Открытый урок "Иноземные нашествия на Русь в XIII веке"

Разделы: История и обществознание


Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы.

Форма урока: Комбинированный урок с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности.

Цели урока:

Образовательная: расширить представления учащихся о событиях истории России XIII века, работа с понятийным аппаратом,

Развивающая: содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией, перевода ее в другую знаковую систему, развитию мышления и речи,

Воспитательная: Содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма.

Средства обучения: Ноутбук, интерактивная доска, проектор, карта, портреты деятелей, сюжетные иллюстрации, исторические источники, тестовые задания, ресурсы Интернет.

Внутрипредметные связи: Крестовые походы, нашествие Батыя на Польшу и Венгрию.

Межпредметные связи: География (работа с картой), обществознание.

Основные термины: Татаро-монголы, курултай, улус, Золотая Орда, дань, ярлык, иго, перепись, баскак, Тевтонский орден, Ливонский Орден.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Проверяется количество присутствующих. Определяется тема урока, цели и задачи (выступление преподавателя, сопровождаемое презентацией).

Задачи

  • Дать характеристику иноземным нашествиям с Запада и с Востока;
  • Познакомиться с основными терминами;
  • Рассмотреть отдельные исторические факты и явления;
  • Определить роль личности в историческом процессе, на примере Александра Невского, Хана Батыя, а так же представителей простого народа.
  1. Текущий контроль: проверка усвоения ранее изученного материала.

Проводится в виде фронтального опроса.

Вопросы:

  • Каковы причины политической раздробленности на Руси?
  • Каковы последствия политической раздробленности? Выделите из них положительные и отрицательные.
  • Что означает лествичный порядок передачи власти? Каковы его последствия.
  • Назовите основные княжества и покажите их на карте.
  • Дайте характеристику системам управления, сложившимся в основных княжествах.

Несколько учащихся выполняют задания по карточкам (Приложение 1)

  1. Изучение нового материала:

Мотивация:

Феодальная раздробленность привела к таким негативным последствиям, как ослабление обороноспособности страны. В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.

В ходе изучения данной темы мы будем знакомиться с новыми терминами, (определения к ним подготовил один из учащихся - выступление).

Задание:

Предлагаю вам написать в тетради несколько предложений о том, что вы знаете о татаро-монголах.

А теперь прочитайте текст учебника о татаро-монгольском нашествии и сделайте заметки на полях:

+ знал раньше;

- не знал, не указал;

v указал правильно;

Осмысление:

(происходит в результате самостоятельной деятельности учащихся)

Давайте подробнее познакомимся с иноземными нашествиями, начав с Чингизхана.

(выступление учащегося с опережающим заданием)

ВОПРОС: Дайте характеристику личности и деятельности Чингисхана.

ВОПРОС: Дайте характеристику устройству татаро-монгольского войска.

ВОПРОС: Как разделилось государство после смерти Чингисхана.

Вы знаете, что нашествия на Русь шли практически одновременно как с Востока, так и с Запада, поэтому для удобства изучения предлагаю вам составить синхронную таблицу (Приложение 2) по &23 учебника, с 142-145, можно использовать карту.

(составление таблицы, после чего проверяется правильность ее заполнения совместно с учителем, по мере необходимости выступает учащийся, готовивший определения для терминов)

ВОПРОС: Какой вывод можно сделать из данной таблицы?

ВОПРОС: Благодаря кому удалось отразить нашествие с Запада?

(Выступление учащегося с докладом об Александре Невском)

ВОПРОС: Какие битвы были выиграны Александром Невским?

С 80-83 Дидактических материалов рассказывают о Ледовом побоище, ЗАДАНИЕ: прочитайте, пожалуйста, текст и составьте план битвы.

ЗАДАНИЕ: прочитайте текст и при его помощи составьте рассказ используя карту.

(Выступление учащегося о Евпатии Коловрате)

ВОПРОС: Какую роль играли простые люди в борьбе с иноземцами?

ВОПРОС: Почему авторы этих источников не забыли упомянуть об этих людях?

  1. Рефлексия:

(Проводится в форме устного опроса и тестирования)

Вернемся к задачам нашего урока, необходимо проверить, достигнуты они или нет.

ЗАДАНИЕ: Решите тест (Приложение 3) и ответьте письменно на вопросы

  • Что я нового узнал на уроке?
  • Как узнал?
  • Как оцениваю свою работу?
  1. Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.

Оценки выставляются учащимся, учитывая их собственные оценки, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий.

Домашнее задание: &23, подготовить доклады о центрах, претендующих на главенствующую роль (Тверь, Москва), а также о Куликовской битве.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка- задание

Вариант 1

  1. Перечислить причины принятия христианства.
  2. Назвать первых Киевских князей, дать характеристику одному из них.

Карточка-задание

Вариант 2

  1. Перечислить последствия принятия христианства.
  2. Чем известна княгиня Ольга?

Карточка-задание

Вариант3

  1. Назовите главный торговый путь на территории Руси.
  2. Почему христианство приняли именно от Византии?

Карточка-задание

Вариант 4

1.Вывести определение понятия “политическая раздробленность”.

2. Перечислить категории зависимого населения на Руси.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Линии сравнения

Вторжения с Востока

Вторжения с Запада

Кто?

   

Причины

   

Основные события.

   

Итог.

   

Значение.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

№1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?

1) IX в.

2) X в.

3)XI в.

4)XII в.

№2. Кто из названных лиц учавствовал в обороне Рязани?

1) Сергей Радонежский

3) патриарх Никон

2) Евпатий Коловрат

4) Нил Сорский

№3. С кем воевал Александр Невский в Ледовом побоище?

1) татаро-монголы

2) хазары

3) половцы

4) шведы

№4. Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь.

“Он посылал послов к странам, говоря: “Хочу идти на Вас”.

1) Олег Вещий

2) Игорь

3) Святослав

4) Владимир Святой

№5. Прочтите отрывок из источника XIII в. и назовите князя, о котором идет речь.

“И пошел он на немецкую землю с великой силой… Войска сошлись на Чудском озере… И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди…”.

№6. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?

1) вхождение русских княжеств в состав Золотой Орды

2) распад Древнерусского государства на княжества и земли

3) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами

4) оживление торговых связей с Востоком.

№9. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял

1) Чингисхан 2) Батый 3) Мамай 4) Тохтамыш

№10. Какое из указанных произведений было создано в XVII в.?

1) Повесть о разорении Рязани Батыем 3) Повесть о Ерше Ершовиче
2) Письма русского путешественника 4) Юности честное зерцало

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧИКИ

  1. “Повесть о разорении Рязани Батыем”.
  2. “Житие Александра Невского”

ЛИТЕРАТУРА

  1. Учебник “История”/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, “Академия 2011 год.
  2. Дидактические материалы к учебнику “История” В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков.