Цель урока – познакомить учащихся с основными этапами классификации элементов в конце XIX века; способствовать формированию знаний об открытии периодического закона, содействовать осознанию значимость этого открытия для развития науки в целом и химии в частности; способствовать развитию умений использовать ПСХЭ Д.И.Менделеева в своей практической деятельности, обеспечивать формирование интереса к изучаемому предмету; воспитывать чувство гордости за свою Родину, чувство ответственности стремление к познанию.
Оборудование: текст и таблица учебника, презентация “Периодическая система химических элементов” (приложение 1), свежеприготовленный гидроксид цинка, NaOH(раствор), HCl (раствор).
Эпиграф к уроку:
Жить – это значит узнавать,
Жить – это, значит, мечтать широко и привольно.
Жить – это, значит, творить, трудясь без устали,
С неисчерпаемым вдохновением!
Д.И. Менделеев.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Этап актуализации субъективного опыта учащихся.
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, сегодня мы начинаем наше путешествие по стране “Химический элементарий”. Много у неё тайн и загадок. Жители этой страны очень разнообразны, порой даже противоречивы по характеру, но все они чтят законы и обычаи своей страны и бережно хранят в памяти имя своего создателя.
1. Как вы думаете, о какой стране пойдет речь на наших последующих уроках? Периодическая система химических элементов.
2. Когда впервые мы столкнулись с ПСХЭ? Когда начали изучать знаки химических элементов.
3. При изучении, каких тем и выполнении, каких заданий мы пользуемся ПСХЭ? Темы: “Степень окисления”, “Относительная атомная масса” и “Относительная молекулярная масса”; задания: расчёт относительной молекулярной массы или молярной массы, составление химических формул.
3. Этап изучения нового материала и способов деятельности.
Глядя на ровные ряды ПСХЭ, мы часто задумывались над тем, почему именно так расположены химические элементы, какая закономерность лежит в её основе. А закономерность эта была установлена более 130 лет назад нашим соотечественником (Кем? Менделеевым) и получила название “Периодический закон”. Итак, тема сегодняшнего урока…
- Сообщение темы и цели урока.
- Основные этапы классификации элементов.
Давайте с вами совершим путешествие на 2 века назад. И так, мы с вами в 19 веке. К 70-м годам 19 века было известно более 60 элементов. Поэтому возникла потребность в их классификации.
- Первая классификация - на металлы и неметаллы.
- Как бы вы дали определение металлам? Неметаллам?
(Коррекция с помощью учебника).
Такая классификация не удалась, т.к. были обнаружены элементы, оксиды и гидроксиды которых растворялись как в кислотах, так и в щелочах. Поэтому их нельзя было отнести ни к одной из групп.
Опыт 1. Растворение гидроксида цинка в соляной кислоте и в гидроксиде натрия. Учащиеся записывают самостоятельно на доске реакцию с HCl и с помощью учителя с NaOH.
Zn (OH)2 + 2HCl = ZnCl2 + H2O
Zn (OH)2 + 2NaOH = Na2ZnO2 + 2H2O
Такие элементы назвали амфотерными, т.е. элементами с двойственными свойствами.
- Вторая классификация – деление на группы сходных по свойствам элементов. (Просмотр слайдов 5, 6.)
- Посмотрите в ПСХЭ и подумайте, почему такая классификация была невозможна. (Потому, что были элементы, не укладывающиеся в эту классификацию. Например, железо).
3.3. Открытие периодического закона.
И так, что же было дальше…
Учащиеся читают стихотворение “Маленькая история Большого Дома”
Случилось в Петербурге это,
Профессор университета
Писал учебник для студентов…
Задумался невольно он:
“Как рассказать про элементы?
Нельзя ли тут найти закон?
Найдётся ль правило простое,
Что целый мир объединит?”
Таблицу Менделеев строит –
Природы ищет Алфавит…
Искали многие решенья,
Но, проходя лишь полпути,
Бросали. Мучило сомненье:
“А можно ли закон найти?”
Мир состоит из элементов,
(в то время знали шестьдесят),
А сколько их всего? На это
Нельзя ответить наугад.
По порядку, по закону
Элементы стали в ряд.
И выходит, что в колонну
Все похожие стоят!
Кремний стал под Углеродом,
Сера схожа с Кислородом.
Алюминий встал под Бор –
Замечательный подбор!
Металлы под металлами,
Едкие под едкими,
Ковкие под ковкими
Идут своими клетками.
По порядку всё стоит –
Вот природы Алфавит!
Просмотрите слайд № 3 и укажите, какую закономерность увидел Д.И.Меделеев. (Элементы расположены по возрастанию атомных масс.)
Формулировка периодического закона (17 февраля 1869 года).
Свойства простых тел, а также формы и свойства соединений элементов находятся в периодической зависимости от величины атомных масс элементов.
- Найдите в таблице пары элементов, в которых эта зависимость не соблюдается. ( K и Ar, Co и Ni, Te и I)
- Подумайте, почему они так расположены? (Опора на знания о строение атома)
Рассказ учителя о предсказаниях Менделеева.
В 1871 году Менделеевым были описаны свойства 3-х элементов: экакремкния, экабора, экаалюминия. Эти элементы в последствии были открыты и названы галлий (1875 г.), скандий (1870 г.) и германий (1886 г.)
У химиков переполох!
Ведь Галлий был одним из трёх,
Предсказанных заранее!
И следом, как из-под земли,
Вдруг Скандий в Швеции нашли,
На свет Германий извлекли
(естественно, в Германии).
Потом дополнилась таблица
Узнали новые частицы.
Прославят, подтвердят Закон
Открытья будущих времён.
4. Этап первичного закрепления понимания изученного.
5. Этап закрепления изученного.
5.1. Краткий устный опрос.
- Почему возникла потребность в классификации химических элементов?
- Какие классификации были предложены?
- Почему они не могли быть использованы?
- Кем и когда был открыт периодический закон?
- Сформулируйте его.
- Как Менделеев доказал, что его закон единственно верный?
6. Этап применения изученного.
7. Этап обобщения изученного.
Учитель подводит итог. Обращает внимание на эпиграф урока.
- Мне хотелось бы, чтобы вы воспользовались этим эпиграфом как девизом вашей жизненной позиции.
8. Этап информации о домашнем задании.
Параграф 3, выполнить задание в Рабочей тетради на печатной основе №_,
*
Творческое задание: Подумайте, почему открытие Периодического закона считается открытием гениальным? В чём состоял научный подвиг Д.И.Менделеева?