накопили опыт в работе с поэтическим текстом: научились анализировать. На интегрированном уроке учащиеся познакомятся со стихотворениями Г.Гейне «Сосна», Ф.И. Тютчева «С чужой стороны» и А.А. Фета «На севере дуб одинокий». На занятии дается литературоведческое понятие мотива и лейтмотива в лирике. Несомненно, пока это только знакомство на примере одного поэта, в будущем эта работа будет продолжена.
-
Урок-игра по литературе по произведениям А.П. Чехова. 10-й класс 2013
Урок-игра проводится с целью познакомить учащихся с правилами игры «Что? Где? Когда?», учить работать командой, а также расширить знания учащихся по творчеству А.П. Чехова, учить отвечать полными, развёрнутыми ответами, уметь слушать друг друга.
-
Внеклассное чтение в 10-м классе "Проблема нравственного выбора в "Рождественском рассказе" Виктории Токаревой" 2013
Урок знакомит с произведением современной писательницы Виктории Токаревой «Рождественский рассказ». Учащиеся через прием «чтение с остановками», анализируют произведение, определяют нравственные проблемы рассказа. Содержание урока способствует формированию личностной позиции старшеклассников.
-
Урок литературы по теме "Жизнь и творчество М.Цветаевой": "Ее стихам настал черед…" 2013
Содержание урока направлено на осмысление трагической жизни поэтессы, на связь творчества с исторической эпохой. Цель материала - вызвать эмоции старшеклассников для осознанного и проникновенного чтения стихов. Чтобы, соотнеся жизнь М.Цветаевой с историей страны, лучше понимать ее творчество, со стороны увидеть трагическую судьбу русской интеллигенции того времени, относиться к чтению стихов осмысленно, понимая их содержание, слыша крик обнаженной души поэта.
-
Урок по литературе на тему "Жертва войны Любомир Зух в повести Мустая Карима "Помилование". Средства создания образа" 2013
Цель урока: показать мастерство и гражданское мужество писателя, углубить теоретические знания учеников, развивать навыки анализа текста. На уроке в процессе изучения повести Мустая Карима «Помилование» происходит постижение образа героя Любомира Зуха - жертвы Великой Отечественной войны. Учащиеся анализируют портрет, психологическое изображение, речь героя, поступки и действия персонажа, характеристику другими героями, авторское отношение к герою, художественные детали, предысторию персонажа, отмечая изобразительно-выразительные средства выразительности на всех уровнях языка, используемые автором.
-
Урок географии по теме "Открытия М.В. Ломоносова". 7-й класс 2013
Интегрированный урок географии и литературы в 7-м классе посвящается личности М.В. Ломоносова, сделавшего немало открытий как в географии, так и в поэтической деятельности. Урок проводится в форме лекции, в ходе которой заслушиваются доклады и сообщения учащихся, а также ведется аналитическая беседа. Цель урока: пробудить у учащихся чувство национальной гордости и патриотизма; показать востребованность идей М.В. Ломоносова в современном мире.
-
"В гостях у сказки". Сценарий театральной постановки по мотивам русской народной сказки "Две доли" 2013
Оригинальность постановки в том, что в классе никто не останется без роли. Во время репетиций идет обсуждение ролей, подготовка декораций и костюмов.
-
Методическая разработка урока литературы в 11-м классе "Послереволюционное творчеству В.В.Маяковского. Стихотворение "Левый марш"" 2013
Цель урока: знакомство учащихся с эстетикой и поэтикой послереволюционного творчества В.Маяковского; подготовить учащихся к осмыслению трагедийного характера мироощущения пота в послереволюционный период творчества.
-
Материалы для внеклассной работы с пословицами и поговорками 2013
Внеклассную работу на материале пословиц и поговорок можно проводить в разных формах: отдельные конкурсы, например, конкурс на лучший рисунок-иллюстрацию к пословице или конкурс на лучший рассказ по пословице; можно провести игротеку, фольклорный праздник, частью которого будут задания, связанные с пословицами и поговорками.
-
Патриотическое воспитание учащихся на уроках литературы средствами проектной деятельности 2013
Патриотизм начинается с любви и уважения к тому, что завещано отцами, дедами. Через предлагаемую литературную разработку учебного проекта по повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» выявляется роль взаимосвязи литературы как искусства слова с историей, искусством в формировании патриотизма.
-
Рабочая программа факультативного курса по литературе для 5–7-х классов "Мифология" 2013
Предлагаемая рабочая программа факультативного курса по литературе является альтернативным вариантом курсу «Вокруг тебя – мир». Знакомство с мифами необходимо юным читателям, начинающим осмысливать окружающий мир и свое место в нем, оно пробуждает и развивает воображение. Чтение мифов разных народов и их сопоставление способствует, с одной стороны, формированию у школьников собственного взгляда на мир, с другой - постижению богатства национальной и зарубежной литературы.