Метод проектов на уроке "Оксиды на службе человека"

Разделы: Химия


Роль школы очень важна в формировании оптимальной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся.

В нашей школе с 1997 года были сформированы архитектурные классы.

Метод проектов как компонент личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся в настоящее время имеет актуальное значение, так как позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.

Он позволяет разнообразить классно-урочную систему занятий, обеспечить более успешное усвоение учебного материала, развивать познавательную деятельность учащихся, самостоятельно приобретать и применять полученные знания, развивать критическое и эвристическое мышление; способствует прогнозировать результаты своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в информационном пространстве.

При изучении химии учащимися архитектурных классов особое внимание уделяется принципу тесной связи науки и практики, что позволяет сознательно и основательно усваивать сведения о химических производствах, об использовании тех или иных веществ в строительстве, в прикладном искусстве, во внешней и внутренней отделке зданий, предметов быта и искусства.

Содержание предмета позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми, что существенно расширяет кругозор учащихся и повышает воспитательный потенциал обучения.

При изучении темы «Оксиды» рассматриваются не только вопросы: классификация, физические и химические свойства оксидов, но и значение их в жизни человека. Оксиды являются основой пигментов акварельных, масляных, темперных красок, играют важную роль в строительстве, в производстве керамических и стеклянных изделий.

При изучении химии у учащихся формируется очень важное понятие зависимости свойств соединений от их химического строения, которое в конечном итоге определяет их применение в промышленности.

В своей педагогической деятельности использую метод проектов как в классно-урочной системе, так и в неурочное время. Задания составляются и подбираются с учетом подготовленности, уровня обученности, мотивации и опыта учащихся. Метод проектов, как технология деятельного подхода в обучении и воспитании учащихся, позволяет им активно включиться в процесс самостоятельного построения нового знания, усвоения новыми способами деятельности, способствует процессу самоопределения и помогает учащемуся адекватно оценить себя.

Ожидаемый результат применения проектной деятельности учащихся определяется прежде всего поставленными задачами. Это повышение интереса у учащихся к предмету, активизация познавательной деятельности, повышение творческой самостоятельности, умение учащихся вносить коррективы в свою деятельность, занимать активную жизненную позицию и целенаправленно готовиться по выбранной специальности.

Тема урока: «Оксиды на службе у человека».

Предмет: химия, МХК, история искусства.

Класс: 10 (профиль - архитектурный).

Характер проекта: межпредметный.

Тип предмета: практико-ориентировочный.

Методы: метод проекта, метод сотрудничества.

Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально.

Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации)

Средства обучения :таблицы, схемы, презентации, подготовленные учащимися.

Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.

Урок 1. «Оксиды. Классификация. Химические свойства. Получение»

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Обеспечить осмысление, восприятие, обобщение и систематизацию

знаний участие о свойствах оксидов, их практического применения.

Оснащение:

  1. Учебник: Гузей Л.С., Суворовцва Т.Т. «Химия 10кл.»- М.; Дрофа, 2004.
  2. Таблица «Классификация оксидов».
  3. Набор реактивов (CaO, ZnO, CaCO2, растворы NaOH и HCl)

Ход урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)
  2. Актуализация знаний (5 мин.)
    • Определение класса соединений «Оксиды».
    • Классификация по свойствам (основные, амфотерные, кислотные), по агрегатному состоянию, по типу химической связи, по растворимости в воде.
  3. Мотивация к применению знаний при написании уравнений химических реакций (20 мин.)
    • Создание проблемной ситуации: какими химическими свойствами должны обладать основные, кислотные и амфотерные оксиды?
    • Проведение лабораторных опытов с предложенными веществами.
    • Составление и написание уравнений реакций в таблице (табл. 1)
  4. Таблица 1. «Химические свойства оксидов»

     

    Основные оксиды

    Амфотерные

    Кислотные

    Н2O

    СаО + Н2О = Са(ОН)2

    CO2 + H2O = H2C03

    НС1

    СаО+2HСl = СаС12  + Н2О

    ZnO +2HСl = ZnCl2 + Н2О

    NaOH

    ZnO +2NаОН = Na2ZnO2

    СО2 + NaOH = NaHCO3

    СаО

    ZnO + СаО = CaZnO2

    СО2 + СаО = СаСО3

    СO2

    СаО + СО2 = СаСО3

    ZnO + СО2 = ZnCO3

    4. Применение знаний и способов действий учащихся. Работа по вариантам: напишите уравнения реакций получения и химических свойств (8 мин):

    • вариант I: MgO
    • вариант II : А12О3
    • вариант III: SO3

    5. Контроль усвоения знаний, тест «Оксиды» (8 мин) (Приложение 1).

    6. Домашнее задание (2 мин): §24.2. Оксиды. Упр.1т, 3т, 5т, 15-17. Учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов, подготовленности и уровня обученности.

    • Репродуктивный уровень.
    • Конструктивный уровень
    • Творческий уровень

    Темы проектов:

    1. Репродуктивный уровень. Дайте современные названия краскам, напишите их формулы, определите вид оксида: белила цинковые, титановые, свинцовый сурик, хроловая зелень, ультрамарин, умбра, охра, массикот, синий кобальт, церелиум, сиена жжёная.
    2. Конструктивный уровень
      • Почему темнеет поверхность масляных картин? Предложите способ возвращения картинам старых мастеров их первоначального вида.(Приложение 2)
      • Какие химические процессы лежат в основе старинного рецепта? «Раствори серебро в селитряной кислоте и, обмакнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шёлковой материи и положи её под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ...»
      • Выпадение кислотных дождей в наше время существенно ухудшает экологическую обстановку, вызывает коррозию металлов и разрушение многих исторических памятников. Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой из смеси гидроксида бария и карбамида. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество? (Приложение 3)
    3. Творческий уровень
      • Оксиды в руках художников: масляная живопись, фресковая живопись, художественное стекло, фарфор, фаянс, майолика
      • Оксиды в руках строителей, строительные и отделочные материалы.
      • Красящие вещества (пигменты) в текстильной промышленности.

    Учащиеся класса включаются в обсуждение тем, создаются группы (2–3–4 человека), или индивидуальный выбор, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта.

    Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защи­тить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.

    Урок 2. Защита творческих проектов по теме «Оксиды и их применение»

    Цель урока:

    1. Обобщить и углубить знания:
      • строении, физических и химических свойствах оксидов,
      • широком спектре практического применения оксидов.
    2. Продолжить формирование умений устанавливать причинно следственные связи между строением веществ и их свойствами.
    3. Используя межпредметные связи, формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.
    4. Развивать у учащихся образное, критическое мышление, способность к рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный этап — 2 мин.
    2. Актуализация знаний — 3 мин. Повторение классификации, физических и химических свойств оксидов (фронтальный опрос).
    3. Мотивация к применению знаний - 3 мин. Теоретическая и практическая значимость химических знаний.
    4. Применение знаний. Защита проектов по направлениям. Ответы на вопросы оппонентов.
    5. Подведение итогов по защите проектов.
    6. Домашнее задание: повторить §24.2
    7. Рефлексия.

    Проект информационный. «От старинного названия к современному»

    Во все времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище. Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни. Самые первые рисунки выполнены древнейшим красителем - сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь, потом к ним добавились также свинцовые белила, сурик, умбра. Все эти названия старинные, они несут на себе отпечаток не одного столетия. Основу многих пигментов (от лат. pig-mentum — краска) составляют оксиды металлов — Fe, Zn, Pb, Ni, Cu и т.д. (табл. 2). 

    Таблица 2. Оксиды металлов - хромофоры художественных красок.

    Краска

    Оксид -пигмент краски

    Цвет

    Примечания

    Цинковые белила

    ZnO

    белый

    Промышленный выпуск налажен с 1850-х годов

    Титановые белила

    ТiO2

    белый

    Применяются с начала XIX века, выпуск с 1920 г.

    Баритовые белила

    ВаО

    белый

    Применяются с начала XIX века, выпуск с 1850 г.

    Зеленая хромовая

    Cr2O3

    оливково-зеленый

    Термо- и светостойкая

    Коричневая Ван Дейка

    Fe2O3, Al2O3, SiO2

    коричневый

    Применяется с XV века. Добывалась в окрестно­стях Касселя и Кельна

    Умбра жженая

    Сиена жженая

    Fe2O3, MnO2

    Fe2O3 с примесями МnО2 и глины

    коричневый

    коричневый

    Добывались вблизи про­винции Умбрия и г. Сиены (Италия)

    Цирелиул

    Синий кобальт

    СоО • SnO2

    CoO • А12О3

    синий

    зеленовато-синий

    Прочные светостойкие получена в 1800 г.

    Получена в 1804 г.

    Натуральная охра

    Красная охра

    Fe2O3 • nН2О с примесями каолина и силикатов

    Fe2O в смеси с SiO2 и А12О3

    желтый

    желтый

    Применяется с древности. Прочные и светостойкие. В переводе с греческого «Охра» - бледная, желтоватая.

    Свинцовый сурик («голубиная кровь»)

    Массикот

    РЬ3O4

    РЬО

    красный

    оранжево-желтый, не яркий

    Применяются с древности. Используются как силикативы при варке олифы.