История и обществознание
-
Урок систематизации знаний, умений и навыков учащихся, 5-й класс по теме "Древний Восток" 2012
Автор предлагает осмыслить важнейшие закономерности и причинно-следственные связи в развитии истории стран Древнего Востока (географическое положение, занятия жителей, религии; осознание вклада, сделанного древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры мира).
-
Российская империя на рубеже XVIII–XIX веков 2012
Учащиеся получают обзорное представление о темах в разделе «История России в XIX веке»; особенностях развития нашей страны в указанный период. В течение урока предполагается активная мыслительная и коммуникативная деятельность учащихся, работа с картой, повторение терминов, выступление учащихся, связь с региональной историей.
-
Формирование коммуникативных компетенций учащихся на уроках истории и обществознания 2012
Статья посвящена развитию речи, формированию коммуникативных умений и навыков. Учитель приводит примеры из собственной практики по организации учебной деятельности над совершенствованием устной и письменной речи учащихся.
-
Финикийские мореплаватели 2012
Урок знакомит с историей Финикии, ее природными условиями и занятиями жителей. Развивает речь, память, логическое мышление, умение отбирать нужную информацию и кратко ее записывать. Призван воспитывать интерес к истории этой страны.
-
События Крымской (Восточной) войны 1853–1856 годов в воспоминаниях участников, современников и историографии 2012
Тема полностью выносится на самостоятельное изучение учащихся. За две недели до проведения урока ученики класса делятся на три группы, каждая получает задание и список рекомендуемой литературы. На этапе предварительной подготовки учитель выступает в роли консультанта, помогая ученикам выбрать, осмыслить, систематизировать информацию и сделать правильные выводы. Учащиеся работают по плану.
-
"Общественное движение при Александре I". Урок истории в 8-м классе 2012
Урок сообщения и первичного закрепления новых знаний для 8-го класса формирует представление о причинах возникновения тайных организаций будущих декабристов и целях участников, развивает умение критически анализировать документы («Проект конституции Н.М. Муравьева», «Русская правда П.И. Пестеля»), чувство коллективизма, толерантности. На уроке используются фрагменты из цикла передач «Империя» Л. Парфенова.
-
Элективный курс "Конституция Российской Федерации" для 10-го класса 2012
Программа рассчитана на 17 часов. Изучается основной закон страны, который определяет, как устроено общество и государство, как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан. В ходе элективных занятий используется групповая форма работы, предлагаются различные задания, развивающие логическое мышление, умение анализировать, сопоставлять, сравнивать.
-
Интегрированный урок литературы и истории в 10-м классе: "Кутузов и Наполеон – две правды" (по роману Л. Толстого "Война и мир") 2012
Образы Кутузова и Наполеона, изображённые в романе, не всегда соответствуют реальным личностям. Цель урока – проследить, как переплетается правда и художественный вымысел, сравнить научные данные и художественное изложение, попробовать дать оценку историческим персоналиям, используя знания по истории и литературе. Изучая отражение действительности в художественном произведении, мы не должны ограничиваться вопросом: "Верно или неверно?".
-
Урок по теме "Политическая система сталинизма" 2012
Урок способствует развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить в источниках подтверждение своим предположениям, аргументировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме, выслушивать оппонентов, четко излагать мысль, правильно строить фразы, вести полемику и находить компромиссное решение, приходить к консенсусу.
-
Взаимосвязь образования и воспитания школьников с патриотизмом 2012
Цель работы – показать роль образования в развитии патриотизма, выявить основные проблемы современного патриотического воспитания.
-
Устный журнал "70-летие Победы в битве за Москву" 2012
Устный журнал «70-летие Победы в битве за Москву» позволяет воспитывать у обучающихся школы VIII-го вида уважение к подвигам героев, увековечению памяти воинов и знаменательных событий военной истории Отечества.
-
Урок "Власть и церковь. Церковный раскол" 2012
На занятии формируется представление о роли Православной церкви в жизни Российского государства в XVII в.
-
Урок по теме "Политическое развитие страны" 2012
На уроке решаются задачи описания внутренней политики Михаила Федоровича и Алексея Михайловича Романовых, рассматривается устройство государственных органов власти России в то время.
-
Урок по теме "Дворцовые перевороты" 2012
Занятие с целью рассмотреть причины и последствия дворцовых переворотов, охарактеризовать внутреннюю политику российских государей в 1725–1762 гг.
-
Урок по теме "Внешняя политика России. XVII век" 2012
Занятие с целью охарактеризовать международное положение России и рассмотреть внешнюю политику Романовых в XVII в.
-
Урок по теме "Внешняя политика Екатерины II" 2012
На занятии рассматриваются направления внешней политики Екатерины II, ход и итоги русско-турецких войн; определяются причины и последствия участия России в разделах Польши.
-
Урок по теме "Петр I. Россия на рубеже веков" 2012
Занятие с целью охарактеризовать состояние России накануне решающих перемен, познакомиться с событиями, предшествующими приходу к власти царя Петра.
-
Урок по теме "Образование и культура в XVII в." 2012
На занятии определяются особенности развития отечественной культуры в XVII в. по сравнению с предшествующим периодом.
-
Семья. Правовые основы брачно-семейного отношений 2012
Приводятся высказывания великих людей о семье, сообщается о важности знаний о роли семьи в обществе, о законах, которые регулируют брачно-семейные отношения. Разбираются и разъясняются права супругов, обсуждается содержание брачного договора и т.д.
-
Урок-игра "Знатоки "Одиссеи" и "Илиады". 5-й класс 2012
Материал игры соответствует курсу истории древнего мира (раздел Древняя Греция) по учебнику Годер А.А. Игра способствует созданию условий для эффективного повторения и закрепления материала по теме. Развивает умение вычленять главное и второстепенное, творческие способности учащихся, умение применять знания в нестандартных ситуациях, работать в группе, воспитывает интерес к предмету и чувство уважения к истории.
-
Классный час для учащихся 9–11-х классов. Тема: "Д.С. Лихачев. Человек и Гражданин" 2012
На примере жизни, деятельности Д.С. Лихачева, а также использовании его сочинений, донести до кадетов примеры добра, человеческого счастья, справедливости, истинной толерантности.
-
Урок по материалам виртуального музея "Отечественная война 1812 года": "Бородинское сражение" 2012
В прогимназии №1644 запущен проект "Виртуальный музей Отечественной войны 1812 года". Это совместный проект учителя дополнительного образования по информационным технологиям и школьников 2–4-х классов, подготовивших в электронном виде свои работы-экспонаты для демонстрации в музее.
-
Разработка урока "Боги древних славян" 2012
Работа представляет собой разработку урока, который проводится в рамках преподавания курса "Религии России". Однако этот курс тесно интегрирован с такими предметами, как история, обществознание, ИЗО, МХК, музыка, литература, география, поэтому некоторые элементы работы могут быть использованы разными учителями-предметниками.
-
Начало монголо-татарского вторжения 2012
Урок истории на примере личности Чингизхана знакомит учащихся с событиями этого периода, учитель рассказывает о возникновении и завоеваниях монгольской империи. Учащиеся становятся непосредственными участниками битвы, анализируют предлагаемый материал, осознают серьезность надвигающейся опасности на Русь, выявляют причины успешности завоевательных походов монголо-татарской армии и поражения русских войск.
-
Многонациональная викторина 2012
«Многонациональная» викторина предлагается в качестве дополнения к уроку по теме «Нации и межнациональные отношения».Она может быть использована на уроках как в основной, так и в полной средней школе.
-
Итоговый урок истории в 5-м классе по теме "Древний Восток" 2012
Урок способствует формированию системы знаний о государствах Древнего Востока; воспитывает у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока.
-
Создание электронных приложений к учебникам истории и обществознания 2012
В данной статье ставится цель показать, как разрешается противоречие между высокой мотивацией на начало учебного года и буднями обучения, когда мотивация значительно снижается. Проблема решается через создание электронных приложений к учебникам по истории и обществознанию. Дети получают инструкцию по выполнению задания, используя текст указанных параграфов учебника (это главное условие), с правом творчески обрабатывать информацию.
-
История школьного обучения 2012
Урок использует системно-деятельностную технологию. В ней осуществлены принципы психологической комфортности, минимакса, деятельности, вариативности, творчества, непрерывности. Урок предполагает рассмотрение системы образования в разных исторических эпохах. Речь пойдет об образовании в определенный исторический период в таких государствах, как Древний Египет, Греция, Рим, Русь, и на современном этапе.
-
Урок- путешествие "Великая сибирячка" 2012
Урок проводится для учащихся 8-х классов в игровой соревновательной форме. Цель урока: формирование образа территории игровыми средствами. Учащиеся проходят пять станций и на каждой их встречают и оценивают хантыйские духи реки Обь. Используются загадки, легенды, викторины, кроссворды. В конце урока подводятся итоги и рефлексия.
-
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему (В.М. Васнецов "После побоища Игоря Святославовича с половцами") 2012
Анализ репродукции художественного произведения на историческую тему спланирован по алгоритму, предложенному Е.Е. Вяземским на дистанционных курсах повышения квалификации Педагогического университета «Первое сентября» и отделения педагогического образования факультета глобальных процессов МГУ им. М.В. Ломоносова по теме «Как преподавать историю: теория и методика».