Урок истории "Греко-персидские войны. Марафонская битва". 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели урока:

  • Познакомить учащихся с причинами Греко-персидских войн, показать героическую борьбу греков против персидской агрессии, подвести учащихся к пониманию причин победы греков в Марафонской битве.
  • Продолжить формирование умений составлять рассказ, анализировать исторические документы, делать несложные выводы.
  • Стремиться развить у учащихся чувство сопричастности героической борьбе эллинов за свою свободу, отметив, что благодаря мужеству, самоотверженности и патриотизму удалось победить Персидскую державу.

Оборудование: Презентация (Приложение 4): карты, схема сражения, ход сражения (анимация), иллюстрации. Лента времени.

Документы: 

  • «Захват персами греческих колоний»
  • «Геродот о Марафонской битве»

Раздаточный материал для учащихся: черные и белые сигнальные карточки; таблица «Персия-Греция» с разрезными карточками; шаблон ОК (опорного конспекта);  карточки с заданием «Термин-определение»; схемы сражений.

Основные понятия и термины: Марафонское сражение, стратег, фаланга, фланги, гоплиты.

Персоналии: Мильтиад

Хронология: 490 г. До н.э.

Тип урока: урок-изучение нового материала

Вид урока: комбинированный

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к изучению новой темы

Актуализация опорных знаний учащихся о Персии и Греции.

Мы начинаем изучение темы: «Греко-персидские войны». Нам предстоит узнать, когда и почему они начались, как действовали соперники, кто из них победил и почему.

На сегодняшнем уроке мы подробнее остановимся на 1-м крупном сражении между этими странами Марафонской битве.

Для начала вспомним:

– Где располагалась Персия, Греция? (работа с картой)

– Как удалось персам создать такое большое государство? (Скотоводы – мобильность – воинственость, Кир,)

– Почему персидского владыку называли «царь царей» – шахиншах? (покорены многие народы)

– При каком царе Персия достигла наивысшего владычества? (при Дарий I)

– Докажите это утверждение. (сатрапии, почта, «царская дорога», армия ...)

А теперь сравним Персию и Грецию.

– Какие из перечисленных черт относятся к Персии, а какие к Греции? (выполняется на местах и у доски)

  • большая территория
  • единое государство
  • небольшая территория
  • единая армия
  • полисы
  • малые армии

(Персия: большая территория, единое государство, единая армия.  Греция: небольшая территория, полисы, малые армии)

Постановка учебной задачи.

Посмотрите на таблицу, которая у нас получилась, и сделайте вывод какое государство, на ваш взгляд, должно было победить? Каковы шансы у греков? А теперь прочитаем название параграфа. Какой вопрос у вас возникает?

«Почему греки победили персов?»

А раз сегодня говорим только о первом сражении греков и персов, то и вопрос для нас сегодня на уроке будет звучать так: «Почему греки победили персов в Марафонской битве?»

Что нам нужно знать, чтобы ответить на этот вопрос?

III. Изучение нового материала

План:

  1. Почему началась война?
  2. Марафонская битва (Как складывались военные действия?)
  3. Причины победы греков.

К началу 5 века до н.э. (работа с лентой времени) Дарий I покоряет побережье полуострова Малая Азия и некоторые государства Балканского полуострова.

  • Какие? (работа с картой в учебнике на с. 159)
  • К границам какого государства приблизились персы? (Греции)
  • Почему персы стремились к новым завоеваниям? (новые земли, богатства нужны для персидской знати, греческие города богатые)

Но была и еще причина, по которой Дарий I ненавидел греческие полисы. Ответ подскажет документ, который лежит у вас на партах (текст зачитывается вслух):

«В конце 6  века до н.э. Персия захватила греческие колонии на полуострове Малая Азия. Но греки Малой Азии продолжали борьбу. В 500 году до н.э. вспыхнуло восстание в Милете, некогда богатейшем городе, центре науки и образованности. На помощь Милету пришли Афины. Восстание продолжалось 6 лет. Но персы все-таки расправились с восставшими. Милет был разрушен до основания, а население продано в рабство. Но известно, что Дарий приказал своим советникам каждый день напоминать ему: «Владыка, помни об афинянах!»

Вывод: Афины и другие полисы, находившиеся в Греции помогали своим колониям.

– Почему, ведь колонии далеко находились от Греции? (Греция и колонии – единый греческий мир. Дарий понимал, чтобы окончательно покорить греков, нужно захватить все полисы.)

– Почему греческие колонии так противились власти Персии? (Не хотели становиться подданными, а хотели остаться гражданами, сохранив свои права и свободы.)

(уч-ся заносят данные в ОК)

Теперь представим, что мы переносимся в начало 5 века до н.э. И мы – жители древнегреческого полиса Афины, собравшиеся на агоре (вспомнить, что такое АГОРА), чтобы выслушать посланцев персидского царя Дария 1. Вот они поднимаются на помост в ярких восточных одеяниях и произносят следующую фразу: «Наш повелитель, великий царь Дарий, владыка всех людей от восхода до заката, требует от вас земли и воды...»

  • Что это значит? (признать его власть)
  • Как ответим? Проголосуем.
  • А  как  голосовали в Афинах? (при помощи черных и белых камешков).

У нас карточки черная и белая: подчинимся Дарию – белая карточка, откажемся – черная.

Варианты:

1) Наш ответ совпал с тем, какой дали афиняне. Они в гневе убили послов, столкнув их со скалы.

2) Разрешили бы персы нам собирать народное собрание, выбирать должностных лиц, судей? Оставили бы персы в наших городах старое управление? Значит, мы из свободных граждан превратимся в рабов.

Но многие полисы покорились Дарию. Почему? (считали бесполезным бороться + пример расправы над Милетом)

  • Как вы думаете, какой еще полис отвергнет предложение послов? (Спарта)
  • Спартанцы бросили послов в колодец, сказав: «Там на дне вы найдете достаточно и земли и воды!» Меткая фраза, не правда ли? Как мы называем такую речь, присущую спартанцам? (Лаконичной).
  • Как  вы думаете, как Дарий отреагировал на такой ответ?

В 490 г.до н.э. он направил к берегам Греции флот, который доставил в Марафонскую бухту конницу и пехоту (лучников) – 30 тыс. воинов.

(уч-ся в ОК стрелками отмечают путь следования персидского флота).

Персидский флот входит именно в Марафонскую бухту, где недалеко от берега была просторная равнина, а  в 42 км. от нее  находились Афины. Случайно ли это?

(конница – ударная сила лучше действует на равнине)

Через минуту мы перенесемся к грекам и посмотрим, как они готовились к встречи с персами, а пока Физкультминутка (гимнастика Гермеса)

  • Как же готовились греки отразить удар персов?

Попробуйте, опираясь на текст, на стр. 158-159 пункта 2 и используя опорные слова рассказать о подготовке к сражению.

СТРАТЕГ – Мильтиад

ВОЙСКО – тяжелая пехота – 10 тыс.(гоплиты)

СОЮЗНИКИ – Платеи – 1 тыс. воинов (Спарта не присоединилась)

Рассказ учащихся

(запись данных в ОК)

Афиняне практически в одиночку решили выступить против персов. Это же было равносильно самоубийству. Может быть, понять такое решение поможет клятва юношей, вступающих в афинскую армию (стр. 163)

Вывод: дорожили своим государством, предпочитали смерть рабству.

Изложение хода битвы (использование мультимедийной презентации)

  1. Тактика Мильтиада – не вступать сразу в бой, расположился на холмах.
  2. Хитрость персов – обогнуть Аттику, взять Афины
  3. Битва. Построение греков фалангой (термин!)

*Усиление флангов (термин!) – края боевого построения

*Ход сражения (анимационная реставрация)

*Марш бросок греков к Афинам. Персы отказались от боя.

*Прибытие спартанцев

* Значение битвы – персы перестали считаться непобедимыми.

* Потери  30000-11000

6400-192

(отметить на ОК маневры персидского флота)

Преодоление проблемы.

Так почему же греки одержали победу над персами в Марафонской битве? (подсказка: что придавало силы грекам в битве?)

Вывод: Мужество воинов, Талант Мильтиада

Греки отстаивали свою свободу (осознавали, что защищают не только свое имущество, дома, детей, но и свободу, демократию, Родину!

(заполнение ОК)

На могиле погибших греков был сооружен холм, который сохранился до наших дней, а на гробнице была сделана надпись:

Доблесть этих мужей освещает бессмертная слава.
Здесь поразили они гордые персов войска.
Пешими поднялись против Азии конницы сильной,
Чтобы Эллады земли рабского дня не узнать. (слайд)

IV. Закрепление

* Обзор по ОК?  (Приложение 1)

* Из нескольких схем сражений выбери схему Марафонской битвы. (Приложение 2)

* Соотнеси термин и определение стрелочкой. (работа по карточкам)

Карточка (Приложение 3)

Установи соответствие.

СТРАТЕГ                          правая и левая оконечность боевого порядка

ФАЛАНГА                        военачальник

ГОПЛИТЫ                        построение воинов тесными сомкнутыми рядами

ФЛАНГ                             отборные войска, тяжеловооруженные пешие воины

* С помощью белых и черных карточек дай ответ, согласен с утверждением или нет:

  • Марафонская долина находилась от Афин на расстоянии 42 км.
  • Спартанцы активно участвовали в битве
  • В марафонской битве греки сражались против египтян
  • Стратега, который возглавил греков, звали Мильтиад
  • Победу одержали персы
  • Битва состоялась в 490 году до н.э.
  • Значение битвы велико, т.к. персы перестали считаться непобедимыми.
  • Греки победили, т.к. мужественно защищали свободу и независимость своего государства.

* Задача 3. стр .161. Учебник.

На следующем уроке вам предстоит узнать, как удалось грекам остановить настоящее нашествие персов.

V. Итог урока. Рефлексия.

VI. Д/з.

  • Параграф  34
  • Развернутые ответы на вопросы после параграфа.