Компьютерные технологии как средство развития познавательной активности учащихся

Разделы: Химия


Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Задачи школы – воспитание всесторонне развитой личности, обладающей не только определенной суммой знаний и умением применить эти знания на практике, но и определенным уровнем “информационной культуры”, умениями и навыками использования возможностей информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Одним из средств обучения, направленным на повышение интереса и познавательной активности школьников, является внедрение компьютерных технологий в систему образования.

Работа с компьютером учит ребенка планировать свою работу, каждый ее этап, выполнять действия последовательно и целенаправленно, облегчает усвоение учебного материала, формирует устойчивый навык, так как ребенок имеет возможность многократно повторять задания.

Компьютер — инструмент и помощник, который остается лишь средством обучения, хотя и весьма совершенным. А учитель — это человек, воспитатель, наставник. Его роль в процессе воспитания и обучения совершенно особая и определяющая, так как не только учит передавать учащимся определенный объем информации, но формирует у своих подопечных потребность самостоятельно добывать знания. Чем лучше организована самостоятельная познавательная активность учащихся, тем эффективнее и качественнее проходит их образование.

Продемонстрируем возможности использования компьютера на примере изучения химии. Мы используем компьютер на всех этапах процесса обучения химии: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении, контроле и коррекции ЗУН. Особенно большую роль имеет компьютер в организации профильной и предпрофильной подготовки учащихся по химии: нетрадиционные уроки-игры, общественные смотры знаний, викторины, конференции, тематические вечера, проектные работы и т. д.

Особенно хочется отметить учебные занятия, которые проходят в форме игры, где появляется возможность соблюдения принципа преемственности. Для учащихся средней школы в рамках предпрофильной подготовки такие занятия дают возможность узнать больше о науке химии, о профессиях, с ней связанных, о трудностях ее изучения, а также оценить свои знания и умения, сделать правильный выбор будущего профиля. Для старшеклассников, учащихся химического профиля, – это возможность применить свои знания и умения на практике: отобрать материал, выделить главное, составить вопросы и сформулировать задания.

Приведем пример урока-игры в 10-м классе по теме “Кислородсодержащие органические соединения” (Приложение 1). Игра – результат проектной деятельности учащихся 11-х классов химического профиля, где ими самостоятельно подобран дидактический материал, составлен сценарий, разработан дизайн слайдов и способ их представления.

Цель игры:

  • закрепление и систематизация знания учащихся по химии кислородсодержащих органических соединений;
  • повышение познавательной активности учащихся средствами игры;
  • развитие умения ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно структурировать, систематизировать, анализировать свои знания, критически мыслить;
  • расширение научного, литературного и творческого потенциала, а также воспитание эстетического вкуса;
  • создание атмосферы творчества и радости.

Ход игры (рис. 1).

(Рисунок 1.)

В игре принимают участие 2 команды по 8 - 10 человек. В качестве жеребьевки учащимся предлагается расшифровать слово (по примеру “дешифровщика” из передачи “Самый умный”). Команда, которая первая справится с заданием, начинает конкурс № 1 (рис. 2-3).

(Рисунок 2.)

(Рисунок 3.)

Конкурс №1. Блиц – опрос.

Этот конкурс – разминка, он помогает ученикам сконцентрироваться и настроиться на серьезную игру. Команда отвечает на вопросы, не раздумывая, и за каждый правильный ответ получает 1 балл. Максимум – 7 баллов (рис. 4-5).

 

(Рисунок 4.)

(Рисунок 5.)

Конкурс №2. Знаете ли вы?..

В этом конкурсе представлены четыре категории: номенклатура веществ, классификация веществ, химические свойства веществ и качественные реакции. Цель конкурса – проверить знания фактического материала. Команда выбирает по одному вопросу из каждой категории. За правильный ответ команда получает 2 балла. За ответ с ошибкой – 1 балл, за большее число ошибок – 0 баллов. Максимум – 8 баллов. Начинает команда, набравшая больше баллов в конкурсе №1. Если баллы после первого конкурса равны, то начинает команда, которая была второй в конкурсе №1 (рис. 6 – 10).

(Рисунок 6.)

 

(Рисунок 7.)

(Рисунок 8.)

 

(Рисунок 9.)

(Рисунок 10.)

Конкурс №3. Составить слова. (2 минуты)

“А теперь отдохнем…” Учащимся необходимо составить из букв слова “Нитроглицерин” как можно больше слов, относящихся к химии. Команда, первая справившаяся с заданием, получает дополнительно 1 балл. За каждое составленное слово - 1 балл. За максимально длинное слово – 2 балла.

В игру включаются болельщики, которые могут помочь своей команде заработать дополнительные баллы (рис. 11).

(Рисунок 11.)

Конкурс №4. Имя в истории химии.

Изучение биографии великих людей – мощный познавательный, воспитательный, интеллектуальный потенциал предмета. Возможности урока не позволяют уделять много времени изучению биографии ученых-химиков. При выполнении домашнего задания в ходе подготовки к игре, учащиеся работают с дополнительной литературой (научной, публицистической, монографической, художественной), с целью изучения жизни и деятельности великих ученых. Данное задание расширяет кругозор учащихся, решает воспитательные задачи предмета. Команда выбирает по два задания. Количество баллов зависит от количества подсказок используемых учащимися в определении имени ученого (чем меньше использовалось подсказок – тем больше баллов получает команда) (рис. 12 - 13).

 

(Рисунок 12.)

(Рисунок 13.)

Конкурс №5. Значение органических веществ.

Цель конкурса – углубление знаний по применению органических веществ в жизни человека. Команды по очереди выбирает по четыре применения органических веществ. За каждый правильный ответ – 1 балл. Максимум – 10 баллов (рис. 14 - 15).

 

(Рисунок 14.)

(Рисунок 15.)

Конкурс №6. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания команды должны были приготовить мини-презентации на тему “Применение органических веществ”. Например, “Муравьиная кислота – знакомая и незнакомая”. В основе подготовки данного задания – проектная деятельность профильных классов. Максимум – 10 баллов.

Подведение итогов. Награждение команд.

Ребятам очень нравится учебные занятия-игры, так как именно эта форма деятельности стимулирует познавательную активность, развивает творческий потенциал, информационную культуру.

Презентация