Урок на тему "900 блокадных дней"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели: Пополнить знания об истории нашей Родины; расширять представления учащихся о блокаде Ленинграда, формировать чувство патриотизма, любви к Родине, чувство гордости за свою страну на примере героических поступков людей в военное время, воспитывать уважительное отношение к старшему поколению, памятникам войны.

Ход мероприятия

Слайд 1. (Голос за сценой)

Сквозь гром сражений и гул канонад
Слушай страна, говорит Ленинград!
Страна цвела. Но враг из-за угла,
Свершил налет, пошел на нас войною.
В тот грозный час, стальною став стеною,
Вся молодежь оружие взяла,
Чтоб отстоять Отечество родное.
Они прикрыли жизнь собою,
Жизнь начинавшие едва,
Чтоб было небо голубое,
Была зелёная трава.

(Звучит фонограмма «На площадке танцевальной 41-й год», мальчик выходит на сцену, заводит патефон, выбирает пластинку и ставит её. Далее звучит фонограмма танго «Риорита». Пары танцуют на сцене, проговаривая слова.)

1 пара:

Она: Мне даже не верится, что мы уже выпускники!
Он: Да уж, в школу больше не пойдём.

2 пара:

Он: Ты подготовилась к зачёту?
Она: Успеем, вся ночь впереди, видишь как светло?
Он: Так ведь белые ночи.

3 пара:

Он: Какой же красивый город Ленинград!
Она: Да, не зря мы сюда приехали.
Он: Пойдём смотреть, как мосты разводят.
Она: Конечно, только сначала на танцы.

Метроном. (Все замерли) Голос Левитана о начале войны,

(Щелчок на первом граммофоне). (Голос за сценой.)

Прервалась мирная жизнь людей. Мечты, любовь, счастье — все опалил огонь жестокой, кровопролитной войны.

1 пара:

Он: Неужели война?
Она: Как страшно!
Он: Вчера на заводе рыли траншеи.
Она: А наш завод эвакуируют в тыл.

2 пара:

Она: Какие новости?
Он: Никаких пока.
Она: Это хорошо, а то я последнее время боюсь новостей.

3 пара:

Он: Жаль, что в институт поступить не удалось.
Она: Не переживай, вот прогоним фашистов и поступишь в институт и станешь врачом самым лучшим. А пока…
Он: Зачем эта война?

(Щелчок на втором граммофоне). (Девушки машут платочками, парни уходят на фронт под фонограмму «Синий платочек»)

Девушка:

Ах, война, что ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли — за солдатом солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад!
Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат,
И себя не щадите… Но все-таки
Постарайтесь вернуться назад!

Слайд 3. Звучит песня В. Лебедева-Кумача «Священная война»: на фоне текста звуки взрывов, бомбёжки. (Щелчок на граммофоне) Голос за сценой.

Беззаботная мирная жизнь сменилась военными буднями. 4 года войны. 1418 дней беспримерного народного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей России. Слайд 4.

Ведущий: Фашистские войска остервенело рвались к Ленинграду. Первый воздушный налет на город был совершен 18 июля 1942 года.

8 сентября фашисты захватили Шлиссельбург, а 11 сентября подошли к Пулковским высотам. Гитлеровцы были уверены, что скоро будут в Ленинграде. Генералы и высшие офицеры уже получили пригласительные билеты на банкет в гостиницу «Астория» по случаю взятия города.

Чтец:

На Ленинград обхватом с трех сторон
Шел Гитлер силой сорока дивизий.
Бомбил. Он артиллерию приблизил,
Но не поколебал ни на микрон,
Не приостановил ни на мгновенье,
Он сердца ленинградского биенье.

Слайд 5.

Ведущий: 13 сентября 1941 года командование ленинградским фронтом принял генерал армии Г.К. Жуков. Начались бои у стен Ленинграда. В короткий срок Ленинград превратился в город-крепость. В нем построили 35 км баррикад, 4170 дотов, 22 тысячи огненных точек. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налетах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, пожары. Фашисты стремились подойти не только с суши, но и с моря, и уничтожить корабли Балтийского флота. Но моряки надежно закрыли ворота со стороны Кронштадта.

Ведущий: Фашистские войска понесли большие потери и перешли к обороне. И тогда Гитлер уготовил ужасную участь городу. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Ленинграда» от 22 сентября 1941 года.

«Гитлер решил стереть с лица земли город Ленинград…После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта. Предложено блокировать город и путем обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».

Фашистские войска охватили 200 км кольцом осады непокорный город. Началась блокада.

Слайд 6. Голос за сценой. Тем временем выходят девушки.

Враг силой не мог нас осилить,
Нас голодом хочет он взять,
Отнять Ленинград у России,
В полон ленинградцев забрать.
Только вовеки не будет,
На невском святом берегу
Рабочие русские люди
Умрут, не сдадутся врагу.

1 девушка:

Прорвались всё-таки. Бомбят.
Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.

2 девушка:

Пришёл он – первый день блокады.
Всё ближе полчища врага,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга –
И все отрезаны дороги.

3 девушка:

В кольце, в осаде Ленинград.
Не умолкает канонада.
Опять летят. Опять бомбят.
Пылает первый день блокады.

4 девушка:

Их будет много – девятьсот,
Но город наш, со смертью споря,
Всё одолеет, всё снесёт:
Обстрелы, холод, голод, горе.

Вскоре настала зима – блокадная зима 1941-1942 гг. Зима страшная.

(Выходят жители Ленинграда с куском хлеба, с санями, с сумкой)

1 житель:

Наш город в снег до пояса закопан.
И если с крыш на город посмотреть,
То улицы похожи на окопы,
В которых побывать успела смерть.

2 житель:

Вагоны у пустых вокзалов стынут,
И паровозы мёртвые молчат, -
Ведь семафоры рук своих не вскинут
На всех путях, ведущих в Ленинград.

3 житель:

Луна скользит по небу одиноко,
Как по щеке холодная слеза.
И тёмные дома стоят без стёкол,
Как люди, потерявшие глаза.

1 житель:

Но в то, что город умер наш, – не верьте!
Нас не согнут отчаянье и страх.
Мы знаем от людей, сражённых смертью,
Что означает: «Смертью смерть поправ».

2 житель:

Мы знаем: клятвы говорить не просто.
И если в Ленинград ворвётся враг.
Мы разорвём последнюю из простынь
Лишь на бинты, но не на белый флаг!

Слайд 7.

Ведущий: С каждым днем в городе таяли запасы продовольствия. Были сокращены нормы. Рабочие получали в день хлеба по 250 грамм, а служащие и дети по 125 грамм. Муки в этом хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякоти, целлюлозы.

Чтец:

Я жил зимою в Ленинграде...
Да мы не скроем – в эти дни
Мы ели клей, потом ремни,
Но съев похлебку из ремня,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движенья.
А если падал – у станка,
Как падает солдат в сраженье.

Слайд 8.

Ведущий: Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками продолжали жить, трудиться и бороться.

Чтец:

В метельной ночи Ленинграда
Померк Петропавловский шпиль.
С твоими ветрами, блокада,
Клубится морозная пыль.
Склонившись под мглой снеговою,
Девчонка с ведерком пустым
Чуть движется, а за Невою
Клубится пожарища дым.
А там, меж сугробов горбатых,
Где трудно и взрослым шагать,
На саночках узких ребята
Везут свою мертвую мать…

Слайд 9.

Ведущий: Смерть входила во все дома. Свыше 640 тысяч ленинградцев погибло от голода. Многие знают печальную историю 12-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке такие короткие трагические записи.

Чтец:

«28 декабря 1941 года умерла Женя в 12.30 ночи».
«Бабушка умерла 25 января 1942 года в 3 часа».
«Лека умер 17 марта 1942 года в 5 часов утра».
«Дядя Вася умер 13 апреля 1942 года в 2 часа дня».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра, 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Савичевы умерли все».
«Осталась одна Таня».

Чтец:

На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок
Его писала Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца – до наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет души и сердца.
Это – всем живущим в назиданье,
Чтобы каждый в суть явлений вник, -
Время возвышает образ Тани
И ее доподлинный дневник.
Над любыми в мире дневниками
Он восходит, как звезда, с руки.
И гласят о жизненном накале
Сорок две святых его строки.
В каждом слове - емкость телеграммы,
Глубь подтекста,
Ключ к людской судьбе,
Свет души, простой и многогранной,
И почти молчанье о себе...
Встань пред миром, Савичева Таня,
Со своей немыслимой судьбой!
Пусть из поколенья в поколенье
Эстафетно шествует она,
Пусть живет, не ведая старенья,
И гласит про наши времена!
(Сергей Смирнов. Из поэмы “Дневник и сердце”)

Ведущий: При первой же возможности Таню Савичеву вывезли с детским домом в Горьковскую область. Но крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку, и она вскоре умерла.

Ведущий: Вот ещё один дневник ленинградского юноши Владимира Мантула. В 1942 ему было 18 лет: «4 января 1942 года. Прошёл новый год. Встречали его с чашечкой чая и кусочком хлеба… Кончаются дрова… Взять неоткуда. А впереди ещё весь январь и февраль. Ещё два месяца мёрзнуть! 13 января 1942 года. Вот уже месяц, как большинство населения не видит круп и жиров. Это очень сказывается на психике людей. Всюду, куда не приглянешься, безумные взгляды на провизию… Сам же город приобрёл какую-то неестественную пустынность, омертвелость. Хоть бы мать моя выдержала все эти лишения и дожила бы.. Бедняга, старается, выбиваясь из последних сил… Позади 4-х месячная блокада.»

Слайд 10. (дети)

Ведущий: Печальные строки о детях-блокадниках были написаны известной поэтессой Ольгой Берггольц.

Чтец:

Я в госпитале мальчика видала.
При нем снаряд убил сестру и мать.
Ему ж по локоть руки оторвало.
А мальчику в то время было пять.

Он музыке учился, он старался.
Любил ловить зеленый круглый мяч...
И вот лежал – и застонать боялся.
Он знал уже: в бою постыден плач.

Лежал тихонько на солдатской койке,
Обрубки рук вдоль тела протянув...
О, детская немыслимая стойкость!
Проклятье разжигающим войну!..

О, сколько их, безногих и безруких!
Как гулко в черствую кору земли,
не походя на все земные звуки,
стучат коротенькие костыли...
(О. Берггольц)

Ведущий: В первый год тяжелой блокадной зимы работало 39 школ. Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В помещениях стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но и прямо в классе.

Девочка руки протянула
Уснула. А оказалось – умерла…
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло, сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки после похорон.

Слайд 11.

Ведущий: Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в Ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думали, что голодные, замерзающие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром, 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Ведущий: Однако гитлеровцы просчитались. Город не только жил, он давал фронту танки и самолеты. Промышленность города за 900 героических дней дала фронту более 2000 танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых орудий, 12000 минометов и пулеметов, 10 миллионов снарядов и мин.

Но рабочие требовались еще больше, так как прежние уходили в ополчение. На заводы и фабрики пришли мальчишки и девчонки, (фото – щелчок) досрочно выпущенные из ремесленных училищ. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, изможденные, они по 12-14 часов не выходили из промерзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право – жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Есть передышка – мы передохнем,
Нет передышки – снова будем драться
За город, пожираемый огнем,
За милый мир, за все, что было в нем.
За милый мир, за все, что будет в нем,
За город наш; испытанный огнем,
За право называться Ленинградцем!

Слайд 12.

Ведущий: 900 дней и ночей Ленинград находился во вражеской блокаде. Фашисты окружили город по суше, но Ладожское озеро оставалось советским. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. По воде и льду Ладожского озера проложили ленинградцы дорогу, соединившую город с Большой землей, не занятой врагом. Эта дорога была названа Дорогой жизни.

22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

(фото Дороги жизни по щелчку)

Чтец:

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги.

Ведущий: Больше двух лет, днем и ночью, шли Дорогой жизни корабли и машины, спасая Ленинград от голодной смерти. Все, кто обслуживал ледовую трассу, – водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики – работали в необычайно сложных условиях. В цепенящую стужу, в слепящий буран, под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Слайд 13. (Видеоролик о «Дороге жизни», блокадном хлебе, закончив современностью и лежащим на земле хлебом в конце с трагичной музыкой)

Слайд 14.

Ведущий: Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, а обратно на Большую землю вывозили детей, раненых, истощенных людей. Скольких людей спасла эта дорога. Народ очень точно назвал ее «дорогой жизни». Наконец наступила весна 1942 года, но с весной в город пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы и улицы. Летом была вскопана и засеяна каждая полоска земли: на пустырях, в парках.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». 1500000 ленинградцев были представлены к награде, из них 15249 детей.

(слайд «Медаль»)

Кто в город не пустил врага,
Кто в смертной схватке
Одолел блокаду, –
Тому, как высший орден, дорога
Медаль «За оборону Ленинграда».

(Фото памятника по щелчку)

Ведущий: На Ладожском озере воздвигнут памятник «Дороге жизни».

Слайд 15. (салют)

Ведущий: 13 января 1943 года вражеское кольцо было прорвано. Но окончательное освобождение наступило только через год. 13 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операцию по ликвидации вражеских группировок. За две недели они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 650-1000 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и деревень. Город полностью был освобожден от блокады.

Ведущий: Ленинградцы выстояли и победили. 27 января 1944 года – день великого ликования ленинградцев, которого упорно ждали город-фронт и все его защитники 900 долгих дней и ночей. Радио объявило: «Город Ленинград освобожден от вражеской блокады!». Все выбежали на улицу, кричали «Ура!», поздравляли друг друга. В честь выигранного сражения над Невой прогремели 24 залпа торжественного салюта.

Чтец:

Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало…
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало
Весны, уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий,
Смеялись, пели, обнимались люди…

Чтец:

Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока
Ни утешать людей не надо
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол-Ленинграда не поднялось
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы плачут.
(Ю. Воронов)

Ведущий: Прошло 65 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти в названиях улиц и площадей, в величественных монументах и мемориальных комплексах. (Слайд 16 «Пискаревское кладбище») Священное место для каждого ленинградца – Пискаревское мемориальное кладбище. Здесь похоронены сотни тысяч защитников и жителей города, погибших в годы блокады.

Чтец:

Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.
Память к ним пролегла сквозная,
Словно просека, через жизнь.
Больше всех на свете, я знаю,
Город мой ненавидел фашизм.
Наши матери, наши дети
Превратились в эти холмы.
Больше всех, больше всех на свете
Мы фашизм ненавидим,
Мы! Ленинградец душой и родом,
Болен я сорок первым годом.
Пискаревка во мне живет.
Здесь лежит половина города
И не знает, что дождь идет.

Слайд 17.

Ведущий: В центре кладбища возвышается торжественная фигура матери-Родины. В руках у нее гирлянда из дубовых листьев. Это символ мужества и вечной славы. (щелчок) За монументом расположена гранитная стена – стела. Она протянулась на 150 метров. На ней навечно высечены слова О.Ф. Берггольц: «Никто не забыт и ничто не забыто… Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто… Так пусть же пред жизнью бессмертной вашей на этом печально-торжественном поле вечно склоняет знамена народ благодарный, Родина-мать и город-герой Ленинград».

Голос за сценой. Скорбная тишина стоит над длинными холмами братских могил. Горит вечный огонь.

Чтец:

Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
И победили человек и город!
Год сорок второй…
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим (В. Суслов)

Слайд 18. Объявляется минута молчания. Минута молчания. (Тишина. После звучит метроном. Голос за сценой)

Слайд 19.

Чтец:

Опять война,
Опять блокада, –
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда: «Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне.
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.

Чтец:

Весь под ногами шар земной.
Живу. Дышу. Пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они?

(Все участники постепенно выходят на сцену).

Чтец:

Будем жить, встречать рассветы,
Верить и любить.
Только не забыть бы это,
Лишь бы не забыть.
Эта память – верьте, люди, –
Всей земле нужна.
Если мы войну забудем
(Все вместе) Вновь придет война.