Лабораторный метод изучения истории

Разделы: История и обществознание, Презентация к уроку


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Последнее время передовые педагоги обеспокоены рядом недостатков в преподавании истории. "Современная школа своим догматизмом в преподавании заглушает, забивает своих учеников, приучает их к пассивности. У учащихся вырабатывается привычка делать заключения на основании одного наблюдения, исходя из одного факта". Для преодоления этих недостатков в преподавании истории и внедряются новые методы, среди которых следует назвать лабораторный метод обучения. Основной смысл этого метода можно выразить следующими словами, принадлежащими одному из знаменитых историков начала ХХ века Р.Ю. Випперу: "Человек должен быть вооружен не правилами жизни, а средствами, орудиями для отыскания истины. Отсюда необходимо приучать учащихся анализировать, делать самостоятельные заключения". Одним из первых идею о необходимости работать на уроке с документами высказал и пытался практически реализовать известный историк и методист Н.А. Рожков. Ознакомление с первоисточниками Рожков считал "одним из наиболее могучих и плодотворных орудий преподавания истории. Уже одно то, что учащиеся видят перед собой старинный документ, старое сочинение: которое оно изучают, способен возбудить в них очень живой и чрезвычайно напряженный интерес". Первостепенное значение он придавал источникам историческим, литературным, документальным и вещественным. Рожков считал, что нужно изучать документы, формируя на их основе общие выводы. Самым важным пособием по истории, по мнению исследователя, должен стать первоисточник. Лабораторный метод позволяет решить следующие задачи обучения истории:

  1. Развивать у учащихся интерес к родной истории;
  2. Формировать умение понимать смысл происходящих событий и явлений;
  3. Подготовить почву для формирования правильного, "на исторической почве лежащего мировоззрения";
  4. Вырабатывать умение самостоятельно изучать историю, ее источники.

Термин "лабораторный метод" впервые появился в книге С.В. Фарфоровского "Лабораторный метод преподавания истории". Вот как он описал суть этого метода: "лабораторный метод преподавания состоит в том, что объясняя неизвестный исторический вывод, учащегося заставляют повторять весь ход мыслей, приводящих к определенному, заранее намеченному положению, делая это на простейшем примере (на ряде искусно подобранных отрывков документов). Заранее рассчитывается так, чтобы к желаемому выводу ученик пришел сам с наименьшей затратой сил и энергии. Он должен преодолеть в облегченном, схематизированном виде всю эту эволюцию мысли, какую проделал ученый при выводе того или другого положения". Учеников более всего интересует самостоятельно сделанное наблюдение и выводы, закрепляющиеся в их памяти "без скучной отупляющей зубрежки".

По применению лабораторного метода развернулась широкая дискуссия. Указывается на трудности его практического применения, на недостаток документального материала, на неадаптированность текстов документов.

Лабораторный метод преподавания истории, конечно, нельзя абсолютизировать, но изгнать его из методики преподавания также нельзя, необходимо периодически пользоваться этим методом. Пусть эта работа будет эпизодична и лишь местами вкраплена в общий ход преподавания, она все-таки ведет учащихся в сущность научно-исследовательской работы.

Таким образом, историки и методисты пришли к мнению, что лабораторный метод надо применять на определенном количестве уроков, чтобы познакомить учащихся с элементами исследовательской работы, приобщить их к реконструкции фактов прошлого.

Такие уроки, несомненно, активизируют самостоятельную мыслительную деятельность учащихся и подтверждают принцип организации современного урока: "чем меньше учитель говорит, тем лучше он преподает".

Я предлагаю методическую разработку урока "Внешняя политика СССР накануне Второй мировой войны" с использованием лабораторного метода.

ТЕМА УРОКА: ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР НАКАНУНЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Цели урока:

  • Образовательная: подвести учащихся к пониманию основных принципов внешней политики СССР накануне Второй мировой войны, показать значение подписания Договора о ненападении, дать оценку Секретного дополнительного протокола
  • Развивающая: способствовать развитию умений работать с историческими документами, проводить их анализ; давать собственную оценку историческим событиям.
  • Воспитательная: способствовать воспитанию патриотизма, любви к Родине, толерантности

Тип урока: усвоение новых знаний

Оборудование: видеофильм "История России 20 век. 20-30 годы", презентация, раздаточный материал с документами: "Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом", "Секретный дополнительный протокол", фотографии.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент.

Преподаватель: Мы должны знать историю прошлого, чтобы не допустить ошибок в будущем. Тема нашего сегодняшнего урока актуальна по сей день. Нельзя безоговорочно доверять политическим оппонентам, в том числе и во внешней политике, чтобы не допустить непростительных ошибок, которые могут привести к трагедии, как это случилось накануне Великой Отечественной войны. События, которые мы сегодня изучим тому подтверждение.

2. Актуализация знаний.

Беседа с учащимися:

1. Каковы были основные направления внешней политики СССР в 20-е годы?

2. Как изменилась позиция СССР во внешней политике в 30-е годы?

3. В связи с чем произошло такое изменение?

4. Удалось ли СССР создать систему коллективной безопасности?

3. Изучение нового материала.

Преподаватель: На протяжении всего третьего десятилетия ХХ века мир медленно вползал во Вторую мировую войну: захват Маньчжурии Японией, агрессия Италии против Абиссинии, германо-итальянская агрессия против Испанской республики, аншлюс Австрии, Мюнхенский сговор и раздел Чехословакии. В условиях, когда из локальных войн могла разгореться мировая война правительства Англии, Франции и США ведут сложную противоречивую международную политику. "Нам всем известно желание Германии двинуться на Восток. Если бы он (Гитлер) двинулся на восток, мое сердце не разорвалось бы: Если бы в Европе дело дошло до драки, то я хотел бы чтобы это была драка между большевиками и нацистами" - так заявил премьер-министр Великобритании Болдуин еще в 1936 г. Эта позиция соединила в общую цепь политику "умиротворения" агрессоров, потворство нацизму в его планах о жизненном пространстве. Советский Союз не добился цели создать систему коллективной безопасности, но вплоть до августа 1939 г. руководство страны не теряло надежду объединиться с Англией и Францией против Германии.

17 апреля 1939 г. советское правительство предложило западным державам Англии и Франции заключить тройственный союз о взаимной помощи, основанный на равенстве обязательств и военную конвенцию:

1. "Англия, Франция и СССР заключают между собой соглашение сроком 5 - 10 лет о взаимном обязательстве оказывать незамедлительную всяческую помощь, включая военную в случае агрессии в Европе против любого из договаривающихся государств.

2. Англия, Франция и СССР обязуются оказывать помощь, в том числе и военную восточноевропейским государствам, расположенным между Балтийским и Черным морем".

К сожалению, советские предложения не встретили поддержки.

В мае 1939 г. англичане вносят свой проект договора, суть которого сводится к одностороннему обязательству СССР в случае агрессии Германии против Англии или Франции вступить в войну против Германии. Эти условия договора не были приемлемы для советской стороны.

Хотя англо-франко-советские переговоры апреля-июля 1939 г. не дали результатов, по инициативе Советского Союза в Москву были приглашены военные миссии Англии и Франции. Неуполномоченные подписать договор военные миссии тянули время, не предпринимая решительных шагов.

В этих условиях Сталин все больше думал о бесперспективности англо-франко-советских переговоров и все меньше колебался в сближении с Германией.

Большую заинтересованность в таком сближении проявляла и Германия. По инициативе Сталина Молотов дал понять немецкому послу в Москве Шуленбургу, что стоило бы вернуться к немецким предложениям о заключении пакта о ненападении между СССР и Германией. Гитлеру нужен был такой договор, чтобы развязать себе руки в Европе. Он нервничал, ожидая решительных действий Кремля. Поборов гордость, Гитлер лично подписал телеграмму Сталину, прося срочно принять Риббентропа 22 или 23 августа. "Заключение пакта с Советским Союзом означает лично для меня, - писал Гитлер,- установление долгосрочного курса политики Германии".

Утром 20 августа 1939 г. Ворошилов положил перед Сталиным доклад, что переговоры военных миссий зашли в тупик. 21 августа Сталин ответил Гитлеру согласием на прием Риббентропа в Москве 23 августа. "Хватит игр, - раздраженно бросил Сталин". По его мнению, выбора уже не осталось, необходимо было пойти на сближение с Германией. В связи с этим и ожидали приезд в Москву германского министра внутренних дел Риббентропа.

22 августа два самолета с немецкой делегацией вылетели в Москву из Берлина. Но до советской границы они могли и не долететь, в результате несогласованных действий ПВО в коридоре пролета в районе Великих Лук самолеты были обстреляны и лишь по счастливой случайности не были сбиты. Старший пилот в своем отчете о полете, помимо всего прочего, писал: "Так как мы шли на посадку с выключенными моторами, я услышал, как Риббентроп говорил сопровождающим его советникам: "Партия, которую нам предстоит сыграть, обещает быть трудной. Нужно усыпить недоверие советских руководителей - завтра, как и сегодня, они останутся нашими врагами. Придет время, и свастика заполощется здесь на месте серпа и молота".

24 августа газета "Правда" писала: "23 августа в час дня в Москву прибыл министр иностранных дел Германии господин Иоахим фон Риббентроп. На центральном аэропорте его встречали заместители народного комиссара иностранных дел - В.П.Потемкин, внешней торговли - М.С.Степанов, внутренних дел - В.Н.Меркулов. 23 августа в 3.30 состоялась первая беседа председателя Совнаркома и Наркоминдел тов. Молотова с министром иностранных дел Германии Риббентропом. Беседа проходила в присутствии тов. Сталина и немецкого посла в СССР Шуленбурга и продолжалась около трех часов. После перерыва в 10 часов вечера беседа была продолжена и завершилась подписанием Договора о ненападении".

- Самостоятельная работа учащихся с документом "Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом":

Задание для учащихся:

Проанализируйте текст документа и ответьте на вопросы:

  1. Нарушал ли договор интересы других государств?
  2. Соответствовал ли он нормам международного права тех лет?
  3. На сколько лет был заключен договор?
  4. Какое значение имело заключение этого договора для СССР?

- Коллективное обсуждение поставленных вопросов.

ВЫВОД: союз с Германией отодвинул для Советского Союза сроки начала войны, он же обеспечил Гитлеру надежный тыл для покорения Польши и Западной Европы.

Преподаватель: Советско-германский договор о ненападении 1939 г. сопровождался строго Секретным протоколом, который как и договор подписали Молотов и Риббентроп. Суть протокола - разграничение "сфер влияния" СССР и Германии в Восточной Европе. Ни в советском, ни в немецком архивах оригиналы этого документа до сих пор не обнаружены. Находящиеся в научном обороте тексты имеют своим первоисточником микрофильмы, которые были сделаны в конце войны. На допросе в Нюрнбергской тюрьме, который состоялся 19 февраля 1947 г., немецкий дипломат Пауль Отто Шмидт рассказал, что микрофильмирование началось по указанию Риббентропа в 1943-1944 гг., затем микрофильмы с частью архивов МИД Германии были вывезены сначала в Крюмхюбель (Силезия), а затем в Мюльхаузен (Тюрингия). Весной 1945 г. поступило указание уничтожить архивы. Этим, в частности, занимался советник и переводчик канцелярии министра Карл фон Лёш. На свой страх и риск он не стал уничтожать микрофильмы, а положил их в жестяную коробку, обмотал ее промасленной тряпкой и зарыл в парке замка Шёнберг под Мюльхаузеном. 12 мая 1945 г. фон Лёш рассказал о спрятанной коробке британскому подполковнику Роберту Томсону, а тот ввел в курс дела американцев. Коробка была выкопана и доставлена в Лондон, где американцы сделали дубликаты всех микрофильмов. Всего оказалось 20 катушек, на которых было заснято 9725 страниц документов. Среди них были документы, подписанные в Москве 23 августа 1939 г., включая Дополнительный протокол. 23 мая 1946 г. протокол впервые публикуется в газете "Сан Луи пост диспетч". До этого его содержания не знала не только общественность, но и Верховный Совет СССР, не знало об этом и Политбюро ЦК партии.

- Давайте познакомимся с текстом этого протокола.

- Самостоятельная работа учащихся с текстом документа "Секретный дополнительный протокол"

Задание для учащихся:

Проанализируйте документ и ответьте на вопросы:

  1. Каково основное содержание документа.
  2. Нарушал ли договор интересы других государств?
  3. Соответствовал ли он нормам международного права?
  4. Какую оценку можно дать этому документу?

- Коллективное обсуждение поставленных вопросов.

ВЫВОД: Секретный дополнительный протокол разграничивал сферы обоюдных интересов Германии и СССР. Германия отказывалась от претензий на Украину и Прибалтику, от планов экспансии в районы Восточной и Юго-Восточной Европы. В случае войны между Германией и Польшей немецкие войска обязались не вторгаться в Латвию, Эстонию, Финляндию и Бесарабию, а вступив в Польшу не продвигаться дальше рек Нарев, Висла и Сан.

1 сентября 1939 г. Германия напала на Польшу, началась Вторая мировая война. 17 сентября 1939 г. войска Красной Армии перешли польскую границу и взяли под контроль Западную Белоруссию и Западную Украину. Так начал притворяться в жизнь Секретный протокол.

Закрепление: показ фрагмента учебного видеофильма "Внешняя политика СССР в 30-е годы"

Преподаватель: Итак, осознавая неизбежность новой войны, СССР пытался создать систему коллективной безопасности, но эта попытка потерпела неудачу. В 1939 г. СССР заключил пакт о ненападении с Германией. Тем самым Сталин пытался, оставшись в стороне от европейского конфликта, укрепить свое влияние на бывших территориях Российской Империи и мобилизовать ресурсы для неизбежной войны с Германией. Историки до сих пор спорят о том, насколько пакт приблизил начало Второй мировой войны и способствовал укреплению безопасности СССР.

Первичный контроль знаний по теме: выполнение заданий в тестовой форме.

Взаимоконтроль: поменяйтесь тетрадями с выполненными заданиями, проверьте работу товарища и поставьте соответствующую оценку.

Рефлексия.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание: п.51 , стр. 219 - 227.


Приложение

ЛИСТ С ЗАДАНИЯМИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

ЗАДАНИЕ № 1

Проанализируйте текст документа "Договор о ненападении" и ответьте на вопросы:

  1. Нарушал ли договор интересы других государств?
  2. Соответствовал ли он нормам международного права тех лет?
  3. На сколько лет был заключен договор?
  4. Какое значение имело заключение этого договора для СССР?

ЗАДАНИЕ № 2

Проанализируйте документ "Секретный дополнительный протокол" и ответьте на вопросы:

  1. Каково основное содержание документа.
  2. Нарушал ли договор интересы других государств?
  3. Соответствовал ли он нормам международного права?
  4. Какую оценку можно дать этому документу?

ДОГОВОР О НЕНАПАДЕНИИ МЕЖДУ ГЕРМАНИЕЙ И СОВЕТСКИМ СОЮЗОМ

От 23 августа 1939 г.

Правительство СССР и Германии, руководимые желанием укрепления дела мира между СССР и Германией и исходя из основных положений договора о нейтралитете, заключенного между СССР и Германией в апреле 1926 г., пришли к следующему соглашению:

Статья 1

Обе Договаривающиеся Стороны обязуются воздерживаться от всякого насилия, от всякого агрессивного действия и всякого нападения в отношении друг друга, как отдельно, так и совместно с другими державами.

Статья 2

В случае, если одна из Договаривающихся Сторон окажется объектом военных действий со стороны третьей державы, другая договаривающаяся сторона не будет поддерживать ни в какой мере эту державу.

Статья 3

Правительства обеих Договаривающихся Сторон останутся в будущем в контакте друг с другом для консультаций, чтобы информировать друг друга о вопросах затрагивающих их общие интересы.

Статья 4

Ни одна из Договаривающихся Сторон не будет участвовать в какой либо группировке держав, которая прямо или косвенно направлена против другой стороны.

Статья 5

В случае возникновения споров или конфликтов между Договаривающимися Сторонами по вопросам того или иного рода обе стороны будут решать эти споры или конфликты исключительно мирным путем, в порядке дружеского обмена мнениями или в нужных случаях путем создания комиссий по урегулированию конфликта.

Статья 6

Настоящий договор заключается сроком на 10 лет с тем, что, поскольку одна из Договаривающихся Сторон не денонсирует его за год до истечения срока, срок действия договора будет считаться автоматически продленным на следующие 5 лет.

Статья 7

Настоящий договор подлежит ратификации в возможно короткий срок. Обмен ратификационными грамотами должен произойти в Берлине. Договор вступает в силу немедленно после его подписания.

Составлен в двух оригиналах, на немецком и русском языках в Москве 23 августа 1939 г.

По уполномочию Правительства СССР В. Молотов

За правительство Германии Риббентроп

СЕКРЕТНЫЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ПРОТОКОЛ

По случаю подписания пакта о ненападении между Германией и Союзом Советских Социалистических Республик ниже подписавшиеся представители обеих сторон обсудили в строго конфиденциальных беседах вопрос о разграничении их сфер влияния в Восточной Европе.

Эти беседы привели к соглашению в следующем:

  1. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих прибалтийским государствам (Финляндии, Эстонии, Литве, Латвии), северная граница Литвы будет являться чертой, разделяющей сферы влияния Германии и СССР. В этой связи заинтересованность Литвы в районе Вильно признана обеими сторонами.
  2. В случае территориальных и политических преобразований в областях, принадлежащих Польскому государству, сферы влияния Германии и СССР будут разграничены приблизительно по линии рек Нарев, Висла и Сан.
  3. Вопрос о том, желательно ли в интересах обеих сторон сохранение независимости Польского государства и о границах такого государства будет окончательно решен лишь ходом будущих политических событий. В любом случае оба правительства решат этот вопрос путем дружеского согласия.
  4. Касательно юго-восточной Европы советская сторона указала на свою заинтересованность в Бессарабии. Германская сторона ясно заявила о полной политической незаинтересованности в этих территориях.
  5. Данный протокол рассматривается обеими сторонами как строго секретный.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

1. На какие страны СССР возлагал надежды в деле создания системы коллективной безопасности:

а. США, Германия Франция

б. США, Англия, Франция

в. США, Германия Англия

2. Как называется договор о ненападении между Германией и СССР

а. пакт Молотова - Риббентропа

б. пакт Чемберлена - Микояна

в. антикоминтерновский пакт

г. пакт Гитлера - Сталина

3. После заключения договора о ненападении с Германией СССР имел возможность

а. выступить с новой инициативой в Лиге Наций

б. выиграть время для укрепления обороноспособности страны

в. начать политическое расширение границ на восток

4. Что характерно для внешней политики СССР конца 30-х - начала 40-х годов

а. сохранение в неизменном виде своих границ

б. присоединение новых территорий

в. отказ от переговоров со странами, отличавшимися агрессивной внешней политикой

5. С какого события началась Вторая мировая война

а с нападения Германии на Францию

б. с нападения Германии на Голландию

в. с нападения Германии на Польшу

г. с нападения Германии на СССР

ЕСЛИ ТЫ ОТВЕТИЛ ВЕРНО:

Вопрос Оценка
5 5
4 4
3 3
2-1-0 2