Открытый урок истории "СССР в 1930-е годы"

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Предмет, класс: История России, 11 класс.

Цель урока: Сформировать представление о сложном многовекторном развитии страны в 1930 годы. Создать условия эффективного использования ИКТ для поиска, переработки, классификации, сжатия, интерпретации разнородной информации, способствовать формированию информационной компетентности учащихся. Продолжить формирование умений устанавливать взаимосвязь между событиями и явлениями социально-экономической и политической жизни страны.

Задачи урока: Обучающие: закрепить знания основных явлений и событий истории страны в 1930-е годы и предметного языка эпохи

Развивающие: развивать и совершенствовать навыки поиска, переработки и представления познавательной информации, установления причинно-следственных связей, определения структуры понятий, явлений и пр.

Воспитательные: создать ситуацию выбора для учащихся (выбор группы, выбор задания для работы, выбор информации для комментария, выбор в сети, эстетический выбор стилевого оформления работы), способствовать организации продуктивного взаимодействия членов группы при работе на общий результат, формированию чувства ответственности за порученное (выбранное) дело, воспитывать коммуникативную культуру учащихся

Тип урока: Экспериментальный, комбинированный с использованием элементов педагогической технологии ТОГИС (технология образования в глобальной информационной сети) и методов критериального оценивания.

Методы обучения: Деятельностные, проблемные, развивающие, метод погружения, вербально-визуально-кинестетические приемы работы с классом.

Предполагаемые результаты: Надпредметные: Эмоционально-ценностное отношение к истории своей страны, к старшему поколению россиян, формирование гражданской позиции

Метапредметные: 1) формирование навыков отбора и обработки информации в соответствии с целевым назначением создаваемого учебного продукта; 2) логическое построение ответа, аргументация своей точки зрения; 3) составление глоссария по предложенной теме;

Личностные: 1) совершенствование навыка публичного выступления, ведения диалога и дискуссии; 2) умение использовать соответствующий поставленной задаче стиль речи и предметно-терминологический язык; 3) соблюдение требований дресс-кода при работе на публику; 4) повышение ответственности за свой личный вклад в командную работу, умение работать в команде; 5) непроизвольное втягивание в посильную работу слабых учащихся, повышение их самооценки и ответственности.

Информационные средства: Учебно-методический комплекс учителя (презентация урока в формате ppt., электронный раздаточный материал для работы учащихся – Рабочие папки для групп №№ 1–4: тематический словарь, тексты документов и публицистических материалов по отдельным спорным вопросам истории 1930-х годов, портреты исторических деятелей эпохи, список музеев Санкт-Петербурга, электронные “черные ящики” с раритетами эпохи, понятийные кластеры – см. Приложение 2).

Оборудование: Урок проводится в компьютерном классе, имеющем выход в Internet. Требуется 8 компьютеров для обеспечения работы групп и демонстрационное оборудование (мультимедийный проектор, экран) для презентации учащимися выполненных работ.

Дополнительные условия: Учитель должен владеть компьютером на уровне уверенного пользователя (Word, Power Point). Для продуктивной работы может понадобиться помощь ассистента (специально подготовленного учащегося). Работу учащихся после комментария учителя оценивает жюри (коллеги, родители см. Приложение 3).

Список информационных источников: Для подготовки заданий были использованы: Гузеев В.В. Образовательная технология ТОГИС – обучение в глобальных информационных сетях // Школьные технологии, 2000. – № 5. – С. 243–248; № 6. – С. 159–167. Для выполнения заданий ребята используют поисковую систему Yandex. Сайты, с которыми они могут работать, не оговариваются заранее, обеспечивается полная свобода в выборе источника информации. Ограничителем выступает критериальная оценка, требующая конкретно-исторического подхода к отбору информационных материалов и формы их представления.

Педагогический потенциал урока: Практически безграничен, учитель может менять задания (не забывая при этом о разработке критериев оценки каждого задания). Возможно широкое использование межпредметных связей (литература, география, музыка, ИЗО). В глобальной сети можно найти большое количество открыток, плакатов, фото и т.п., которые могут послужить основой для конструирования заданий. При достаточном техническом оснащении урок, особенно его практическую часть можно освежить кинофрагментами эпохи, музыкальными произведениями.

План-сценарий урока (заложен в презентацию см. Приложение 1).

I. Подготовительно-организационная часть урока.

(Завершается формулировкой проблемы, которую предполагается решить в процессе работы.)

Средства, оборудование, наглядные пособия: компьютерный класс с возможностью выхода в Internet, рабочая презентация к уроку, порядок работы группы (для каждой группы отдельно в напечатанном виде), с которым руководителей групп можно познакомить заранее, электронные рабочие папки для каждой группы (см. Приложение 2). Рабочие группы формируются заранее (См. Приложение 4).
Этапы урока, задачи, содержание. Деятельность учителя. Деятельность учащихся.
Организационный.

Учитель знакомит присутствующих с составом рабочих групп, выводя информацию на экран.

Необходимое время – 2 мин.

Рекомендуется заранее позаботиться о создании рабочих групп и распределении обязанностей между членами группы, если учитель не практиковал ранее групповую работу. Следует также проконсультироваться с учителем информатики о наличии у учащихся необходимых навыков работы на компьютере и в сети Internet. До начала урока: проверка технического состояния системы (для каждой группы желательно предусмотреть не менее 2-х компьютеров), загрузка рабочих материалов в сеть.

Приветствие, проверка посещаемости, проверка состава групп (оптимальное количество групп – не более 4-х), знакомство учащихся с порядком работы (структурой урока) и порядком оценивания, запуск презентации. Руководство сменой этапов.

Подготовка к занятию: флеш-носитель у каждой группы, если нет локальной сети, распределение обязанностей в рамках группы.

Хорошо, если учащиеся сделают тематические бейджи для своих групп – это можно будет учитывать как творческое задание.

Средства, оборудование, наглядные пособия: Слайды 3–9.
Актуализация знаний.

Необходимое время – 4 мин.

Вступительное слово учителя: Эта эпоха удалена от нас почти на 80 лет, но споры о ней разгораются все чаще и ожесточеннее. Россия сегодня, напоминает витязя на распутье – путь, который будет выбран, определит будущее страны на многие годы вперед. Отношение к далекой эпохе стало лакмусовой бумажкой для проверки каждого россиянина на предмет истинной любви к Отечеству. В народном рейтинге выдающихся личностей “10 имен России” И.В.Сталин занял второе место. Историко и политикоориентированные чаты глобальной сети пестрят эмоциональными рассуждениями современных россиян о том времени. Настала пора и нам выразить свое мнение о прошлом, познакомившись с разнообразными информационными источниками. Все дискуссии о Советском Союзе 1930-х годов можно объединить в одну дилемму: Что же такое 1930-е годы – триумф или трагедия Страны Советов, ее взлет или падение??? Сейчас каждая из групп ответит на этот вопрос до начала основной работы с документами. В конце урока мы снова к нему вернемся. Учащиеся кратко комментируют свое видение темы урока, руководствуясь положениями из учебника, имеющимися знаниями и представлениями, жизненным опытом своей семьи.

 

 

Электронный раздаточный материал для групп на рабочих столах компьютеров, файл “Словарный практикум”, Слайд 9
Формулировка темы,
целей и задач урока,
постановка проблемы

Необходимое время – 2 мин.

Итого I часть – 8 минут.

Тема урока: “Триумф и (или) трагедия Страны Советов?”

В ходе урока наша главная задача состоит в том, чтобы сформировать свое ценностное отношение к эпохе расцвета сталинизма на основе работы с различными информационными материалами, имеющимися в сети Internet.

Учитель выводит последовательно (по мере выполнения предыдущих заданий новые) на экран, кратко комментирует их перед началом работы, помогает учащимся правильно и рационально использовать время практической части урока, устраняет несоответствия (см. примечание).

Учащиеся занимают места за компьютерами и приступают к выполнению заданий, которые затем сохраняют в папке с номером своей группы. Устно готовят комментарий к своей работе.
II. Практическая часть урока.

Учитель выступает в роли режиссера, организатора и координатора и консультанта самостоятельной деятельности учащихся.

Слайды 11–12. Возможно использовать слайд-шоу “Фоторепортаж СССР в 1930 гг.”

Во время работы при наличии технических возможностей может звучать звукоряд из мелодий 1930-х годов.

Этап актуализации предметной терминологии, отработки навыков поиска в сети Internet, совершенствование информационной компетенции – 5 мин. Задание № 1 “Словарный практикум” (язык эпохи)

На экран выводится порядок работы по выполнению задания и критерии оценки выполненного задания. Указаны темы, по которым группы составят глоссарий: “Экономическое развитие СССР в 1930-е гг.”, “Международные отношения и внешняя политика СССР в 1930-е гг.”, “Социальное развитие СССР в 1930-е гг.”, “Политическое развитие СССР в 1930-е гг.” Комментарий к заданию: Каждая группа находит в тематическом словаре слова, соответствующие определенной сфере общественной жизни, выделяет их жирным шрифтом или красным цветом, затем из 5-7 выделенных слов составляет глоссарий в правой части файла, руководитель группы определяет, кто из ребят выступит в роли комментатора по итогам работы над заданием. Учитель оказывает необходимую техническую помощь.

Учащиеся выполняют задание № 1 из рабочей папки своей группы. Темп работы над выполнением задания определяют сами. Выполненное задание помещают в итоговую рабочую папку группы.

Слайды 13–14.
Обобщение, классификация и систематизация – 5 мин. Задание № 2 “Кластер”: учащиеся создают и совершенствуют тематические кластеры и блоки (Социально-политическое развитие СССР, Индустриализация в СССР, Коллективизация сельского хозяйства, СССР и международное сообщество в 1920-30 годы. Дают название кластеру,

заполняют свободные поля кластера, готовят комментарий.

Слайды 15–16.
Знакомство с персоналиями эпохи, осмысление места и прав человека в тоталитарном государстве – 6 мин. Задание № 3 “Исторический портрет”: Клавдия Шульженко, братья Васильевы, Вадим Козин, Любовь Орлова

Николай Вавилов, Павел Флоренский, Мартемьян Рютин, Александра Коллонтай

1-я часть. На основании предложенной биографической справки учащиеся определяют историческую личность

2-я часть. На основании личных данных создают биографическую справку исторического деятеля эпохи и надпись к портрету

Работают с поисковыми системами Internet:

(формулировка запроса, поиск, выделение главного, сжатие информации, оформление)

Слайды 17–18.
Мини-проект: Создание рекламно-информационного проспекта. Эстетическое развитие. 5 мин. Задание №4 “Визитная карточка музея” (музейное задание)

Музей политической истории России, музей истории Санкт-Петербурга, Музей Арктики и Антарктики, Центральный Военно-морской музей.

На файле формата А4, стараясь эстетично и правильно оформить информационно-рекламный продукт, подбирая текст и иллюстрации для рекламно-информационного буклета, учащиеся создают рекламно-информационный проспект.

Выполняют задание с использованием поисковых систем Internet. Рекламный буклет помещают в итоговую рабочую папку группы.
Слайды 19–20.
Сравнительный анализ, совершенствование коммуникативной культуры – 10 мин. Задание № 5 “Факты и мнения”. Смысл задания в сравнении века нынешнего с минувшим.

Сталин и дети. Культ личности.

Производственная мощь России сталинской и нынешней.

Жертвы сталинизма и жертвы демократии.

Россия вчера и сегодня.

Сопоставляют и анализируют материалы, вырабатывают в свою точку зрения. Готовятся к защите работ.
Слайды 20–21.
Определение атрибутов эпохи на основании их описания – 5 мин. Задание № 6 (дополнительное) “Черный ящик”

Книга Н.А. Островского “Как закалялась сталь”, книга А.С.Макаренко “Педагогическая поэма”, краткий курс истории ВКП(б), пионерский галстук, значок, флаг, барабан, горн, пилотка.

При дефиците времени задание можно исключить

Выполняют задание с использованием поисковых систем Internet или имеющихся знаний.
III. Дискуссионная часть урока.

Учитель выступает в роли ведущего (способного задавать неудобные вопросы), координатора и комментатора происходящего, ассистент ведет учет баллов.

Рабочие папки 1–4 групп Файлы “Словарный практикум” подготовленные группами поочередно проецируются на большой экран
Отработка навыков публичного выступления и ведения диалога –  5 мин. Выводит на экран критерии оценивания ответов для жюри

Предоставляет возможность выступить учащимся с представлением своей работы, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки
Комментарии к заданию № 1 “Словарный практикум” можно давать после каждого выступления, можно после всех.

Общий вопрос: Скажите, если бы мы представили наш тематический словарь в виде черно– белого листа, отметив черным слова с негативным оттенком, а белым с позитивным, какой бы цвет преобладал?

Учащиеся поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания.
Файлы “Кластер”, подготовленные группами, поочередно проецируются на большой экран.
Определение причинно-следственных связей, обобщения – 5 мин. Выводит на экран критерии оценивания выполненного задания, предоставляет возможность выступить учащимся, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки
Комментарии к заданию № 2 “Кластер” можно давать после каждого выступления, можно после всех

При наличии ошибок в кластере можно дать возможность представителям других групп исправить. При этом им могут начисляться дополнительные баллы.

Общий вопрос: Скажите, какие из явлений и событий 1930-х годов вызвали у Вас бурные эмоции? Почему?

Представители групп поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания.
Файлы “Исторический портрет”, поочередно проецируются на большой экран.
Отрабатываются навыки работы с биографическим материалом, Необходимое время – 5 мин. Выводит на экран критерии оценивания выполненного задания, предоставляет возможность учащимся выступить, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки
Комментарии к заданию № 3 “Исторический портрет” можно давать после каждого выступления, можно после всех

Общий вопрос: Вам была представлена галерея исторических портретов, среди которых политики, дипломаты, священнослужители, военные, ученые, артисты. Как вы думаете, что объединяет этих людей, кроме эпохи?

Учащиеся поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания, отвечают на вопросы ведущего.
Файлы “Музей” могут быть распечатаны или спроецированы на экран.
Отбор конкретно-исторического материала, дизайн, подбор иллюстративного материала.

Необходимое время – 5 мин.

Выводит на экран критерии оценивания выполненного задания, предоставляет возможность учащимся выступить, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки.
Комментарии к заданию № 4 “Визитная карточка музея” можно давать после каждого выступления, можно после всех. Обязательно следует обратить внимание на подбор информации именно об эпохе 1930 гг.

Общие вопросы: Какие из этих музеев вы уже посетили, какие хотели бы посетить? Что заинтересовало среди музейных экспозиций 1930-х годов? Если бы Вас попросили создать мини-экспозицию “СССР в 1930 годы”, что бы Вы представили в качестве экспонатов эпохи?

Учащиеся стараются придать рекламное звучание подготовленным буклетам, поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания.
Файлы “Факты и мнения” проецируются на большой экран.
Сопоставление информации из разных источников, выработка своей аргументированной позиции, 5 мин. Выводит на экран критерии оценивания выполненного задания.

Предоставляет возможность выступить учащимся, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки.
Комментарии к заданию № 5 “Факты и мнения” можно давать после каждого выступления, можно после всех. Обязательно следует обратить внимание на подбор аргументов в пользу своей точки зрения.

Общий вопрос: Что из услышанного потрясло Вас, запало в душу? Почему?

Представители групп поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания. Отвечают на вопросы ведущего.
Файлы “Черный ящик”.
Умение решать информационно-исторические задачи с использованием сети, 5 мин. Выводит на экран критерии оценивания выполненного задания.

Предоставляет возможность выступить учащимся, комментирует ответ для публики с учетом критериев оценки.
Комментарии к заданию № 6 “Черный ящик” можно давать после каждого выступления, можно после всех. Общий вопрос: Если бы вам поручили составить список атрибутов эпохи, какие еще атрибуты эпохи 1930-х годов Вы в него включили? Почему?

Если задание не выполнено, то его можно адресовать всем присутствующим за дополнительные баллы.

Учащиеся поочередно комментируют выполненные в практической части урока задания. Рассказывают о том как была решена задача.
Слайд 30.
Подведение итогов.

Необходимое время – 10 мин.

Заключительное слово учителя. Настало время сделать вывод об эпохе. Напоминаю вопрос:

Что же такое 1930-е годы – триумф или трагедия Страны Советов, ее взлет или падение???

Пожалуйста, представители групп дайте оценку эпохе сталинизма?

Заключительное слово учителя: наш урок подошел к концу. Давайте попробуем оценить нашу работу. По условиям урока участники двух рабочих групп, которые набрали наибольшее количество баллов, получают оценки “5”, остальные участники получают оценку “4”. Кроме того каждый участник получает оценку за свой вклад в работу группы на основании мнения руководителя группы. Эта оценка не зависит от количества набранных группой баллов, но зависит от конкретного вклада каждого члена группы в ее общую работу.

Сегодня наш урок проходил не совсем обычно, так как мы работали в новой технологии ТОГИС, в режиме on-line. Уважаемые руководители групп, прокомментируйте ваши впечатления от урока и дайте оценку работе членов группы. Поможет вам в этом план для комментария, который вы видите на экране.

Всем спасибо за напряженную плодотворную работу. И чтобы закрепить ее результаты вы можете выполнить добровольные творческие задания

Учащиеся дают ответ, аргументируя свою позицию фактами. Представители групп комментируют впечатление от урока. Руководители групп ставят оценки членам группы.
Слайд 31.
Домашнее задание.

Необходимое время – 1 мин.

Сконструировать одно электронное интерактивное задание, аналогичное тем, которые выполнялись в процессе урока по эпохе 30-х годов. Работу предъявить в электронном виде на диске или флеш-носителе.

Создать мини-презентацию по одному из блоков темы (не более 10 слайдов). Работу предъявить в электронном виде на диске или флеш-носителе

Учащиеся записывают задание в дневник.

Примечание:

Руководитель группы может распределить задания, разделив группу на две части по количеству компьютеров. Таким образом, группа может работать над двумя заданиями одновременно.