Открытый урок по теме "Татаро-монгольское нашествие на Русь. Защита Рязани". 10-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 10


Ход урока

I. Работа с кейсом

Защита Рязани

С утра татары подошли близко к рязанским стенам, подтаскивая за собой лестницы. Они были разные: и связанные из нескольких коротких тесин, и сбитые сосновые лесины с перекладинами, были и сделанные наспех из длинных бревен с двухсторонними зарубками.

Под городскими стенами раздавались крики татар, вопли избиваемых пленных, стук топоров и заунывный визг дудок, которыми татарские воины подбодряли себя перед штурмом.

Лестницы стали выдвигаться на стены одновременно со всех сторон. Они представляли некоторую опору для нападающих...

К полудню штурм был отбит. Татары притихли и отошли. Внизу, под стенами, двигались, ползали и отчаянно кричали раненые. Татары ходили между ними, своих они оттаскивали, а русских добивали.

Штурмы повторялись и днем и ночью в течение пяти суток. Рязанцы упорно стояли на своих местах. Но ряды их уменьшались, и некому было заменить павших. Женщины становились на место мужчин, убитых стрелами или раздробленных пудовыми камнями. А татары посылали на приступ все новые, свежие отряды. Они лезли упрямо, надеясь на скорую поживу: кто первый ворвется, будет грабить все, что захочет.

Вслед за камнеметной машиной к воротам подползли два тарана — большие бревна с железными концами, подвешенные на прочных подставках. Работавшие возле таранов монголы и пленные, прячась за кожаные щиты, раскачивали бревна, со страшной силой ударяя ими в городские ворота. Дубовые доски трещали, отлетали щепки. Со стен лили кипяток, горячую смолу, метали стрелы и камни.

А тараны упорно били и били без остановки и наконец раскололи ворота.

С криками торжества ворвались в ворота татары и натолкнулись на толстую каменную стену, наглухо закрывавшую вход. Ее сложили за дни штурма рязанские женщины, которым помогали дети.

Татары не прекращали натиска и, добавив лестниц, снова посылали отчаянных воинов, старавшихся сломить упорство рязанцев.

Защитники города видели, что силы их слабеют, понимали, что конец близок...

На шестой день осады, 21 декабря, татары снова двинулись по лестницам, неся горящие факелы. Непрерывные потоки татар поползли одновременно со всех сторон. Одни бились кривыми саблями, другие стрелами сбивали защитников.

Наконец татары стали одолевать. Дикий, радостный вой несся со всех концов города. Татары уже бежали по улицам, врывались в дома и рубили всех, старых и малых, никому не давая пощады.

Они разбили церковные двери, вбежали внутрь храма, изрубили женщин и священников, подожгли здание. Они бросали в огонь маленьких детей, вырывая их у матерей, которых тут же, на глазах у всех, насиловали, после чего распарывали им животы.

К вечеру в Рязани в живых не осталось никого. Современник пишет:

“Некому было стонать и плакать, некому скорбеть о погибших, родителям о детях, детям о родителях, братьям о братьях — все вместе лежали мертвые...”

Татары спешили поскорей начать грабеж и не преследовать убегавших: “Далеко не уйдут, все равно наши будут”.

Ясно был слышен на той стороне Оки покрывавший вой и крики победителей равномерный одинокий звон набатного колокола, в который продолжал бить слепой звонарь.

Так до последнего вздоха, пока его не прикончил разъяренный татарин, звонил старый слепой звонарь, призывая русский люд на защиту родины.

Ян В. Батый.— В кн.: Ян В. Избр. произведения. М., 1979, т. 1, с. 610—615.

II. Ознакомительный этап

  1. Вступительная часть.
  2. Знакомство с кейсом.
  3. Осмысление содержания: составление кластера и пересказ.

III. Аналитический этап

  1. Проблемный анализ.
  2. Определение критериев оценивания ситуации.
  3. Нахождение путей решения проблем.

IV. Итоговая презентация решения проблем

Возможные варианты групповой работы:

I. Проблемы

  1. Малые силы рязанцев.
  2. Отсутствие помощи извне.
  3. Слабое вооружение русских.

II. Критерии проблем

  1. Раздробленность Руси.
  2. Нежелание других князей помочь.
  3. Отсутствие сильного войска.

III. Пути решения

  1. Единство Руси политическое и военное.
  2. Сильная политическая власть.
  3. Наличие боеспособного войска у русских.

IV. Рефлексия

  1. Гибели Рязани не произошло, если бы…
  2. Татары стремились покорить Рязань, т.к….
  3. Защитники города знали, что конец близок, т.к….
  4. Рязанцы упорно защищались, потому что…
  5. Рязань была взята татарами благодаря…