Цели урока:
- Познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
- Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.
- Стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.
Оборудование: Презентация (Приложение 4): карты, схема сражения, ход сражения (анимация), иллюстрации. Лента времени.
Документы:
- «Захват персами греческих колоний»
- «Геродот о Марафонской битве»
Раздаточный материал для учащихся: черные и белые сигнальные карточки; таблица «Персия-Греция» с разрезными карточками; шаблон ОК (опорного конспекта); карточки с заданием «Термин-определение»; схемы сражений.
Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, фланги, гоплиты.
Персоналии: Мильтиад
Хронология: 490 г. До н.э.
Тип урока: урок-изучение нового материала
Вид урока: комбинированный
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Подготовка к изучению новой темы
Актуализация опорных знаний учащихся о Персии и Греции.
Мы начинаем изучение темы: «Греко-персидские войны». Нам предстоит узнать, когда и почему они начались, как действовали соперники, кто из них победил и почему.
На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на 1-м крупном сражении между этими странами Марафонской битве.
Для начала вспомним:
– Где располагалась Персия, Греция? (работа с картой)
– Как удалось персам создать такое большое государство? (Скотоводы – мобильность – воинственость, Кир,)
– Почему персидского владыку называли «царь царей» – шахиншах? (покорены многие народы)
– При каком царе Персия достигла наивысшего владычества? (при Дарий I)
– Докажите это утверждение. (сатрапии, почта, «царская дорога», армия ...)
А теперь сравним Персию и Грецию.
– Какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции? (выполняется на местах и у доски)
- большая территория
- единое государство
- небольшая территория
- единая армия
- полисы
- малые армии
(Персия: большая территория, единое государство, единая армия. Греция: небольшая территория, полисы, малые армии)
Постановка учебной задачи.
Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? Каковы шансы у греков? А теперь прочитаем название параграфа. Какой вопрос у вас возникает?
«Почему греки победили персов?»
А раз сегодня говорим только о первом сражении греков и персов, то и вопрос для нас сегодня на уроке будет звучать так: «Почему греки победили персов в Марафонской битве?»
Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?
III. Изучение нового материала
План:
- Почему началась война?
- Марафонская битва (Как складывались военные действия?)
- Причины победы греков.
К началу 5 века до н.э. (работа с лентой времени) Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.
- Какие? (работа с картой в учебнике на с. 159)
- К границам какого государства приблизились персы? (Греции)
- Почему персы стремились к новым завоеваниям? (новые земли, богатства нужны для персидской знати, греческие города богатые)
Но была и еще причина, по которой Дарий I ненавидел греческие полисы. Ответ подскажет документ, который лежит у вас на партах (текст зачитывается вслух):
«В конце 6 века до н.э. Персия захватила греческие колонии на полуострове Малая Азия. Но греки Малой Азии продолжали борьбу. В 500 году до н.э. вспыхнуло восстание в Милете, некогда богатейшем городе, центре науки и образованности. На помощь Милету пришли Афины. Восстание продолжалось 6 лет. Но персы все-таки расправились с восставшими. Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: «Владыка, помни об афинянах!»
Вывод: Афины и другие полисы, находившиеся в Греции помогали своим колониям.
– Почему, ведь колонии далеко находились от Греции? (Греция и колонии – единый греческий мир. Дарий понимал, чтобы окончательно покорить греков, нужно захватить все полисы.)
– Почему греческие колонии так противились власти Персии? (Не хотели становиться подданными, а хотели остаться гражданами, сохранив свои права и свободы.)
(уч-ся заносят данные в ОК)
Теперь представим, что мы переносимся в начало 5 века до н.э. И мы – жители древнегреческого полиса Афины, собравшиеся на агоре (вспомнить, что такое АГОРА), чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария 1. Вот они поднимаются на помост в ярких восточных одеяниях и произносят следующую фразу: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...»
- Что это значит? (признать его власть)
- Как ответим? Проголосуем.
- А как голосовали в Афинах? (при помощи черных и белых камешков).
У нас карточки черная и белая: подчинимся Дарию – белая карточка, откажемся – черная.
Варианты:
1) Наш ответ совпал с тем, какой дали афиняне. Они в гневе убили послов, столкнув их со скалы.
2) Разрешили бы персы нам собирать народное собрание, выбирать должностных лиц, судей? Оставили бы персы в наших городах старое управление? Значит, мы из свободных граждан превратимся в рабов.
Но многие полисы покорились Дарию. Почему? (считали бесполезным бороться + пример расправы над Милетом)
- Как вы думаете, какой еще полис отвергнет предложение послов? (Спарта)
- Спартанцы бросили послов в колодец, сказав: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!» Меткая фраза, не правда ли? Как мы называем такую речь, присущую спартанцам? (Лаконичной).
- Как вы думаете, как Дарий отреагировал на такой ответ?
В 490 г.до н.э. он направил к берегам Греции флот, который доставил в Марафонскую бухту конницу и пехоту (лучников) – 30 тыс. воинов.
(уч-ся в ОК стрелками отмечают путь следования персидского флота).
Персидский флот входит именно в Марафонскую бухту, где недалеко от берега была просторная равнина, а в 42 км. от нее находились Афины. Случайно ли это?
(конница – ударная сила лучше действует на равнине)
Через минуту мы перенесемся к грекам и посмотрим, как они готовились к встречи с персами, а пока Физкультминутка (гимнастика Гермеса)
- Как же готовились греки отразить удар персов?
Попробуйте, опираясь на текст, на стр. 158-159 пункта 2 и используя опорные слова рассказать о подготовке к сражению.
СТРАТЕГ – Мильтиад
ВОЙСКО – тяжелая пехота – 10 тыс.(гоплиты)
СОЮЗНИКИ – Платеи – 1 тыс. воинов (Спарта не присоединилась)
Рассказ учащихся
(запись данных в ОК)
Афиняне практически в одиночку решили выступить против персов. Это же было равносильно самоубийству. Может быть, понять такое решение поможет клятва юношей, вступающих в афинскую армию (стр. 163)
Вывод: дорожили своим государством, предпочитали смерть рабству.
Изложение хода битвы (использование мультимедийной презентации)
- Тактика Мильтиада – не вступать сразу в бой, расположился на холмах.
- Хитрость персов – обогнуть Аттику, взять Афины
- Битва. Построение греков фалангой (термин!)
*Усиление флангов (термин!) – края боевого построения
*Ход сражения (анимационная реставрация)
*Марш бросок греков к Афинам. Персы отказались от боя.
*Прибытие спартанцев
* Значение битвы – персы перестали считаться непобедимыми.
* Потери 30000-11000
6400-192
(отметить на ОК маневры персидского флота)
Преодоление проблемы.
Так почему же греки одержали победу над персами в Марафонской битве? (подсказка: что придавало силы грекам в битве?)
Вывод: Мужество воинов, Талант Мильтиада
Греки отстаивали свою свободу (осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!
(заполнение ОК)
На могиле погибших греков был сооружен холм, который сохранился до наших дней, а на гробнице была сделана надпись:
Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать. (слайд)
IV. Закрепление
* Обзор по ОК? (Приложение 1)
* Из нескольких схем сражений выбери схему Марафонской битвы. (Приложение 2)
* Соотнеси термин и определение стрелочкой. (работа по карточкам)
Карточка (Приложение 3)
Установи соответствие.
СТРАТЕГ правая и левая оконечность боевого порядка
ФАЛАНГА военачальник
ГОПЛИТЫ построение воинов тесными сомкнутыми рядами
ФЛАНГ отборные войска, тяжеловооруженные пешие воины
* С помощью белых и черных карточек дай ответ, согласен с утверждением или нет:
- Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км.
- Спартанцы активно участвовали в битве
- В марафонской битве греки сражались против египтян
- Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад
- Победу одержали персы
- Битва состоялась в 490 году до н.э.
- Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
- Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.
* Задача 3. стр .161. Учебник.
На следующем уроке вам предстоит узнать, как удалось грекам остановить настоящее нашествие персов.
V. Итог урока. Рефлексия.
VI. Д/з.
- Параграф 34
- Развернутые ответы на вопросы после параграфа.