Интеграция химии и математики при проведении бинарных уроков

Разделы: Математика, Химия


Бинарные уроки являются одним из вариантов проведения нетрадиционных уроков и часто используются в школах в инновационной работе и направлены на совмещение смежных предметов в рамках одного урока, например физики и биологии, математики и физики, математики и химии, химии и биологии.

Бинарный урок это – учебное занятие, объединяющее содержание 2 предметов одного цикла (или образовательной области) в одном уроке.

Его особенности – как изложение, исследование проблемы одного предмета находит продолжение в другом; межпредметные связи реализуются в процессе преподавания дисциплин одной образовательной области. Бинарный урок обычно проводят два учителя. Бинарный урок отличается от интегрированного урока тем, что на интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов), как, например, обмен веществ с точки зрения биологии и химии [1], а бинарный урок показывает, как можно использовать знания одной предметной области в другой.

Основой целью бинарных уроков является развитие сотрудничества педагогов и формирования у учащихся убеждения в связности предметов. Бинарный урок дает возможность формировать знания об окружающем мире и его закономерностях в целом, преодолев дисциплинарную разобщенность научного знания, а так же усилить внутрипредметные и межпредметные связи в усвоении рассматриваемых дисциплин.

Можно отметить один важный момент, необходимый для создания и проведения бинарных уроков: это согласованность, совместимость педагогов, проводящих урок. Подобные уроки требуют тщательной предварительной подготовки, выверености этапов урока и совместного действия учителей, которые невозможны при психологической несовместимости учителей.

Мы предлагаем вашему вниманию два бинарных урока, которые демонстрируют применение математических знаний в области химии.

Первый урок – это бинарный урок математики и естествознания “Знакомство с языком химии. Составление химических формул по валентности”.

Данный урок был проведен в 5 классе при изучении темы “Биогеохимическая роль горных пород, минералов и почвы на Земле” по программе “Естествознание-5”, автор Алексашина И. Ю.[2], но материал урока с небольшими изменениями может быть использован и в 8 классе при изучении основных понятий химии.

Второй урок – так же бинарный урок химии и математики “Решение задач с использованием понятия “доля”. Подготовка к единому государственному экзамену” в 11 классе. Выбор темы урока обусловлен возможностью показать учащимся различные способы рения задач. Так же задачи одного и того же типа встречаются в заданиях ЕГЭ как по химии, так и по математике.

Краткое описание урока “Знакомство с языком химии. Составление химических формул по валентности”.

Урок проводят два учителя: учитель математики и учитель естествознания (химии).

Цели урока:

Общая дидактическая цель:

Показать практическое применение понятия наименьшее общее кратное при решении задач (составление химических формул).

Обучающие цели:

Обобщить знания учащихся о наименьшем общем кратном и научить применять данное понятие при решении конкретных химических задач.

Развивающие цели:

Способствовать формированию умения применять приемы и понятия одной области знания – математики – на примерах из другой области – химии, способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической и математической речи.

Воспитывающие цели:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся, прививать навыки работы с веществами, используемыми в быту (нашатырный спирт, негашеная известь).

Оборудование: мультимедиа проектор, нашатырный спирт, вода, алюминиевая ложка.

В таблице представлены основные этапы урока и их продолжительность:

Этап урока

Примерная продолжительность этапов урока

I. Организационный момент

2 мин

II. Подготовка к активному усвоению материала. Актуализация знаний учащихся

10 мин

1. Актуализация знаний по математике

7 мин

2. Актуализация знаний по естествознанию

3 мин

III. Изучение нового материала

7 мин

IV. Закрепление знаний учебного материала

16 мин

1. Формулировка задания

1 мин

2. Выполнение задания

5 мин

3. Проверка задания

10 мин

V. Информирование учащихся о домашнем задании

2 мин

VI. Завершение урока

3 мин

Краткое описание урока “Решение задач с использованием понятия “доля”.

Урок проводят два учителя: учитель математики и учитель химии, рассчитан урок на 2 часа.

Цели урока:

Общая дидактическая цель:

Показать применение различных способов для решения задач с использованием понятия “доля”

Обучающие цели:

Актуализировать такие понятия как “доля”, “процент”. Научить решать задачи, применяя “правило смешения” и “правило креста”.

Развивающие цели:

Способствовать формированию умения применять приемы и понятия одной области знания – математики – на примерах из другой области – химии, способствовать формированию умения применять приемы логического мышления, способствовать развитию грамотной устной и письменной химической и математической речи.

Воспитывающие цели:

Создать условия для развития коммуникативной культуры, диалогической речи учащихся.

Оборудование: мультимедиа проектор,

Урок проводится с использованием электронной презентации, в которой отображены основные этапы урока. Каждому учащемуся приготовлена памятка, с которой он работает в течение урока. В памятке отображены основные этапы урока.

Оформление доски: Формула для массовой доли.

В таблице представлены основные этапы урока и их продолжительность:

Этап урока

Примерная продолжительность этапов урока

I. Организационный момент

2 мин

II. Актуализация знаний учащихся

15 мин

II. 1. Подготовка к активному усвоению материала.

2 мин

II. 2. Актуализация знаний учащихся по математике.

6 мин

II. 3. Актуализация знаний учащихся по химии.

7 мин

III. Изучение нового материала

25 мин

IV. Закрепление знаний учебного материала

40 мин

IV. 1. Решение задач на приготовление растворов или сплавов.

10 мин

IV. 2. Решение задач на сложные проценты.

20 мин

IV. 3.Самостоятельная работа.

10 мин

V. Информирование учащихся о домашнем задании

2 мин

VI. Завершение урока

3 мин

Основное содержание урока заключается в изучении различных способов решения задач. В качестве способов на уроке разбираются пять основных способов: с помощью расчетной формулы, правило смешения, “правило креста”, графический метод, алгебраический метод. Учащимся предлагается набор задач различной сложности, которые необходимо решить различными способами.

По результатам урока была проведена срезовая работа.

Цель срезовой работы: проверить усвоение способов решения задач с использованием понятия “доля”.

Работа состояла из трех задач, первая из которых – простейшая задача на приготовления раствора или сплава. Две следующие задачи – задачи на сложные проценты.

Можно отметить, что все учащиеся справились с первой задачей, вторая задача вызвала затруднения на этапе вычисления массовых частей растворов, хотя схема “правила креста” была составлена верно. Некоторые учащиеся указали ответ в задаче не в килограммах, а в граммах, хотя, по сути, задача была решена верно. С третьей задачей справилось большинство учащихся, некоторые учащееся сделали ошибки при оформлении или при переводе из долей в проценты. Проведенная срезовая работа позволяет сделать вывод, что большинство учащихся усвоило способы решения задач.

Литература:

1. Олейникова А.В., Анацко О.Э. Интеграция знаний при изучении темы “Обмен веществ, и процессы его обеспечивающие”. Химия в школе, № 5, 2007, с 33-37.
2. Алексашина И. Ю., Орещенко Н. И., Ульянова А. А. Методика преподавания “Естествознание 5 класс” М.: Просвещение, 2005, 158с.