Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.
Сократ
Основная задача, стоящая перед системой школьного и среднего профессионального образования в современном обществе - это формирование основ информационной культуры будущего специалиста.
Обучение химии связано с трудностями в познании учащимися сути процессов и явлений, происходящих в природе и используемых в практической деятельности. Использование компьютерных технологий при изучении химии позволяет наглядно представить процессы и явления, скрытые от глаз, а потому, трудные для восприятия и понимания учащимися.
Различные формы работ с использованием компьютера при изучении химии дают возможность учащимся повышать самостоятельную познавательную активность. Постановка вопросов, формулирование целей работы, инициатива в постановке новых задач, поиск доступных и оригинальных способов подачи материала, выделение наиболее существенных характеристик изучаемого явления – все это повышает самооценку интеллектуальных возможностей учащихся, позволяет им поверить в свои силы, а тем самым способствует развитию личности учащегося.
Для педагога отрадно то, что повышается интерес к самой дисциплине.
Особое место при обучении химии отводится самостоятельным работам учащихся, которые призваны расширить знания по предмету, активизировать творческую деятельность учащихся, позволить им раскрыть свои способности. И здесь не обойтись без компьютера.
Один из видов самостоятельной работы студентов I курса Медицинского училища - создание презентаций.
Деятельность преподавателя сводится к формированию творческого коллектива и организации его деятельности.
Подбор студентов в одну группу необходимо осуществлять согласно их психологической совместимости и положительной взаимозависимости; численность рабочей группы не должна превышать 4-5 человек. Как показывает опыт, среди учащихся, проявивших желание выполнить работу в виде презентации, наблюдается распределение “ролей”. Кто-то заинтересован в поиске информации в различных источниках (газеты и журналы по химии, научно-популярная литература, Интернет и др.), кто-то предлагает способы её обработки (сведение данных в таблицы, составление схем, подбор рисунков и т.д.) и, наконец, 1-2 студента непосредственно занимаются оформлением презентации.
При подготовке презентации “Строение атома” студенты совместно с преподавателем сформулировал цели (слайд 2).
Для достижения поставленных целей им необходимо было использовать знания о:
- составе атома и ядра (слайды 3-5);
- строении электронных оболочек атомов (слайды 8-13).
В ходе работы студенты закрепили умения:
- характеризовать состав ядра (слайд 5);
- рассчитывать количество протонов, нейтронов и электронов (слайды 6,7);
- формулировать правила распределения электронов в атоме (слайды 8,10,12,13);
- записывать электронную формулу (слайды 15,16);
- определять количество валентных электронов (слайд 16);
- составлять электронно-волновую и электронно-графическую формулы (слайды11,14).
Особого внимания потребовала работа над составлением блока контролирующих материалов с эталонами правильных ответов и критериями выставления оценок (слайды 17-26). Как оказалось, студентам трудно сформулировать вопрос и указать форму задания. Эта деятельность предполагает не простое воспроизведение материала, а творческий подход, что вызывает у студентов трудности. Включение в презентацию этого блока было рекомендовано преподавателем с целью придания работе завершенности и развития творческой самостоятельности у студентов.
Рефлексивный этап познавательной деятельности позволяет студентам самостоятельно судить о достижении поставленных ими же целей, что развивает общее учебное умение самоконтроля учебно-познавательной деятельности.
Формой отчета студентов явилось представление результатов выполненной работы во время учебного занятия по теме “Обобщение знаний по общей и неорганической химии”.
И, конечно же, не надо забывать об оценке самостоятельной работы студентов. Кроме выставленных в журнал “4” и “5” более высокой оценкой является включение преподавателем презентации в свою работу. Например, данная презентация может быть использована преподавателем на занятиях:
- теоретических (визуализация материала лекции, постановка проблемного вопроса и его решение, закрепление нового материала);
- практических (закрепление умений составлять электронно-графические, электронно-волновые схемы строения атома, писать электронные формулы, производить расчёты по формулам; организация различных форм контроля и самоконтроля знаний студентов).
Тем самым он даёт понять, что работы студентов не “отправляются в макулатуру”, а могут активно использоваться в учебном процессе.
Это способствует созданию положительной атмосферы на занятиях в целом и повышает интерес к работе с компьютерными технологиями.