Дистанционное обучение на уроках истории как способ формирования универсальных информационных компетенций учащихся и их готовности к самообразованию

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


"Дистанционное образование – это нечто большее, чем чтение, большее, чем прослушивание или просмотр, большее, чем заранее приготовленные учебные материалы, большее, чем технология, большее, чем самостоятельное изучение, большее, чем тренинг, большее, чем открытое обучение ..."

Bernd Schachtsiek,
Президент Европейской ассоциации корреспондентных школ (AECS)

План:

1. Цель.
2. Задачи.
3. Актуальность опыта.
4. Теоретическое исследование педагога.
5. Практическая часть.
6. Рефлексия.

1. Цель моей работы заключается в том, чтобы систематизировать доступные мне источники исследований по проблеме  развития ДО в современном российском обществе, и представить конечный продукт моей деятельности в форме таблицы, которая отразит наиболее приемлемую,  для современной общеобразовательной школы,   модель  ДО, а также предложить собственную простейшую структуру урока, которая, с точки зрения автора, приемлема в условиях ДО в общеобразовательной школе.

2. Задачи:

  • сформировать у участников опыта представление о том, что ДО на уроках истории – это способ формирования и развития универсальных  информационных компетенций учащихся, а также их готовности к самообразованию;
  • продемонстрировать результаты своей деятельности в форме новой простейшей структуры урока истории в рамках ДО.

3. Дистанционное обучение в общеобразовательной школе – это не будущее, а скорее, наше сегодня. Высшая школа уже давно освоила различные формы ДО, но общеобразовательная школа имеет свою специфику, поэтому перед современным учителем стоит проблема, которая заключается в том, чтобы найти наиболее примлемую форму обучения, с помощью новых технологий, учитывая при этом, особенности современного школьника, а ткже, удовлетворяя социальный заказ государства.
Предлагаю  коллегам, в качестве обмена опытом,  разработку одного из занятий по истории Отечества в 9 классе по теме «Гражданская война в России». Разработка сопровождается мультимедийной презентацией, которая не только является неотъемлемой частью организации обучения по данной теме, но  и претендует на участие в конкурсе «Презентация к уроку».
Данная форма урока – это попытка организовать ДО учащихся, которые, в силу разных обстоятельств, не смогли находиться на традиционных уроках во время прохождения данной темы.  А в будущем, может быть использована  как основа для формирования новой простейшей  структуры урока ДО учащихся общеобразовательных учреждений.

4. Я проанализировала несколько работ коллег, которые достаточно основательно занимаются исследованием проблем ДО, и пришла к выводу о том, что на данный момент педагогическое сообщество не пришло к единому мнению о том, что нужно понимать под ДО. Определения, как такового,  единого – не существует. Вероятно, всё зависит от того, к какой сфере деятельности  оно должно применяться. Наиболее близким по определению к общеобразовательной школе я считаю следующее определение понятия:

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – это форма образования,  способ получения образования через опосредованную (на расстоянии) интерактивную коммуникацию с определённой  дидактической системой, которая предусматривает, прежде всего, самостоятельную деятельность обучаемых.

*Коммуникационный набор варьируется и включает в себя, наряду с телекоммуникациями, интерактивные учебно-методические материалы на различных носителях.
*Форма (способ) предоставления образования. Система совместной деятельности учащихся и обучающих, говоря о деятельности обучающих: лиц и учреждений;
*Форма получения образования  в отношении самостоятельной, или в основном самостоятельной, деятельности учащихся.

Существует несколько моделей ДО, которые  достаточно давно освоены человечеством. На разных этапах развития истории применялись различные средства интерактивной коммуникации между обучающимися и обучающими.  Также на разных этапах истории в обществе преобладали различные требования к качеству, количеству, специфике  и уровню подготовки обучающихся – т.н. социальный заказ. Исходя из этого,   формировались длительность обучения, стоимость обучения и другие, неизменно возникающие, сопутствующие факторы, а  также источники капиталовложений, которые тратились на развитие дистанционного обучения и определение финансирующей, по преимуществу, стороны.

Наиболее известны три модели дистанционного обучения:

1. Британская (корреспондентская, технологичная),
2. Американская (трансляционная),
3. Российская (заочное образование).

Я попыталась систематизировать те результаты, которые я получила при анализе работ, посвящённых исследованиям проблем ДО в современном российском обществе, и представила  результаты своей деятельности в Таблице 1 (Приложение 1). Её данные позволяют прийти  к выводу о том, что наиболее приемлемой для современной общеобразовательной школы  является, т.н. Британская (технологичная, корреспондентская) модель, т.к. она предполагает смешанное обучение, доступное большому числу участников образовательного процесса, которое способствует формированию и развитию  универсальных информационных компетенций учащихся и способность пополнять свои знания самостоятельно. Последнее формирует навыки обучающихся пополнять свои знания на протяжении всей своей жизни, т.е. их готовность к самообразованию. Именно такая задача ставится нашим обществом перед современным школьником, с тем, чтобы, будучи взрослым, он свободно адаптировался в современном обществе и совершенствовал любыми доступными способами качество и уровень своего профессионализма.

Предлагаю рассмотреть модель новой простейшей структуры урока истории в рамках ДО, и выяснить, действительно ли  она  способствует формированию  у обучающихся универсальных  информационных компетенций, а также формирует их навыки готовности к  самообразованию.

СТРУКТУРА
урока истории «Гражданская война в России» в системе ДО.

Курс: История Отечества – 9 класс.

Цель урока: сформировать у учащихся общие представления о событиях Гражданской войны в России, её причинах и последствиях.

Задачи: продолжаем формировать универсальные информационные компетенции учащихся и навыки их готовности к самообразованию.

Оборудование урока:

  • ПК;
  • ИНТЕРНЕТ – соединение, для свободного доступа к материалам урока и дополнительным ИНТЕРНЕТ – ресурсам, связи с координатором;
  • собственный электронный адрес учащегося (знание и умение учащимися владеть различными компьютерными программами, которые позволят им не только ознакомиться с предлагаемыми материалами, но и преобразовывать их, оперировать ими), знание электронного адреса руководителя, для связи с ним и своевременной отправки выполненных заданий;
  • расписание сеансов связи с координатором, выполнения контрольного теста;
  • наличие навыков работы учащихся с различными программными средствами.

Расписание: определяется в соответствии с Программой обучения, с указанием сроков выполнения различных видов заданий.

План урока:

1. Самостоятельная работа учащихся с текстом лекции, вопросами и заданиями к ней. (Приложение 2)
/Предполагает расширение знаний по предмету – внимательное прочтение лекционного материала, закрепление приобретённых знаний по вопросам к нему, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу./ (Приложение 3)

2. Самостоятельная работа учащихся с документами и заданиями  к ним. (Приложение 4)
/Предполагает углубление знаний по предмету – внимательное прочтение документального материала, выполнение заданий и оформление результатов своей деятельности по предложенному образцу./ (Приложение 5)

3. Самостоятельное знакомство  учащихся с персоналиями, словарём к уроку. (Приложение 6)
/Предполагает углубление знаний по предмету, расширение  понятийного аппарата учащихся – использование этих знаний для выполнения творческой работы учащимся и во время контрольной проверки знаний в других ситуациях./

4. Выполнение творческой работы.
/Предполагает проявление творчества учащегося в выборе формы представления конечного результата своей деятельности, а также способность применения приобретённых знаний на практике./

5. Самостоятельная работа с мультимедийной Презентацией.
/Предполагает закрепление приобретённых знаний по изучаемой теме, а также возможность самопроверки./

6. Контроль знаний (Приложение 7, (Приложение 8))
/Предполагает возможность учащемуся получить независимую экспертную оценку результатов своей самостоятельной деятельности в рамках изучения темы; показывает качество приобретённых учащимся знаний, а также уровень готовности к самообразованию – эта оценка складывается из всех конечных результатов деятельности учащегося: с лекционным материалом, с документами, с персоналиями, словарём, выполнения творческой работы, прохождения контрольного теста в режиме он-лайн./

Уважаемые коллеги, Вам была представлена теоретическая разработка простейшей структуры урока по истории в рамках ДО.

5. (Участники мастер-класса разделены на 4 группы). Вам предлагается принять участие в практической работе. Вам сейчас предстоит решить:

Группа 1: – действительно ли представленная структура урока удовлетворяет  требованиям   учащегося общеобразовательной школы в современных условиях развития образования?
Группа 2: – возможно ли применять такую структуру урока в рамках ДО?
Группа 3: – действительно ли такая структура урока формирует универсальные информационные компетенции учащихся?
Группа 4: – способствует ли такая структура урока формированию способности учащихся к самообразованию?

Результаты обсуждения:

1. Да, действительно,  представленная структура урока удовлетворяет  требованиям   учащегося общеобразовательной школы в современных условиях развития образования.
2. Да,  возможно  применять такую структуру урока в рамках ДО.
3. Да, представленная структура урока формирует универсальные информационные компетенции учащихся.
4. Представленная учителем простейшая структура урока позволяет формировать у учащихся способности к самообразованию.

/обсуждение в группе –  5-7  минут; выступление представителей от каждой группы – 2-3 минуты/.

Рефлексия для участников мастер-класса.

1. Смог ли учитель, представивший свои теоретические исследования  создать новую простейшую структуру урока по истории в рамках ДО, которая может быть взята за основу для дальнейшего использования?
2. Достигнута ли цель данного занятия?
3. Решены ли задачи данного занятия?
4. Какие новые знания Вы приобрели, став участником этого занятия?
5. Оцените теоретический труд учителя по 10 балльной шкале.

В заключение, хочется поблагодарить всех участников занятия и пожелать творческих успехов.

Источники:

1. http://www.redcenter.ru/
2. http://www.curator.ru/
3. http://fill-in.ru/wiki/interview
4. http://academy.odoportal.ru/
5. Дистанционное обучение: Учебное пособие / Под ред. Е.С. Полат. – М.: ВЛАДОС, 1998.
6. Скибицкий Э.Г., Холина Л.И. Теоретические основы дистанционного обучения: Монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2002. и др.
7. Данилов А.А.– История России, XX – начало XXI века: учебник для 9 классов общеобразовательных учреждений / Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. – 5-е издание, доработанное и дополненное – М.: Просвещение, 2008.
8.  КИМы. «История России»: 9 класс. 1 полугодие / Сост. К.В.Волкова – М.: ВАКО, 2010.