Зарождению идей модульного обучения во многом способствовала неудовлетворенность педагогов в 70-80 годы идеями и практикой применения программированного обучения. С одной стороны. К моменту появления идей модульного обучения у многих педагогов был уже солидный опыт структурирования и программирования учебного материала, с другой – было ясно, то программированное обучение сильно сдерживает развитие учащихся, особенно способных.
Кроме того, если в основе программированного обучения был реализован преимущественно бихевиористский подход к обучению. Строящийся по схеме стимул – реакция – подкрепление, то в основу модульного обучения была положена теория поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. В основе этой теории лежит фундаментальный принцип отечественной психологии – деятельностный подход к процессу психических новообразований, признание единства психики и деятельности человека. Приложение 1.
Согласно теории поэтапного формирования умственных действий в познавательной деятельности учащихся можно выделить ориентировочную, исполнительную и контрольную части.
В процессе усвоения новых действий можно выделить четыре этапа:
- Предварительное ознакомление с действием, с условием его выполнения;
- Формирование действия в материальном виде с развертыванием всех входящих в него операций;
- Формирование действия во внешней речи;
- Формирование действия во внутренней речи
Главное, что усвоение знаний происходит в собственной деятельности учащихся либо по выведению новых знаний как формулировке общих закономерностей на основе частных, либо по применению правил, закономерностей и так далее в решении конкретных задач.
Каждое занятие распадается на две части: изложение преподавателем нового материала и деятельность учащихся по выведению схемы ориентировочной основы действия и отработка действия с заданными параметрами, которая заключается в деятельности по применению к решению конкретных задач
Первые два этапа составляют деятельность по выведению схемы ориентировочной основы действия, то есть первую часть “Занятия”. Остальные вторую часть “Занятия”, то есть применение схемы к решению задач.
На первом - мотивационном этапе у учащегося должна создаться положительная мотивация, то есть ученик должен захотеть изучить предлагаемый материал. С этой целью используются проблемные ситуации, разрешение которых возможно с помощью действий намеченных к формированию, разъясняются цели занятия
Следующий этап — составление схемы ориентировочной основы действия — является основой для успешного обучения. На этом этапе перед учащимися раскрывается логика действия, разъясняются предмет действия, показываются инструменты выполнения действия.
Чтобы любое действие было выполнено успешно необходимо и достаточно, чтобы ориентировочная часть его была полной, то есть содержала все необходимые для выполнения ориентиры.
Схема ориентировочной основы действия фиксируется в учебных картах. Это главный инструмент обучения, наличие которого позволяет применять новые знания без предварительного заучивания.
Основное содержание учебных карт – раскрытие содержания деятельности учащихся по решению задач. Назначение учебных карт заключается в том, что они включают в активную работу каждого учащегося, способствуют формированию правильного безошибочного действия. Эта работа ведется исключительно в рамках урока. Что позволяет не задавать домашних заданий.
Карты представляют собой таблицу, состоящую из трёх колонок. Приложение 2.
В первой колонке подробно фиксируется алгоритм формируемого действия, операции которого в тексте выделены жирным шрифтом. Расположение операций в тексте, как правило, соответствуют расположению их в учебной карте. Предварительно можно это соответствие проверить, сравнив текст раздела и учебную карту. Во второй колонке фиксируются теоретические положения, правила, понятия, то есть объекты усвоения, которые так же выделены жирным шрифтом. В третьей приводится пример выполнения действия на основании объектов усвоения.
Как вы видите, все операции очень подробно прописаны словами, приведены примеры. И работая с такой учебной картой, действует ученик так же подробно, развёрнуто.
Здесь очень важно подчеркнуть, что необходимо, чтобы учащиеся проговаривали вслух выполняемые действия, прочитывали вслух материал, изложенный в учебной карте, объясняли друг другу весь ход решения задачи. Если ученик не будет говорить, он никогда не станет мыслить, то есть решать задачи в уме, у него не сформируется научный язык.
На данном этапе контроль должен быть пооперационным, то есть контролируется выполнение каждой операции действия, и систематическим, то есть за каждым выполняемым заданием. Однако в условиях классного обучения учитель не может лично проконтролировать всех учащихся. Поэтому необходимо, чтобы каждый ученик выступал в роли контролёра. Это можно сделать, если учащиеся будут сидеть парами: один решает задачу, другой контролирует, и наоборот. А инструментом такого контроля будут те же учебные карты Ученик-контролёр, имея учебную карту и каждый раз сверяясь с ней, в состоянии оценить правильность выполнения действия напарником. Выполнив задания, учащиеся меняются ролями. Перемена ролей с одной стороны играет мотивационную функцию, а с другой позволяет несколько с разных сторон выполнять действия, поскольку контролёр тоже вынужден это делать.
Если учащийся уверенно с помощью учебной карты можно переходить к следующему этапу и здесь можно предложить ему её убрать. Если ученик не справился, можно вернуться к карте.
Хотелось бы отметить, что учащимся нравится работать с учебными картами, взяв в руки такую карту, учащийся может освоить тему даже без объяснений учителя. Учащиеся достаточно быстро осваивают алгоритмы, опираясь на уже имеющиеся у них знания.
Это имеет немаловажное значение, и в том случае, если ученик пропускает занятия по каким либо причинам. (Учебные карты размещаются на сайте по предмету). Также такая работа позволяет как заинтересованным, так и полностью равнодушным к химии познать, изучить, углубить знания по теме. А на следующем этапе, как вы сами понимаете “чтобы научится действовать, надо действовать” И учащимся предлагается отрабатывать действие на определенных заданиях.
Разработка модулей позволяет “отсечь” все лишнее, всю избыточную информацию, которая чаще всего затрудняет усвоение нового материала. Данный подход в обучении позволяет систематизировать и структурировать большой по объему материал и в необходимых пределах уплотнить его.