Урок-исследование в 9-м классе "Классификация органических соединений"

Разделы: Химия


Цель: научиться классифицировать органические вещества по следующим признакам: по составу и строению; проводить исследования; расширить знания учащихся об органических веществах, осуществить перенос знаний в новую ситуацию.

Задачи:

  • Образовательные: повторить особенности строения и классификации, которые применяли на уроках биологии и химии;
  • Развивающие: продолжить развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; продолжить развитие умений учащихся сравнивать, наблюдать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование единой научной картины мира через установление межпредметных связей химии с биологией; развитие монологической речи учащихся;
  • Воспитательные: развитие коммуникативных качеств учащихся при работе в группах.

Урок рекомендуется проводить после изучения параграфа о предмете органической химии, знакомства с многообразием органических веществ.

Учащиеся работают в 5 группах, в группе по 4 - 5 человек.

Ход урока

1 этап. Ориентировочно-мотивационный.

Марк Твен сказал: «Никого не интересует чужая цель, потому что у каждого есть своя цель», но если наши цели совпадут, значит, мы единомышленники на сегодняшний урок.

В органической химии насчитывается более 12 миллионов веществ, многие из них не существуют в природе, получены в лаборатории. В начале XVIII века эта наука представлялась «…дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чашей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть» (Из письма Вёлеру к Берцелиусу, 1835 г.).

Чтобы в таком лесу не заблудиться даже в наше время  для этого необходимо, как вы уже знаете из уроков географии, карта и компас. Наш компас - инструкция, карту составим  сами, если вспомним, что такое классификация, и где мы применяли этот способ объединения сходных предметов или явлений.

Записываем тему урока и ставим цель: научиться классифицировать органические вещества по составу, строению, проводить исследования с органическими веществами.

2 этап. Операционно-исполнительский.

Прослушав это сообщение, учащиеся получают памятку о классификации (приложение №1) Вспоминают, что знакомились с классификацией на уроках биологии, а также на уроках химии в 8 классе, при изучении основных классов неорганических веществ. Классифицировали вещества по составу, по свойствам; известна классификация внутри класса.

Попробуем классифицировать органические вещества. Группы учащихся получают задания с конвертом №1 (приложение №2)
Выполнив работу, каждая группа защищает ее.

Выводы группы.

Разделение предложенных веществ на 3 группы веществ: углеводороды (С,Н), кислородосодержащие вещества (С,Н,О) и азотосодержащие (С,Н,N).

Признаком классификации является качественный состав органических веществ.

Учащиеся заполняют в тетрадях и на доске схему:

Учитель сообщает, что эта классификация не полная, в состав органических веществ могут входить и другие химические элементы: сера, фосфор и даже металлы.

Продолжим классифицировать органические вещества.

Учащимся выдаётся задание №2 и конверт с формулами №2 (приложение №3) После выполнения задания каждая группа делает выводы, которые сводятся к следующему: предложенные углеводороды разделили по строению на 2 группы, в одной группе углеводороды ациклические, в другой циклические.

Особенностью строения молекул каждой группы является наличие различных связей, в ациклических углеводородах три вида связей: одинарная, двойная, тройная связь. Продолжают заполнять в тетрадях и на доске схему:

Основу познания составляет эксперимент, поэтому третье задание экспериментальное: нужно исследовать свойства выданных кислородосодержащих органических веществ (приложение №4).

Учащиеся читают инструкцию и выполняют эксперимент, заполняют таблицу.

Результаты эксперимента.

Название опыта

группы 1,4

группы 2,5

группа 3

1.Действие индикатора

+

2.Взаимодействие с гидроксидом меди (II)

ярко-синее окрашивание

ярко-синее окрашивание

3.Нагревание раствора сгидроксидом меди (II)

+

+

Выводы, которые делают группы:

  1. Все предложенные вещества имеют один и тот же качественный (элементарный) состав - кислородосодержащие органические вещества.
  2. Результаты опытов показали, что группа  изучала вещества, которые по строению отличались друг от друга. Учитель сообщает, что 1 и 4 группы исследовали  уксусную кислоту, 2 и 5 группы раствор глицерина, 3 группа - раствор глюкозы.

Какие кислородосодержащие вещества бывают, какое у них строение? На этот вопрос ответит содержимое конверта №3 (приложение № 5). Учащиеся выполняют задание №4, используя формулы соединений из конверта №3.

Выводы учащихся:

  1. Предложенные кислородосодержащие органические вещества разделили на 3 группы.
  2. Общим в строении молекул каждой группы является наличие функциональных групп атомов —ОН, , .

После выводов продолжаем заполнять схему:

На доске написаны формулы органических веществ, учащимся нужно выделить, по какому признаку можно классифицировать эти вещества: СН3 2, СН32, С6Н5 2, С6Н52, .

Учащиеся дополняют схему, назвав эти вещества  по составу азотосодержащими, которые по наличию функциональных групп –NН2 и –NО2 разделили на амины и нитросоединения.

Более полную классификацию учащиеся будут изучать в 11 классе, целью урока является перенос своих знаний о классификации на органические вещества, сравнение их, умение делать выводы.

3 этап. Рефлексивно – оценочный.

Учащиеся анализируют опорную схему (приложение № 6), которую они заполняли в течение урока, и делают общий вывод: признаки классификации органических веществ

  • по качественному составу,
  • по строению углеродной цепи,
  • по характеру связи С---С,
  • по наличию функциональных групп.

Признаки классификации неорганических и органических веществ одинаковы, это доказывает материальное единство этих веществ.

Каждое вещество имеет свой определенный качественный и количественный состав и определенное строение. Строение веществ определяют их химические свойства.