Тип урока: Изучение нового материала с элементами практической работы.
Форма урока: Комбинированный урок с элементами поисковой, практической и самостоятельной деятельности.
Цели урока:
Образовательная: расширить представления учащихся о событиях истории России XIII века, работа с понятийным аппаратом,
Развивающая: содействовать формированию навыков работы с разного вида исторической информацией, перевода ее в другую знаковую систему, развитию мышления и речи,
Воспитательная: Содействовать эмоциональному восприятию трагических событий прошлого, способствовать формированию патриотизма.
Средства обучения: Ноутбук, интерактивная доска, проектор, карта, портреты деятелей, сюжетные иллюстрации, исторические источники, тестовые задания, ресурсы Интернет.
Внутрипредметные связи: Крестовые походы, нашествие Батыя на Польшу и Венгрию.
Межпредметные связи: География (работа с картой), обществознание.
Основные термины: Татаро-монголы, курултай, улус, Золотая Орда, дань, ярлык, иго, перепись, баскак, Тевтонский орден, Ливонский Орден.
ХОД УРОКА
- Организационный момент.
Проверяется количество присутствующих. Определяется тема урока, цели и задачи (выступление преподавателя, сопровождаемое презентацией).
Задачи
- Дать характеристику иноземным нашествиям с Запада и с Востока;
- Познакомиться с основными терминами;
- Рассмотреть отдельные исторические факты и явления;
- Определить роль личности в историческом процессе, на примере Александра Невского, Хана Батыя, а так же представителей простого народа.
- Текущий контроль: проверка усвоения ранее изученного материала.
Проводится в виде фронтального опроса.
Вопросы:
- Каковы причины политической раздробленности на Руси?
- Каковы последствия политической раздробленности? Выделите из них положительные и отрицательные.
- Что означает лествичный порядок передачи власти? Каковы его последствия.
- Назовите основные княжества и покажите их на карте.
- Дайте характеристику системам управления, сложившимся в основных княжествах.
Несколько учащихся выполняют задания по карточкам (Приложение 1)
- Изучение нового материала:
Мотивация:
Феодальная раздробленность привела к таким негативным последствиям, как ослабление обороноспособности страны. В XIII в. народам Руси пришлось вынести тяжелую борьбу с иноземными захватчиками. С востока на Русь обрушились полчища татаро-монгольских завоевателей. С запада русские земли подвергались агрессии немецких, шведских и датских рыцарей — крестоносцев. Исход героической борьбы с захватчиками надолго определил исторические судьбы народов нашей страны, оказал огромное влияние на их дальнейшее экономическое и государственно-политическое развитие, привел к значительным изменениям в этнической и политической карте Восточной Европы и Средней Азии.
В ходе изучения данной темы мы будем знакомиться с новыми терминами, (определения к ним подготовил один из учащихся - выступление).
Задание:
Предлагаю вам написать в тетради несколько предложений о том, что вы знаете о татаро-монголах.
А теперь прочитайте текст учебника о татаро-монгольском нашествии и сделайте заметки на полях:
+ знал раньше;
- не знал, не указал;
v указал правильно;
Осмысление:
(происходит в результате самостоятельной деятельности учащихся)
Давайте подробнее познакомимся с иноземными нашествиями, начав с Чингизхана.
(выступление учащегося с опережающим заданием)
ВОПРОС: Дайте характеристику личности и деятельности Чингисхана.
ВОПРОС: Дайте характеристику устройству татаро-монгольского войска.
ВОПРОС: Как разделилось государство после смерти Чингисхана.
Вы знаете, что нашествия на Русь шли практически одновременно как с Востока, так и с Запада, поэтому для удобства изучения предлагаю вам составить синхронную таблицу (Приложение 2) по &23 учебника, с 142-145, можно использовать карту.
(составление таблицы, после чего проверяется правильность ее заполнения совместно с учителем, по мере необходимости выступает учащийся, готовивший определения для терминов)
ВОПРОС: Какой вывод можно сделать из данной таблицы?
ВОПРОС: Благодаря кому удалось отразить нашествие с Запада?
(Выступление учащегося с докладом об Александре Невском)
ВОПРОС: Какие битвы были выиграны Александром Невским?
С 80-83 Дидактических материалов рассказывают о Ледовом побоище, ЗАДАНИЕ: прочитайте, пожалуйста, текст и составьте план битвы.
ЗАДАНИЕ: прочитайте текст и при его помощи составьте рассказ используя карту.
(Выступление учащегося о Евпатии Коловрате)
ВОПРОС: Какую роль играли простые люди в борьбе с иноземцами?
ВОПРОС: Почему авторы этих источников не забыли упомянуть об этих людях?
- Рефлексия:
(Проводится в форме устного опроса и тестирования)
Вернемся к задачам нашего урока, необходимо проверить, достигнуты они или нет.
ЗАДАНИЕ: Решите тест (Приложение 3) и ответьте письменно на вопросы
- Что я нового узнал на уроке?
- Как узнал?
- Как оцениваю свою работу?
- Подведение итогов, выставление оценок, объяснение домашнего задания.
Оценки выставляются учащимся, учитывая их собственные оценки, работу на уроке и правильность решения тестовых заданий.
Домашнее задание: &23, подготовить доклады о центрах, претендующих на главенствующую роль (Тверь, Москва), а также о Куликовской битве.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Карточка- задание
Вариант 1
- Перечислить причины принятия христианства.
- Назвать первых Киевских князей, дать характеристику одному из них.
Карточка-задание
Вариант 2
- Перечислить последствия принятия христианства.
- Чем известна княгиня Ольга?
Карточка-задание
Вариант3
- Назовите главный торговый путь на территории Руси.
- Почему христианство приняли именно от Византии?
Карточка-задание
Вариант 4
1.Вывести определение понятия “политическая раздробленность”.
2. Перечислить категории зависимого населения на Руси.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Линии сравнения |
Вторжения с Востока |
Вторжения с Запада |
Кто? |
||
Причины |
||
Основные события. |
||
Итог. |
||
Значение. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
№1. В каком веке была создана Русская Правда – свод законов Древнерусского государства?
1) IX в. |
2) X в. |
3)XI в. |
4)XII в. |
№2. Кто из названных лиц учавствовал в обороне Рязани?
1) Сергей Радонежский |
3) патриарх Никон |
2) Евпатий Коловрат |
4) Нил Сорский |
№3. С кем воевал Александр Невский в Ледовом побоище?
1) татаро-монголы |
2) хазары |
3) половцы |
4) шведы |
№4. Прочтите отрывок из источника и укажите имя киевского князя, о котором идет речь.
“Он посылал послов к странам, говоря: “Хочу идти на Вас”.
1) Олег Вещий |
2) Игорь |
3) Святослав |
4) Владимир Святой |
№5. Прочтите отрывок из источника XIII в. и назовите князя, о котором идет речь.
“И пошел он на немецкую землю с великой силой… Войска сошлись на Чудском озере… И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди…”.
№6. Что из названного относится к последствиям ордынского ига?
1) вхождение русских княжеств в состав Золотой Орды |
2) распад Древнерусского государства на княжества и земли |
3) нарушение сложившихся связей Руси с европейскими государствами |
4) оживление торговых связей с Востоком. |
№9. Во главе монгольского войска, двинувшегося на Русь в 1237 г., стоял
1) Чингисхан | 2) Батый | 3) Мамай | 4) Тохтамыш |
№10. Какое из указанных произведений было создано в XVII в.?
1) Повесть о разорении Рязани Батыем | 3) Повесть о Ерше Ершовиче |
2) Письма русского путешественника | 4) Юности честное зерцало |
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧИКИ
- “Повесть о разорении Рязани Батыем”.
- “Житие Александра Невского”
ЛИТЕРАТУРА
- Учебник “История”/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков, Москва, “Академия 2011 год.
- Дидактические материалы к учебнику “История” В.В.Артемов, Ю.Н. Лубченков.