Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом,
Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим.
Чарльз Кендалл Адамс.
Цель: Закрепить образно - конкретное представление об эпохе Великих географических открытий
Задачи:
Образовательная: Систематизировать и обобщить знания учащихся об эпохе Великих географических открытий, их причинах и последствиях.
Развивающие:
- Формирование умения применять в комплексе полученные ранее знания, осуществлять их перенос в новые условия
- Развитие логического мышления
- Учение критически анализировать прошлое,
- Умение формулировать выводы и собственную позицию.
Воспитательные:
- Формирование коммуникативной культуры, умение работать индивидуально и в группе.
- Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.
Оборудование:
- Учебник Ведюшкин А.В., Бурин С.Н. "Новая история зарубежных стран", 7 класс.
- Презентация к уроку
- Раздаточный материал
Тип урока – повторительно-обобщающий
Ход урока
1. Организационный момент -
класс заходит, делится на 4 группы.
2. Вступительное слово учителя:
Слайд 1:
Сегодня мы завершаем изучение темы "Великие географические открытия" и повторим и обобщим наши знания по теме.
Слайд 2:
Эпиграфом урока станут слова американского историка Чарльза Кендалла Адамса:
«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка. Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим»
- Как вы думаете, почему люди ищут клады?
= Что влекло европейцев в Новый свет в далекие путешествия в 15 – 17 веках?
(ответы о причинах ВГО)
Наш урок сегодня – необычный. Мы перенесемся в 16 век и отправимся в далекое путешествие в Новый свет на поиски клада. Работать нам предстоит в группах, которые будут соревноваться между собой – карта соревнования команд перед вами.
Слайд 4:
- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы наше путешествие состоялось?
- На каком корабле мы поплывем?
- В чем преимущество каравеллы перед другими кораблями?
- Какие морские приборы мы возьмем с собой?
-Для чего нам понадобится астролябия?
- Что еще нам понадобиться в пути?
= Конечно же, карта.
Слайд 5:
3. Работа в группах:
Но карту нам с вами еще предстоит найти. Сейчас каждая команда будет искать карту своего путешествия.
Каждая команда получает конверт, в котором 5 обрывков карты – на обратной стороне – задания. Решив задание, обрывок можно перевернуть и сложить карту.
Правильность решения заданий можно проверить либо фронтально – всем классом – вопросы на слайде, либо ассистенты проверяют по образцу.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
Задания для групп:
1 группа:
- Рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия)
- Кто из европейских монархов первым спустил на воду каравеллы и был организатором морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля)
- Какие страны стали называть метрополиями? (которые имеют колонии)
- Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама)
- Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб)
2 группа:
- Почему в XIV - XV веках возникла необходимость нового пути на Восток? (Шелковый путь был очень дорогим и опасным)
- Какой океан португальцы назвал "Море Мрака"? (Атлантический)
- Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия)
- Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. (Фернан Магеллан)
- Как назвал вновь открытые земли Америго Веспуччи? ("Новый свет")
3 группа:
- Что было принято называть "Старым Светом" (Европу)
- Какая страна сыграла главную роль в открытии Австралии? (Голландия)
- 3.Что такое конкиста? (Испанские и португальские завоевания после открытия новых земель)
- Кто из европейцев сумел достичь берегов Канады и исследовать залив и реку святого Лаврентия? (Жак Картье)
- В поисках этой земли конкистадоры двинулись на юг от Панамского перешейка и захватили территорию современной Колумбии. Как называли сказочно богатую золотом страну по индейским легендам? (Эльдорадо)
4 группа:
- Тысячи европейцев устремятся в поисках лучшей жизни за океаном. Как одним термином назовём Захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением местного населения? (Колонизация)
- Бывший свинопас, неграмотный завоевал империю инков и стал обладателем сказочных богатств, пятая часть которых была отдана испанскому королю. (Франциско Писарро)
- В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды)
- Из записок одного участника экспедиции Васко да Гамы": И пробыли мы в море три месяца без трёх дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: дёсна распухли так сильно, что покрыли все зубы, и мы не могли есть; распухли также ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни у них не было: "Что это за болезнь? (Цинга)
- Пролив, который сделает более коротким путь из Испании - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Назовите его, если спустя время был назван именем своего первооткрывателя. (Магелланов)
проверка фронтально правильности ответов – Слайды 6,7,8, 9.
4. Работа с картой (карты выводятся на слайды):
Слайд 10:
Итак, перед вами лежат карты ваших путешествий. Определите, в какие земли Нового Света вам предстоит отправиться. В течение 5 минут вам предстоит подготовить и рассказать
об этой земле по плану, представленному на слайде:
- Назовите часть света.
- Кто ее открыл?
- Когда было совершено открытие?
- Опишите путь экспедиции по карте?
- Какое значение имело это открытие?
Слайд 11:Плавание Христофора Колумба
Слайд 12: Путешествие Бартоломеу Диаша
Слайд 13: Кругосветная экспедиция Магеллана
Слайд 14: Путешествие Васко да Гамма
Полный ответ – 5 баллов.
5. Исторические личности.
Слайд 15 - 16:
Итак, вы получили карту и можете отплывать в путешествие на своих каравеллах. Но в пути вам предстоит встретиться с опасностями. И это не только шторма и бури, дикие звери, но и люди эпохи Великих географических открытий - авантюристы, пираты и конкистадоры.
- Давайте вспомним наиболее известных из них.
- испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков. Король Карл V пожаловал ему титул Маркиз долины Оахака
(Фернанд Кортес)
- испанский авантюрист, конкистадор, завоевавший империю инков и основавший город Лима.
(Франсиско Писсаро)
- испанский конкистадор, который основал первый европейский город в Америке и первым из европейцев (во главе отряда из 190 испанцев и 600 индейцев-носильщиков) вышел на берег Тихого океан. Он окрестил его Южным морем . Король, получив новости об этом открытии, назначил его губернатором всего побережья вновь открытого моря; сам дал этим землям название Перу.
(Васко Нунбес де Бальбоа)
- английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал, баронет времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие в 1577—1580 гг. Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады)
(Френсис Дрейк)
Каждый правильный ответ: 2 балла.
6. Завершающая беседа:
Слайд 17:
Преодолев все препятствия, мы наконец-то добрались до клада.
- Где же обычно хранятся клады?
Правильно, в сундуках.
- Давайте посмотрим, что хранится в ваших сундуках?
По очереди один представитель команд подходит и вынимает из сундука:
Картофель, кофе, кукурузу и шоколад.
- Почему эти предметы можно считать кладом?
Ответ – 1 балл.
7. Завершающая дискуссия:
Слайд 18:
Великие географические открытия устранили изоляцию 2-х миров, но это сопровождалось уничтожением других государств с их высокой культурой и физическим истреблением местных жителей. Как вы думаете, следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением?
= 2 команды должны подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.
2 команды приводят факты, отвергающие прогрессивность ВГО.
Каждый ответ – 2 балла отвечающей команде.
8. Подведение итогов. Выставление оценок.
Слайд 19 - 20:
Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока:
Благодаря Великим Географическим открытиям человечество вступило новый этап своего развития, который получил название Нового времени. Об этой эпохе мы и будем говорить с вами на уроках истории в этом учебном году.
Домашнее задание:
написать сочинение от имени героя ВГО о путешествии в Новый свет.