Урок-исследование с элементами дискуссии по теме "Социальная структура общества"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Форма проведения урока: урок - исследование с элементами дискуссии.

Тема: социальная структура общества.

Класс: 11

Цели урока:

  • образовательные - содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений, раскрыть некоторые понятия и положения социологии как систематизированной области знаний, выявить наиболее значимые социальные проблемы развития общества, критерии выделения основных социальных групп, влияние экономических факторов на социальные отношения;
  • развивающие - способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения,
  • воспитательные
    • дать представление учащимся о тенденциях развития социальных отношений в современном мире и, в первую очередь, в нашем обществе;
    • помочь осознать школьникам свою собственную социальную позицию.

Термины и понятия:

  • социальная
  • дифференциация и ее виды, стратификация общества
  • социальная мобильность,
  • социальные лифты,
  • социальное неравенство,
  • класс,
  • страта,
  • социальная роль,
  • социальный статус.

Приложение 2

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Структура урока:

I. Организационно-мотивационный момент. Актуализация знаний. Объявление темы урока. Постановка цели урока, знакомство с задачами урока.

II. Изучение новой темы. План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и "социальные лифты"

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

III. Закрепление изученного материала.

IV. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап.
Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку, отмечает отсутствующих. Мотивация к восприятию нового материала. Учащиеся приветствуют учителя, отвечают на вопросы, настраиваются на урок, слушают учителя.
II этап.
Объяснение нового материала
Вступительное слово учителя: "Свобода, равенство, братство!" Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Обобщает ответы учащихся, сообщает цель урока, обращает внимание учащихся на базовые понятия.

Учитель: Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию. Объясняя базовые понятия, учитель опирается на подготовленную презентацию (слайд №2).

Слайд № 3. Вывод: социальная дифференциация - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними(слайд № 4).

Можно ли устранить это неравенство?

Слайд № 5. 2 подхода дифференциации общества.

Слайд № 6. Социальная структура общества.

Социальная структура американского общества с развитой рыночной экономикой представляет собой "лимон" т.к. развита центральная часть, а полюса невысокие. Соц. структура латиноамериканских стран напоминает Эйфелеву башню - широкое основание (беднейшие слои) и вытянутая средняя часть и верхушка (элита), (слайды № 12, 13).

Задание. Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: 80 % - бедный класс , 3-5 % - высший класс, 15-18 % - средний класс.

Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса (слайд №7).

Маргинал - человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой (слайд №10).

Каналы или "лифты" мобильности - пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх (слайд №8).

Учитель комментирует: на первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как "одинаковость" всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко (слайд № 9).

Учитель предлагает рассмотреть учащимся два документа и их сравнить (Приложение№1).

А затем ответить на вопросы:

Что объединяет эти документы?

Выделите понятия, содержащиеся в документах.

На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Ученики слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.

Учащиеся приводят примеры, вспоминая сказки различных народов мира.

Ученик: в сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть - плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило "каждому столько, сколько другому".

Учащиеся слушают и усваивают материал.

Учащиеся обращают внимание на презентацию.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос - главный критерий выделения страт и классов - отношение к они выделяется с учетом многих критериев, размеров и форм дохода, образа жизни, уровня образования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученик составляет модель социальной структуры России на доске, а остальные записывают в своих тетрадях.

 

 

Определения и базовые понятия выслушиваются учениками, обсуждаются и записываются в тетради.

 

 

 

Учащиеся работают с понятиями и высказывают свои мнения.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Делают вывод: Причины

социальных изменений интересовали человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение - излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц - королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

III этап.
Этап закрепления материала.
Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

  • классовый состав общества;
  • социально - профессиональная структура населения;
  • демографический состав населения;
  • все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что - социальной группы (2)?

  • экологическое объединение;
  • пенсионеры;
  • семья;
  • молодежь;
  • трудовой коллектив;
  • городское население;
  • ученики нашего класса;
  • нация;
  • клуб любителей авторской песни;
  • спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

  • изменение профессии: рабочий стал инженером;
  • переезд из одного города в другой без изменения профессии;
  • повышение квалификации в рамках одной профессии;
  • понижение в должности.

4. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

  • социальным неравенством;
  • социальной мобильностью;
  • социализацией;
  • социальной адаптацией.
Учащиеся отвечают самостоятельно на каждый вопрос теста, затем сравнивают ответы и исправляют ошибки.
IV этап.
Подведение итогов.
Учитель подводит итоги и просит учащихся самостоятельно сделать вывод.

В конце урока учитель объясняет домашнее задание: параграф 17, вопросы 1-6. Записать в тетрадь причины кризиса семьи. Принести информационный материал (вырезки из газет и журналов, а также собранные статистические данные) для составления и оформления проектов по теме "Семья в современном мире".

Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Учащиеся делают вывод, что неравенство в обществе существовало, существует и будет существовать. Но необходимо позаботиться о том, чтобы социальное неравенство снижалось, а не увеличивалось. Очень многое зависит и от общества, и от политики государства.

Общественные ожидания сводятся к следующему:

  • демократическая, правовая основа;
  • экономическая, политическая стабильность;
  • высокий уровень образования, науки и культуры.