Урок по теме "Гражданином быть обязан!"

Разделы: История и обществознание, Внеклассная работа, Классное руководство


ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная: систематизация знаний учащихся по крупному тематическому блоку “Политика”, формирование целостного восприятия темы

Развивающая: способствовать развитию мыслительных навыков – анализировать, выделять главное, сравнивать; монологических навыков – аргументировано доказывать свою точку зрения; практических навыков – умение применять теоретические знания на практике; совершенствовать навыки самостоятельной, исследовательской работы с документами; умению взаимодействовать в группе.

Воспитательная: воспитание толерантности, активной гражданской позиции, гражданского самосознания, патриотизма в подрастающем поколении.

Тип урока: повторительно–обобщающий; урок применения знаний умений в практической деятельности.

Форма организации урока: групповая работа в сочетании с самостоятельной исследовательской деятельностью учащихся.

Основные понятия урока: политическая культура, парламент, принципы избирательного права в РФ, политическая партия, идеология, ценз

Оборудование урока:

  1. ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя (Приложение 1)
  2. Раздаточный материал для ученических команда (Приложение 2, Приложение 3)
  3. Раздаточный материал для экспертов и секретарей (Приложение 4).

Этапы урока

I. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке, внутренняя готовность, психологическая организация внимания. Стимуляция деятельности учащихся, её целенаправленность.

II. Этап подготовки учащихся к активному и созидательному усвоению материала.

Урок будет проходить в форме деловой игры. Почему????

Для (объяснения) этого позвольте напомнить вам, что на протяжении нескольких уроков объектом нашего рассмотрения являлась одна из сфер жизни общества – ПОЛИТИКА. На уроках вы получали знания об основных элементах политической сферы жизни общества, т.е. занимались изучением теории.

И когда мы говорили о таком ключевом элементе политической системы, как ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, на мой вопрос как вы оцениваете уровень политической культуры граждан Российской Федерации, вы ответили – низкий. Почему вы так оценили уровень политической культуры наших граждан? В чем это проявляется?

Возможные ответы учащихся

Да, к сожалению, приходиться констатировать тот факт, что все вами названое имеет место быть.

А объяснение причинам столь низкого уровня сформированности политической культуры российских граждан, на мой взгляд, является НЕЖЕЛАНИЕ – Нежелание брать ответственность за судьбу своей страны на себя. А нежелание – это следствие неумения. Неумения применить на практике свои знания. Ведь всем известно, что теория без практики мертва.

Какой смысл знать свои права, если ты не знаешь, как ими?

И для того, что бы уровень вашей политической культуры был высоким, с целью формирования у вас политической и правовой грамотности, как будущих избирателей, с целью воспитания ЖЕЛАНИЯ И УМЕНИЯ брать ответственность на себя, т.е. быть истинными гражданами своей страны на деле, а не на бумаге, мы сегодня будем применить полученные знания на практике.

Именно этим и объясняется форма проведения урока, ГРАЖДАНИНОМ – БЫТЬ ОБЯЗАН!

Итак, сегодня вы работаете в команде, и это уже первая проверка для вас, т.к. от вашего умения работать в команде, умения слышать и слушать друг друга, умения сотрудничать, будет завесить многое.

Командам будет предлагаться определенный ряд заданий, которые им предстоит выполнить за определенный промежуток времени.

Каждое задание я буду комментировать по ходу урока. Не сбиться и правильно все посчитать мне поможет секретариат в лице:

Представить секретариат (возможно, выбрать учеников с низким уровнем познавательных способностей или испытывающих сложности в общении)

Учитывая предмет нашего разговора вам необходимо определиться с названием своей команды. Время 1 минута.

Команды называют себя, секретари фиксируют.

№ команды

Название команды

Команда №1

 

Команда №2

 

Команда №3

 

III. Этап обобщения и систематизации материала.

Задание №1. Вопрос – Ответ (максимум – 4 балла)

Перед вами находятся ПРОНУМЕРОВАННЫЕ ФАЙЛЫ с заданиями.

В течение 3 минут, команде необходимо решить ряд вопросов, затем представитель команды озвучивает результат. Секретари фиксируют количество правильных ответов, у других команд будет возможность заработать дополнительно балл (очко), если отвечающая команда ответила неверно.

Решение теста

Команда №1

Команда №2

Команда № 3

1.Верны ли суждения о законодательной власти?

А.Независимость законодательной власти – необходимое условие существования демократического государства

Б. Законодательная власть в РФ осуществляет контроль за деятельностью судебной власти

а) верно только А
б) верно только Б
в) оба суждения верны
г) оба суждения неверны

1.Законодательная власть в России – это

а) независимая ветвь государственной власти
б) государственная власть, находящаяся под контролем Президента
в) государственная власть, зависимая от Правительства
г) ветвь государственной власти, подотчётная Совету Безопасности

1.Органом законодательной власти является

а) Счётная палата РФ
б) Конституционный Суд
в) Правительство РФ
г) Федеральное Собрание

2.К органам исполнительной власти относится:

а) Государственная Дума
б) Правительство
в) Верховный Суд
г) Православный Собор

2.Верны ли суждения об исполнительной власти?

А. Главой исполнительной власти в РФ является Президент

Б. Высшим органом исполнительной власти в РФ является Правительство РФ

а) верно только А
б) верно только Б
в) оба суждения верны
г) оба суждения неверны

2.Органом исполнительной власти является:

а) комитет солдатских матерей
б) книжное издательство
в) Министерство образования и науки
г) Счётная палата РФ

3.Президент РФ является

а) главой законодательной власти
б) главой исполнительной власти
в) главой судебной власти г) главой государства

3.Судебная власть является

а) властью, зависимой от Президента РФ
б) независимой ветвью власти
в) ветвью власти, подчинённой Прокуратуре
г) властью, зависимой от Федерального Собрания РФ

3.Верны ли следующие суждения о судебной власти?

А. Судебная власть – это независимая и самостоятельная ветвь власти в демократическом государстве.

Б. Судебная власть в демократическом государстве контролирует все другие ветви власти

а) верно только А
б) верно только Б
в) оба суждения верны
г) оба суждения неверны

4.Государство в отличии от партии

а) Является политической организацией
б) Имеет право издавать законы
в) Разрабатывает политику
г) Имеет органы управления

4.Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. все партии имеют целью борьбу за государственную власть.

Б.Все партии делятся только по классовому признаку.

а) верно только А
б) верно только Б
в) оба суждения верны
г) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о политической партии?

А. целью политических партий является формирование общественного мнения.

Б. целью политических партий является политическое образование и воспитание граждан

а) верно только А
б) верно только Б
в) оба суждения верны
г) оба суждения неверны

По окончании решения теста, учащиеся представляют результаты своего труда, противоположные команды могут дать правильный ответ, если отвечающие ошиблись.

Задание № 2.

Определите, по какому принципу образованы ряды, И ОБЯЗАТЕЛЬНО прокомментируйте свой ответ; данное задание на время (5 минут) всем;

1) С.А.Муромцев, Ф.А.Головин, И.П.Рыбкин, Г.Н.Селезнев, Б.В.Грызлов

2) Кнессет, Генеральные кортесы, Великий Государственный хурал, Конгресс, Риксдаг

Дополнительный вопросназвание парламента в РФ

3) тайна, гласность, равенство, свобода

4) 1549 г., 1906 г., 1912 г., 1994 г., 2000 г.

Задание № 3.

Найдите в тексте ошибку (и).

… Государственная Дума избирается сроком на шесть лет…

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее – Государственная Дума) избирается 455 (450) депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по смешанной избирательной системе...

… Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при открытом голосовании

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени…. Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина… В исключительных случаях допускается голосование за других избирателей, при предоставлении нотариально заверенной доверенности

… В избирательном бюллетене в алфавитном порядке помещаются наименования политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, а также эмблемы этих политических партий … Под наименованием политической партии помещаются фамилии, имена и отчества кандидатов, включенных в общефедеральную часть федерального списка кандидатов, выдвинутого данной политической партией…

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к федеральному списку кандидатов, в пользу которого сделан выбор… Если избирателя не устраивает ни одна кандидатура, то он проставляет в бюллетене любой знак в квадрат, размещенный напротив графе “против всех”.

… К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 6 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух.

Время на выполнение работы 3-5 минут.

Задание № 4.

На доске для всех групп.

Изображение кругового графика с %.

Учащиеся должны определить название графика и расшифровать %.

Ответ: Данный график отражает распределение депутатских мандатов в Государственной Думе 5-го созыва, выборы в которую состоялись в декабре 2007 г. (02.12.2007 г.)

Распределение депутатских мандатов в Государственной Думе 5-го созыва:

“Единая Россия” 64,3 % 44,7 мил.голосов
КПРФ 11,57 % 8 мил.голосов
ЛДПР 8,14 % 5,6 мил.голосов
“Справедливая Россия” 7,74 % 5,4 мил.голосов

Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий).

Если Государственная Дума 5-го созыва начала свою работу с декабря 2007г., следовательно, выборы депутатов Государственной Думы 6-го созыва должны состояться 4 декабря 2011 года (за исключением случая проведения досрочных выборов). И в них, некоторые из вас уже будут принимать участие. Будут делать свой осознанный выбор.

Ребята, а что бы ваш выбор был осознанным, что необходимо сделать, прежде чем поставить крестик напротив определенной графы? Ведь теперь уже от вашего выбора зависит дальнейшая истории нашей России (судьба России).

Ответы учащихся – ознакомиться с программными документами.

Совершенно верно, и это именно то, что я предлагаю вам сделать. И это и есть последнее и главное на сегодня для вас задание.

Задание № 5.

Перед вами текст, составленный на основе программных документов политической партии. Название партии отсутствует. Ваша задача:

1) Внимательно прочитайте текст.
2) Дайте определение партии по представленным в таблице критериям.
3) Предложить свое название данной партии.
4) Разработайте эмблему данной партии, т.к. каждая политическая партия обладает своей символикой – изобразите на листах разработанную эмблему данной партии и прокомментировать, почему выбранный вами символ может стать эмблемой этой партии.
5) На основе анализа программных документов, определите направления данной партии в основных сферах жизни общества.

Время на работу командам отводится 20 минут. По истечению времени, команды должны озвучить результаты своей деятельности.

Работа в группах

По истечению времени команды озвучивают и представляют свои результаты своей деятельности (при наличии необходимого количества компьютеров в классе и локальной сети, возможно представление результатов в компьютерном варианте).

Ученикам из противоположных команд, разрешается задать 1-2 вопроса отвечающей команде.

Эксперты оценивают ответы учащихся по обозначенным критериям.

IV. Этап подведения итогов и информирования учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.

Центр исследований политической культуры России, Левада-центр, и ряд других исследовательских организаций составляют свой прогноз итогов выборов 2011 года.

Давайте и мы с вами попробуем сделать прогноз. Я попрошу вас сделать ваш осознанный выбор, отметив на ваших жетонах № партии, чья политическая программа показалась вам наиболее грамотной и востребованной российской действительностью. Если на ваш взгляд, ни одна из представленных сегодня на уроке политических партий не соответствует вашим представлениям о путях развития России, то поставьте на вашем жетоне прочерк.

Подведем итоги наших импровизированных выборов.

СЛОВО СЕКРЕТАРИАТУ.

Партия №1 –

Партия № 2 –

Партия №3 –

Сегодня на уроке, в ходе знакомства с предвыборными программами политически партий, большинство сделало свой выбор в пользу ……

А по количеству баллов командой победителем стала – …..

Но перед тем как мы закончим наш с вами урок, ребята, а вам хочется узнать, какие политические партии были спрятаны под №. Ваши предположения…..

Ну а теперь сорвем завесу тайны.

Под № 1 была представлена партия – ЕДИНАЯ РОССИЯ.

Под № 2 была представлена партия – КПРФ.

Под № 3 была представлена партия – ЛДПР.

Следовательно, на наших импровизированных выборах победу одержала …

Домашнее задание

В соответствии с планом написать эссе по любой из представленных тем:

  • Выбирать себе правительство вправе лишь тот народ, который постоянно находится в курсе происходящего. Т. Джефферсон.
  • Многие наши беды объясняются тем, что мы слишком быстро говорим "да" и не слишком быстро – "нет". Б.Шоу.
  • Бедные всегда голосуют за партию, которая громче всех обещает хлеба и зрелищ, а потом не сможет этого дать. В. Швебель.
  • Избиратели должны помнить: в каждом человеке таится мошенник, но не в каждом мошеннике таится человек. В. Швебель.
  • Мерилом справедливости не может быть большинство голосов. Ф. Шиллер.