Цель мероприятия: в год 65 -летия Великой Победы особенно актуально проводить внеклассные мероприятия, направленные на создание образа войны, показывающие обучающимся героизм и мужество защитников Отечества. Примером служит легендарная битва за Москву, стойкость защитников города Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, форсирование Днепра, штурм Берлина - те фронтовые дороги по которым прошли наши односельчане в годы войны. Тяготы, которые перенесли труженики тыла и дети в эти страшные годы.
- Донести до учащихся трагедию советского народа в Великой Отечественной войне и величие подвига тех, кто остановил фашизм.
- Воспитание у обучающихся чувства патриотизма и гордости за историю родной страны.
- Способствовать нравственно-патриотическому воспитанию учащихся, показав связь поколений 40-х и 80-х годов XX века: воспитывать любовь и уважение к своему народу, своей истории, бережное отношение к ветеранам Великой Отечественной готовность продолжить дело отцов и дедов, встав на защиту Родины.
- Развивать творческие способности детей.
Мероприятие рекомендуется проводить для обучающихся 8-11 классов.
Подготовительный этап
Работа, которую предстоит проделать обучающимся, не выходит за рамки обычных занятий. Она является частью учебной нагрузки и не повлечет перегрузок, связанных с репетициями. Работа будет оценена как преподавателем, так и всеми приглашенными гостями-ветеранами.
Подготовку к мероприятию следует начать в апреле:
- Одна группа обучающихся на основании ранее собранного материала о ветеранах, выявляет их участие в битвах Великой Отечественной войны.
- Вторая группа - составляет презентацию для данного мероприятия (фотографии односельчан, картины о войне, героических подвигах советского народа).
- Третья группа подбирает песни о войне и стихотворения.
- Четвертая группа пишет плакаты, занимается оформлением зала.
- В школе проводится выставка рисунков, посвященная военным событиям 1941-1945 гг.
- Библиотекарь делает выставку книг по теме "Великая отечественная война"ю.
- Преподаватель литературы предлагает написать в классах сочинения на тему о войне (фронт, тыл, дети - последние свидетели войны).
- Оформить газету, в которой поместить рассказ о ветеранах и их воспоминания о войне.
- Вторую газету выпустить о тружениках тыла.
- Третья - о детях войны (отрывки из сочинений детей).
- Размножить тексты песен, которые предполагается исполнить на празднике, чтобы все участники имели возможность принять участие в хоровом пении.
Оформление:
- На сцене драпировка из лент надпись "9 мая - День Победы", "Салют".
- Стробоскоп.
- Экран для просмотра слайдов.
- Компьютер.
- Магнитофон с записями музыки, взрывов, воздушной тревоги и т. д.
- Окна завешаны черными шторами, на которых приколоты иголочками плакаты " Школа", "В добрый путь, выпускник!"
- Импровизированный лес, землянка.
Звучит Музыка Альбиони и слова диктора - обращение к ветеранам. (Приложение №1)(Слайд№1)
Вот и кончилось война!
Вы судьбу не выбирали
Выбирала вас судьба.
Вас встречали как героев,
В нашу честь цвела земля.
И с войны вернулись двое
Мой отец, а значит - я.
Я родился на год позже.
Как награду - жизнь храню.
Сны военные тревожат
Память мирную мою.
(Аркадий Смирнов )
Ведущий: Всем, кто ушел в бессмертие, - посвящается!
Звучит мелодия "Школьный вальс", (Приложение №2) танцуют пары. Девушки в светлых платьях, мальчики в белых рубашках. Смех.
Звучит в записи голос Ю. Левитана о начале войны (Приложение №3,)
Гаснет свет, мигает стробоскоп. Включается запись разрывов снарядов, гул самолетов, пулеметные очереди. (Приложение №4) Звучит первый куплет и припев песни "Священная война". (Приложение №5) На экране слайды: "Родина мать завет!", фото военных лет односельчан ушедших в первые дни войны на фронт. (Слайд №2-4)
Зажигается свет. Девушки и юноши входят военной форме и в гражданской одежде встают в шеренгу.
Ведущий:
Когда протрубили тревогу в любимом краю,
Застыли мальчишки
В суровом солдатском строю.
Мальчишки, мальчишки,
Вы первые ринулись в бой.
Мальчишки, мальчишки,
Страну заслонили собой
Мальчишки из строя.
1-й
Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится он лишь в 45-м, в мае.
2-й
Сороковые - роковые,
Свинцовые, пороховые
Война гуляет по России,
А мы такие молодые.
3-й
Вспомните ребята, вспомните, ребята,
Разве это выразить словами?
Как они стояли у военкомата
С бритыми навечно головами.
4-й
Нас не учили, как под танки бросаться
И вражью амбразуру как закрыть.
И на врага живым тараном мчаться,
Но нас учили Родину любить!
5-й
Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало.
И лишь потом во мне очнулось!
6-й
Рыдали родители, жены, невесты
Горел и гремел небосклон,
"Прощанье славянки играли оркестры,
На фронт уходил эшелон".
Звучит мелодия "Прощание славянки" ребята строем уходят за кулисы. (Приложение №6) На фоне музыки учитель читает стих.
"Война" В. Занадворов
Ты знаешь сынок, что такое война?
Это вовсе не дымное поле сраженья.
Это даже не смерть и отвага. Она
К каждой капле походит свое выражение.
Это изо дня в день лишь блиндажный песок.
Да слепящие вспышки ночного обстрела;
Это боль головная, что ломит висок:
Это - юность моя, что в окопах истлела;
Это - грязных, разбитых дорог колеи;
Бесприютные звезды окопных ночевок;
Это - кровью омытые письма мои
Что написаны криво на ложе винтовок
Это и жизни короткой последний рассвет.
Над изрытой землей. И лишь как завершенье.
Под разрывы снарядов, при вспышках гранат -
Беззаветная гибель на поле сраженья.
Ведущий: 1941-1945 года. Великая Отечественная война. В ночь на 22 июня 1941 года войска фашистской Германии напали на нашу Родину. 22 июня начался счет 1418 кровавых дней Великой Отечественной войны. Встали все, кто мог держать в руках оружие, кто мог защитить Родину. Почти весь школьный выпуск 1941г не вернулся с фронта.
На экране портрет санинструктора О.А.Головиной, военный медсанбат, раненые, поле боя, девушка вытаскивает из под огня раненого. (Слайды№5-8)
1-я Девушка:
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привычный 41-й год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в "мать" и "перемать'
Потому что имя ближе, чем "Россия",
Не могла сыскать.
Звучит 1й куплет песни "Шел солдат:" (Приложение №7)
2-я Девушка:
Нет, это горят не хаты
То юность моя в огне.
Идут по войне девчата.
Похожие на парней
Качается рожь несжатая
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы - девчата.
Похожие на парней.
Звучит 1 куплет песни "С чего начинается Родина" (Приложение №8)
Ведущий: Свыше 800 тысяч женщин служило за годы войны в различных родах войск на фронте. В их рядах были и женщины Чебулинской земли: О.А.Головина, А.С.Федорова, М.И. Егорова, Ф.В. Скоболева, А.В.Сичкар, А.Д. Наймиллер:
У женщин на войне была совсем не женская миссия: защищать себя, свою Родину, свою еще не познанную любовь.
Девушка:
Как разглядеть за днями след нечеткий?
Хочу приблизить к сердцу этот след -
Не батарее были сплошь девчонки.
А старшей было 18 лет.
Лихая челка над прищуром хитрым,
Бравурное презрение к войне...
В то утро танки вышли прямо к Химкам.
Те самые. С крестами на броне...
И старшая, действительно старея,
Как от кошмара, заслонясь рукой,
Скомандовала тонко:
- Батарея - а - а!
(Ой, мамочка! Ой, родная!....)
Огонь... -
И- залп!..
...И тут они заголосили, девчоночки.
Запричитали всласть.
Как будто бы вся бабья боль России
В девчонках этих вдруг отозвалась!..
Кружилось небо - снежное, рябое.
Был ветер обжигающе горяч.
Былинный плач стоял над полем боя,
Он был слышней разрывов - этот плач!
Ему - протяжному - земля внимала,
Остановясь на смертном рубеже,
- Ой, мамочка!..
- Ой, страшно мне!
- Ой, мама!
И снова: - Батарея - а - а - а! -
И уже пред ними посреди земного шара,
Левее безымянного бугра
Горели неправдоподобно жарко
Четыре черных танковых костра.
Раскатывалось эхо над полями.
Бой медленною кровью истекал.
Зенитчицы кричали и стреляли.
Размазывая слезы по щекам!
И падали,
И поднимались снова,
Впервые защищая наяву
И честь свою (в буквальном смысле слова!)
И Родину, и маму, и Москву.
Весенние пружинистые ветки.
Торжественность венчального стола.
Не слышанное: 'Ты моя - навеки!"
Не сказанное: "Я тебя ждала..."
И губы мужа, и его ладони.
Смешное бормотание во сне.
И то, чтоб закричать в родильном доме:
- Ой, мамочка! Ой, мама, страшно мне!
И ласточка. И дождик над Арбатом.
И ощущенье полной тишины.
Пришло к ним это после.
В сорок пятом.
Конечно, к тем, кто сам пришел с войны.
Звучит мелодия 1 куплет песни " Мой милый, если б не было войны:"
(сл. И.Шаферана, муз.А. Минкова). На фоне песни говорит ведущий.(Слайд №9)
Ведущий: Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше - страшную цену победы. В той войне нам не хватало всего: машин, горючего, снарядов, винтовок... Единственное, чего не жалели - так это людей. Сколько искалеченных, сколько изломанных жизней, сколько не состоявшихся счастий, сколько не рожденных детей, сколько мук материнских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Не всем было суждено прийти с этой самой страшной войны. Но память о них, о героях и рядовых, всегда в наших сердцах.
На сцену выходит почтальон с сумкой. Навстречу три девушки и мальчик.
Почтальон:
Ну и почта! Целый килограмм!
Груда писем, может, есть и вам?!
От сестер, от братьев, от невест,
Сколько их из самых разных мест!
Они - долгожданные, нужные,
Есть счастливые, есть очень грустные.
Как трудно те письма вручать,
И страшно порой получать ...
И все своего адресата найдут -
Ведь где-то давно и долго их ждут.
Почтальон подает одной из девушек похоронку. Плачет. Подруги обнимают, пытаются успокоить. Мальчик приносит свое письмо и читает его вслух, перед тем как отдать почтальону.
Мальчик:
Здравствуй, папка!
Ты опять мне снился
Только в этот раз не нa войне.
Я немножко даже удивился -
До чего ты прежний был во сне.
Прежний-прежний, ну такой же самый,
Точно не видались мы два дня,
Ты вбежал, поцеловался с мамой
А потом поцеловал меня.
Я принес тебе те два осколка,
Что нашел недавно у ворот,
И сказал тебе: "А скоро елка!
Ты приедешь к нам на Новый год?"
Я сказал да тут же и проснулся,
Как случилось это, не пойму.
Осторожно к стенке прикоснулся,
В удивленье поглядел на тьму.
Тьма такая - ничего не видно,
Аж круги в глазах от этой тьмы!
До чего ж мне сделалось обидно,
Что с тобою вдруг расстались мы.
Папа, ты вернешься невредимый!
Ведь война когда-нибудь пройдет?
Миленький, голубчик мой родимый,
Знаешь, вправду скоро Новый год!
Я тебя, конечно, поздравляю
И желаю вовсе не болеть.
Я тебе желаю - прежелаю
Поскорей фашистов одолеть!
Чтоб они наш край не разрушали,
Чтоб, как прежде, можно было жить,
Чтоб они мне больше не мешали
Обнимать тебя, тебя любить.
Чтоб над всем таким большущим миром
Днем и ночью был веселый свет ...
Поклонись бойцам и командирам,
Передай им от меня привет.
Пожелай им всякую удачу,
Пусть идут на немцев, как один :
Я пишу тебе и чуть не плачу,
Это так ... от радости ...
Твой сын
Гаснет свет. Рокот самолётов, взрывов и воздушной тревоги. Приложение №9 а) Луч прожектора высвечивает фигуру девушки и парня сидящие или стоящие около березы. Исполняется 1 куплет песня "За фабричной заставой" (Приложение №9)Звучит 7 симфония Шостаковича . Луч прожектора беспорядочно бегает по сцене и останавливается на ведущим , который на фоне музыки читает текст:
Ведущий: Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Началась самая кровопролитная осада в истории человечества. Блокада Ленинграда длилась 900 дней.
Луч прожектора переводится на девушку и юношу. На экране фото блокадного Ленинграда, односельчан сражавшихся и погибших за этот город.(Слайд№10-15)
Девушка:
Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право - жить.
Здесь трусов нет, здесь не должно быть робких,
И этот город тем непобедим,
Что мы за чечевичную похлебку
Достоинство свое не продадим.
Юноша:
Мой город не забудет никогда ...
Да славится твой камень и металл,
Твоих бойцов крылатая отвага,
Их острый штык
На копоти рейхстага
Автограф Ленинграда начертал
Звучит мелодия песни " На безымянной высоте"( Приложение №17)(Слайд №16-22)
Ведущий: Трудно, наверное, найти место на Земле, где бы не слышали о героическом городе на Волге. А осенью 1942 года слова "Сталинград", "Сталинградская битва" не сходили с уст народов всей планеты. К событиям, развернувшимся на берегах Волги, было приковано внимание сотен миллионов людей. Здесь, в величайшей битве второй мировой войны, решались судьбы не только нашего государства, но и всего человечества.
Юноша:
Волга от взрывов встает на дыбы,
Город горит над рекою.
От непрерывной бомбежки, стрельбы
Нет ни минуты покоя.
Гневом и местью пылают сердца,
И от соседа к соседу
Клятва доходит - стоять до конца
За Сталинград, за победу!
Звучит песня "Наши главные рубежи". (Приложение №10)
Девушка: "Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?".
Да, они были простыми смертными, и мало кто уцелел из них, но все они выполнили до конца свой патриотический долг перед священной матерью-Родиной.
Слайды с Мамаева кургана и фото односельчан
Ведущий на экране слайды Курской битвы. (Слайд № 24-26)
Но в феврале 1943 года группа немецких армии "Юг" неожиданно нанесла контрудар и вновь овладела Харьковом и Белгородом. В результате фронт в районе Орла, Курска и Белгорода образовал дугу. Гитлер решил "срезать" Курский выступ ударами с севера и юга. Гитлер несколько' раз откладывал операцию, ожидая новых танков "пантера" и "тигр".
Звучит песня из кинофильма "Белорусский вокзал" (Приложение №11). На экране слайды освобожденной Европы.
Ведущий: Предвоенная советская граница была восстановлена на всем своем протяжении. Бои теперь шли на земле других стран Европы, захваченных немцами, - от Норвегии до Австрии.
В 1945 году сражения шли уже на территории Германии. В начале февраля советские войска перешли реку Одер. 16 апреля началось сражение за Берлин. С обеих сторон в нем участвовали 3,5 млн. человек. 29 апреля начался штурм рейхстага. 30 апреля 1945 года над еще не побежденным рейхстагом было поднято Красное Знамя Победы.
В зале мать, oдeтaя в чёрную одежду и чёрный платок. На сцене стоит икона и лежит фото погибших сыновей. За сценой читается стихотворение, а на сцене скорбящая мать.
Пошли на смертный бой с врагом
Ее орлы, ее сыны.
Мать ожидает их годами:
Быть может, все ж придут с войны ...
Спит у Мамаева кypгaна
Под Сталинградом сын один,
Другой - средь моря-океана,
Средь хмурой Балтики глубин.
А самый младший у Дуная:
Медали говорят о - том :
А мать все верит, ожидая,
что возвратятся дети в дом.
В руках держит свечу, медленно идёт к фотографии не пришедшего с войны сына, которая стоит на столе, читая стих все с нарастающей интонацией
Мать:
Ой, зачем ты, солнце красное,
Всё уходишь, не прощаешься?
Ой, зачем с войны безрадостной,
Сын, не возвращаешься?
Из беды тебя я выручу,
Прилечу орлицей быстрою ...
Отзовись, моя кровиночка,
Миленький, единственный.
Белый свет не мил,
Изболелась я.
Возвратись, моя надежда,
Зёрнышко моё,
Зорюшка моя,
Горюшко моё - где ж ты?
Не могу найти дороженьки,
Чтоб заплакать над могилою:
Не хочу я ничегошеньки ...
Только сына милого.
За лесами моя ластонька!
За горами - за громадами!
Если выплаканы глазоньки,
Сердцем плачут матери ...
Белый свет не мил,
Изболелась я,
Возвратись, моя надежда!
Зёрнышко моё, зорюшка моя,
Горюшко моё ...
На экране фашистские лагеря смерти. Фото односельчан прошедших и погибших в лагерях смерти звучит песня из кинофильма "Офицеры" (Приложение №12) Слайд № 27-32)
Звучит сводка от Советского Информбюро об окончании войны (Приложение №13). На фоне чтения стихов производится показ слайдов: "Штурм рейхстага", "Советское знамя над рейхстагом ': "Колонна пленных гитлеровцев у Бранденбургских ворот", "Парад Победы па Красной площади в Москве 24.06.45г': "могила Неизвестного солдата у Кремлёвской cтeны" (Слайд №33-35)
Звучит первый куплет "День Победы", на экране появляется список погибших на полях сражений в годы Великой Отечественной войны. Выходят юноши по очереди с зажженными свечами. Говорят стихи и ставят свечи в подсвечник в виде звезды ("Вечный огонь") (Приложение №14)
1-й
Сколько их было-
Сердец нерастраченных юных!
Ах, сколько в стране стонало
Гитар шестиструнных!
2-й
О сколько их было-
Парней ясноглазых, веселых!
Ах, сколько гармошек
Рыдало в поселках и селах
3-й
По всей необъятной
По всей затемненной России
Военные ветры по-бабьи
Войну голосили.
4-й
По всей необъятной России
На каждой дощатой платформе
Топтались мальчишки
В непригнаной воинской форме
5-й
Вспомним всех поименно,
Сердцем вспомним своим,
Это нужно не мертвым-
Это нужно живым!
6-й
Не угасла память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Объявляется минута молчания стучит метроном. (Приложение №15) (Слайды №34 - 41)
Звучит мелодия песни " Журавли" сл. Р. Гамзатова, перевод Н. Гребнева, муз. Я. Френкеля. Луч прожектора освещает танцующих девушек в белых одеждах. На фоне танца за кулисами читают стихотворения.
Юноша:
Мы не забудем тех, кто в обелисках
И в памяти друзей своих живет,
Что не забудем их родных и близких,
Кто до сих пор с войны любимых ждет,
Девушка:
Склоните голову перед любовью светлой,
Что повенчала мертвых и живых:
Погибшие за Родину бессмертны
Как Родина, что породила их.
Звучит песня "Победа здравствуй" (Приложение №16)