Архитектура – это застывшая в камне музыка
Архитектура – это тоже летопись мира…
Она говорит тогда, когда молчат предания
Цели урока:
1) Познакомить учащихся с особенностями средневековой культуры на примере двух стилей в архитектуре
2) Продолжить формирование умений работать с документом, иллюстрацией (фотографией), читать схематическую информацию и делать выводы
3) Показать тесную взаимосвязь развития материальной культуры со становлением явлений духовной сферы
Межпредметные связи с курсами –
- изобразительное искусство
- обществознание
- МХК
Актуализация внутрипредметных знаний –
- исторический источник
- материальная культура
- средние века
Оборудование:
- на партах – иллюстрации двух соборов в романском и готическом стиле и схемы их строения
- на доске – таблица, заполняемая с помощью табличек с надписями или изображениями деталей соборов – схематическое изображение 6-ти знаменитых соборов в романском и готическом стиле без подписей (для задания на закрепление)
Основные понятия: романский и готический стили, стрельчатая арка, витраж
Ход урока
1. Организационный момент
2. Характеристика темы
Архитектура – это очень важная, зримая часть культуры истории народов, цивилизации. Когда я говорю “Египет”, одно из первых, что вспоминают люди – пирамиды, “Китай” - пагоды, “Россия” - купола православных церквей.
Средневековую историю нельзя представить без романских и готических храмов. Они до сих пор восхищают зрителей, хотя насчитывают половину тысячелетия.
Не зря вспоминается высказывание “Архитектура - это застывшая в камне музыка”
Но не только красота привлекает нас к этим архитектурным сооружениям. Некоторые периоды средневековья историки называют тёмными веками. Из-за невежества, войн, эпидемий люди забыли очень многие знания о своей истории, многие исторические источники были утрачены.
3. Работа с классом по актуализации знаний
-Что такое исторический источник? (из словаря)
-Какие они бывают? (вещественные, устные, письменные и др.)
-Можно ли считать архитектуру историческим источником? Каким?
-Обратимся к высказыванию на доске (Архитектура – это летопись мира…)
О чём может рассказать храм как материальный, вещественный источник?
( о богатстве или бедности, представлениях о красоте, уровне науки и техники)
4-5. Этапы практической работы, когда дети извлекают информацию из иллюстраций в учебнике или иллюстраций, заготовленных на парте учителем
Анализ иллюстраций двух храмов
Сравним два храма, построенных в разные исторические периоды средневековья в различных архитектурных стилях и занесём информацию в таблицу.
Вспомним правила заполнения таблицы
- Таблица – это способ отбора самой важной и одновременно очень краткой информации
- Вся информация в таблице должна распределяться по вертикали (по столбикам) и по горизонтали (по строчкам)
- Такое распределение информации позволяет быстро воспользоваться ею для ответа на любой вопрос по данной теме
- Сравниваться могут только однотипные признаки (низкий – высокий, изящный – мощный и т.п.)
- Любая таблица должна заканчиваться выводом. Сравнительная таблица должна показывать общие и особенные черты в сравниваемых явлениях
Романский |
Готический |
приземистый | устремлённый ввысь |
мощные монолитные каменные стены | прозрачные стены – окна |
узкие окна как бойницы | огромные окна – витражи |
мало света | много света |
полукруглые арки | стрельчатые арки |
мощные тяжёлые колонны | узкие декоративные колонны |
тяжёлые низкие своды потолка | невероятно высокие потолки |
- | есть круглое окно - роза |
Храм – крепость бога |
Храм – дворец бога |
Почему сложился такой тип храма? Как эти храмы отразили своё время? | |
Эпоха завоеваний, вторжений арабов и норманнов | Эпоха развития богатых городов, становления сильных государств |
Анализ схем
Рассмотрим схему строения двух храмов
(вспомним условные обозначения на схеме - по ширине линии можно судить, какие стены были основными в этом здании, опорными, несущими, держали всю тяжесть купола)
Романский |
Готический |
Вся тяжесть – на внутренних стенах, поэтому они такие массивные, без окон и декоративных деталей | Вся тяжесть перенесена на внешние дополнительные стены-контрфорсы, что позволило внутренние стены облегчить и сделать почти ажурными |
5.Обобщение в диалоге учителя и учащихся
Так что же нам может рассказать храм как исторический источник?
Чтобы появились готические храмы с таким строением, нужны были серьёзные открытия в области техники, математики, материалов. Готический храм – это живое свидетельство развития инженерного дела в средневековой Европе. И для их строительства нужны были огромные средства, которые появились у богатых городов.
Однако меняется не только техническое или экономическое развитие Европы. Меняется духовный мир человека средневековья. Из храма, где царил суровый требовательный Бог, человек пришёл в полный света и вертикальных линий храм-дворец. Здесь душа сама возносилась к новому Богу – милостивому, прощающему. Так кончается период позднего Средневековья и подготавливается переход к Новой эпохе в истории Европы.
6. Закрепление знаний
На доске находится схематическое изображение 6 знаменитых соборов в романском и готическом стиле. Определите, какой из них относится к романскому, а какой – к готическому стилю. Ответ обоснуйте.
7. Подведение итогов.
Выставление оценок
Домашнее задание: с помощью параграфа учебника составить 5 утверждений – ловушек для одноклассников, отвечая на которые они должны согласиться или опровергнуть это утверждение с помощью доказательств
Например: “Готический собор мог выполнять оборонительную функцию” – неверное утверждение, которое подходит для романского собора, а готический собор имел множество больших окон, что сделало бы его оборону крайне затруднительной.