Средневековая архитектура: романский и готический стили

Разделы: История и обществознание


Архитектура – это застывшая в камне музыка

Архитектура – это тоже летопись мира…
Она говорит тогда, когда молчат предания

Цели урока:

1) Познакомить учащихся с особенностями средневековой культуры на примере двух стилей в архитектуре

2) Продолжить формирование умений работать с документом, иллюстрацией (фотографией), читать схематическую информацию и делать выводы

3) Показать тесную взаимосвязь развития материальной культуры со становлением явлений духовной сферы

Межпредметные связи с курсами

  • изобразительное искусство
  • обществознание
  • МХК

Актуализация внутрипредметных знаний

  • исторический источник
  • материальная культура
  • средние века

Оборудование:

  • на партах – иллюстрации двух соборов в романском и готическом стиле и схемы их строения
  • на доске – таблица, заполняемая с помощью табличек с надписями или изображениями деталей соборов – схематическое изображение 6-ти знаменитых соборов в романском и готическом стиле без подписей (для задания на закрепление)

Основные понятия: романский и готический стили, стрельчатая арка, витраж

Ход урока

1. Организационный момент

2. Характеристика темы

Архитектура – это очень важная, зримая часть культуры истории народов, цивилизации. Когда я говорю “Египет”, одно из первых, что вспоминают люди – пирамиды, “Китай” - пагоды, “Россия” - купола православных церквей.

Средневековую историю нельзя представить без романских и готических храмов. Они до сих пор восхищают зрителей, хотя насчитывают половину тысячелетия.

Не зря вспоминается высказывание “Архитектура - это застывшая в камне музыка”

Но не только красота привлекает нас к этим архитектурным сооружениям. Некоторые периоды средневековья историки называют тёмными веками. Из-за невежества, войн, эпидемий люди забыли очень многие знания о своей истории, многие исторические источники были утрачены.

3. Работа с классом по актуализации знаний

-Что такое исторический источник? (из словаря)

-Какие они бывают? (вещественные, устные, письменные и др.)

-Можно ли считать архитектуру историческим источником? Каким?

-Обратимся к высказыванию на доске (Архитектура – это летопись мира…)

О чём может рассказать храм как материальный, вещественный источник?

( о богатстве или бедности, представлениях о красоте, уровне науки и техники)

4-5. Этапы практической работы, когда дети извлекают информацию из иллюстраций в учебнике или иллюстраций, заготовленных на парте учителем

Анализ иллюстраций двух храмов

Сравним два храма, построенных в разные исторические периоды средневековья в различных архитектурных стилях и занесём информацию в таблицу.

Вспомним правила заполнения таблицы

  • Таблица – это способ отбора самой важной и одновременно очень краткой информации
  • Вся информация в таблице должна распределяться по вертикали (по столбикам) и по горизонтали (по строчкам)
  • Такое распределение информации позволяет быстро воспользоваться ею для ответа на любой вопрос по данной теме
  • Сравниваться могут только однотипные признаки (низкий – высокий, изящный – мощный и т.п.)
  • Любая таблица должна заканчиваться выводом. Сравнительная таблица должна показывать общие и особенные черты в сравниваемых явлениях

Романский

Готический

приземистый устремлённый ввысь
мощные монолитные каменные стены прозрачные стены – окна
узкие окна как бойницы огромные окна – витражи
мало света много света
полукруглые арки стрельчатые арки
мощные тяжёлые колонны узкие декоративные колонны
тяжёлые низкие своды потолка невероятно высокие потолки
- есть круглое окно - роза

Храм – крепость бога

Храм – дворец бога

Почему сложился такой тип храма? Как эти храмы отразили своё время?
Эпоха завоеваний, вторжений арабов и норманнов Эпоха развития богатых городов, становления сильных государств

Анализ схем

Рассмотрим схему строения двух храмов

(вспомним условные обозначения на схеме - по ширине линии можно судить, какие стены были основными в этом здании, опорными, несущими, держали всю тяжесть купола)

Романский

Готический

Вся тяжесть – на внутренних стенах, поэтому они такие массивные, без окон и декоративных деталей Вся тяжесть перенесена на внешние дополнительные стены-контрфорсы, что позволило внутренние стены облегчить и сделать почти ажурными

5.Обобщение в диалоге учителя и учащихся

Так что же нам может рассказать храм как исторический источник?

Чтобы появились готические храмы с таким строением, нужны были серьёзные открытия в области техники, математики, материалов. Готический храм – это живое свидетельство развития инженерного дела в средневековой Европе. И для их строительства нужны были огромные средства, которые появились у богатых городов.

Однако меняется не только техническое или экономическое развитие Европы. Меняется духовный мир человека средневековья. Из храма, где царил суровый требовательный Бог, человек пришёл в полный света и вертикальных линий храм-дворец. Здесь душа сама возносилась к новому Богу – милостивому, прощающему. Так кончается период позднего Средневековья и подготавливается переход к Новой эпохе в истории Европы.

6. Закрепление знаний

На доске находится схематическое изображение 6 знаменитых соборов в романском и готическом стиле. Определите, какой из них относится к романскому, а какой – к готическому стилю. Ответ обоснуйте.

7. Подведение итогов.

Выставление оценок

Домашнее задание: с помощью параграфа учебника составить 5 утверждений – ловушек для одноклассников, отвечая на которые они должны согласиться или опровергнуть это утверждение с помощью доказательств

Например: “Готический собор мог выполнять оборонительную функцию” – неверное утверждение, которое подходит для романского собора, а готический собор имел множество больших окон, что сделало бы его оборону крайне затруднительной.