Тема: «Исследование изменения молярного объема газа в зависимости от условий с использованием табличного процессора MS Excel»
Форма урока: Интегрированный (химия+информатика и ИКТ).
Тип урока: Урок-исследование.
Цели урока:
- с точки зрения химии: обогащение познавательного и эмоционально-смыслового личного опыта восприятия химии путем расширения межпредметных связей;
- с точки зрения информатики и ИКТ: умение исследовать химические процессы с помощью ИКТ; развитие у учащихся операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений.
Задачи урока:
- Образовательная: осмысление взаимосвязи между молярным объемом газа, давлением и температурой; актуализация и использование знаний по теме “Закон Авогадро”, формирование умения использовать возможности программы MS Exсel для получения математической модели состояния газа при разных условиях.
- Развивающая: формирование научно-теоретического и логического мышления; умение использовать полученные знания для решения практических задач из разных предметных областей.
- Воспитательная: повышение интереса к учению за счет интеграции учебных дисциплин; осознанное усвоение материала; расширение кругозора.
Программное обеспечение и оборудование:
- Табличный процессор MS Excel.
- Сопровождающая компьютерная презентация.
- Раздаточный дидактический материал.
- Мультимедийный проектор.
Этапы урока:
- Вводный этап.
- Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.
- Актуализация знаний учащихся.
- Компьютерное исследование с использованием табличного процессора MS Excel.
- Формулировка вывода, связанного с состоянием газа при различных условиях.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Вводный этап.
Урок химии проходит в кабинете информатики.
Учитель химии: Цель урока по химии повторить и применить знания по теме «Моль. Молярный объем газов при решении задач»
Учитель информатики: Цель урока информатики: 1) акцентировать внимание на применении компьютера для решения задач при изучении разных предметов, в данном случае для решения задач по химии, 2) научиться строить и исследовать компьютерные модели для решения задач по химии.
Вашему вниманию предлагаются этапы урока.
В конце занятия каждый учащийся получит оценку, которая суммируется из баллов за каждый этап урока.
Раздать учащимся оценочные карточки.
Попросить учащихся подписать оценочные карточки.
I этап: Фронтальный опрос с использованием мультимедийного проектора.
Учитель химии: для успешного проведения компьютерного исследования повторим основные понятия темы.
Учащимся предлагается из нескольких вариантов ответов на один и тот же вопрос выбрать неправильные. (Их может быть несколько). Отметить, что в заданиях ЕГЭ предлагается аналогичное задание.
С помощью мультимедийной презентации (Приложение 1) высветить перечень вопросов:
1) Моль – это
- Число частиц, содержащихся в 1 г любого вещества;
- единица, которой в химии измеряют количество вещества;
- число молекул, содержащихся в 22,4 л газа при нормальных условиях;
- 1/12 часть массы атома углерода;
- количество вещества, содержащее 6,02*1023 молекул, атомов, других частиц.
(Ответы учащихся).
2) Молярная масса – это
- постоянная величина;
- масса 1 моля вещества, молярные массы разных веществ различны;
- величина, меняющаяся при изменении температуры и давления;
- масса 6,02*1023 молекул, выраженная в г
(Ответы учащихся).
Молярный объем – это
- Объем 1 моля газа при н.у.;
- величина, меняющаяся при изменении температуры и давления;
- объем, который занимает 6,02*1023 молекул любого газа при н.у.;
- величина, не меняющаяся при изменении температуры и давления;
- всегда равен 22,4 л/моль
(Ответы учащихся).
Учитель химии: эти понятия будут использованы при решении задач.
II этап: Актуализация знаний учащихся.
Повторение актуальных вопросов темы «Моль. Молярный объем. Молярная масса».
Учитель химии: Вам предстоит провести компьютерное исследование. Для того, чтобы это сделать осмысленно, повторим некоторые моменты, связанные с понятием «Моль. Молярный объем»
При повторении используется мультимедийный проектор.
Актуализация знаний проходит по типу телевизионного шоу «Своя игра».
Учитель химии: перед вами таблица с темами. Под каждой цифрой зашифрован вопрос разного уровня сложности. Для получения максимального количества баллов необходимо выбрать вопрос с большим номером, т.е. большего уровня сложности.
Не забывайте ставить при этом баллы в оценочную карточку.
Учитель информатики: А теперь приступим к компьютерному исследованию, в котором будут присутствовать понятия данной темы. Обратить внимание учащихся на раздаточный материал, который содержит условия задач, требующих решения.
III этап: Компьютерное исследование:
Учитель информатики: В рамках компьютерного исследования мы должны выяснить, как зависит молярный объем газа от изменения давления и температуры. Для этого решим несколько задач, проанализируем полученные результаты.
Перед вами перечень задач. Рассмотрим задачу № 1.
Задача № 1: Найти объем, который займет 1 моль газа при увеличении давления.
P0 |
101,3 кПа |
|
V0 |
22,4 |
|
P1 |
|
|
110 |
|
|
120 |
|
|
130 |
|
|
140 |
|
|
150 |
|
|
160 |
|
|
170 |
|
|
180 |
|
|
190 |
|
|
200 |
|
|
210 |
|
|
220 |
|
|
230 |
|
Учитель информатики: оформив условие задачи в электронной таблице, приступим к вычислениям искомых величин.
Учитель химии: P0*V0=P1*V1 при Т=const;
Из формулы следует
Учитель информатики: произведем расчеты с помощью электронной таблицы. Не забудьте, что ввод формулы начинается со знака «=». Не забудьте о порядке выполнения операций. Введенную формулу можно скопировать.
По полученным результатам необходимо построить график. Целесообразнее использовать точечный график.
Сделать вывод, как меняется молярный объем газа при увеличении давления. (Ответы учащихся)
Задача 2: Найти объем, который займет 1 моль газа при уменьшении давления
P0 |
101,3 кПа |
V0 |
22,4 |
P1 | |
90 | |
80 | |
70 | |
60 | |
50 | |
40 | |
30 | |
20 | |
10 |
Учитель информатики: задача № 2 предлагается для самостоятельного решения. Необходимо найти зависимость молярного объема от уменьшения давления. Результат исследования подтвердить графически. Кто справится полностью с этим заданием получает пять баллов, те учащиеся, которые ограничатся только вычислениями получат четыре балла. На выполнение этой задачи отводится шесть минут. Предложить учащимся, которые справились с самостоятельной работой за более короткое время приступить к решению задачи № 3.
Проверить выполненную работу на компьютере у каждого ученика. Указать на положительные моменты.
Результат решения задачи № 2
Задача № 3.
Найти объем, который занимает 1 моль газа при увеличении температуры
Т=283 К, 293 К, 303 К, 313 К, 323 К, 333 К.
Полученный результат подтвердить графически.
Задача № 4: Найти объем, который занимает 1 моль газа при уменьшении температуры
Т=263 К, 253 К, 243 К, 233 К, 223 К, 213 К.
Задача 5: Масса 1 л газа при нормальных условиях равна 1,52 г. Чему равна молярная масса газа?
Задача 6: Воздух содержит 21% кислорода и 78% азота. Сколько молекул азота приходится на 1 моль кислорода?
Подведение итогов. Выставление оценок: Оценки, полученные в ходе урока заносятся в оценочную карточку, которую перед уроком получает каждый ученик. Учитель химии и учитель информатики в конце урока выставляют общую оценку за урок. Каждый учащийся получает оценку по химии и оценку по информатике и ИКТ.
Д/з:
Учитель химии: Для всех учащихся предлагается решить задачи № 3 и № 4. Задачи № 5 и № 6 выполняются по желанию.
Учитель информатики: провести компьютерное исследование, подтверждающее сделанный вывод. В тетради оформить отчет о проделанной работе.