Цель: научиться классифицировать органические вещества по следующим признакам: по составу и строению; проводить исследования; расширить знания учащихся об органических веществах, осуществить перенос знаний в новую ситуацию.
Задачи:
- Образовательные: повторить особенности строения и классификации, которые применяли на уроках биологии и химии;
- Развивающие: продолжить развитие умений учащихся самостоятельно приобретать знания, используя различные источники информации; продолжить развитие умений учащихся сравнивать, наблюдать, анализировать, систематизировать, обобщать, делать выводы; продолжить формирование единой научной картины мира через установление межпредметных связей химии с биологией; развитие монологической речи учащихся;
- Воспитательные: развитие коммуникативных качеств учащихся при работе в группах.
Урок рекомендуется проводить после изучения параграфа о предмете органической химии, знакомства с многообразием органических веществ.
Учащиеся работают в 5 группах, в группе по 4 - 5 человек.
Ход урока
1 этап. Ориентировочно-мотивационный.
Марк Твен сказал: «Никого не интересует чужая цель, потому что у каждого есть своя цель», но если наши цели совпадут, значит, мы единомышленники на сегодняшний урок.
В органической химии насчитывается более 12 миллионов веществ, многие из них не существуют в природе, получены в лаборатории. В начале XVIII века эта наука представлялась «…дремучим лесом, полным удивительных вещей, безграничной чашей, из которой нельзя выбраться, куда не осмеливаешься проникнуть» (Из письма Вёлеру к Берцелиусу, 1835 г.).
Чтобы в таком лесу не заблудиться даже в наше время для этого необходимо, как вы уже знаете из уроков географии, карта и компас. Наш компас - инструкция, карту составим сами, если вспомним, что такое классификация, и где мы применяли этот способ объединения сходных предметов или явлений.
Записываем тему урока и ставим цель: научиться классифицировать органические вещества по составу, строению, проводить исследования с органическими веществами.
2 этап. Операционно-исполнительский.
Прослушав это сообщение, учащиеся получают памятку о классификации (приложение №1) Вспоминают, что знакомились с классификацией на уроках биологии, а также на уроках химии в 8 классе, при изучении основных классов неорганических веществ. Классифицировали вещества по составу, по свойствам; известна классификация внутри класса.
Попробуем классифицировать органические вещества. Группы учащихся получают задания с конвертом №1 (приложение №2)
Выполнив работу, каждая группа защищает ее.
Выводы группы.
Разделение предложенных веществ на 3 группы веществ: углеводороды (С,Н), кислородосодержащие вещества (С,Н,О) и азотосодержащие (С,Н,N).
Признаком классификации является качественный состав органических веществ.
Учащиеся заполняют в тетрадях и на доске схему:
Учитель сообщает, что эта классификация не полная, в состав органических веществ могут входить и другие химические элементы: сера, фосфор и даже металлы.
Продолжим классифицировать органические вещества.
Учащимся выдаётся задание №2 и конверт с формулами №2 (приложение №3) После выполнения задания каждая группа делает выводы, которые сводятся к следующему: предложенные углеводороды разделили по строению на 2 группы, в одной группе углеводороды ациклические, в другой циклические.
Особенностью строения молекул каждой группы является наличие различных связей, в ациклических углеводородах три вида связей: одинарная, двойная, тройная связь. Продолжают заполнять в тетрадях и на доске схему:
Основу познания составляет эксперимент, поэтому третье задание экспериментальное: нужно исследовать свойства выданных кислородосодержащих органических веществ (приложение №4).
Учащиеся читают инструкцию и выполняют эксперимент, заполняют таблицу.
Результаты эксперимента.
Название опыта |
группы 1,4 |
группы 2,5 |
группа 3 |
---|---|---|---|
1.Действие индикатора |
+ |
— |
— |
2.Взаимодействие с гидроксидом меди (II) |
— |
ярко-синее окрашивание |
ярко-синее окрашивание |
3.Нагревание раствора сгидроксидом меди (II) | — | + |
+ |
Выводы, которые делают группы:
- Все предложенные вещества имеют один и тот же качественный (элементарный) состав - кислородосодержащие органические вещества.
- Результаты опытов показали, что группа изучала вещества, которые по строению отличались друг от друга. Учитель сообщает, что 1 и 4 группы исследовали уксусную кислоту, 2 и 5 группы раствор глицерина, 3 группа - раствор глюкозы.
Какие кислородосодержащие вещества бывают, какое у них строение? На этот вопрос ответит содержимое конверта №3 (приложение № 5). Учащиеся выполняют задание №4, используя формулы соединений из конверта №3.
Выводы учащихся:
- Предложенные кислородосодержащие органические вещества разделили на 3 группы.
- Общим в строении молекул каждой группы является наличие функциональных групп атомов —ОН, , .
После выводов продолжаем заполнять схему:
На доске написаны формулы органических веществ, учащимся нужно выделить, по какому признаку можно классифицировать эти вещества: СН3 NН2, СН3 NО2, С6Н5 NН2, С6Н5 NО2, .
Учащиеся дополняют схему, назвав эти вещества по составу азотосодержащими, которые по наличию функциональных групп –NН2 и –NО2 разделили на амины и нитросоединения.
Более полную классификацию учащиеся будут изучать в 11 классе, целью урока является перенос своих знаний о классификации на органические вещества, сравнение их, умение делать выводы.
3 этап. Рефлексивно – оценочный.
Учащиеся анализируют опорную схему (приложение № 6), которую они заполняли в течение урока, и делают общий вывод: признаки классификации органических веществ
- по качественному составу,
- по строению углеродной цепи,
- по характеру связи С---С,
- по наличию функциональных групп.
Признаки классификации неорганических и органических веществ одинаковы, это доказывает материальное единство этих веществ.
Каждое вещество имеет свой определенный качественный и количественный состав и определенное строение. Строение веществ определяют их химические свойства.