Химия
-
Игра "Брейн-ринг" в 8-м классе 2009
Внеклассное мероприятие для учащихся 8-х классов проведено в рамках предметной декады кафедры естественно-научных дисциплин. Игра командная, включает вопросы по химии, биологии и географии, на каждый вопрос дан ответ. Занятие рассчитано на 60 минут. Кроме интеллектуальных заданий, в разработку включены занимательные опыты по химии, интересные химические загадки.
-
Периодическая система и периодические законы 2009
Урок проводится в 9-м классе для учащихся, использующих учебник О.С. Габриеляна. Он рассчитан на обобщение знаний об особенностях строения Периодической системы, а также направлен на выявление причин этих особенностей. Учащиеся знакомятся с этапами открытия Периодического закона, выявляют причины невозможности других более простых классификаций. Данная методическая разработка объединяет как теоретическую часть, так и экспериментально-практическую, что дает возможность не только изучить материал, но и закрепить практические навыки при проведении эксперимента. Ярким оформлением урока является презентация. Она помогает лучшему усвоению данного материала.
-
Великий химик земли Сибирской 2009
Внеклассное мероприятие проводится перед экскурсионной поездкой в г. Тобольск, на родину великого русского химика Д.И. Менделеева. Мероприятие направлено на изучение учащимися биографии людей, родившихся в Тюменской области и внесших огромный вклад в развитие химической науки.
-
Минеральные удобрения 2009
Урок с использованием технологии работы в группах, в ходе которого формируются представления о минеральных удобрениях как о химических веществах, развивается умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, закрепление знаний осуществляется в тестовой форме. К уроку прилагается иллюстративный материал в виде презентации.
-
"Камни-самоцветы". Интегрированный урок (география + химия) в разделе "Литосфера" 2009
Урок расширяет познания учеников о процессах в земной коре, учит различать минералы.
-
Вводно-ознакомительный курс для 9-х классов (сфера Человек – Природа) "Азбука экологии" 2009
Разработка вводно-ознакомительного курса "Азбука экологии" предназначена для учащихся 9-го класса, участвующих в предпрофильной подготовке. Это двухчасовое занятие в сфере Человек-Природа. Оно включает в себя небольшой теоретический материал по профессиям, разработку мини-проектов (профессиональные пробы), их защиту и рефлексию. Разработку можно использовать для внеклассной работы по экологии, химии.
-
Компьютерные технологии как средство развития познавательной активности учащихся 2009
Предлагаем вашему вниманию урок в 10-м классе по теме "Кислородсодержащие органические вещества", который мы проводим в форме игры с использованием компьютера. Цель игры: закрепление, обобщение и систематизация знаний об основных классах кислородсодержащих органических веществ, повышение познавательной активности средствами игры, расширение научного, литературного и творческого потенциала учащихся.
-
Вечер "Дмитрий Иванович Менделеев в поэзии" 2009
В работе представлен конспект внеклассного мероприятия к 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева. Материал основан на самостоятельной поисковой работе учащихся с использованием справочного материала, сборников стихотворений клинских поэтов, встреч с местными поэтами и сотрудниками музея-усадьбы Д.И. Менделеева "Боблово". В работе рассмотрены лишь некоторые стихотворения о Д.Менделееве, чтобы каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем, почувствовать себя современником великого ученого, его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком.
-
Конкурс "Инструментальные исследования окружающей среды" как промежуточный итог исследовательской работы школьников 2009
В статье приведено описание конкурса для школьников, который проходит ежегодно в течение четырех лет в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, его особенности, некоторые методические рекомендации.
-
Количество вещества, моль, молярная масса и молярный объем 2009
Для объяснения темы используется математический метод - масса вещества в граммах, численно равная атомной или молекулярной массе, делится на массу атома в граммах или массу молекулы в граммах, при этом каждый раз получается одно и то же число. Таким образом, учащиеся наглядно видят, что масса вещества в граммах, равная атомной или молекулярной массе, всегда содержит одно и то же число структурных единиц (атомов или молекул), и называется это число – числом Авогадро. Тема объясняется на двух или трёх уроках.
-
Исследование атмосферного воздуха школьниками в рамках урочной и внеурочной работы 2009
В статье приведен краткий обзор разделов школьных предметов и экологических проектов в дополнительном образовании, в рамках которых идет изучение атмосферного воздуха, упомянуто материально-техническое и методическое оснащение.
-
Материальное и методическое оснащение геохимических исследований на примере Архангельской области 2009
В статье приведено описание методики исследования химического состава минералов и горных пород, а также организации геолого-химической экспедиции на примере региона Архангельской области. Приведен список минералов, методика исследования химического состава минералов без применения растворов, методика исследования химического состава на примере боксита, состав полевой геохимической лаборатории для Архангельской области, а также рекомендации по ее конструкции для других регионов.
-
Материальное и методическое оснащение исследования водных объектов и воды 2009
В статье приведены примеры использования полевых комплектных лабораторий для исследования водных объектов в конкретных образовательных условиях (экспедиции, лагеря), результаты этих исследований и объяснение.
-
Интеграция химии и математики при проведении бинарных уроков 2009
Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков, часто используются в школах в инновационной работе и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например, физики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии. Бинарный урок - это учебное занятие, объединяющее содержание двух предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке. Основной целью бинарных уроков является развитие сотрудничества педагогов и формирование у учащихся убеждения в связности предметов. Мы предлагаем вашему вниманию два бинарных урока, которые демонстрируют применение математических знаний в области химии.
-
Повторение и обобщение знаний по теме "Реакция в растворах электролитов" 2009
Урок позволяет не только обобщить и закрепить знания учащихся по теме, но и расширить представления о роли реакций ионного обмена в природе и жизни человека, а также подготовить их к контрольной и практической работе. Он интересен использованием различных форм работы, особенно ученического эксперимента, способствует развитию навыков самостоятельной работы, работы в парах. Развивает индуктивные и дедуктивные способности учащихся.
-
Компьютерные технологии на уроках химии. Как студенты строили атом 2009
Обучение химии связано с трудностями в познании учащимися сути процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Использование компьютерных технологий при изучении химии позволяет наглядно представить процессы и явления, скрытые от глаз, а потому трудные для восприятия и понимания учащимися. Различные формы работ с использованием компьютера при изучении химии дают возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность.
-
Урок-исследование в 9-м классе "Классификация органических соединений" 2009
Урок должен научить классифицировать органические вещества, проводить исследования, расширить знания учащихся об органических веществах, осуществить перенос знаний в новую ситуацию.
-
Особенности использования технологий модульного обучения на уроках химии 2009
В связи с новым государственным стандартом по химии значительно расширился объем обязательного содержания предмета, но вместе с тем резко сократилось время на его изучение, что вызывает у учащихся затруднения. Разработка модулей по отдельным темам курса химии позволяет "отсечь" все лишнее, всю избыточную информацию, которая чаще всего затрудняет усвоение нового материала, систематизировать и структурировать большой по объему материал и в необходимых пределах уплотнить его.
-
Урок химии по теме "Неметаллы. Общая характеристика неметаллов". 9-й класс 2009
Образовательная цель урока – изучить положение неметаллов в периодической системе; особенности строения атомов, явление аллотропии, электроотрицательность как меру «неметалличности», водородные соединения неметаллов; физические свойства. Методы обучения: словесные (рассказ, объяснение, беседа); иллюстративные (схемы); наглядные (мультимедийное наглядное пособие); проблемно-поисковый. Специально для урока разработаны маршрутный лист учащихся и тест из 10 вопросов для первичной оценки знаний. Учащиеся ведут самопроверку и взаимопроверку.
-
Обобщающий урок в 8-м классе по теме "Кислоты" 2009
Урок проводится как итоговый, после изучения темы "Кислоты". В игре участвуют все учащиеся класса. На обдумывание ответа на различные задания отводится 2-3 минуты. Правильный ответ оценивается определенным количеством баллов, сумма которых подсчитывается при подведении итогов игры. Победители получают оценку "5", а остальные сдают зачет по данной теме.
-
Программа элективного курса неорганической химии "Введение в качественный анализ" для учащихся 9-х классов 2009
Программа элективного курса способствует расширению знаний учащихся о химии как науке. Содержание позволяет развивать идеи базового курса химии основной школы и концентрируется вокруг трех блоков знаний: о веществе, о химической реакции и методах научного эксперимента.
-
Метод проектов на уроке "Оксиды на службе человека" 2009
Использование метода проектов: сочетание теоретических знаний с их практическим применением для решения конкретных задач, примеры возможных проектов.
-
Соли, их классификация и свойства, 8-й класс 2009
В теме "Соли" это первый урок, за которым следует изучение химических свойств солей. Данный урок по своей структуре – комбинированный; в нем проводятся основные этапы этого типа урока: опрос, изучение нового материала, закрепление. Методы работы в течение урока подчинены главному – отработке умений самостоятельно выполнять задания.
-
Интегрированный урок (естествознание + информатика) "Место и роль человека в природе" 2009
Предлагаемый интегрированный урок представляет собой интерактивный электронный конспект в виде web-страницы, входящей в состав web-сайта «Естествознание». Обучающий web-сайт «Естествознание» размещен на официальном web-сайте школы, что дает возможность дистанционного доступа к данному образовательному ресурсу.
-
Интегрированный урок (информатика + химия) по теме "Исследование изменения молярного объема газа в зависимости от условий с использованием табличного процессора MS Excel" 2009
В курсе химии понятие молярного объема газа является центральным внутрипредметным вопросом. Для более глубокого проникновения в суть вопроса на уроке была создана проблемная ситуация и организована самостоятельная деятельность учащихся по ее разрешению с использованием ИКТ.
-
Определение уровня творческого химического мышления учащихся 2009
В теоретической части работы показана возможность формирования творческого химического мышления и основные способы его диагностики. Представлен опыт определения уровня творческого мышления учащихся по адаптированной методике профессора О.С. Зайцева (показаны необходимые подсчеты, определены параметры творческого химического мышления конкретного ученика 8-го класса). Анализ сочинений или ответов на творческие вопросы проводился по следующим показателям: научность описания, уровень развития письменной речи, доля химического аппарата, междисциплинарный характер и обновляемость понятийного аппарата.
-
Обобщающий урок по теме "Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева" 2009
Урок является заключительным по данной теме. Это первый обобщающий урок для учащихся 8-го класса по предмету химия с применением информационных технологий. На уроке ребята совершают увлекательное путешествие в страну "Химический элементарий".
-
Методическая разработка урока химии по теме "Кислоты", 8-й класс 2009
Урок знакомит с составом, названием, классификацией и представителями класса кислот, значением кислот в природе, жизни человека, в промышленности. На уроке прослеживается межпредметная связь между химией и биологией. Рассматривается роль соляной кислоты в пищеварении, гигиена питания.
-
Мастерская построения знаний по теме "Основные классы неорганических соединений" 2009
Этапы мастерской направлены на развитие ключевых компетентностей учащихся. Мастерская включает момент театрализации, индивидуальную и групповую работу, проведение эксперимента, тестовую работу. Рефлексивное задание показывает значимость данной темы в жизни человека.
-
Устный журнал "Человек есть то, что он ест" 2009
Устный журнал, проводимый в течение двух уроков, позволит учителю расширить знания учащихся о здоровом образе жизни, привлечь их внимание к составу продуктов, вызвать желание контролировать потребление вредных пищевых добавок с целью сохранения своего здоровья.