Великий химик земли Сибирской

Разделы: Химия, Внеклассная работа


Цель: сформировать осмысленное отношение к экскурсии в г. Тобольск на родину Д.И. Менделеева.

Задачи:

  • образовательная: изучить биографию Д.И. Менделеева, обобщить знания учащихся по теме “Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева”;
  • воспитательная: воспитывать чувство ответственности за результаты коллективной работы, чувство гордости за земляка.
  • развивающая: умение формулировать и высказывать свои мысли, применять свои знания на практике;

Оборудование: периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева; компьютеры, проектор; 2 стаканчика, носовой платок, спички, щипцы, лучинка.

Реактивы: спирт, вода.

Подготовительный этап.

  1. Сформировать 2 команды по 10 человек.
  2. Придумать название и девиз команды.
  3. Составить презентацию в Microsoft PowerPoint по теме “Жизнь и творчество Д.И. Менделеева”. Она должна состоять из 5-10 слайдов о биографии и научных трудах Д.И. Менделеева.
  4. Для команды соперников составить 3 вопроса по теме презентации.

План мероприятия.

  1. Жизнь и творчество Д.И. Менделеева.
  2. История открытия периодического закона.
  3. Этимология названия химических элементов.
  4. Лабораторный опыт.
  5. Мониторинг обученности.

Мероприятие сопровождается презентацией (Приложение 1).

Ход мероприятия

1 ведущий.

Закон великий он открыл,
Наш русский химик Менделеев,
На много лет опередил
Других известных корифеев.
Его закон, как свет, большой
Путь науке осветил,
И мир живой и неживой
Нам тайны атома раскрыл.

Сегодня мы поговорим о великом русском химике Дмитрии Ивановиче Менделееве, нашем земляке, авторе периодического закона и Периодической системы (Слайд 1).

2 ведущий. Начинаем наш конкурс. Для начала представим самое справедливое жюри (в состав жюри входят учащиеся 10–11-х классов). Познакомимся с участниками. И так команды представляют себя (название и девиз).

1 ведущий 1 конкурс “Жизнь и творчество Д.И. Менделеева”. Вы представляете заранее подготовленные презентации и задаете вопросы соперникам. Жюри оценивает вашу работу по 5-ти бальной системе.

Примерные вопросы.

  1. В 1887г. этот ученый один на аэростате поднялся выше облаков наблюдать затмение, а приземлился далеко в другой губернии. Суеверные люди посчитали, что на Землю спустился Всевышний. Кто этот ученый? (Ответ: Д.И.Менделеев).
  2. Дед Д. И. Менделеева по отцу имел фамилию Соколов, отец же - Менделеев. Почему? (Ответ. В родословной, составленной братом Д. И. Менделеева Павлом Менделеевым, записано: “Фамилию давали нередко учителя духовного училища; фамилия Менделеев дана отцу, когда он что-то выменял, как соседний помещик Менделеев менял лошадей и прочее. Учитель по созвучию “мену делать” вписал и отца под фамилией Менделеев”.)
  3. Всем вам известна сказка “Конёк-горбунок”. Ее написал учитель гимназии, в которой учился Д. И. Менделеев. Назовите фамилию автора сказки. (Ответ. Петр Павлович Ершов) [Слайд 2].

2 ведущий. Жюри готово подвести итоги 1 конкурса.

1 ведущий. Закон Д.И. Менделеева имеет графическое выражение в виде периодической системы химических элементов. Он не может быть записан в виде сочинения по литературе, какой-либо математической формулы или уравнения. Периодическая система может быть представлена разными видами таблиц (учитель показывает коротко- и длиннопериодный варианты). Таким образом, перефразируя высказывания великого поэта, можно сказать: “Периодический закон и Периодическая система – это близнецы-братья. Мы говорим “Периодический закон”- подразумеваем Периодическую систему. Мы говорим “Периодическая система” - подразумеваем Периодический закон”.

2 ведущий. Наш 2 конкурс “Открытие периодического закона”. Вам дано 4 вопроса. Через 7 минут вы должны ответить на них, используя печатные издания и ресурсы Интернета. Полный ответ на каждый вопрос - 2 балла.

Вопросы

  1. Число попыток классификации химических элементов до Д. И. Менделеева, считая варианты таблиц, достигало 50. Некоторые из ученых очень близко подошли к открытию закона. И все же им не удалось довести свои попытки до завершения. Укажите основной недостаток в работах всех предшественников Д. И. Менделеева и фамилии ученых. (Ответ. Все они проводили параллель только между сходными элементами, даже не сравнивая явно несходные, такие, например, как натрий и хлор. Например: Л. Мейер, Д. Ньюлендс)
  2. Твердо убежденный в справедливости периодического закона, Д. И. Менделеев предпринимает невиданный в истории химической науки шаг. Он описывает свойства трех из предсказанных им элементов, их соединений и даже методы, которыми эти химические элементы могут быть получены. О каких элементах идет речь? (Ответ. Речь идет о скандии, галлии, германии.)
  3. Сколько известно химических элементов на сегодняшний день, где они были открыты. Как они располагаются в Периодической системе. (Ответ. 114 химических элементов. Открыты в Московской области г.Дубна. в системе им присвоены номера 112, 114, 120, 126.)
  4. Кого Д. И. Менделеев называл “укрепителями” периодического закона и почему? (Ответ. Ученых, которые своими работами подтверждали справедливость периодического закона. Это прежде всего П. Лекок де Буабодран, Л. Нилъсон, К. Винклер. Они открыли предсказанные Д. И. Менделеевым галлий, скандий, германий.)

(В это время игра с болельщиками.)

1 ведущий. А мы поиграем с болельщиками. Приложение 2 [3].

1 ведущий. Вы знаете, что основой периодической системы являются химические элементы.

Другого ничего в природе нет
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Всё – от песчинок малых до планет -
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой,
Входи в него, вдыхай, руками трогай.

2 ведущий. Этимология названий химических элементов различна. Элементы названы в честь небесных тел, заимствованы из мифологии, в честь различных государств или частей света или в честь великих ученых. Наш 3 конкурс “Химия +география + астрономия”

1 ведущий. Первая команда называет химические элементы, названные в честь стран и городов; а вторая – названных в честь планет (за каждый названный элемент – 0,5 балла, время на обдумывание -2 минуты)

2 ведущий. Пока команды работают, поиграем с болельщиками. Отгадайте загадки.

Элемент я очень важный
На земле меня не счесть:
Мрамор, мел, карбид возьмите,
В соде пищевой я есть.
Знает весь меня народ
Ведь зовусь я … (углерод)

Я в периодической системе
Живу на третьем этаже.
Хоть группа у меня седьмая,
Но применяюсь я везде.
Кислоты, соли есть повсюду,
Даже в воде встречаюсь я.
Я очень-очень счастлив буду,
Коль назовёте вы меня (хлор)

Мы живём в соседях дружно,
Что нам в жизни очень нужно.
Алюминий – мой сосед,
А вот литий, калий – нет.
Натрий тоже мне сосед,
Хоть реакций сходных нет.
А всё только потому,
Что в одном мы с ним ряду.
Я – металл, меня ты знаешь,
И, конечно, угадаешь?! (магний)

Можем как на физзарядке
Рассчитаться по порядку.
Пятый номер мой, друзья,
Догадались, кто же я? (бор)

Он бесцветен и невиден,
Но в природе столь обыден,
Ведь находится везде:
В почве, воздухе, воде.
Без него бы человек
Не прожил бы и вовек.
В общем, это элемент,
Важней какого нет.
Ну, а если кто решил,
Что все это – водород,
Тот, конечно, поспешил,
Ведь загадан – ... (Кислород)

1 ведущий. Химия не возможна без практического применения. Д.И. Менделеев провел обширные исследования в области растворов. 4 конкурс “Волшебный платок”.

Приглашаются по 2 участника от каждой команды. Перед вами на столе находятся спирт и вода. Как, используя эти вещества, сжечь носовой платок, чтобы он остался целым и невредимым.

Небольшой носовой платочек погружают сначала в воду, хорошо смачивают и отжимают. Затем платочек берут за уголок щипцами, погружают в стакан со спиртом, вынимают и тут же поджигают с помощью лучинки. Спирт быстро сгорает, а платочек остаётся невредим [4].

2 ведущий. Мы продолжаем наше “Путешествие по периодической системе” (5 конкурс). Для участия в этом конкурсе по 3 представителей от каждой команды рассаживаются за компьютер. (На компьютерах установлен диск “Репетитор по химии Кирилла и Мефодия” тема “Периодический закон и периодическая система”) Вам предлагается за 4 минуты в интерактивном режиме ответить на предлагаемые вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл [5].

1 ведущий. Уважаемые болельщики. Периодический закон – это основной закон химии. Проверим, насколько хорошо вы знаете биографию нашего земляка. Отвечая на вопросы, вы получаете жетоны. Вопросы болельщикам.

  1. Дата рождения Менделеева. (8 февраля 1834 г.).
  2. Как звали отца Менделеева? (Иван Павлович).
  3. Какое максимальное количество электронов может располагаться на S-подуровне атома элемента? (Два).
  4. Сколько сыновей было у Д.И. Менделеева? (Три).
  5. Отрицательно заряженная частица. (Электрон).
  6. Как звали мать Д.И. Менделеева? (Мария Дмитриевна).
  7. Город, в котором родился Д.И. Менделеев. (Тобольск).
  8. Какое максимальное количество электронов может располагаться на р-подуровне атома элемента? (Шесть).
  9. Почему закон, открытый Д.И. Менделеевым был назван “Периодический”? (Периодически изменяются свойства элементов).
  10. Каким элементом заканчивается каждый период периодической системы? (Инертным газом).
  11. Дата открытия периодического закона. (1 марта 1869 г.).
  12. Сколько детей было у Д.И. Менделеева? (Семь).
  13. Город, где Д.И. Менделеев учился в ВУЗе. (Петербург).
  14. В каком году состоялся I Международный съезд химиков, который проходил в Германии в городе Карлсруэ, где Д.И. Менделеев принимал участие? (1860 г.).
  15. Как называются металлы, расположенные в 1-ой группе в главной подгруппе? (Щелочные).
  16. Как звали Менделеева? (Дмитрий Иванович).
  17. Сколько химических элементов предсказал Менделеев? (11).
  18. Сколько лет было Менделееву, когда он открыл периодический закон; в это время он был уже профессором Петербургского университета? (35).
  19. Назовите город, где после окончания института, Дмитрий Иванович работает учителем. Там он преподает математику, физику и биологию. (Одесса).
  20. Какой прибор был изобретен Менделеевым, когда он возглавлял Главную палату мер и весов? (Весы).

3 Болельщика, набравших наибольшее число жетонов получают “5”. Жюри подводит итоги.

Учитель. Участники победившей команды и активные болельщики получают “5”. В их честь звучит музыка.

Закончить нашу игру хотелось бы словами Д.И. Менделеева “Наука только тогда благотворна, когда мы ее принимаем не только разумом, но и сердцем”.

Использованная литература:

  1. Волынова Л.Г. и др. Химия. Предметная неделя в школе. Волгоград. Учитель. 2005г.
  2. Девяткин В.В. Ляхова Ю. М. Химия для любознательных. Ярославль. Академия. 2000г.
  3. Сайт www.xumuk.ru
  4. Степин Б.Д. Аликберова Л.Ю. Занимательные опыты по химии. Москва. Дрофа. 2002г.
  5. Диск “Репетитор по химии Кирилла и Мефодия” ООО “Кирилл и Мефодий” 2006г.

Приложение 1

Приложение 2