Учитель. Образ Дмитрия Ивановича, его преданность служения родине, необыкновенное трудолюбие, целеустремленность и многогранность интересов – прекрасный пример для нас, подрастающего поколения. Гениальность данного человека заключается прежде всего в том, что с годами не стареют его пророчества и идеи. Уже сбылось его пророчество: “Периодическому закону будущее не грозит разрушением, а только надстройки и развитие обещает”. Не потеряли актуальность в период перестройки идеи ученого о более тесной связи науки и промышленности, кратко им сформулированные в словах: “Наука и промышленность – вот мои мечты”.
Сменяются события, времена, общественные уклады, но остается память о человеке, о подвиге, о судьбе. До тех пор, пока человека помнят, он с нами. Весь мир знает и помнит гражданина России Дмитрия Ивановича Менделеева.
1-й ученик. “Твой папа вот какой: все знает, что бывает на свете. Во все проник. Не укрывается от него ничего. Его знание самое полное. оно происходит от гениальности, у простых людей такого не бывает. У него есть все. такое впечатление он и производит. При нем вовсе не страшно, но всегда – неспокойно. Это оттого, что он все давно знает, без рассказов, без намеков, даже не видя и не слыша. Твой папа, как всегда, решает все совершенно необыкновенно, своеобычно и гениально”, – прочла невеста Александра Блока Любовь Менделеева в его письме от 15 мая 1903 года. А.А.Блок не раз замечал, что Дмитрий Иванович – “это воплощение глубокого ума и тонкого восприятия всей действительности”.
Учитель. Очень интересна и разнообразна была жизнь Дмитрия Ивановича Менделеева – гордости нашего края!
Редко кто из крупных выдающихся деятелей русской науки и особенно ученых-техников в литературе был показан как живой человек со всеми его привычками, вкусами, с повседневными заботами. Дмитрию Ивановичу Менделееву повезло. Клинский поэт Вадим Каменецкий светлой памяти великого ученого-энциклопедиста Д.И.Менделеева посвятил свое стихотворение “Российский богатырь”:
2-й ученик.
Кумир ученых и поэтов
Глядит внимательно с портретов,
Своих открытий зная ширь,
С осанкой вечно молодою,
С окладистою бородою,
Былинный русский богатырь.Все было в химии неясно,
Порой запутано ужасно.
Но вот вмешался в хаос он,
И силой мудрого прозренья
Открыл ценою озаренья
Периодический закон.Проник он мыслью дерзновенной
И в микромир,
И в глубь вселенной,
Нас знанием вооружа.
И элементы подравнялись,
Могучей мысли подчиняясь
И человечеству служа.Науку русскую взлелеяв,
В ней возвышался менделеев,
Был, как блистательный пример.
Не только химик, но геолог,
Статистик, инженер, метролог,
И агроном, и землемер.Шагал прогресс, трещали троны,
С тиранов падали короны,
А он в двадцатый новый век
ришел как новый ломоносов,
Решить сумевший тьму вопросов –
Природно русский человек.Доброжелательный, веселый,
Любил гармонию во всем он,
Во всем глубокий смысл любил.
Не потому ль, ценя природу,
Стремясь к общению с народом,
Усадьбу в боблове купил?Толпою оживляла местность,
Бурлила клинская окрестность,
Спеша не пропустить момент,
И шар воздушный поднимался,
Когда им гений занимался,
Чтоб провести эксперимент.Сегодня мы воображаем,
Как небывалым урожаем
Крестьян сумел он поразить.
А он работал и работал,
Стыдиться не умея пота, –
Работе трудно возразить.Сегодня б нам его программу,
Да б в дело воплотить упрямо.
Но мы сегодня на мели.
Завет забыли исполина,
Что мыслил в боблове под клином
О плодородии земли.Всегда познанья сея семя,
Иное он предвидел время:
Не будет нищеты и зла…
Обогатив трудом науку,
Он нам протягивает руку
И вдохновляет на дела.
Читая это стихотворение, я вижу действительно живого человека со своим характером, привычками, капризами; вижу его манеру говорить, выражение лица, даже слышу его голос.
В данном стихотворении прослеживается направленность научных изысканий Д.И.Менделеева: промышленности, технике, экономике, сельскому хозяйству. Им посвящено втрое больше работ, чем химии. Менделеев поражает нас обширностью своих знаний, а вместе с тем учит, что для того мы и учимся, чтобы потом нести свет знания нашей родине, разрабатывать ее несметные природные богатства, поднимать ее благосостояние и независимость. Автор стихотворения наиболее чутко уловил суть духовного облика Дмитрия Ивановича Менделеева. “Во все проник”… Не было в России XIX века мыслителя, хотя бы близко к нему стоящего по размаху деятельности. Не было естествоиспытателя, получившего столь же широчайшее признание научного мира Европы и Америки. Не было ученого, чей авторитет в деловых и правительственных кругах оказался бы столь же высок.
3-й ученик. Нам, клинчанам, он и вправду земляк, земляк не по праву рождения на нашей земле, а потому, что большая часть его жизни, 42 года, связана с клинской землей, потому что многие труды он написал на нашей земле, многие идеи вынашивал и разрабатывал в своем клинском доме в Боблове.
4-й ученик (на фоне слайдов). Село Боблово находится в 18 км от Клина Московской области. Менделеев купил имение в 1868 году случайно. Осматривая его, он уже не смог отказаться от той красоты, которая его поразила. Его жена Анна Ивановна Менделеева, так отозвалась о Боблове: “В бобловской местности есть что-то цельное, законченное…, как в произведении талантливого художника”.
Бобловская местность гористая, там три горы – бобловская, спасская, дорошевская и между ними в долине извивается река лутосня с лугами и лесами. Усадьба Менделеева стояла наверху бобловской горы в парке. К ней вели две аллеи, с одной стороны – вязовая, с другой – березовая. Обширный парк состоял из вековых дубов, кленов, развесистых берез и высоких старых елей.
3-й ученик. В Боблове Д.И.Менделеев не только работал, но и отдыхал. Сюда к нему приезжали художники И.Е.Репин, А.И.Куинджи, Н.А.Ярошенко. В Боблово часто бывал зять Дмитрия Ивановича известный поэт Александр Блок.
4-й ученик. После смерти Дмитрия Ивановича в бобловскую усадьбу по-прежнему приезжали члены его семьи и жили здесь.
Сын Иван Дмитриевич мечтал построить в Боблове дом отдыха для престарелых ученых. Сам Иван Дмитриевич с 1918 по 1924 год работал директором школы и преподавателем математики в близлежащих школах.
Дочь Дмитрия Ивановича – Мария Дмитриевна работала зоотехником в Клинском районе. К сожалению, дом в Боблове в 1919 году по неизвестной причине сгорел.
Память о тех местах хранит музей-усадьба Д.И.Менделеева “Боблово” и ряд стихотворений клинских поэтов, вот некоторые из них.
5-й ученик.
Боблово
О, эти дивные места,
Где синь от края и до края,
Вся местность солнцем залита,
Там уголок земного рая.
В лугах по пояс там трава,
Речушка средь кустов струится,
В лесах полянки-острова,
Дорога меж холмов кружится.Там торжествует тишина
Душа свободна там, как птица,
И жизнь понятна и скромна,
Не надо ей там суетиться.
Там прошлое всегда живет
В музее, в парке и в аллее,
Пусть время свою сеть плетет,
С годами боблово милее.
В.Славкин
6-й ученик (на фоне слайдов “Бобловская местность”).
Боблово
Немало разных славных мест
В российской дали,
Но посмотри окрест –
Их много в нашем крае.Радищев клин наш посетил
Танеев жил в демьянове,
Уезд чайковский полюбил,
Реку и парк в Майданове.Татищев болдино нашел,
Шахматово-Бекетов,
А Менделеев приобрел
Свой рай в краю рассветов.Ученый летом проводил
Там опыты в полях,
Он Боблово боготворил,
Любил гулять в лесах.А что за чудный вид с холма,
Где неба ширь и синь,
Деревни, рощи и луга –
Куда свой взгляд не кинь.И помнят здешние места,
Как летом на заре
Поэт с улыбкой на устах
Въезжал в парк на коне.Не раз звучал там тихий смех,
Признания в любви;
В спектаклях блок имел успех,
Когда читал стихи.Уходят в прошлое века,
Но парк не одинок,
Стремится в боблово душа,
В наш клинский уголок.
Вячеслав Пернавский
7-й ученик. “Дмитрий Иванович был очень прост в общении, очень любил русские народные песни, особенно песню “Пошли девки на работу”. Идут, бывало, молодые крестьянки на сенокос, а он им деньги бросает и просит: “Ну, раскрасавицы, спойте мою любимую!..”, – из воспоминаний Антонины Васильевны Зориной, дочери горничной в семье Менделеевых.
8-й ученик. Имя Менделеева навеки вписано в науку. Знаете ли вы, что он произвел переворот в химии, знаете ли вы, что он открыл периодическую систему элементов? Что такое периодическая система? Давайте вместе прочитаем. (Чтение стихотворения С.Щипачева “Читая Менделеева”.)
9-й ученик. Сам Менделеев считал химию наукой о химических элементах, и это определение имеет “Права гражданства”. Но пока элементы являли собой хаотическое множество, а не были должным образом упорядочены, сведены в стройную систему, химия не могла приобрести той целостности, какую она приобрела благодаря менделеевскому учению о периодичности.
В книге Л.Ю.Аликберовой читаем “Парад химических элементов”.
(Л.Ю.Аликберова. Занимательная химия. – М.: “Аст-пресс”, 1999, с. 45.)
10-й ученик. Д.И.Менделеев в первые годы жизни в Боблове провел большие сельскохозяйственные работы. На бобловских полях ввел практику многополья, травосеяния, применения различных удобрений, использование сельскохозяйственных машин.
За несколько лет ведения хозяйства урожайность всех культур удвоидись, а само имение стало образцовым.
Свои знания менделеев передавал студентам, которых сюда привозили К.А.Тимирязев, В.В.Докучаев, а также местным крестьянам. Об этом можно прочитать в стихотворении В.Старикова “Менделеевская рожь”:
Менделеевская рожь
Приходил человек бородатый на поле.
Был участок земли не велик и не мал.
Человек сыпал в землю ученые соли,
До соленых потов над землей колдовал.На рассвете вставал поля этого ради.
Щупал тощих суглинков он каждую пядь.
Говорили крестьяне, на опыты глядя:
– Что-то Дмитрий Иваныч затеял опять!Солнце вешнее почву до дна прогревало.
В бороздах подсыхала весенняя грязь.
И парилась земля, и натужно вздыхала.
И зелеными всходами вдруг взорвалась.Потянулись ростки, понацелились в небо.
Разговор многозвучный, сгустясь, повели,
Неизбежным предвестьем великого хлеба
Неуемная сила рвалась из земли!Летом гром грохотал, с неба рушились ливни.
Тонкий стебель, беспомощен с виду и мал,
Как атлант, в неотступном порыве счастливом
Грузный колос над полем с трудом поднимал.Был отборным зерном каждый колос наполнен.
Разливалась по полю стозвонная медь.
Изо всех волостей в августовские полдни
Мужики приходили на хлеб поглядеть.Удивлялись крестьяне ржаной этой силе.
Наприкидку сощуря наметанный глаз.
И руками, назад отойдя, разводили:
– Что наука-то делает нынче у нас!Крепко руки им жал человек бородатый.
Мужики с ним подолгу беседы вели.
Уходила наука к сердцам благодатным
Настоящих хозяев российской земли.
В.И.Стариков, 1964
11-й ученик. Д.И.Менделееву была свойственна черта подлинных гуманистов: в самые трудные для себя дни оставаться добрым по отношению к другим людям, смотреть на жизнь светло, оптимистично, не брюзжать, не чувствовать себя обиженным .ее мы находим у русских классиков, как поэтов, так и ученых.
Жизнь Д.И.Менделеева – прекрасный пример разносторонних интересов настоящего ученого.
Бобловские посиделки
Однажды мне выпадает счастье большое –
Смогу я побыть в тишине.
Я в боблово еду с открытой душою,
Где все улыбается мне.Там звездами лик небосвода усыпан.
Там каждой я веточке свой.
Там самое доброе дерево-липа
Меня укрывает листвой.Там спят незабудки у каждой аллеи
В лирическом нежном строю.
Там тихой тропою идет Менделеев
И думает думу свою.В березовой роще, как в давние годы,
Мы молча с тобой постоим.
И наши печали, и наши невзгоды,
Наверно, растают, как дым.Там вспомним все истины наши простые.
Так будем ценить этот дом,
Где родина наша – родная Россия
Тебя укрывала крылом.
Валентин Стариков
Учитель. Сегодня мы рассмотрели лишь некоторые стихотворения о Дмитрии Ивановиче Менделееве, чтобы каждый слушатель захотел взять книги и прочитать о нем. Читая их, чувствуешь великого ученого. И будете вознаграждены: вы почувствоваете себя современником великого ученого, почувствоваете себя его коллегой, учеником, другом, товарищем, земляком. Менделеев – наш земляк, и нам надо знать о нем все.
12-й ученик. Имя Д.И.Менделеева вписано золотыми буквами в историю человечества. В 1964 году на доске почета науки в американском бриджпортском университете появилась русская фамилия: к перечисленным там гениям из гениев – евклиду, архимеду, копернику, галилею, ньютону, лавуазье – добавилось имя Д.И.Менделеева. Этот человек воплотил в себе гениальность ученого, широту разнообразных интересов, простоту, чуткость доступного для всех человека. Менделеев любил Россию и русский народ всей душой; это был патриот своей родины, он говорил: “И надобно иметь фонарь науки, чтобы осветить эти глубины, увидеть в этой темноте, и если вы этот фонарь знания внесете в россию, вы сделаете в самом деле то, чего… ожидает Россия, от чего зависит богатство или бедность ее народа, ее международная свобода. (Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная, воображаемая)”.
13-й ученик. Д.И.Менделеев своим трудом внес “Фонарь науки”, озарив им науку всего мира.
Менделеев верил в силу россии и ее народа, он писал: “Народ смутно, но решительно, по здравому инстинкту, познает, что идя помаленьку, мы никогда не догоним соседей, а надо не только догнать, но и перегнать, и, значит, нужно идти быстро и идти напролом, сметая все препятствия”. Пророческие слова Менделеева сбылись.
Только так, уважая собственную культуру и пользуясь достижениями собственной науки и техники, мы сможем возродить новую, процветающую россию, о которой мечтали наши великие предки и особенно один из них – светила российской науки Дмитрий Иванович Менделеев.
14-й ученик. Дмитрий Иванович писал: “Чего я только не делывал в своей научной жизни! Начав с учительства в симферопольской гимназии, я выслужил 48 лет родине и науке.
Плоды моих трудов прежде всего в научной известности, составляющей гордость – не одну мою личную, но и общую русскую…лучшее время жизни и ее главную силу взяло преподавательство…
Третья служба моя родине…это служба на пользу роста русской промышленности”.
15-й ученик. Три службы родине. Всегда и везде Дмитрий Иванович трудился на благо родной страны, хотел, чтобы о россии говорили с уважением, чтобы в стране ценили достижения своих ученых, поэтов, писателей. он был истинным гражданином россии. “Я люблю свою страну, как мать, а свою науку – как дух, который благославляет, освещает и объединяет все народы для блага и мирного развития духовных и материальных богатств”.
Учитель. Вся жизнь Д.И.Менделеева – подвиг во имя процветания России, отечественной науки и промышленности. Это пример того, как ученый может и должен служить родине. Имя его – символ национальной гордости и славы. Главный секрет жизни он раскрыл всем будущим поколениям: “Один человек – ноль, вместе – только люди. Удовольствие пролетит, оно только для себя. А труд оставит след долгой радости, он – для других. Будет неудача – не беда. Сохраняйте спокойствие и внутреннее самообладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим”.
Литература
- Л.Ю.Аликберова. Занимательная химия. – М.: “Аст-пресс”, 1999, с. 45.
- Макареня А.А., Рысев Ю.В. Д.И.Менделеев. – М.: Просвещение, 1988.
- Фигуровский Н.А. Дмитрий Иванович Менделеев 1834–1907. – М.: Наука, 1984.
- Стариков В.И. Менделеевская рожь. – Сибирские огни. 1964, № 12, с. 22.
- Клинская радуга: книга стихов. Коллектив авторов. – Клин: Издательство “Серп и молот”, 1994.
- Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / глав. ред. В.А.Володин. – М.: Аванта +, 2001, с. 176–177.
- Митряева И.В. Вечер воспоминаний “Менделеевская пятница”. – Журнал “Химия в школе”. № 9–2003, с. 72–73.
- Зубачев Л. Посвящается Д.И.Менделееву. Гордость клинской земли. – Газета “Заводская правда”, № 19–1988, с. 2.
- Чачин А. Ау, спонсоры! Помогите обустроить музей-усадьбу Д.И.Менделеева! – газета “Заводская правда”, № 8–2003, с. 7.