Цели урока: продолжать формирование у учащихся представления о веществах и их использовании в жизни человека, развивать практические умения и навыки при работе с этими веществами, умения работать с книгой, записывать химические уравнения. Воспитание бережного отношения к природе, разумного подхода к использованию химических веществ.
Задачи урока: расширять и углублять знания учащихся о соединениях азота, фосфора и калия, применения их в хозяйственной деятельности. Развивать представление о минеральных удобрениях как о химических веществах, умение определять практически фосфорные удобрения среди удобрений других групп, как пример определения фосфат-ионов, умение записывать уравнения химических реакций в молекулярном и ионов виде, подготовиться к выполнению практической работы №5 «Минеральные удобрения».
Оборудование: технические условия: интерактивная доска, проектор, презентация «Минеральные удобрения» (Приложение 3).
Используемое оборудование: необходимая химическая посуда, образцы минеральных удобрений, набор химических реактивов для определения веществ.
1. Организационный момент.
Учитель сообщает о теме урока, задачах урока.
2. Актуализация знаний.
В форме беседы составляется схема и дается определение минеральным удобрениям. Учащиеся заносят схему и записывают определение в тетрадь. (Cлайд 1)
Какие элементы необходимы для роста и развития растений? (Слайд 2)
Все ли они нужны растениям в одинаковых количествах? (Слайд 3)
3. Изучение нового материала.
Учащиеся работают по группам. Каждая группа получает карту с заданиями и отчетом по этим заданиям. Приложение №1.
- группа «Азотные удобрения».
- группа «Фосфорные удобрения».
- группа «Калийные удобрения».
- группа «Микроудобрения»
В результате отчета групп на интерактивной доске в презентации заполняется общая таблица «Минеральные удобрения», которую ученики заносят в свою тетрадь. (Слайды 4–5 )
Группа удобрений | Роль питательного элемента для растений |
Примеры удобрений (формула, название) |
Азотные удобрения |
Стимулируют рост и увеличение зеленой массы растений (стеблей, листьев). Важны в весенний период. |
СО(NH2) – мочевина; |
Фосфорные удобрения |
Необходимы при росте репродуктивных органов (цветки, плоды). Важны во время цветения и формирования плодов. |
Са(Н2РО4)2 – двойной суперфосфат; |
Калийные удобрения |
Ускоряют рост фотосинтеза, способствуют накоплению углеводов, укрепляют стебли злаковых растений. |
Зола (К2СО3); |
Микроудобрения |
Способствуют синтезу сахара, белков, крахмала, витаминов, нуклеиновых кислот, ферментов. |
Микроудобрения в малых дозах применяются на полях в составе минеральных комплексов. |
К чему может привести недостаток элементов в почве? – Недостаток минеральных веществ может привести к неполноценному росту и развитию растений и, как следствие, низкому урожаю. (Слайд 6)
К чему может привести избыток минеральных веществ в почве?
- Накопление элементов в растениях; при употреблении человеком эти элементы накапливаются в организме человека и вызывают отравления.
- Попадание минеральных удобрений в водоемы, вызывающее изменения в биогеоценозах (зарастание водоемов и гибель водных организмов) Слайд 7-8
Распознавание минеральных удобрений.
Демонстрационный опыт по распознаванию нитрат-иона в минеральных удобрениях. Выполнение лабораторной работы №8 с 141 учебника. В качестве испытываемого минерального удобрения берется заранее приготовленный раствор преципитата. (Слайд 9)
Вывод: Минеральные удобрения – химические вещества, требующие осторожного к себе отношения. Применять минеральные удобрения нужно строго по норме. (Слайд 10)
4. Закрепление изученного материала. (Слайды 11–13)
Выполнение задания в группах.
Из перечня 1-7 выберите ответы на вопросы (I-X). (Номера ответов могут повторяться.)
Часть «А»
- Относятся к макроэлементам.
- Относится к микроэлементам.
Часть «В»
- Необходим при росте репродуктивных органов.
- Ускоряет процесс фотосинтеза.
- Стимулирует рост зеленой массы растений.
- Принимает участие в синтезе хлорофилла.
- Способствует укреплению стеблей злаковых растений.
Часть «С»
- Можно распознать при помощи иона Ag+ (образуется желтый осадок).
- Можно распознать, добавляя раствор щелочи при нагревании (появляется запах аммиака).
- Можно распознать при помощи раствора хлорида бария (появляется осадок белого цвета).
Ответы:
- Са(Н2РО4)2
- К
- N
- P
- Fe
- К2SO4
- NH4NO3
Ключ к заданию (Слайд 14):
№ вопроса | I |
II |
III |
IV |
V |
VI |
VII |
VIII |
IX |
X |
№ ответа |
2,3,4 |
5 |
4 |
2 |
3 |
5 |
2 |
1 |
7 |
6 |
После выполнения задания группы сдают свои отчеты о проделанной работе. Учитель подводит итоги, подсчитывает набранные каждой группой баллы, выставляет отметки.
Критерии оценивания предлагаются в приложении 2.
Домашнее задание §36, подготовиться к практической работе №5 «Минеральные удобрения», стр. 247. (Слайды 15–16)
Используемая литература:
- Новошинский И.И., Новошинская Н.С. «Химия 9 класс», Москва, «ОНИКС. Мир и образование», 2005г.
- Ковалевская Н.Б. «Химия в таблицах и схемах. 9класс», Москва, «Издат-школа», 2000г.