Форма проведения урока: урок - исследование с элементами дискуссии.
Тема: социальная структура общества.
Класс: 11
Цели урока:
- образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
- развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,
- воспитательные
- дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
- помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.
Термины и понятия:
- социальная
- дифференциация и ее виды, стратификация общества
- социальная мобильность,
- социальные лифты,
- социальное неравенство,
- класс,
- страта,
- социальная роль,
- социальный статус.
Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.
Структура урока:
I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.
II. Изучение новой темы. План изучения нового материала:
1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.
2. Социальные отношения.
3. Социальная динамика:
А) причины социальных изменений;
Б) социальная мобильность и "социальные лифты"
4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.
III. Закрепление изученного материала.
IV. Подведение итогов. Домашнее задание.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. Организационный момент |
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала. | Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают учителя. |
II этап. Объяснение нового материала |
Вступительное слово учителя: "Свобода,
равенство, братство!" Великий лозунг Великой
французской революции, ознаменовавшей
вступление человечества в новую социальную
эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно
было стать равенство людей. Неравенство людей и
стремилась уничтожить революция. Но равны ли
люди сегодня? Современное общество, какое оно?
Выскажите свои суждения. Обобщает ответы учащихся, сообщает цель урока, обращает внимание учащихся на базовые понятия. Учитель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. Объясняя базовые понятия, учитель опирается на подготовленную презентацию (слайд №2). Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними(слайд № 4). Можно ли устранить это неравенство? Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества. Слайд № 6. Социальная структура общества. Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой "лимон" т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню - широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13). Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс. Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России. В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7). Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №10). Каналы или "лифты" мобильности - пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №8). Учитель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря. Равенство нельзя понимать как "одинаковость" всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом. В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко (слайд № 9). Учитель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (Приложение№1). А затем ответить на вопросы: Что объединяет эти документы? Выделите понятия, содержащиеся в документах. На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей? |
Ученики слушают учителя, включаются в
беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в
обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят
примеры. Учащиеся приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира. Ученик: в сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть - плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило "каждому столько, сколько другому". Учащиеся слушают и усваивают материал. Учащиеся обращают внимание на презентацию.
Отвечают на вопрос - главный критерий выделения страт и классов - отношение к они выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования.
Ученик составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.
Определения и базовые понятия выслушиваются учениками, обсуждаются и записываются в тетради.
Учащиеся работают с понятиями и высказывают свои мнения. Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам. Делают вывод: Причины социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп. |
III этап. Этап закрепления материала. |
Тесты на закрепление материала. 1. Что входит в понятие социальной структуры общества:
2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что - социальной группы (2)?
3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:
4. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:
|
Учащиеся отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки. |
IV этап. Подведение итогов. |
Учитель подводит итоги и просит
учащихся самостоятельно сделать вывод. В конце урока учитель объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме "Семья в современном мире". |
Самооценка учащимися своей работы на
уроке. Учащиеся делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства. Общественные ожидания сводятся к следующему:
|