С античности начинают изучение истории студенты-первокурсники истфака. В своё время мне так повезло, что историю древнего мира нам преподавал Владимир Фёдорович Кутергин. К моему глубокому сожалению, его уже нет среди живых, но в сердце и памяти бережно хранятся его Уроки Античности. И я всегда с особым трепетом иду в класс к пятиклассникам - самым деятельным и любознательным ученикам... Моя презентация, представленная на конкурс, посвящена античной Греции.
Описание методической разработки
1. Название "Путешествие в Древние Афины".
2. Учебный предмет: Всеобщая история (история Древнего мира).
3. Уровень образования школьников: урок может быть проведен как для учащихся 5 классов общеобразовательной средней школы, так и для учащихся учебных заведений повышенного типа (гимназий и лицеев).
4. Форма учебной работы: Классно-урочная.
5. Краткая аннотация
"Путешествие в Древние Афины" - это учебная разработка по теме: "Возвышение Афин в V веке до н.э. " для учащихся 5 класса. Она является составной частью программы по истории древнего мира в 5 классе.
Тип учебного занятия - урок усвоения новых знаний.
Форма проведения - компьютерная презентация.
В ходе урока учащиеся повторяют и усваивают основные вопросы темы: месторасположение Аттики и Афин, развитие хозяйства и торговли, расцвет Афин в V веке до н.э., знакомятся с историческим и культурным наследием Древних Афин, анализируют деятельность Перикла.
Тема включает широкий понятийный аппарат и богатый фактический материал, который учащиеся отрабатывают в течение всего урока и делают соответствующие записи в рабочих тетрадях; проверка и закрепление этих знаний осуществляется в конце урока.
Большую роль в усвоении нового материала играют наглядность и образность, что имеет важное значение для учащихся в соответствии с их возрастными особенностями. Это позволяет пятиклассникам не только ярко представить тему, но и активизировать их учебную деятельность.
Учащиеся в 5 классе практически лишь только приступают к изучению вопросов истории, поэтому важно приобщить их к культурному наследию разных народов мира, развить интерес к изучаемому предмету. Поэтому наряду с традиционными уроками, не маловажную роль играют и нетрадиционные уроки: урок - игра, урок - путешествие, урок - эстафета, урок - соревнование и другие. Кроме того, компьютер на столе учителя уже давно вышел из разряда экзотики, и современные информационно-коммуникационные технологии в сочетании с традиционными формами работы позволяют эффективно решать учебно-воспитательные задачи.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- демонстрационный экран;
- учебник А. А. Вигасина, Г. И. Годера, И. С. Свенцицкой "История древнего мира", 5 класс. - М.: Просвещение, 1996;
- инструктивная карта учащегося;
- карта "Древняя Греция".
Литература:
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История древнего мира. - М.: Просвещение, 1996;
- Всеобщая история: от античности до наших дней. - Брянск: Издательство БГПУ, 1998;
- История Древнего мира. Поурочные планы. - Волгоград: Учитель, 2004;
- Хрестоматия по истории древнего мира. - М.: Просвещение, 1991
- Я иду на урок истории: Древнейшая и древняя история: книга для учителя. - М.: Издательство "Первое сентября", 2000.
Ход урока
Слайд № 1.
Тип урока: урок усвоения новых знаний, компьютерная презентация.
Слайд № 2
На этом слайде представлен план урока:
Слайд № 3
Учитель: Многие знаменитые люди побывали в Афинах. На каждого из них город произвёл разное впечатление. Перед вами слова Эрнеста Ренана: "Есть место, где существует совершенство. Это место - одно единственное, и оно здесь. Я в жизни не мог себе представить ничего подобного. То, что я созерцал, было Идеалом, кристаллизовавшимся из пентеликонского мрамора, - не меньше".
Как вы думаете, какое впечатление произвели Афины на него? Какими словами вы можете подтвердить своё мнение?
А сегодня вам предстоит составить о Древних Афинах собственное впечатление. На ваших партах лежат рабочие листы, где вы, подобно Ренану и другим путешественникам, можете записывать свои мысли и составлять путевые заметки.
Слайд № 4
Подумайте, чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались?
Слайд № 5
Работа с картой. Учащиеся вспоминают географическое местоположение Аттики и Афин.
Задание. Используя карту, дайте характеристику географического положения Аттики и Афин.
Характеристика географического положения
- На каком материке, или в какой части света находится?
- Чем омывается?
- С чем граничит?
- Крупнейшие реки?
- Поверхность территории?
- Главные города?
Слайд № 6
На этом слайде выделены основные блоки информации.
Слайд № 7
Карта-схема Афин.
Слайды № 8-9. Порт Пирей
Пирей - главный порт Афинского государства расположен в 5-6 км от Афин. С городом его соединяли Длинные стены, возведенные на случай войны. В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.
Слайды № 10-11. Длинные стены
В 461 г. до н.э. по инициативе Перикла было начато сооружение огромных стен, соединивших город Афины с портом Пирей. Длина их достигала 5-6 км. Длинные стены превращали Афины в хорошо защищённую крепость.
Слайды № 12-14. Керамик
Узкие немощёные улочки Керамика извивались между глухими стенами домов. Горожане выливали все помои на эту улицу. В однообразных домах жили и трудились искусные гончары и живописцы.
В районе Керамика располагались гончарные мастерские. Мастера изготавливали изделия из обожжённой глины. Особенно ценились краснофигурные и чернофигурные вазы.
В VI веке до нашей эры вазы украшали чёрнофигурным рисунком. Позже для фигур сохраняли естественный красноватый цвет глины.
Слайды № 15-16. Агора
Главная рыночная площадь Афин - Агора. Её называли сердцем города. В рыночные часы здесь было многолюдно и шумно.
В другой части Агоры находились административные здания и храмы. Ни один афинянин не представлял свою жизнь без каждодневных посещений Агоры.
Агора становится центром гражданской жизни древнего города. Это было место политических собраний, религиозных празднеств, театра, музыки и соревнований атлетов. На Агоре можно своими глазами взглянуть на остатки тюрьмы, где Сократ провёл свои последние дни.
Слайды № 17-19. Театр Диониса
Греки были страстными поклонниками театра. В Афинах важнейшие театральные представления происходили в театре Диониса, который находился на склоне Акрополя.
Театр Диониса - один из древнейших театров в мире. Ведь именно в Древней Греции родилось театральное искусство. Афинский театр вмещал 17 тысяч зрителей.
Слайды № 20-21. Акрополь
Город Афины был посвящён дочери Зевса - Афине, богине мудрости и войны. Согласно легенде, она вышла в полном вооружении из головы отца. В её славу и был воздвигнут Акрополь. На Акрополь поднимаемся по священной дороге Великих Панафиней, что вела к западному склону холма.
"Мы любим красоту без прихотливости, а мудрость без изнеженности". В этих словах Перикла, на мой взгляд, передан нам не только идеал, но и ключ к пониманию греческой культуры.
Слайд № 22. Пропилеи
"Мне будет вечно дорог день,
Когда вступил я, Пропилеи,
Под вашу мраморную сень
Что пены волн морских белее:"
Д.Мережковский
Входим через парадный вход - Пропилеи. Это два греческих портика, окруженные колоннами.
Пропилеи - парадный вход на Акрополь. Здесь же располагалась пинакотека - собрание картин.
Слайды № 23-25. Храм Ники Аптерос
Справа на уступе находится маленький и изящный храм Ники Аптерос. Ника - крылатая богиня победы. В честь победы над персами на Акрополе был построен храм, посвященный Нике Бескрылой. Афиняне хотели, чтобы победа навсегда осталась в их родном городе.
Слайды № 26-27. Храм Эрехтейон
Этот небольшой храм строили во время пауз мира и удач в войнах. Храм отличается ассиметричным планом. Каждый из его фасадов оформлен по-разному. Особенно живописен южный - вместо колонн там стоят 6 женских фигур - знаменитые кариатиды, медленно движущиеся к Парфенону.
Слайды № 28-29. Храм Парфенон
Перед вами - главный храм Афин, созданный под руководством великого Фидия. Большой Храм - так называли Парфенон в древности. Это название он получил за идеальные пропорции и совершенные формы.
Внутри Парфенона находилась 12 метровая статуя богини, украшенная золотом и слоновой костью. Автор скульптуры - Фидий. Всего на её изготовление пошло около 1200 килограммов драгоценного металла.
Слайд № 30. Судьба исторических памятников
Если бы люди решили где-то на земле устроить музей, экспонаты которого напоминали бы всем поколениям об уничтожении памятников истории и культуры, то лучшим местом мог стать Акрополь. Нашему взору предстали бы обезглавленные, искалеченные статуи, храмы. превращенные в руины.
А как вы думаете, ребята, почему архитектурные памятники Афин так плохо сохранились? Учащиеся делают предположения.
Не только время и войны разрушают памятники, но и поражение, порабощение, установление власти завоевателей, которые поощряют грабёж и уничтожение ценностей культуры побеждённого народа.
"Христиане превратили Парфенон в церковь, мусульмане - в мечеть, турки устроили в храме пороховой склад, венецианцы - каменоломню. Они пытались выломать из западного фронтона колесницу Афины и разбили её. Лорд Элджин выломал и увёз в Англию часть фриза:Нигде, как здесь, не поражает величие создателей и ничтожество разрушителей. И может быть, потому эти руины так красноречивы, а чувство утраты так ощутимо и горько:" (Учитель приводит цитату Л.Любимова из книги "Искусство древнего мира").
Глядя на разрушенные храмы Акрополя, невольно вспоминаешь слова Ле Корбюзье: "Настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах".
Слайд № 31.
Вот и подошло к концу наше путешествие. Афиняне очень гордились своим городом. Они говорили: "Если ты был в Афинах и не восторгался ими, то ты - осёл".
Что вас удивило и что разочаровало в Древних Афинах?
Следует работа с таблицей и обсуждение. Учащиеся делают вывод.
Слайд № 32. Закрепление материала
Учащиеся называют основные памятники культуры Древних Афин и выполняют проверочный тест.
Слайд № 33. Домашнее задание
Составьте маршрут вашего путешествия в Древние Афины и подготовьте устный рассказ, поделитесь своими впечатлениями. По желанию можно подготовить рисунки или мини-презентацию.
Слайд № 34. Спасибо за урок!
"Спасибо за урок!" древним грекам. У них можно поучиться любви к Родине, стремлению к гармонии, пониманию красоты.
"Спасибо за урок!" моим ученикам, которые помогают воплощать в жизнь творческие идеи и проекты.
Рабочий лист к уроку по теме: "ДРЕВНИЕ АФИНЫ"
Проблемный вопрос: Чем Древние Афины были похожи на любой другой город, а чем отличались?
Чем были похожи на другой город | Чем отличались от других городов |
Что меня удивило в Древних Афинах | Что меня разочаровало в Древних Афинах |
Вывод: _________________________