Цели урока:
Образовательная: познакомить учащихся с международными документами по правам человека, с Конституцией РФ – основным законом нашей страны, правах и свободах человека и гражданина.
Развивающая: развивать логическое мышление, внимание; умение работать самостоятельно с текстом Конституции РФ, с учебником; развивать память, речь, творческие способности учащихся.
Воспитательная: воспитывать любовь к Родине, уважительное отношение к основам государственности в правовом понимании.
Тип урока: изучение и первичное закрепление знаний.
Оборудование:
- Человек и общество. Под ред. Л.Н. Боголюбова. М., 2006.
- Школьный словарь по обществознанию. 10-11 классы. Боголюбов, Городецкая, Аверьянов. Просвещение, 2011
- Конституция РФ. М.: ИНФРА-М, 2011
- АРМ учителя;
- Компьютер;
- Проекционный аппарат;
- Экран (лучше Смарт-доска).
Структура урока:
I. Организационный момент – постановка цели урока перед учащимися.
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний – введение в проблему.
III.Изучение новых знаний – учащимся дается задание: открыть Конституцию и обратиться к статье 2, к главе 2 Конституции, найти статьи, в которых перечисляются права и свободы человека и гражданина: гражданские, политические, социальные, экономические, культурные права.
IV. Первичная проверка знаний. Учащимся даются задания.
V. Первичное закрепление знаний. Учащимся даются задания на закрепление пройденного материала.
VI. Обобщение.
VII. Подведение итогов. Анализируется работа учащихся на уроке. Выставляются оценки.
VIII. Информация. Задается домашнее задание.
Ход урока
I. Организационный момент.
Слайд 1. Тема урока (Презентация). Учитель формирует цель урока: Дать представление учащимся о международных документах по правам человека, о конституции РФ, как основном законе государства, о правах и свободах человека и гражданина; проблему урока.
План урока: Слайд 2
- Международные документы по правам человека и гражданина.
- Конституция РФ – основной закон государства.
- Права и свободы человека и гражданина в Конституции РФ.
- Защита прав человека.
Главный вопрос, на который мы ищем ответ во 2 главе: Какие права человека и гражданина закреплены в Конституции РФ? Слайд 3
II. Подготовка учащихся к усвоению новых знаний.
Ученикам предлагаются вопросы. Вспомните:
– Какие 3 самых важных права человека Джон Локк – англ. философ XVII века, назвал естественными и неотъемлемыми? (на жизнь, на свободу, на собственность)
– В каких международных документах признаны эти права? Слайд 4
- 1215 г. Великая хартия вольностей.
- 1689 г. Билль о правах, Великобритания.
- 1776 г. Декларация независимости США.
- 1789 г. Декларация прав человека и гражданина.
- 1948 г. Всеобщая декларация прав человека.
- 1989 г. Конвенция о правах ребенка.
– Какой российский закон подтверждает признание этих прав человека? Слайд 5
– Конституция РФ.
III. Изучение новых знаний
. Слайд 6, 7Мы уже говорили, что Россия – страна развивающейся демократии. Главная цель, которую ставит перед собой власть в демократическом государстве – служить народу. 12 декабря 1993 года состоялся всенародный референдум (голосование) на котором была принята Конституция РФ. В референдуме приняло участие около 55% всех имеющих право голоса.
Задание учащимся: Слайд 8
Откройте главу I Конституцию РФ: “Основы конституционного строя” и прочитайте статью 2.
“Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”.
Если прежние Российские конституции 1918, 1924, 1936, 1977 годов исходили из главенствующей роли государства, то в нынешней конституции провозглашено главенство человека, его прав и свобод как высшей ценности.
Согласно Конституции все люди признаются равными перед законом и судом вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии и др. обстоятельств.
Вопрос учащимся: – О каких правах и свободах идет речь?
Учитель: – Они перечислены в Конституции РФ.
Задание учащимся: Слайд 9
– Ребята! Откройте Конституцию РФ и найдите главу 2 Закона.
– Как она называется? (“Права и свободы человека и гражданина”).
Глава 2 Конституции состоит их 48 статей.
Конституция обеспечивает и охраняет: Права человека и гражданина
Вопрос учащимся:
– Вспомните, чем отличаются слова “человек” и “гражданин”?
Человек – существо биосоциальное, права человека присущи ему от рождения и признаются за всеми людьми, независимо от того, являются ли они гражданами государства, в котором живут.
Права гражданина России напрямую связаны с его гражданством.
Таким образом, Гражданин РФ обладает: Слайд 10
Вопрос:
– Как узнать, где в Конституции речь идет о правах человека, а где о правах гражданина?
Учитель: – Есть подсказка. Слова: “каждый” и “гражданин”.
Посмотрите на статьи 2-й главы Конституции.
Одни статьи начинаются со слов: “Каждый имеет право….” – речь идет о правах человека.
А другие статьи со слов “Гражданин РФ…”
Задание учащимся:
Посчитайте, сколько раз во 2 главе Конституции употребляется слово “каждый”? – 33 раза
– Ребята! Посмотрите на слайд. Слайд 11. В нем перечислены группы прав и свобод человека и гражданина:
- Личные (гражданские) права.
- Политические права.
- Социальные права.
- Экономические права.
- Культурные права.
Задание учащимся: Слайд 12
Личные права – неотъемлемые права, которые принадлежат каждому человеку.
– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются личные права:
(После выполнения задания открывается Слайд 12, где перечислены гражданские права
– Право на жизнь;
– Охрана достоинства личности;
– Свобода и личная неприкосновенность;
– Неприкосновенность частной жизни;
– Неприкосновенность жилища;
– Свободный выбор национальной принадлежности и языка;
– Свобода передвижения и места жительства;
– Свобода совести и вероисповедания;
– Свобода слова и мысли;
– Право на тайну переписи, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Задание: Слайд 13
Политические права – связанные с возможностью участвовать в управлении делами государства.
– Ребята! Найдите во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются политические права:
(После выполнения задания открывается Слайд 13.
– Право создания общественных, политических объединений;
– Признание политического многообразия, многопартийности;
– Право проводить собрания, митинги, демонстрации и шествия;
– Право на участие в управлении;
– Право избирать и быть избранными;
– Свобода массовой информации.
Задание учащимся. Слайд 14
Социальные права – обеспечивают достойный уровень жизни и благосостояние человека.
– Ребята! Попытайтесь найти во 2-й главе Конституции статьи, в которых перечисляются социальные права:
(После выполнения задания открывается Слайд 14)
– Право на отдых;
– Защита материнства и детства;
– Охрана здоровья и медицинская помощь;
– Социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца;
– Право на благоприятную окружающую среду.
Задание учащимся. Слайд 15
Экономические права – возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведением хозяйственной деятельности.
– Ребята! Найдите в Конституции экономические права.
(После выполнения задания открывается Слайд 15)
– Право частной собственности на землю и имущество;
– Свобода труда, выбора деятельности и профессии;
– Право на труд и на оплату труда;
– Право на индивидуальные коллективные и трудовые споры;
– Право на жилище.
Задание учащимся. Слайд 16
– Ребята! Найдите в Конституции статьи, в которых перечислены культурные права.
(После выполнения задания открывается Слайд 16)
– Право на образование;
– Свобода литературного, художественного, научного, литературного творчества, преподавания;
– Право участвовать в культурной жизни страны;
– Пользоваться музеями, театрами, библиотеками.
IV. Первичная проверка знаний
. Слайд 11Вопрос:
– Какие группы основных прав и свобод человека и гражданина вам известны?
Задание учащимся. Слайд 17
Представьте, что в некотором королевстве король издал ряд законов.
Он запретил публиковать и высказывать устно любую негативную информацию о правителе. Офицерам полиции было дозволено обыскивать любого человека, который казался им подозрительным. Если военным требовалось убежище, они имели право входить в любой дом и оставаться там на ночлег. Те, кто выражал недовольство новыми порядками, без суда забирали в тюрьму.
Вопрос
– Какие права человека, по вашему мнению, нарушались в этом королевстве?
(Нарушались гражданские права (свобода слова, личная неприкосновенность, неприкосновенность жилища, неприкосновенность частной жизни, каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, право на рассмотрение дела в суде).
V. Первичное закрепление знаний. Слайд 18
Задание учащимся: предлагается выполнить письменно задание:
Напишите, к какой группе прав относятся следующие права, перечисленные на слайде:
- Право на жизнь.
- Право принимать участие в управлении страной.
- Право на образование.
- Право владеть имуществом.
- Право на участие в выборах.
- Право на свободу литературного, художественного, технического творчества.
- Право на отдых, на досуг.
- Право на личную неприкосновенность.
- Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
- Право на равную оплату за равный труд.
- Право на свободу убеждения.
- Право на участие мирных собраний, на участие в союзах и объединениях.
Слайд 19 – Учащиеся могут проверить правильность ответов.
- Гражданские права.
- Политические права.
- Культурные права.
- Экономические права.
- Политические права.
- Культурные права.
- Социальные.
- Гражданские права.
- Социальные права.
- Экономические права.
- Гражданские права.
- Политические права.
VI. Обобщение
. Слайд 20Итак, сегодня на уроке вы познакомились с основными правами человека и гражданина, записанными в конституции РФ. Так как Россия – страна развивающейся демократии, она обязана признавать ценность человека, гарантировать осуществление его прав.
В каждой стране есть свои законы по защите прав человека, взгляды на мировое развитие. А для того, чтобы государства не замыкались в своих проблемах, в 1945 году была создана международная организация государств – ООН, одно из направлений работы которой: защита прав человека. Высшим органом ООН является Генеральная Ассамблея, штаб-квартира находится в Нью-Йорке. Наиболее значимые международные документы XX века: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка были приняты Генеральной Ассамблеей ООН.
Сегодня в большинстве стран мира, в том числе и в РФ существуют структуры по защите прав и свобод человека. В России учреждена специальная должность – Уполномоченный по правам человека, им является Владимир Лукин.
Следует помнить, основные права и свободы не дарованы людям каким-то великодушным правительством или государством, они принадлежат человеку по праву рождения и не могут быть отняты у него.
Слайд 21 – Ребята! А теперь вернемся к нашему главному вопросу:
Какие права человека и гражданина закреплены в
Конституции РФ? (Слайд 11).