Повторительно-обобщающий урок "Поиск клада" по теме "Великие географические открытия"

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом,
Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка.
Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим.
Чарльз Кендалл Адамс.

Цель: Закрепить образно - конкретное представление об эпохе Великих географических открытий

Задачи:

Образовательная: Систематизировать и обобщить знания учащихся об эпохе Великих географических открытий, их причинах и последствиях.

Развивающие:

  • Формирование умения применять в комплексе полученные ранее знания, осуществлять их перенос в новые условия
  • Развитие логического мышления
  • Учение критически анализировать прошлое,
  • Умение формулировать выводы и собственную позицию.

Воспитательные:

  • Формирование коммуникативной культуры, умение работать индивидуально и в группе.
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому человечества, формирование гуманистического мировоззрения у учащихся.

Оборудование:

  • Учебник Ведюшкин А.В., Бурин С.Н. "Новая история зарубежных стран", 7 класс.
  • Презентация к уроку
  • Раздаточный материал

Тип урока – повторительно-обобщающий

Ход урока

1. Организационный момент -

класс заходит, делится на 4 группы.

2. Вступительное слово учителя:

Слайд 1:

Сегодня мы завершаем изучение темы "Великие географические открытия" и повторим и обобщим наши знания по теме.

Слайд 2:

Эпиграфом урока станут слова американского историка Чарльза Кендалла Адамса:

«Повсюду в Новом Свете, равно как и в Старом, Колумб разжег огонь в сердце каждого моряка. Этот огонь стал предвестником новой эпохи, так как был неугасим»

- Как вы думаете, почему люди ищут клады?

= Что влекло европейцев в Новый свет в далекие путешествия в 15 – 17 веках?

(ответы о причинах ВГО)

Наш урок сегодня – необычный. Мы перенесемся в 16 век и отправимся в далекое путешествие в Новый свет на поиски клада. Работать нам предстоит в группах, которые будут соревноваться между собой – карта соревнования команд перед вами.

Слайд 4:

- Как вы думаете, что нам необходимо, чтобы наше путешествие состоялось?

- На каком корабле мы поплывем?

- В чем преимущество каравеллы перед другими кораблями?

- Какие морские приборы мы возьмем с собой?

-Для чего нам понадобится астролябия?

- Что еще нам понадобиться в пути?

= Конечно же, карта.

Слайд 5:

3. Работа в группах:

Но карту нам с вами еще предстоит найти. Сейчас каждая команда будет искать карту своего путешествия.

Каждая команда получает конверт, в котором 5 обрывков карты – на обратной стороне – задания. Решив задание, обрывок можно перевернуть и сложить карту.

Правильность решения заданий можно проверить либо фронтально – всем классом – вопросы на слайде, либо ассистенты проверяют по образцу.

Каждый правильный ответ – 1 балл.

Задания для групп:

1 группа:

  1. Рослые люди с медно-красной кожей встречали Колумба в Индии. Кто они? (Индейцы, Колумб открыл Америку, но для него это была Индия)
  2. Кто из европейских монархов первым спустил на воду каравеллы и был организатором морских экспедиций, открывших путь на восток, а сам лишь раз в жизни пересёк Гибралтарский пролив? (Генрих Мореплаватель, принц Энрике, младший сын португальского короля)
  3. Какие страны стали называть метрополиями? (которые имеют колонии)
  4. Он нашел морской путь в Индию и через два года вернулся в Португалию, при этом погибло 2 корабля и более половины экипажа. Однако груз в 60 раз превышал то количество денег, которые были затрачены на экспедицию. Кто он? (В.да Гама)
  5. Он был человеком Нового времени, т.к. родившись в Генуе, в семье небогатого ткача, не последовал отцовской специальности. Занимался географией, собрал большую библиотеку, где было много сочинений, доказывающих шарообразность Земли и ,живя в Лиссабоне, занимался изготовлением морских карт. Именно с ним в 1492 Фердинанд и Изабелла испанские подписали договор, согласно которому в случае удачи он бы назначался "Вице-королём всех островов, которые он откроет". Кто он? (Христофор Колумб)

2 группа:

  1. Почему в XIV - XV веках возникла необходимость нового пути на Восток? (Шелковый путь был очень дорогим и опасным)
  2. Какой океан португальцы назвал "Море Мрака"? (Атлантический)
  3. Как открытые земли в Центральной Америки и северного побережья Южной Америки назвал Колумб? (Индия)
  4. Его экспедиция окончательно доказала, что земля имеет форму шара, обогнув которую можно вернуться в порт отплытия, а также наличие "часовых поясов" т.е. разницы во времени, происходящей из-за вращения Земли. (Фернан Магеллан)
  5. Как назвал вновь открытые земли Америго Веспуччи? ("Новый свет")

3 группа:

  1. Что было принято называть "Старым Светом" (Европу)
  2. Какая страна сыграла главную роль в открытии Австралии? (Голландия)
  1. 3.Что такое конкиста? (Испанские и португальские завоевания после открытия новых земель)
  1. Кто из европейцев сумел достичь берегов Канады и исследовать залив и реку святого Лаврентия? (Жак Картье)
  2. В поисках этой земли конкистадоры двинулись на юг от Панамского перешейка и захватили территорию современной Колумбии. Как называли сказочно богатую золотом страну по индейским легендам? (Эльдорадо)

4 группа:

  1. Тысячи европейцев устремятся в поисках лучшей жизни за океаном. Как одним термином назовём Захват и заселение какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением и истреблением местного населения? (Колонизация)
  2. Бывший свинопас, неграмотный завоевал империю инков и стал обладателем сказочных богатств, пятая часть которых была отдана испанскому королю. (Франциско Писарро)
  3. В 1488 году этот мыс Бартоломео Диаш назвал "мысом Бурь", т.к. матросы на себе испытали силу бури, были измучены полугодовалым плаванием и отказались плыть дальше. Но последующие путешественники назвали совсем иначе этот мыс? (Доброй Надежды)
  4. Из записок одного участника экспедиции Васко да Гамы": И пробыли мы в море три месяца без трёх дней, по причине частого безветрия и ветров противных. Весь экипаж наш заболел тяжко: дёсна распухли так сильно, что покрыли все зубы, и мы не могли есть; распухли также ноги, а на теле появились большие нарывы, настолько истощавшие здоровенных мужчин, что они умирали, хотя никакой другой болезни у них не было: "Что это за болезнь? (Цинга)
  5. Пролив, который сделает более коротким путь из Испании - в Индию и на острова Пряностей (Индонезию). Назовите его, если спустя время был назван именем своего первооткрывателя. (Магелланов)

проверка фронтально правильности ответов – Слайды 6,7,8, 9.

4. Работа с картой (карты выводятся на слайды):

Слайд 10:

Итак, перед вами лежат карты ваших путешествий. Определите, в какие земли Нового Света вам предстоит отправиться. В течение 5 минут вам предстоит подготовить и рассказать

об этой земле по плану, представленному на слайде:

- Назовите часть света.

- Кто ее открыл?

- Когда было совершено открытие?

- Опишите путь экспедиции по карте?

- Какое значение имело это открытие?

Слайд 11:Плавание Христофора Колумба

Слайд 12: Путешествие Бартоломеу Диаша

Слайд 13: Кругосветная экспедиция Магеллана

Слайд 14: Путешествие Васко да Гамма

Полный ответ – 5 баллов.

5. Исторические личности.

Слайд 15 - 16:

Итак, вы получили карту и можете отплывать в путешествие на своих каравеллах. Но в пути вам предстоит встретиться с опасностями. И это не только шторма и бури, дикие звери, но и люди эпохи Великих географических открытий - авантюристы, пираты и конкистадоры.

- Давайте вспомним наиболее известных из них.

  • испанский конкистадор, завоевавший Мексику и уничтоживший государственность ацтеков. Король Карл V пожаловал ему титул Маркиз долины Оахака
    (Фернанд Кортес)
  • испанский авантюрист, конкистадор, завоевавший империю инков и основавший город Лима.
    (Франсиско Писсаро)
  • испанский конкистадор, который основал первый европейский город в Америке и первым из европейцев (во главе отряда из 190 испанцев и 600 индейцев-носильщиков) вышел на берег Тихого океан. Он окрестил его Южным морем . Король, получив новости об этом открытии, назначил его губернатором всего побережья вновь открытого моря; сам дал этим землям название Перу.
    (Васко Нунбес де Бальбоа)
  • английский мореплаватель, корсар, вице-адмирал, баронет времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие в 1577—1580 гг. Активный участник разгрома испанского флота (Непобедимой Армады)
    (Френсис Дрейк)

Каждый правильный ответ: 2 балла.

6. Завершающая беседа:

Слайд 17:

Преодолев все препятствия, мы наконец-то добрались до клада.

- Где же обычно хранятся клады?

Правильно, в сундуках.

- Давайте посмотрим, что хранится в ваших сундуках?

По очереди один представитель команд подходит и вынимает из сундука:

Картофель, кофе, кукурузу и шоколад.

- Почему эти предметы можно считать кладом?

Ответ – 1 балл.

7. Завершающая дискуссия:

Слайд 18:

Великие географические открытия устранили изоляцию 2-х миров, но это сопровождалось уничтожением других государств с их высокой культурой и физическим истреблением местных жителей. Как вы думаете, следует ли считать Великие географические открытия прогрессивным явлением?

= 2 команды должны подобрать факты, доказывающие, что ВГО прогрессивное явление.

2 команды приводят факты, отвергающие прогрессивность ВГО.

Каждый ответ – 2 балла отвечающей команде.

8. Подведение итогов. Выставление оценок.

Слайд 19 - 20:

Давайте вернемся к эпиграфу нашего урока:

Благодаря Великим Географическим открытиям человечество вступило новый этап своего развития, который получил название Нового времени. Об этой эпохе мы и будем говорить с вами на уроках истории в этом учебном году.

Домашнее задание:

написать сочинение от имени героя ВГО о путешествии в Новый свет.