Роль школы очень важна в формировании оптимальной среды, способствующей раскрытию творческого потенциала учащихся.
В нашей школе с 1997 года были сформированы архитектурные классы.
Метод проектов как компонент личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании учащихся в настоящее время имеет актуальное значение, так как позволяет сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности.
Он позволяет разнообразить классно-урочную систему занятий, обеспечить более успешное усвоение учебного материала, развивать познавательную деятельность учащихся, самостоятельно приобретать и применять полученные знания, развивать критическое и эвристическое мышление; способствует прогнозировать результаты своей деятельности, устанавливать причинно-следственные связи, ориентироваться в информационном пространстве.
При изучении химии учащимися архитектурных классов особое внимание уделяется принципу тесной связи науки и практики, что позволяет сознательно и основательно усваивать сведения о химических производствах, об использовании тех или иных веществ в строительстве, в прикладном искусстве, во внешней и внутренней отделке зданий, предметов быта и искусства.
Содержание предмета позволяет развивать идеи, заложенные в базовом курсе химии, дополнять их новыми, что существенно расширяет кругозор учащихся и повышает воспитательный потенциал обучения.
При изучении темы «Оксиды» рассматриваются не только вопросы: классификация, физические и химические свойства оксидов, но и значение их в жизни человека. Оксиды являются основой пигментов акварельных, масляных, темперных красок, играют важную роль в строительстве, в производстве керамических и стеклянных изделий.
При изучении химии у учащихся формируется очень важное понятие зависимости свойств соединений от их химического строения, которое в конечном итоге определяет их применение в промышленности.
В своей педагогической деятельности использую метод проектов как в классно-урочной системе, так и в неурочное время. Задания составляются и подбираются с учетом подготовленности, уровня обученности, мотивации и опыта учащихся. Метод проектов, как технология деятельного подхода в обучении и воспитании учащихся, позволяет им активно включиться в процесс самостоятельного построения нового знания, усвоения новыми способами деятельности, способствует процессу самоопределения и помогает учащемуся адекватно оценить себя.
Ожидаемый результат применения проектной деятельности учащихся определяется прежде всего поставленными задачами. Это повышение интереса у учащихся к предмету, активизация познавательной деятельности, повышение творческой самостоятельности, умение учащихся вносить коррективы в свою деятельность, занимать активную жизненную позицию и целенаправленно готовиться по выбранной специальности.
Тема урока: «Оксиды на службе у человека».
Предмет: химия, МХК, история искусства.
Класс: 10 (профиль - архитектурный).
Характер проекта: межпредметный.
Тип предмета: практико-ориентировочный.
Методы: метод проекта, метод сотрудничества.
Тип группы (два-три учащихся) или индивидуально.
Время работы: урок или внеурочное время (сбор и обработка информации)
Средства обучения :таблицы, схемы, презентации, подготовленные учащимися.
Цель проекта: Изучить и обобщить знания по классификации, свойствам и применению оксидов в живописи, архитектуре, изготовлении художественных изделий из стекла, керамики, фарфора, эмали, мозаики.
Урок 1. «Оксиды. Классификация. Химические свойства. Получение»
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Обеспечить осмысление, восприятие, обобщение и систематизацию
знаний участие о свойствах оксидов, их практического применения.
Оснащение:
- Учебник: Гузей Л.С., Суворовцва Т.Т. «Химия 10кл.»- М.; Дрофа, 2004.
- Таблица «Классификация оксидов».
- Набор реактивов (CaO, ZnO, CaCO2, растворы NaOH и HCl)
Ход урока:
- Организационный этап (2 мин.)
- Актуализация знаний (5 мин.)
- Определение класса соединений «Оксиды».
- Классификация по свойствам (основные, амфотерные, кислотные), по агрегатному состоянию, по типу химической связи, по растворимости в воде.
- Мотивация к применению знаний при написании уравнений химических реакций (20 мин.)
- Создание проблемной ситуации: какими химическими свойствами должны обладать основные, кислотные и амфотерные оксиды?
- Проведение лабораторных опытов с предложенными веществами.
- Составление и написание уравнений реакций в таблице (табл. 1)
- вариант I: MgO
- вариант II : А12О3
- вариант III: SO3
- Репродуктивный уровень.
- Конструктивный уровень
- Творческий уровень
- Репродуктивный уровень. Дайте современные названия краскам, напишите их формулы, определите вид оксида: белила цинковые, титановые, свинцовый сурик, хроловая зелень, ультрамарин, умбра, охра, массикот, синий кобальт, церелиум, сиена жжёная.
- Конструктивный уровень
- Почему темнеет поверхность масляных картин? Предложите способ возвращения картинам старых мастеров их первоначального вида.(Приложение 2)
- Какие химические процессы лежат в основе старинного рецепта? «Раствори серебро в селитряной кислоте и, обмакнув кисточку в сей раствор, нарисуй цветы или другие какие-нибудь украшения на белой шёлковой материи и положи её под стеклянный колокол, под которым, посредством сожжения серы, в атмосферном воздухе образуется газ...»
- Выпадение кислотных дождей в наше время существенно ухудшает экологическую обстановку, вызывает коррозию металлов и разрушение многих исторических памятников. Чтобы сохранить памятники культуры для будущих поколений, необходимо повысить их стойкость к кислотным осадкам. С этой целью их покрывают пастой из смеси гидроксида бария и карбамида. Какие химические реакции обуславливают защитный эффект? Почему в состав пасты входит смесь, а не одно вещество? (Приложение 3)
- Творческий уровень
- Оксиды в руках художников: масляная живопись, фресковая живопись, художественное стекло, фарфор, фаянс, майолика
- Оксиды в руках строителей, строительные и отделочные материалы.
- Красящие вещества (пигменты) в текстильной промышленности.
- Обобщить и углубить знания:
- строении, физических и химических свойствах оксидов,
- широком спектре практического применения оксидов.
- Продолжить формирование умений устанавливать причинно следственные связи между строением веществ и их свойствами.
- Используя межпредметные связи, формировать у учащихся целостное восприятие окружающего мира.
- Развивать у учащихся образное, критическое мышление, способность к рефлексии.
- Организационный этап — 2 мин.
- Актуализация знаний — 3 мин. Повторение классификации, физических и химических свойств оксидов (фронтальный опрос).
- Мотивация к применению знаний - 3 мин. Теоретическая и практическая значимость химических знаний.
- Применение знаний. Защита проектов по направлениям. Ответы на вопросы оппонентов.
- Подведение итогов по защите проектов.
- Домашнее задание: повторить §24.2
- Рефлексия.
Таблица 1. «Химические свойства оксидов»
|
Основные оксиды |
Амфотерные |
Кислотные |
Н2O |
СаО + Н2О = Са(ОН)2 |
– |
CO2 + H2O = H2C03 |
НС1 |
СаО+2HСl = СаС12 + Н2О |
ZnO +2HСl = ZnCl2 + Н2О |
– |
NaOH |
– |
ZnO +2NаОН = Na2ZnO2 |
СО2 + NaOH = NaHCO3 |
СаО |
– |
ZnO + СаО = CaZnO2 |
СО2 + СаО = СаСО3 |
СO2 |
СаО + СО2 = СаСО3 |
ZnO + СО2 = ZnCO3 |
– |
4. Применение знаний и способов действий учащихся. Работа по вариантам: напишите уравнения реакций получения и химических свойств (8 мин):
5. Контроль усвоения знаний, тест «Оксиды» (8 мин) (Приложение 1).
6. Домашнее задание (2 мин): §24.2. Оксиды. Упр.1т, 3т, 5т, 15-17. Учащимся предлагаются темы творческих ознакомительно-ориентированных проектов с учётом их интересов, подготовленности и уровня обученности.
Темы проектов:
Учащиеся класса включаются в обсуждение тем, создаются группы (2–3–4 человека), или индивидуальный выбор, распределяются роли в группе. Учащимся предлагаются рекомендации и примерный список литературы для выполнения творческого проекта.
Учитель на данном этапе выполняет консультативную роль. На следующем уроке (через неделю) учащимся предлагается представить и защитить свой проект в виде реферата, таблицы, презентации в зависимости от уровня сложности задания.
Урок 2. Защита творческих проектов по теме «Оксиды и их применение»
Цель урока:
Ход урока
Проект информационный. «От старинного названия к современному»
Во все времена люди по мере возможности старались украсить свое жилище. Эта традиция сложилась еще в доисторическую эпоху. Первобытные художники оставили на стенах пещер многочисленные изображения животных и сцен из жизни. Самые первые рисунки выполнены древнейшим красителем - сажей. А уже 30 тыс. лет назад нашим предкам были известны мел и охра. Примерно 6 тыс. лет назад художники начали применять в качестве пигментов малахит, лазурит, киноварь, потом к ним добавились также свинцовые белила, сурик, умбра. Все эти названия старинные, они несут на себе отпечаток не одного столетия. Основу многих пигментов (от лат. pig-mentum — краска) составляют оксиды металлов — Fe, Zn, Pb, Ni, Cu и т.д. (табл. 2).
Таблица 2. Оксиды металлов - хромофоры художественных красок.
Краска |
Оксид -пигмент краски |
Цвет |
Примечания |
Цинковые белила |
ZnO |
белый |
Промышленный выпуск налажен с 1850-х годов |
Титановые белила |
ТiO2 |
белый |
Применяются с начала XIX века, выпуск с 1920 г. |
Баритовые белила |
ВаО |
белый |
Применяются с начала XIX века, выпуск с 1850 г. |
Зеленая хромовая |
Cr2O3 |
оливково-зеленый |
Термо- и светостойкая |
Коричневая Ван Дейка |
Fe2O3, Al2O3, SiO2 |
коричневый |
Применяется с XV века. Добывалась в окрестностях Касселя и Кельна |
Умбра жженая Сиена жженая |
Fe2O3, MnO2 Fe2O3 с примесями МnО2 и глины |
коричневый коричневый |
Добывались вблизи провинции Умбрия и г. Сиены (Италия) |
Цирелиул Синий кобальт |
СоО • SnO2 CoO • А12О3 |
синий зеленовато-синий |
Прочные светостойкие получена в 1800 г. Получена в 1804 г. |
Натуральная охра Красная охра |
Fe2O3 • nН2О с примесями каолина и силикатов Fe2O в смеси с SiO2 и А12О3 |
желтый желтый |
Применяется с древности. Прочные и светостойкие. В переводе с греческого «Охра» - бледная, желтоватая. |
Свинцовый сурик («голубиная кровь») Массикот |
РЬ3O4 РЬО |
красный оранжево-желтый, не яркий |
Применяются с древности. Используются как силикативы при варке олифы. |